Анализ рынков

Дистрибуция косметики и розничные сети

На косметическом рынке России ритейлеры становятся все более значимыми игроками – начинают диктовать свои условия производителям и дистрибьюторам. К каким последствиям приведет процесс перераспределения каналов дистрибуции парфюмерии и косметики на рынке? Правомерно ли утверждение, что над стабильным развитием российской парфюмерно-косметической розницы нависла угроза?

В 2005 году продолжилось замедление темпов развития отечественного рынка парфюмерии и косметики. Его рост, по данным ЭМГ "Старая крепость", составил только 12,9%, что значительно ниже показателей 2003–2004 годов – 20,3 и 19% соответственно (см. диаграммы 1 и 2). Объем рынка в 2005 году достиг 7 млрд долларов, что сопоставимо с объемами европейских стран. По прогнозам компании "Старая крепость", в 2006 году рынок прибавит еще 12% и достигнет 7,9 млрд долларов. По ожиданиям специалистов, к 2009 году российский косметический рынок вырастет на 40%.

ДИАГРАММА 1. Динамика объемов российского парфюмерно-косметического рынка в 1993–2005 гг.

ДИАГРАММА 2. Темпы роста российского рынка парфюмерии и косметики в 1994–2005 гг., в % по отношению к предыдущему году

По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, потенциальная емкость российского рынка составляет 15–18 млрд долларов, но этот уровень будет достигнут только к 2016–2017 годам. Теоретически это возможно, если возрастет благосостояние бедных слоев населения и будут развиты косметические сети в регионах.

Доля отечественных производителей в последние годы постоянно сокращается: если в 1999-м они занимали 70% рынка, то по итогам 2005-года смогли удержать лишь 40% (по данным ЭМГ "Старая крепость"). Лидируют западные компании Avon, Oriflame, Procter & Gamble. Из российских компаний в топ-10 входят "Калина" и "Невская косметика".

Современное состояние сегмента дистрибуции

Отношения между поставщиками, дистрибьюторами и ритейлерами на косметическом рынке становятся все жестче. Не в последнюю очередь это связано с тем, что российский рынок парфюмерии и косметики уже достиг определенной степени развития. Ритейлеры становятся все более значимыми игроками – начинают диктовать свои условия производителям и дистрибьюторам. Сейчас розничным операторам гораздо выгоднее работать с производителями напрямую, тем более что многие из известных зарубежных компаний открыли в России свои представительства.

Об авторе

Аркадий Зарубин, владелец и генеральный директор агентства ABARUS Market Research. Окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, обучался по Президентской программе подготовки управленческих кадров в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (специализация "управление маркетингом"). С 1994 года выполнил около 200 консалтинговых и исследовательских проектов. Эксперт Российской ассоциации маркетинга (РАМ), член Российской ассоциации рыночных исследований (РАРИ)

В свою очередь дистрибьюторы косметики идут по пути развития специализированных сетей. Однако было бы неверным утверждать, что эти компании развиваются только за счет розницы. В регионах ведущие дистрибьюторы работают в основном как оптовики, хотя постепенно розничные сети приходят и туда.

Крупнейшими импортерами парфюмерии и косметики являются компании Hermitage & Star Beaute (входит в группу Luxe-Holding), IFD (дистрибьюторское подразделение группы "Курс") и "Единая Европа – Холдинг". По оценкам участников рынка, эти структуры контролируют примерно половину продаж селективной косметики в России. Группе Luxe-Holding совместно с немецкой компанией Douglas-Holding принадлежит сеть магазинов Douglas-Rivoli, группе "Курс" совместно с "Алькор и Ко" – сеть "ЛЭтуаль", а "Единой Европе – Холдинг" – ILE DE BEAUTE ("Иль де Боте").

Развитие цивилизованной розницы

В 2005 году продолжился процесс перераспределения каналов дистрибуции парфюмерии и косметики в пользу универмагов, специализированных магазинов и "магазинов возле дома" (дрогери) за счет ухода косметики с открытых рынков. Среди специализированных магазинов и универмагов особенно активно ведется борьба за покупателя, сопровождающаяся высокими темпами роста расходов на рекламу и PR, а также на программы привлечения и удержания клиентов.

По итогам 2005 года наибольшее число продаж парфюмерии и косметики пришлось на долю универмагов – 30% от общего объема и на специализированные сети 24% – (по данным ЭМГ "Старая крепость", см. диаграмму 3). Еще в 2003 году на открытые рынки приходилось 20,4% всех продаж, в 2004-м их доля уменьшилась до 16%, а в 2005 году составила 15%. Совокупная доля универмагов, специализированных сетей и аптек увеличилась с 51,9% в 2003-м и 55% в 2004-м до 58,9% в 2005 году.

ДИАГРАММА 3. Удельный вес каналов дистрибуции на российском парфюмерно-косметическом рынке (2005 г.)

Для потребителя преимуществом покупок в универмагах является возможность закупить в одном месте все необходимое – продукты, косметику, бытовую химию, в последнее время и одежду. Естественно, что речь идет о покупках сегмента масс-маркет.

Специалисты полагают, что доля продаж на открытых рынках будет уменьшаться и дальше, что в результате может привести к падению продаж российских производителей, у которых нет денег на вход в розницу. Поскольку речь идет о самом нижнем ценовом сегменте, это соответствует общим тенденциям развития российского рынка парфюмерии и косметики.

Таким образом, на данном рынке заметно усиливаются позиции организованного сегмента. В Россию уже пришли крупнейшие западные игроки: крупная московская сеть Rivoli заключила союз с германской Douglas, "ЛЭтуаль" приобрела франшизу французской сети Sephora, а A. S. Watson – петербургскую сеть "Спектр".

С появлением у нас западных компаний подавляющая часть парфюмерно-косметической розницы стала принадлежать следующим сетям: "Арбат Престиж", "ЛЭтуаль-Sephora" (работают как отдельные сети), ILE DE BEAUTE, DOUGLAS-RIVOLI, Rive Goche (принадлежит питерской компании "Парфюм-Стандарт"), Brocard (принадлежит немецкой Brocard Group Ltd.), "Мак-Дак", "Южный двор".

Остальная часть российской парфюмерно-косметической розницы обслуживается несетевыми игроками, в частности и такими крупными, как Articoli, ЦУМ (Москва) и "Калинка-Stockman".

Альтернативные и традиционные каналы сбыта

Дрогери

Другим каналом розничного сбыта являются небольшие парфюмерно-косметические магазины, находящиеся в спальных районах, недалеко от потребителя – так называемые дрогери. Такие магазинчики также постепенно преобразуются или выкупаются сетевыми игроками, но несколько иного масштаба, чем "Арбат Престиж" или "ЛЭтуаль". Свои сети в формате дрогери развивают компании "Южный двор" и "Мак-Дак".

Пример

"Южный двор" – один из самых крупных в России продавцов косметических товаров и бытовой химии. Компании принадлежит более 130 магазинов в Москве и крупнейших городах страны, преимущественно в формате дрогери, не считая палаток на рынках. Ассортимент "Южного двора" насчитывает свыше 8 тыс. наименований товаров отечественных и зарубежных производителей нижнего и среднего ценовых сегментов ("Свобода", "Калина", Procter & Gamble), а также элитных марок (Gucci, Christian Dior, Givenchy, Estee Lauder, Chanel).

В Москве у компании существует три ценовых формата, которые устанавливаются исходя из местоположения магазина, на основании анализа ценовой политики местных конкурентов и средних цен по району. При этом цены в торговых точках в разных районах города могут отличаться на 30%.

Другой компанией формата дрогери является холдинг "Мак-Дак". Годовой оборот "Мак-Дака", включая оптовое направление, составляет 395 млн долларов. Эта компания тоже когда-то начинала с оптовой торговли косметическими товарами и бытовой химией, а с 1997 года открывала магазины под вывеской "Каприз-М" – разной площади и формы торговли, как и у "Южного двора". В 2004 году в "Мак-Даке" решили отказаться от развития розничной сети "Каприз-М". Часть магазинов закрыли, а другие переоформили в едином стандарте и назвали "Ол! Гуд". Собственная розничная сеть "Мак-Дака" составляет более 80 магазинов. Сеть развивается в основном в двух форматах: секция в ТЦ площадью от 40 до 170 кв. м и отдельно стоящее здание площадью от 100 до 300 кв. м.

Следует заметить, что у "Мак-Дака" и "Южного двора" значительная доля продаж приходится на бытовую химию.

Прямые продажи

Прямые продажи – третий по значимости канал дистрибуции косметики и парфюмерии на российском рынке (см. диаграмму 3). По данным "Старой крепости", доля прямых продаж среди других каналов дистрибуции в 2005 году достигла 21,6%. Поэтому создание и развитие сетевых компаний становится серьезной альтернативой классическому распространению товаров через розничные магазины.

Крупнейшие специализированные сети

"Арбат Престиж"

С момента своего создания компания быстро набирала обороты. Первый магазин открылся в 1998 году. В 2002 году магазинов было уже 11, а их оборот составлял 80 млн долларов. В 2003 году объемы продаж выросли до 150 млн долларов. Однако в 2005 году оборот компании составил 240 млн долларов и вырос лишь на 2,5% (см. диаграммы 5 и 6). На косметическом рынке страны сменился лидер – им стала сеть "ЛЭтуаль".

Сеть "Арбат Престиж" насчитывает 28 магазинов, из них 20 в Москве, шесть в Санкт-Петербурге (см. табл. 1). 60% уставного капитала ОАО "Арбат Престиж" принадлежит генеральному директору сети В. Некрасову, 40% – управляющей компании "Тройка Диалог".

Это единственная в России сеть, открывающая парфюмерные гипермаркеты площадью свыше 1 тыс. кв. м. В "Арбат Престиже" самый большой выбор косметических и парфюмерных марок – 350 (см. диаграмму 4).

"Л’Этуаль" ("Алькор и Ко", группа "Курс")

Основной конкурент "Арбат Престижа", сеть "ЛЭтуаль", в Москве появилась в 1998 году, заняв свободную на тот момент нишу розничных продаж парфюмерии и косметики элитных марок (Clinique, Lancome и др.).

Сеть парфюмерно-косметических магазинов "ЛЭтуаль" насчитывает 250 магазинов в 52 регионах (см. табл. 1). Контрольный пакет компании принадлежит управляющей фирме Alkor, в которую, помимо "ЛЭтуаль", входит парфюмерно-косметическая сеть Sephora – совместное предприятие одноименной французской компании и фирмы Alkor.

Марка "ЛЭтуаль" объединяет небольшие магазины с более дорогим ассортиментом продукции, делает упор на селективные марки и индивидуальный подход к клиенту. Сейчас в "ЛЭтуаль" представлено 150 марок (см. диаграмму 4).

ILE DE BEAUTE

В 2003 году обороты сети составили 13,7 млн долларов, в 2004-м – 34,3 млн долларов, в 2005 году оборот составил уже 75,4 млн долларов (см диаграммы 5 и 6). В 2006 году компания планирует увеличить продажи до 164 млн долларов.

Сначала ILE DE BEAUTE появилась преимущественно в регионах. В 2001 году открылось четыре магазина, один из них – в Москве. В начале 2004 года в сети насчитывалось 17 небольших (150–300 кв. м) магазинов, причем только три из них – в Москве. Теперь компания собирается открывать по двадцать магазинов ежегодно, в том числе и в столице. Сейчас сеть насчитывает 53 магазина, 40 из них – в регионах, 13 в Москве (см. табл. 1).

В сети представлены все крупнейшие брэнды (260 марок), тогда как в "Арбат Престиже", например, нет продукции компании Seldico (Christian Dior, Givenchy, Guerlain и Kenzo). В 2005 году ILE DE BEAUTE продемонстрировала такую же высокую динамику, как и "ЛЭтуаль"

ТАБЛИЦА 1. Количество и площадь торговых точек в крупных розничных сетях парфюмерии и косметики, июнь 2006 г.
Розничная сеть парфюме-рии и косметики Количество торговых точек в сети по городам
все города Москва Санкт-петербург другие города РФ
кол-во точек пло-щадь, кв. м кол-во точек пло-щадь, кв. м кол-во точек пло-щадь, кв. м кол-во точек пло-щадь, кв. м
"ЛЭтуаль" 250
55 220-61000
104*
Н/д
18*
Н/д
104*
Н/д
ILE DE BEAUTE 53 16 293 13 4474 6 1737 34 10082
"Арбат Престиж" 28 51 510 20 40 000 7 10 000 1 1510
Источник: данные компаний
*данные размещенные на сайте компании
ДИАГРАММА 4. Количество представленных марок в крупных розничных сетях парфюмерии и косметики, июнь 2006 г.

ДИАГРАММА 5. Объемы продаж крупных розничных сетей парфюмерии и косметики, 2002–2005 гг.

ДИАГРАММА 6. Рост продаж крупных розничных сетей парфюмерии и косметики, 2002–2005 гг.

В этом сегменте российского рынка парфюмерии и косметики доминируют четыре игрока: шведская компания Oriflame, американские Avon и Mary Kay, а также российская компания Faberlic. В 2005 году брэнд Faberlic был на третьем месте по узнаваемости марок среди российских потребителей. Первые два места заняли Avon и Oriflame.

По оценке исследовательской компании Euromonitor, в настоящее время компании прямых продаж занимают 45% рынка декоративной косметики, 33% рынка средств по уходу за кожей, 16% рынка парфюмерии, около 8% сегмента средств для ванны и душа и 4% – средств для волос.

Российские компании, по мнению экспертов, сегмент прямых продаж фактически упустили. Из тех немногих, кто в нем работает, реальную конкуренцию лидерам может составить лишь Faberlic.

Drugstore (косметика в аптеках)

Продажи косметических средств в формате drugstore опережают рост рынка в целом. Аптечный рынок косметики в 2005 году составил 277 млн долларов, что более чем на 20% превышает показатель 2004 года. За счет этого удельный вес этого канала дистрибуции увеличился в 2005 году с 2,3% до 3,95%.

Успешные брэнды, которые продвигаются только через аптеки, такие как Vichy от LOreal, создают позитивный прецедент синтеза фармацевтики и косметологии. Отметим также, что потребители больше доверяют продуктам, созданным по медицинским технологиям. В крупных российских городах около 50% продаж в аптеках сегодня приходится на сопутствующие товары. Среди других причин активизации продаж косметических товаров аптечными учреждениями – отмечаемый в последние годы рост потребления дорогой косметики, а также бурное развитие фармацевтического рынка.

Основной путь реализации этой продукции – через аптеки. Сегодня в аптеках представлены в основном западные брэнды, причем их ассортимент за последний год расширился. Так, осенью 2005 года в аптеках появился американский брэнд RoC (Johnson & Johnson), а аптеки "36,6" пополнили свой ассортимент товарами под британской аптечной маркой Boots. В линейке брэндов – средства по уходу за кожей лица и тела, стайлинговые средства и декоративная косметика.

Электронные продажи

Продажи косметики и парфюмерии on-line – наиболее динамично развивающийся канал сбыта. Рост продаж через интернет в 2005 году, по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, вырос на 1000% (с 0,8 до 8 млн долларов). В то же время в физическом выражении объем торговли косметики через интернет пока весьма незначителен – 0,8% всех продаваемых on-line товаров.

Достоинство этого канала сбыта заключается в том, что, продавая парфюмерию on-line, производители могут предложить большие скидки, благодаря чему растет лояльность покупателя к брэнду.

Интернет становится дополнительным мощным средством продаж косметики и гигиенических продуктов для таких компаний, как Avon и Oriflame. Однако по сравнению с традиционными каналами сбыта объем продаж в интернете незначителен.

В то же время крупные российские продавцы косметики не рассматривают интернет как серьезный канал реализации косметики и парфюмерии. До недавнего времени этот сегмент розницы даже не замеряли.

Помаду и духи можно посмотреть в магазине, а потом заказать через интернет. Но подобная схема имеет смысл только в том случае, если потребитель в итоге сможет существенно сэкономить (как, например, при покупке бытовой техники или компьютеров).

Через интернет человек приобретает косметику и парфюмерию только тогда, когда точно знает, что хочет (марку духов, номер помады и т. п.). Новинки же он покупает в обычных магазинах. Здесь же совершаются импульсные покупки, на которых и держится парфюмерно-косметическая розница.

Поэтому сайты косметических и парфюмерных брэндов, как правило, нацелены на продвижение рекламных образов и на предоставление информации об ароматах. Владельцы селективных марок передают интернет-продажи другим торговым организациям, занимаясь в сети лишь имиджевой рекламой и промо-акциями, нацеленными на покупателей-новаторов и стойких приверженцев брэнда. Чтобы заинтересовать покупателей новинкой, среди посетителей сайта проводятся конкурсы и викторины: вопросы связаны с рекламой или продукцией брэнда. Призы – естественно, флаконы новинок.

В России уже не первый год существуют вполне грамотно разработанные и активно работающие сайты отечественных интернет-магазинов. Например, www.aromat.ru и www. aedes.com.

Amway и Nu Skin пришли в Россию

В марте 2005 года одна из крупнейших компаний прямых продаж в мире Amway открыла свое представительство в России. До сих пор механизм прямых продаж на российском поле использовался только в косметике, однако в линейке Amway представлена и бытовая химия. С марта 2005-го по март 2006 года объем продаж компании в России составил свыше 100 млн долларов. В настоящий момент с компанией сотрудничают более 300 тыс. независимых предпринимателей Amway, которые доставляют продукцию компании потребителям.

Вслед за Amway в апреле 2006 года на наш рынок пришел другой крупный американский производитель косметики – Nu Skin Enterprises. В России будут представлены два из трех направлений компании: косметический брэнд Nu Skin и биологически активные добавки (БАД) – Pharmanex

Прогнозы развития рынка

Можно предположить, что локомотивом развития российского рынка косметики и парфюмерии в ближайшие 3–5 лет станут регионы. Повышение уровня жизни в регионах неизбежно приведет к увеличению потребления средств не-первой необходимости, к которым относятся косметика и парфюмерия. Кроме того, свою роль сыграет изменение отношения в обществе к личной гигиене, средствам ухода за собой, парфюмерии. В этом ракурсе быстрее всего будет расти сегмент косметики масс-маркет, причем не нижний сегмент, а средний.

В ближайшие годы структура российского рынка будет приближаться к мировой, то есть будет размываться деление масс-маркета на нижний, средний и высокий уровень, останется сегмент массовой косметики и люксовой. Перспективы люксовой косметики в России пока нестабильны, так как прирост ее использования будет снижаться с дальнейшим ростом доходов населения и изменением отношения к косметике как покупкам статусным и импульсивным. В то же время часть потребителей будет переходить именно на люксовый сегмент, обеспечивая его неуклонное развитие. Таким образом, потребление люксовой косметики, что естественно, не станет массовым, но будет занимать свою устойчивую долю рынка. Исключительно важным в этом свете является развитие дистрибьюторских региональных сетей. Характерно, что наибольшую динамику в 2005 году продемонстрировала розничная сеть ILE DE BEUTE, которая развивается в основном в регионах, а наименьшую – лидер рынка "Арбат Престиж", чей бизнес сосредоточен в Москве. Усиление веса регионов подтверждается и повышенным интересом к регионам со стороны зарубежных сетевых операторов, об этом, например, говорит факт приобретения компанией A. S. Watson сети розничных магазинов в Петербурге.

В форматах продаж в 2005 году определяющим стало широкое распространение магазинов типа дрогери. Эти магазины, равно как и универмаги, отбирают у специализированных магазинов масс-маркета часть потребителей. Специализированным магазинам в связи с этим следует обратить внимание на более четкое позиционирование и продуманную ассортиментную политику, на повышение качества работы с потребителем. Все меньшее значение на рынке парфюмерии и косметики теперь играют продажи через открытые рынки, что свидетельствует о сближении стандартов отечественного и мирового рынков.

Объемы продаж косметики через аптеки растут, но доля этих продаж на рынке является пока незначительной. Аптеки являются перспективным каналом сбыта специализированной косметики – лечебной и профессиональной, но не массовой. Однако тенденции развития рынка, связанные с индивидуализацией, инновационностью и т. д. продуктов, играют на руку тем компаниям, которые ищут возможности расширения продаж в этом формате, так как именно в аптеке человек может получить профессиональную консультацию и совет.

Через интернет может продаваться либо массовая, хорошо известная потребителю косметика, либо, напротив, специализированная, которую сложно приобрести где-то еще. Пока на российском рынке продажи онлайн не рассматриваются как серьезный канал сбыта, однако этот рынок будет расти, и, во всяком случае, это очень эффективный информационный канал и инструмент общения с потребителями

Ход конем

До 2005 года российские косметические сети развивались достаточно стабильно, так как западные сети предпочитали работать с отечественными магазинами через указанных крупных игроков. Однако сейчас над стабильным развитием российской парфюмерно-косметической розницы нависла угроза. Анонсированное в начале прошлого года создание совместного предприятия (СП) между "Арбат Престиж" и французской розничной сетью Marionnaud сорвалось. Вместо этого на российский рынок вышел новый агрессивный игрок – гонконгская компания A. S. Watson*, купившая Marionnaud. Китайцы не собираются соблюдать договоренности предыдущих владельцев Marionnaud с "Арбат Престижем", более того – похоже, сами намереваются изменить баланс сил на парфюмерно-косметическом рынке. В октябре 2005 года A. S. Watson приобрела 24 магазина питерской сети "Спектр". Эта покупка стала первым случаем самостоятельного выхода западной парфюмерной сети на российский рынок. До сих пор мировые гиганты дебютировали в России осторожнее – либо через СП, либо через продажи франшиз

* - Компания A. S. Watson – подразделение холдинга Hutchison Whampoa с капитализацией в 90 млрд долларов, один из лидеров мировой торговли косметикой и парфюмерией. На сегодня розничное направление холдинга насчитывает 6,8 тыс. магазинов в 51 стране, работающих под его основными брэндами: Watsons, Marionnaud, The Perfume shop, Drogas, Superdrug, ParknShop, Taste, Fortess

АРКАДИЙ ЗАРУБИН
salespro.ru

05.12.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

06.12.2025 - 21:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация