Анализ рынков

Любителям сладкой жизни. Обзор рынка коньяка

Коньяк... У каждого человека при упоминании этого утонченного напитка возникают разные ассоциации. Но большинство ценителей коньяка сходятся во мнении, что его употребление - признак отличного вкуса и определенного положения в обществе. А для многих женщин нет ничего более будоражащего воображение, чем аромат хорошего коньяка и запах дорогой сигары. Вряд ли кто-нибудь будет спорить с утверждением, что среди алкогольных напитков есть более именитый, чем коньяк. Он занимает особое положение, обусловленное его высокими вкусовыми достоинствами. В данной статье приведены основные результаты исследования российского рынка коньяка и бренди, проведенного компанией "ВладВнешСервис".

Для упрощения изложения информации далее в тексте все напитки этого типа будут называться "коньяк".

В 2004 году по сравнению с аналогичными показателями 2003-го импортные поступления коньяка в Россию увеличились на 26% в денежном и на 38% в натуральном выражении (рис. 1, 2).

12

При этом львиную долю в общем объеме импорта занимают коньяки производства стран СНГ, о которых и пойдет речь далее. В то же время хочется отметить, что доля Франции в 2004 году, хотя и незначительно, но снизилась. Тем не менее, эта страна по-прежнему сохраняет лидирующее положение по поставкам коньяка в денежном выражении, тогда как по показателям в натуральном выражении первое место сохраняет за собой Молдавия.

Общий объем поставок коньяка из СНГ в 2004 году составил порядка 86 млн $ в денежном выражении и более 18,5 млн литров - в натуральном. При этом устойчивой тенденцией импорта является значительный рост как физических, так и стоимостных показателей - примерно, на 23 и 31%, соответственно, по сравнению с аналогичными показателями 2003 года. Динамика импортных поступлений коньяка производства стран СНГ за 2001-2004 годы представлена на рисунках 3-4.

34

Основными странами СНГ, импортирующими свою продукцию на российский рынок, являются: Армения, Грузия, Молдавия и Украина (рис. 5, 6). * Чтобы лучше представить структуру импорта, рассмотрим ситуацию по каждой из этих стран.

5
6

МОЛДАВИЯ

Традиционно, молдавский коньяк занимает одно из ведущих мест на российском рынке: на его долю приходится 56,7% в общем объеме импорта коньяка из стран СНГ в натуральном выражении и 38,5% - в денежном. В 2004 году наблюдалось увеличение импортных поступлений молдавского коньяка на российский рынок в размере 13% в натуральном и порядка 25% в денежном выражении.

Самой популярной маркой молдавского коньяка остается "Белый аист". Вопрос о принадлежности этого брэнда открыт по сей день. Кроме того, на российском рынке представлены такие марки коньяка из Молдавии, как Kvint (ТВКЗ Kvint) - на ее долю приходится 21% сегмента, "Гарлинг" (АО "Барза албэ и АО "Унгень-вин") - 7%, "Колус" (ООО СП "Колусвин") - 3% и Vinorum (АО "Винэрия бардар") - 2% (рис. 7). На долю других марок и производителей в этом сегменте приходится 19%. При этом хочется отметить, что в 2004 году на российском рынке появилась продукция компании АО "Романешть" (в частности, под ТМ "Белый аист"), которая сразу же заняла свое место в пятерке лидеров.

7

В то же время продвижению и развитию коньяков из Молдавии препятствует наличие на российском рынке большого числа подделок, из-за чего у потребителей сложилось негативное отношение к продукции из этой страны. Однако сейчас молдавские производители ведут активную борьбу с подделками и работают над усовершенствованием защиты своей продукции. Следовательно, есть надежда, что в ближайшем будущем ситуация исправится.

АРМЕНИЯ

Производство коньяка в Армении имеет очень давнюю историю: согласно преданиям, в этой стране он известен еще со времен Ноя. В России употребление именно армянского коньяка всегда считалось хорошим тоном и неотъемлемым атрибутом любого праздника. Стоимостной объем поступлений армянского коньяка на российский рынок в 2004 году увеличился на 14,3%, возрос и рост продаж в натуральных единицах - практически на 9%.

Наиболее популярными марками армянского коньяка на российском рынке традиционно являются "Арарат" и "Ани", принадлежащие ЗАО "Ереванский коньячный завод" (рис. 8)

В 2004 году количество армянских компаний - производителей коньячной продукции, поставляющих свою продукцию на российский рынок, увеличилось в 1,5 раза. В пятерке лидеров появилось ООО "Ерасхский винный завод", основанный в 2002 году. Сегодня специалисты называют это предприятие одним из самых высокотехнологичных в отрасли.

8

ГРУЗИЯ

Среди стран СНГ, поставляющих свою продукцию на российский рынок, в 2004 году особенно отличилась Грузия: по сравнению с 2003 годом объем поставок грузинского коньяка вырос более, чем в 3 раза. При этом эта страна пока по-прежнему занимает небольшую долю - порядка 13-14%.

Лидером продаж остается, превышая в несколько раз поставки всех остальных производителей, АО "Давид Сараджишвили и Энисели". Доля этой компании в денежном выражении составляет практически 70% в общем объеме импорта грузинских коньяков. При этом, при анализе натуральных объемов показатели не столь значительны. Таким образом, можно сделать вывод о достаточно высоких среднеконтрактных ценах на продукцию данного предприятия. 

Несмотря на то, что среди грузинских производителей, представляющих свою продукцию на отечественном рынке в 2004 году, остались традиционные поставщики, пятерка лидеров изменилась. В частности, в нее вошли компании, которые в прошлом году впервые поставили свою продукцию в Россию.

УКРАИНА

Украинский коньяк занимает лишь 2% российского рынка, но в 2004 году Украина, так же как и Грузия, существенно увеличила объем поставок коньяка на территорию РФ - как в натуральном, так и в денежном выражении он вырос в 2 раза. Это говорит о простом наращивании объемов продаж.

Заслуживает внимания ситуация с участниками данного сегмента - украинскими производителями, поставляющими свою продукцию на российский рынок. Если в 2003 году поставки осуществляли только 2 компании, то в 2004 году их стало 5.

Следовательно, можно говорить о привлекательности российского рынка для украинских производителей.

Оценивая сложившуюся на российском рынке коньяков ситуацию, с уверенностью можно сказать о расширении данного сегмента алкогольного рынка, в частности за счет увеличения импорта данной продукции из стран СНГ. При этом, как уже было отмечено, наиболее динамично в 2004 году развивались поставки грузинского и украинского коньяков. Если говорить о ценовых категориях, то из всех коньяков, поставляемых на российский рынок из стран СНГ, армянский является самым дорогим. Общее сравнение темпов роста импорта коньяка с импортом других алкогольных напитков показывает, что данный рынок занимает достойное место среди крепкого алкоголя (рис. 9).

9

Нельзя не обратить внимание и на ситуацию внутри страны. В пятерку отечественных производителей, чья продукция составляет конкуренцию импортной, входят ПК "Кизлярский коньячный завод" (Республика Дагестан), ООО "Можайский ЛВЗ" (Московская область), OAO "Московский винно-коньячный завод "КИН" (Москва), ООО "Ост-Алко" (Московская область), ЗАО "Ставропольский винно-коньячный завод" (Ставропольский край).** В совокупности на долю этих компаний приходится 51% российского рынка коньяка (табл. 1).

10

Данный рынок в России является достаточно концентрированным: всего на территории страны коньячную продукцию выпускают порядка 111 предприятий, но основную долю производства и оборота отечественного коньяка обеспечивают только 12. Кроме того, по мере усиления контроля за подлинностью и качеством коньяка, можно ожидать существенного сокращения числа производителей российского коньяка.

В целом же, на российском рынке коньяка в последние годы наблюдается увеличение спроса со стороны покупателей, причем как на импортную, так и на отечественную продукцию. Соответственно, производители отреагировали на это увеличением объемов производства. Для иностранных игроков российский рынок также остается достаточно привлекательным, что подтверждается ростом импортных поставок коньяка.

* Страны перечислены в алфавитном порядке.
** Наименования компаний приведены в алфавитном порядке.

Жанна Мартынова, Оксана Троицкая
Исследования информационно-аналитической компании "ВладВнешСервис"

01.11.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

18.12.2025 - 09:23
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация