Интервью

"PR построит доверительные отношения" - Филип Китчен

"PR построит доверительные отношения" - Филип Китчен

В среде российских маркетологов сегодня активно обсуждаются проблемы интегрированных маркетинговых коммуникаций и маркетингового PR. Наш корреспондент задал несколько вопросов одному из первопроходцев этой проблематики - Филипу Китчену.

- Фил, какие тенденции наблюдаются в близкой вам сфере паблик рилейшнз?

- В 1997 г., выпуская книгу по теории и практике связей с общественностью, я сделал в ней несколько заявлений, касающихся будущего PR. Они не потеряли своей актуальности по сей день. В середине 90-х PR- специалисты и PR-индустрия в целом искали подходы к руководству крупнейших компаний. Проблема состояла в кардинальном повышении статуса PR. Конечно, не только PR нуждается в этом. Повышение статуса – проблема не только PR-специалистов, но и представителей других дисциплин менеджмента. Очевидно, что обретение привилегированного статуса IPR – важный шаг в нужном направлении. Сегодня двери открываются, а перспективы развертываются.

- Полагаю, эти амбиции обоснованы объективным ростом значимости PR?

- Любая организация в любой сфере деятельности – будь то общественный, частный или некоммерческий сектор экономики - неминуемо оказывается в роли коммуникатора. Они должны умело строить свои коммуникации, делать их эффективными или кто-то другой должен делать это для них - иначе владельцам и акционерам грозят убытки. PR являются инструментом - и возможно единственным инструментом - построения отношений доверия между акционерами и клиентурой, потребителями.

В 1997 г я утверждал, что PR вступают в пору зрелости и время подтвердило эти заявления. Расцвет PR сопряжен с новыми инициативами и активными действиями. Сейчас IPRA ("Международная ассоциация по связям ч общественностью" - АХ) включает более 8 000 членов и рост числа членов составил 60 процентов с 2000 года. Родилось много новых инициатив и программ, отряжающих развитие и мощь современного PR в области предпринимательства, образовании и академической среде. Новые и новые выпускники университетов, аспиранты и практики из наиболее активной части PR -специалистов спорят и развиваются. В июне 2004 г. на ежегодном собрании IPRA было заявлено: "Мы, PR-сообщество - квинтессенция свободного общества, рыночной экономики и политической демократии. Именно так мы и должны думать о себе. Никогда не было и никогда не будет закрытого общества с паблик рилейшнз".

- А как повлияло развитие PR на маркетинговые коммуникации в целом?

- Я полагаю, что упомянутое выше заявление еще более точно, если распространить его на коммуникации в целом. Сегодня потребители и клиенты по горло сыты риторикой и демагогией. Они хотят знать реальное положение дел в организации, знать правду о ее персонале и лидерах – что они из себя представляют, что делают для построения отношений доверия с потребителем и клиентом, какой вклад вносит эта организация в качество жизни на этой планете.

- Все чаще используется новый для нас термин Маркетинговый PR (МPR) имеет ли он право на жизнь?

- В конце 80-х были весьма популярны критические мнения и взгляды в отношении маркетингового PR. В самом этом сочетании МPR одни видели внутреннее терминологическое противоречие, другие усматривали последнюю стадию "маркетингового империализма". Сегодня все очевиднее становится, что старые баталии за раздел сфер влияния, взаимная враждебность и распри между маркетингом и PR остаются в прошлом. Эта уверенность основана на том, что любая организация может и должна быть коммуникатором. Два главных инструмента, которые она использует для этого – традиционные маркетинговые коммуникации и PR . Эти типы коммуникаций не являются произвольными дополнениями, используемыми или не используемыми организацией по желанию ее руководства: в эпоху коммуникаций PR, как и Маркетинг - неотъемлемые атрибуты бизнеса. Маркетинг вынужден признать важность и полезность PR, оценить вклад, и достоинства PR, которые еще более усиливаются на фоне падения эффективности других инструментов маркетингового продвижения.

- В чем причины роста значения МPR и снижения эффективности традиционных форм маркетинговых коммуникаций?

- С одной стороны, цены на рекламу продолжают расти, а аудитории непрестанно продолжают расщепляться и становятся все более дробными, фрагментарными. В то же время аудитории становятся все более опытными, разборчивыми и искушенными в плане маркетинговых коммуникаций - все более информированными о товарах, услугах и организациях. Расходы на продвижение продаж растут по экспоненте, ценовой промоушен и ценовая конкуренция ведут к росту издержек и ориентации потребителя на примитивную сделку с ценовой мотивацией, переключая его с лояльности бренду на лояльность материальным выгодам от сделки.

С другой стороны, творческое использование новостей, специальные события, паблисити, социальные инвестиции и другие формы маркетингового PR создают возможности не столько для примитивного возбуждения потребителя, побуждения его к покупке, но и являются эффективными механизмами поддержки неотъемлемых, принадлежащих только данному бренду атрибутов и обещаний.

- Как я понимаю, МPR в купе с традиционными формами маркетинговых коммуникаций и образует то, что называется IMC (Интегрированные маркетинговые коммуникации)?

- Многие критики и комментаторы не улавливают сути той крайней, я бы сказал, - критической потребности в ИМК. Они не понимают, почему ИМК растут и сегодня, практически, доминируют. Этому процессу пытается противостоять традиционно сложившийся коммуникационный сепаратизм - устоявшаяся практика, когда разные департаменты компании, слабо координируя свою деятельность, независимо друг от друга планируют, готовят, бюджетируют и управляют коммуникациями. Эта практика коммуникационного сепаратизма неизбежно должна быть заменена системным подходом к коммуникации, который сфокусирован на аудиториях - потребителях, клиентах, инвесторах, акционерах и т.п. - и брендах, связанных воедино потребностью и необходимостью коммуникации. Проведенный нами в текущем году опрос практикующих PR-специалистов – как внешних PR-консультантов, так и PR-специалистов компаний, показал, что 70 процентов своего рабочего времени они тратят на деятельность, определяемую как "маркетинговые коммуникации".

- К чему ведет отмеченный Вами коммуникационный сепаратизм?

- Наблюдение за коммуникационной деятельностью компаний показывает, что положение в этой области крайне тяжелое, что именно эта сфера активности компаний крайне нуждается в создании согласного коммуникационного "хора и кордебалета", способного и желающего обеспечить всем компаниям услуги по интегрированному планированию, реализации и оценке коммуникаций.

Агентства интегрированных коммуникаций всех типов и размеров должны систематически обеспечивать решения маркетинговых проблем, реализуемые затем PR-подразделениями компаний. Еще в 1997 я писал о необходимости для PR развивать "искусство общего". Это как раз то, что помогает направлять деятельность организации в условиях остро конкурентных рынков, в среде сверхбдительных, тертых инвесторов и искушенной потребительской публики.
Сегодня мы нуждаемся в такой коммуникации, которая тесно связана с общей стратегией бизнеса. Такая коммуникация крайне необходима. Листая страницы любого номера Financial Times постоянно можно читать нечто подобное: "Топ-менеджмент под огнем; обвальное падение акций; утрата доверия инвесторов; отставка руководства; чехарда в совете директоров; провал годового отчета"…

Все эти факты наглядно иллюстрируют, что топ-менеджмент, советы директоров компаний, директора и менеджеры по коммуникациям, их организации в целом нуждаются в налаживании эффективных коммуникаций с инвесторами, спонсорами и т.п. аудиториями, от которых зависит стабильное развитие и успех компании, действующей в бизнес-среде 21 века с ее неистово растущей конкуренцией.

- Как процесс интеграции коммуникаций влияет на отношение внутренних и внешних коммуникаций компании?

- Еще в 1997г. мы рекомендовали фирмам развивать фундаментально обоснованные стратегии внутренних коммуникаций. Почему и зачем они необходимы? Во-превых, эта необходимость вытекает из приоритета бренда и брендинга. Если организация не может убедить собственный персонал в преимуществах и ценностях своего бренда – будь то корпоративного или частного - как она сможет убеждать в этих ценностях и преимуществах потребителей , клиентов, спонсоров, инвесторов, акционеров - кого бы то ни было? Специально проведенные в США исследования показали, что важнейшим фактором успеха и отличием компаний-лидеров, отличающим их от компаний-эпигонов является твердая вера персонала в то что, их бренды выполняют свои обещания. Кроме того, наиболее успешные компании имеют хорошо развитые системы бренд-рилейшнз, работа которых постоянно изучается и совершенствуется, а коммуникации в этих системах осуществляются с завидной регулярностью, это и отличает успешные компании от тех, которые стремятся им подражать.

- Что нового IMC несут с точки зрения их содержания?

- Еще в середине 90-х стало ясно, что компании неизбежно будут все больше вовлечены в программы социальной ответственности. Тогда по поводу программ социальной ответственности шесть компаний, описанных в моей диссертации, заявляли примерно так: "Если это поможет нам продавать больше нашей продукции – тем лучше!"

- Что изменилось с тех пор?

- Сегодня стало ясно, что роль бизнеса должна простираться далеко за пределы продаж, прибылей и доли рынка, обращаясь к социальным инвестициям: компания становится и остается активным социальным субъектом в среде своего функционирования. Можно привести примеры крупнейших компаний, таких как Nestle, Unilever, MacDonalds, PepsiCo, Coca-Cola, Cadbury Schweppes, которые, как и многие другие движутся сегодня в направлении создания более здорового имиджа. Этот "здоровый" имидж транслируется упомянутыми компаниями всеми социально приемлемыми способами, но это еще не социальная ответственность, а простой отклик на такие тенденции среды как, например, ожирение.

- Как глобальные тенденции бизнеса – например, слияния и поглощения – влияют на процесс интеграции коммуникаций?

- "Цунами" слияний и поглощений означает растущее давление на другие компании, которым перспектива поглощения еще только грозит. Это значит что в один "прекрасный" момент национальный олигополистический рынок превратится в интернациональный и, наконец, глобальный олигополистический рынок. Это означает также, что давление олигополий в направлении слияния будет оказываться и на крупных поставщиков услуг: юридические компании, рекламные и PR-агентства. Они также будут сливаться и поглощаться, чтобы обслуживать своих клиентов по всему свету. Это уже произошло с такими компаниями как WPP, Hill&Knowlton, и многими другими.

- 21 век – эпоха перемен. Как IMC помогают компаниям выживать и преуспевать в стабильно нестабильной среде бизнеса?

- В книге "Communicating Globally: An Integrated Marketing Approach" (D.Schulz and P.Kitchen, 2000) Мы с Доном Шульцем утверждаем, что вызов который встает перед организациями всего мира в 21 веке – это необходимость, неизбежность изменений: изменений в процессе производства, в логистике и дистрибуции и, что важнее всего, - изменений в маркетинге и коммуникациях.. Мы доказываем в этой книге, что лучший механизм управления переменами в маркетинге и коммуникациях был и есть - интеграция всех усилий: развитие и совершенствование методик, процессов, систем и координации. Короче говоря, это означает интеграцию всех форм и методов коммуникаций организации – как внутренних – так и внешних, интеграцию не только маркетинговых коммуникаций, не только PR-коммуникаций, и не только их отдельных видов, но коммуникаций, которые жизненно важны для развития бизнеса, для его движения вперед.

Алексей Хашковский
"Деловой Петербург"

09.11.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

05.12.2025 - 18:53
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация