Про дизайн

Exlibris (Экслибрис)

Exlibris (Экслибрис)Дословно с латыни - "из книг". Художественно выполненный ярлычок, наклейка с обозначением владельца книги или знак-виньетка с обозначением принадлежности книги к личной библиотеке.

На протяжении многих веков экслибрис выполнял утилитарную функцию. Он в первую очередь оповещал о владельце книги. В то время немногочисленные обладатели редкого и дорогостоящего предмета были из числа крупных феодалов, монастырей, богатых купцов. На первых порах книжные знаки исполнялись в виде герба (геральдического знака) или инициальной записи. Естественно, такие знаки были подчинены геральдическому своду правил и не могли отразить ни пристрастия владельца, ни его внутренний мир.

В XIX веке гербовые экслибрисы в связи с появлением и внедрением современных технологий книгопечатания и резким удешевлением книжной продукции стали активно вытесняться наборными ярлыками с текстом в акцидентных рамочках и без оных. В России этот процесс наиболее активно пошел после отмены крепостного права и в период бурного развития капитализма. Экслибрисы-штемпели стали самой упрощенной формой книжного знака. Конечно, в создании дешевого штемпеля из каучука творческое начало минимально. Поэтому, как правило, в изготовлении таких экслибрисов художник участия не принимал. В книжных знаках выполненных типографским набором зачастую чувствовалась опытная рука типографа. Эти приятные исключения и назывались в последствии поэтикой набора.

Другое направление экслибриса - появление знаков-карикатур на их владельцев. Эти шаржи интересны для исследователей-библиографов, но, с художественной точки зрения, они более подчеркивали диктат заказчика российского экслибриса второй половины XIX века и его вкуса.


Дмитрий Митрохин

Елизавета Кругликова

Конец XIX - начало XX века - время возрождения в России искусства книжного знака, как отрасли графики. Именно в это время была окончательно найдена новая форма экслибриса. В противовес геральдической и, связанной с ней традициями деланно театрального, декламационного знака художников второй половины XIX века, новая форма была свободной. Свободной от подражания английским мастерам, от модной карикатурности, от горделивых геральдических правил. Решающую роль в становлении современного экслибриса сыграли виртуозные художники конца XIX – начала ХХ века, сплотившиеся вокруг, знаменитого в ту пору, журнала "Мир искусства". Поэтому по праву говорят об экслибрисах мирискусников, как о целой эпохе в истории русского книжного знака.


Сергей Чехонин

Иван Билибин

"Разработка новых, ранее неизвестных мотивов экслибрисов, полных глубоко пережитого, как правило, интимного содержания (К.А.Сомов, М.В.Добужинский, А.Н.Бенуа и другие), мастерство стилизации, умение в большинстве случаев увязать книжно-прикладную форму экслибриса с отныне уже свободно трактуемым у нас внегеральдическим изобразительным мотивом - вот типичные черты изощренной графики мирискуснического книжного знака".1 Каждому экслибрису художники "Мира искусства" придавали все черты качественного графического произведения. Это и стройность композиции, филигранная точность деталей, индивидуальность, тонкий сюжет. В каждый знак художник вкладывал частицу частицу своей души, в каждом угадывается графический почерк мастера.


Иван Билибин

Мстислав Добужинский

Мирискусники делали экслибрисы друг для друга, по заказам ценителей утонченной графики, коллекционеров художественных изданий, ведь их книжные знаки служили дополнительным украшением частной библиотеки. Графики "Мира искусства", каждый для себя, разработали свою форму книжного знака. Так, знаки Д.Д.Бушена, М.В.Добужинского, большинство знаков К.А.Сомова, экслибрис Л.С.Бакста композиционно решены в форме виньетки, а знаки А.Н.Бенуа и И.Я.Билибина - в форме заставки-иллюстрации, но зачастую экслибрисы содержали в себе обе эти формы. Примечательно то, что в своих работах с экслибрисом художники смело раздвигали границы традиционных условностей, приравняв книжный знак к произведению искусства. Малая графика, как видно на примере экслибриса, ни чуть не проще "настоящей" графики. И работы мирискусников - хорошее этому подтверждение.


Сергей Чехонин

Дмитрий Митрохин

Так, художник Дмитрий Митрохин в книжных знаках афористично раскрывает отдельные стороны личности их владельцев, связанные как правило с природой или же искусством. Книжный знак Льва Бакста для пианиста и дирижера А.Н.Зилотти, отображает профессию владельца. "Рисунок экслибриса характерен для всей графики художника, в которой декоративность блестяще сочетается с графичностью и с плавностью линий".2 Константин Сомов - автор оригинальных по стилю и композиции экслибрисов, в большинстве своем декоративных и орнаментальных, в которые тонко внесена чувственная нота.


Натан Альтман

Борис Кустодиев

Экслибрисы Ивана Билибина, мастера иллюстрации и книжного оформления, исполнены в характерной для художника манере декоративного и одновременно жестковатого журнального рисунка. Елизавета Кругликова в основном занималась станковой графикой - силуэтными композициями и монотипиями, - и такая трактовка ею экслибрисного замысла понятна. Искусство силуэта лежит и в основе экслибрисов Мстислава Добужинского. Книжные знаки Бориса Кустодиева решены в раннем периоде творчества как типичные мирискуснические полузаставки-полуиллюстрации, позднее, как миниатюры в виде беглого рисунка тушью. А работы Сергея Чехонина - это просто фантастические арабески из дев, роз и книг.


Валентин Быстренин

Леонид Пастернак

Графическое красноречие, умение метко охарактеризовать личность владельца средствами изобразительного искусства, находчивость и острота художественных приемов - все эти качества и приемы привнесли мирискусники в искусство книжного знака. Мирискусники, впервые после долгих лет функционирования книжного знака на уровне ремесла, внесли его в область высокого графического искусства. Экслибрисы мастеров "Мира искусства" и многих их последователей находятся на уровне лучших достижений графики ХХ века.


Константин Сомов

Лев Бакст

Литература:
1. С.Г.Ивенский. Мастера русского экслибриса.- Л.: "Художник РСФСР", 1973
2. Е.М.Минаев, С.П.Фортинский. Экслибрис. - М.: "Книга", 1970

Advertologu.Ru
журнал "ПРОсто дизайн"

20.01.2006

на печать


Комментарии

настя
26.01.2011 19:36 | сообщение #1
 

Браво спосибо

Гость
02.02.2011 13:30 | сообщение #2
 

настя писал(а):
Браво спосибо


Родимый научись писать по русски!

Ольга
19.05.2011 21:24 | сообщение #3
 

писал(а):

настя писал(а):
Браво спосибо


Родимый научись писать по русски!

писал(а):

настя писал(а):
Браво спосибо


Родимый научись писать по русски!

Это Вам нужно учиться писать. После слов "родимый" ставят запятую, а в слове "по-русски" после "по" ставят дефис.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.03.2024 - 15:35
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация