Интервью

"Биология корпораций" - Вадим Лапидус

Структура многих российских предприятий напоминает виноградную лозу, плоды которой свежи и зрелы только на конце стебля. Избавиться от "гнилой" управленческой массы, тормозящей рост компании, хотят многие руководители. Но как это сделать, знают далеко не все. В бизнес-среде давно назрела необходимость коренного изменения отношения к качеству - как производимого продукта, так и управления. О способах достижения этой цели рассказал один из ведущих российских консультантов в области менеджмента качества, генеральный директор консалтинговой компании "Приоритет" (Нижний Новгород) Вадим Лапидус.

- Вадим Аркадьевич, во время визита в Новосибирск вы рассказывали руководителям сибирских предприятий о политике преобразования компаний. Каковы ее основные принципы?

- В первую очередь, мы хотим разрушить иллюзию о возможности исправления плохой системы менеджмента хорошей надстройкой в виде материального стимулирования. Начинать преобразование предприятия следует с демонтажа системы репрессивного менеджмента и построения новой системы, основанной на лидерстве с уже встроенной в нее системой мотиваций.

Классический менеджмент основан на принуждении, контроле, подчинении и дроблении на подразделения. Компания, которая его использует, выглядит как египетская пирамида. На вершине пирамиды генеральный директор, потом его заместители, начальники отделов, бюро и так далее. Такая структура осложняет взаимодействие между сотрудниками разных подразделений и приводит к потере значительной части информации.
Но не менее важен тот факт, что единоличное лидерство руководителя вырождается в вождизм, авторитаризм и даже тиранию. В такой модели нет людей. Человеческие ресурсы используются исключительно как средства для получения конечного результата, а наиболее успешными становятся самые изворотливые, циничные и угодливые сотрудники.

Суть перехода к другой, более эффективной модели - Leader-менеджмента - создание и развитие лидерского ядра, которое, в конечном счете, должно достичь критической массы. Лидерство должно стать естественным для всех. Это система, которая ориентирована на отношения между людьми, она "живая", и лидером в ней может стать почти каждый. Но лидерские качества сотрудников не могут проявиться в жесткой системе. Они будут подавлены сразу после рождения. У человека возникнет идея, он напишет предложение, которое запустят на рассмотрение, там оно и умрет. Чтобы этого не происходило, необходимо радикальное изменение организационной структуры компании.

- Какой должна быть структура, являющая основу современной модели предприятия?

- Это сетевая динамическая структура. Современные компании быстро видоизменяются: была одна структура, возникли новые подразделения - появилась иная структура. Часто для решения внезапно возникших проблем создавать новое подразделение вовсе и не требуется. Достаточно организовать команды из действующих сотрудников на небольшой промежуток времени. Решив задачу, они продолжают выполнять свои основные функции. Такой подход становится сегодня практикой жизни. Для подготовки специалистов к подобным мероприятиям существует целый комплекс разнообразных технологий командной работы. Как правило, у каждого участника есть свои функции. Кто-то является организатором, кто-то ведет хронометраж, кто-то собирает идеи, кто-то осуществляет менеджмент, кто-то выступает как оппонент. На практике работа команд устанавливается не институционально, а через тренинги. В отличие от предприятия в целом, в таких структурах нет устава, по которому нужно работать "именно так". Людей приучают работать ситуационно, так, как им удобно в той или иной ситуации. Жесткая иерархия не позволяет гибко реагировать на те или иные изменения рынка, поэтому она постепенно отмирает.

- Каковы в современной системе взаимосвязь и взаимоотношения лидеров с менеджерами - людьми, которые по сути являются частью политики принуждений, то есть репрессивной системы управления?

- Менеджмент и лидерство - это два неравных крыла одного и того же существа. Современная компания находится в состоянии постоянных перемен. Для их осуществления нужны лидеры - люди, которые ориентированы не на приказы и распоряжения, а на изменения "статус-кво", на то, чтобы в нужный момент перейти из одного состояния в другое. Лидерские отношения основаны на доверии и ответственности. И ни то, ни другое нельзя вызвать приказом и навязать против воли. Лидер должен обладать повышенной энергетикой, ощущением будущего, умением донести его до коллег, увлечь и повести за собой. Команда лидеров - это платформа для успешных преобразований.

Менеджмент - это приказы, распоряжения, бюджет, контроль, стандарт. Другими словами - опора стабильности. Менеджеры наделены властью и поддерживаются ею. Действительно, их власть базируется на принуждении. Если сотрудник не подчиняется менеджеру, его оштрафуют, накажут и, в конце концов, уволят. Но, с другой стороны, если оставить только одних лидеров со слабыми задатками организатора, компания рухнет.

Поэтому необходим баланс. В компании должно быть достаточно много как менеджеров, так и людей с лидерскими качествами, и их соотношение должно изменяться в зависимости от тех или иных задач. Балансировать можно при помощи кадровых изменений или путем установок. Например, для стабилизации нужно уделить более пристальное внимание бюджету, выполнению приказов, исполнительской дисциплине. Для преобразований - сосредоточиться на изменениях процессов, структуры, переобучении людей. Подобные установки должен давать руководитель своим подчиненным.
К сожалению, очень редко бывают люди с одинаково сильно выраженными качествами выдающихся менеджеров и выдающихся лидеров. Как правило, что-то доминирует - так устроен человек, так устроен мир.

- В иностранных компаниях уже используется предлагаемая вами схема, но в России дела обстоят иначе. Вы общаетесь с руководителями многих крупных российских предприятий. Как они относятся к подобным инициативам?

- Главная цель преобразований - повышение качества продукции и эффективности труда. Но для того, чтобы создавать хорошую продукцию, нужно пересмотреть сам подход к понятию "качество". Высокое качество должно быть встроено в продукт, стать одним из его элементов. И участие в создании этого "агрегата" должны принимать все участники процесса производства. Это основной принцип тотального управления качеством (ТQM).

В России все гладко только в теории, на деле - гораздо сложнее. Модернизация требует очень серьезных, даже глобальных изменений. Например, неясно, что делать с отделами технического контроля (ОТК). Как их изменить? Убрать страшно. А как передать функции управления качеством производству, многие руководители не знают.

Чтобы это сделать, нужно создать настоящую систему управления и менеджмента качества. А для этого, в первую очередь, необходимо отказаться от главного принципа - принципа наказаний. Если вы отказываетесь от наказаний, поиск виновных в изготовлении некачественной продукции становится ненужным. Таким образом, ОТК может заниматься уже непосредственно контролем качества, и передача его функции производству становится вполне осуществимой. За рубежом для передачи используется принцип автономизации, которая предполагает, что станок или производственный процесс обладают простым устройством искусственного интеллекта. Он позволяет отключить станок в случае некорректной работы. Если его нет, то остановку производит рабочий с помощью контрольной карты. В России компании, которые дают право остановить производственный процесс или конвейер своим рабочим, можно пересчитать по пальцам.

- Выходит, проблема в отсталом производстве и необходимости его модернизации?

- Не совсем так. Вы можете использовать самое современное оборудование и даже предусмотреть полную автоматизацию, но в отсутствии грамотного менеджмента, по мере того как некоторые функции автоматизации будут нарушаться, этот завод постепенно перейдет к старым формам существования.

Например, в Израиле на заводе по производству удобрений на побережье Мертвого моря работают 8 человек - все автоматизировано. Одновременно на другом берегу, в Иордании, американцы построили точно такой же завод. Изначально они работали одинаково. Но в отличие от израильтян иорданцы все агрегаты, выходившие из строя, мгновенно заменяли сотней людей, которые делали те же операции вручную. В итоге они пришли к старой организации производства, и теперь на иорданском заводе более тысячи сотрудников.

Поэтому очень важно, какую модель организации своего предприятия видит руководитель, как он думает. В России очень большой спектр подходов к управлению. Есть современные руководители. Но многие компании используют "менеджмент имени Лаврентия Берии" и ничего, кроме тирании, в управлении не применяют.

- Как можно усовершенствовать существующую систему наказаний и поощрений на предприятиях в условиях российского бизнеса и российского менталитета, которые к тому же ограничены системой защиты прав работников?

- В компании должен быть перечень запретов. И среди этих запретов должны быть абсолютные - табу. Табу - это граница, которую переходить нельзя. Ее преступление должно однозначно сопровождаться увольнением. Кроме стандартных табу: не пей, не воруй, не интригуй, есть и уникальные запреты. Например, принцип "нельзя не делиться информацией": если ты что-то знаешь, то не имеешь права скрывать эти знания от своих коллег. Другой не совсем обычный принцип - неподнятие флажка помощи. Это табу тоже нарушать нельзя. Если работа не получается и ты понимаешь, что не сделаешь ее в срок, нужно позвать на помощь. Конечно, поначалу такие необычные табу должны носить экспериментально-лояльную форму, так как люди боятся делать то, к чему не привыкли, опасаясь наказания. Но со временем подобные меры должны войти в обычную практику.

Кроме того, есть запреты, связанные, например, с нарушением техники безопасности. Они не ставят человека на грань увольнения и призваны воспитывать в работнике культуру производства.

А вот если человек своими действиями принес ущерб, то нужно рассматривать систему долевого возмещения ущерба. Если сотрудник участвует в прибыли, получает бонусы за хорошую работу и компания делится с ним успехом, то, сделав ошибку, определенную часть материальной ответственности должен понести именно он. Расходы на возмещение ущерба не должны быть списаны на всех сотрудников, как это часто бывает. Воспитательная составляющая состоит в том, чтобы приучить людей брать на себя вину. Человек должен понимать, что это не наказание, а соучастие в компенсации рисков ошибок. В определенном смысле это продуманная согласованная система совместного страхования.

- Вы считаете, что в процессе перехода размер лидерского ядра должен достичь критической массы, приблизиться к масштабам всего предприятия. Кто в таком случае будет выполнять самые мелкие задачи? Ведь помимо лидеров должны быть и ведомые сотрудники, выполняющие четкие указания.

- Мы говорим о руководителях разного уровня и о людях, которые могут возглавить группы, команды. Вот о каких людях идет речь. Стопроцентного лидерства мы не требуем. Кроме того, существует большое количество людей, которые не хотят быть лидерами, - таких порядка 80%. Они испытывают повышенное беспокойство о будущем, имеют много страхов, и им нужны лидеры, которые "погасят" это беспокойство, возьмут ответственность на себя. Лидерами не могут стать все, но их должно быть значительно больше, чем сейчас. Сегодня мы "проламываем" ситуацию вождизма, когда большинство людей считают, что в компании должен быть только один лидер - ее руководитель, "вождь", а все остальные - исполнители его воли.

Сейчас достаточно проблематично создать команду вокруг первого руководителя, в которой люди брали бы на себя ответственность, говорили: "Это мой вопрос, я его решу, и остальные могут не волноваться". Пока мы направлены на то, чтобы увеличить функции лидерства на самом высоком уровне. О глубоком проникновении можно только мечтать. Но, реализуя проекты по лидерству совместно с различными компаниями СНГ, мы видим, как легко находятся новые лидеры. Наш опыт показывает, что Leader-менеджмент, лидерство как система гораздо более эффективны, чем репрессивное управление.

Вадим Лапидус родился 7 марта 1944 года в Новосибирске. Закончив в 1966 году Горьковский государственный университет (ГГУ) им. Лобачевского, работал преподавателем физики в старших классах специальной физико-математической школы. С 1975-го по 2002 год работал заведующим отделом Госстандарта в Горьковском филиале Всероссийского НИИ стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИМАШ). Позднее - первый заместитель генерального директора по науке (к тому времени предприятие стало называться ОАО "Всероссийский научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем"). С 1991 года является генеральным директором центра "Приоритет", совмещая эту должность с работой ответственным редактором в журнале "Методы менеджмента качества". Доктор технических наук. Президент Международной гильдии профессионалов качества. Руководил разработками ГОСТа по применению статистических методов, принимал участие в разработке ГОСТа по системам менеджмента качества в автомобилестроении, а также в создании международного стандарта качества ISO 13448. Автор и соавтор более 180 научных публикаций и докладов на международных конференциях по качеству (Дели, Иокогама, Иерусалим, Неаполь, Париж, Сеул, Токио).

"Эксперт-Сибирь"

16.12.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Есть мнение ...

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Платежная система "Мир" потратила на рекламу 3,4 млрд...Платежная система "Мир" потратила на рекламу 3,4 млрд...
Государственная Национальная система платежных карт (НСПК), управляющая платежной системой «Мир», в 2019 году потратила на рекламу 3,36 млрд рублей — почти столько же, сколько Сбербанк. Это позволило бы госкомпании остановиться в шаге от топ-10 рекламодателей в России по размеру рекламного бюджета — немного ниже Сбербанка, но значительно выше любой другой компании с финансового рынка. Выручка НСПК за тот же год составила 16,2 млрд рублей.
"Я против расизма, но..." Как бренды наказывают инфлюэнсеров..."Я против расизма, но..." Как бренды наказывают инфлюэнсеров... (1)
Ксения Собчак и Регина Тодоренко — первые в истории российского рекламного рынка инфлюэнсеры, примерно наказанные брендами за высказывания, которые не отвечают их ценностям. Логично, что контракты с Собчак и Тодоренко разорвали западные компании. В США и Европе бренды уже давно следят за репутацией своих рекламных лиц. Они же, видимо, будут воспитывать инфлюэнсеров и в России. The Bell разобрался, почему они сейчас этим озаботились и какие у них для этого есть инструменты.
Рекламный инструмент Apple Search Ads повышает конверсию в установки...Рекламный инструмент Apple Search Ads повышает конверсию в установки...
Компания Zen Mobile Agency, входящая в состав iConText Group, протестировала рекламный инструмент Apple Search Ads, который стал доступен для россиян в начале мая 2020 года. Продвижение приложений внутри App Store позволяет повысить конверсию в установки на 17%.
Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты... (1)
Реагируя на стремительное изменение ситуации на рынке Исследовательский Центр АКАР/РАМУ/IAB Russia провел опрос 23-26 марта 2020 года среди компаний-членов IAB Russia на предмет их отношения к кризису, вызванному вирусом COVID-19, предпринимаемым мерам и оценки ближайшего будущего.
Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...
Согласно опросу консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia, большинство женщин-руководителей относятся к практике гендерного квотирования в управленческом составе бизнеса положительно, большинство мужчин – отрицательно. При этом в своей организации подобную инициативу поддержали бы 49% женщин и 8% мужчин, против бы высказались 27% женщин и 79% мужчин соответственно.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

11.07.2020 - 20:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация