Анализ рынков

Почему бизнесу выгодно разрабатывать сервисы, доступные для людей с особенными потребностями

Почему бизнесу выгодно разрабатывать сервисы, доступные для людей с особенными потребностями

26 ноября 2020, Москва, компания digital-консалтинга AIC при поддержке портала для старшего поколения «Баба-Деда» и TIBURON Research в период самоизоляции провели исследование цифрового поведения людей с особенными потребностями и выяснили, почему бизнесу выгодно разрабатывать доступные онлайн-сервисы.

Каким компаниям и онлайн-сервисам выгодно быть доступными? Какие ошибки в интерфейсе приводят к их недоступности? И что разработчикам цифровых продуктов необходимо сделать прямо сейчас, чтобы привлечь новую — активную и платежеспособную —  аудиторию? Читайте далее.  

Cкринридеры, джойстики, брайлевские дисплеи — помощники в цифровизации

Существует стереотип, что люди с инвалидностью малочисленная и неплатежеспособная аудитория. Поэтому тем, кто разделяет этот взгляд, может казаться, что доступность продукта (accessibility) — не приоритетная задача для его разработчиков. Однако это не так.

Руководитель практики Human Experience в компании AIC Валерия Курмак объясняет, почему: «В доступном продукте отсутствуют барьеры, препятствующие взаимодействию с ним. Это важно всем пользователям: и тем, у кого есть инвалидность, и тем, кто испытывает временные трудности. Например, молодые мамы, которые составляют большую долю мобильной аудитории, часто используют телефон одной рукой, потому что другой держат  ребенка. В этот момент для них, как и для человека, у которого нет одной руки, важно без труда оформить онлайн-заказ, найти нужный товар в приложении или оплатить счета. Или, например, при прямом падении солнечных лучей на экран телефона любому человеку, так же как и слабовидящему, будет трудно что-то разглядеть, если шрифт неконтрастный. То же относится и к людям старшего возраста. Несмотря на то, что образ жизни и в целом потребности людей с инвалидностью и людей старшего возраста различны, требования к доступности цифровых продуктов у них одинаковые.

Например, и для тех и для других важна адаптивная верстка сайта, которая адаптируется под любой экран при масштабировании.

Кстати, если говорить о размере аудитории для которой важна доступность, это 48 млн человек, из которых 37 млн1 — люди пенсионного возраста и 11 млн2 — люди с нвалидностью».

В своем исследовании AIC выдвинули гипотезы:

  • занятость людей с инвалидностью зависит от их цифрового поведения;
  • цифровое поведение людей с инвалидностью и старшего поколения не отличается от поведения остальных. Если это так, то бизнес должен быть в равной мере заинтересован в этой аудитории.

Для того, чтобы их проверить, с 20 мая по 10 июля 2020 года в AIC провели исследование. Команда обработала более 480 анкет (295 женщин и 192 мужчины от 18 до 83 лет), среди которых — люди с инвалидностью и люди старшего возраста. Более 350 респондентов указало, что ежедневно применяют ассистивные технологии для работы с ПК и мобильными устройствами: увеличители текста, скринридеры (программы экранного доступа), брайлевские дисплеи, джойстики, выносные кнопки, роллеры, субтитры.

Про людей пенсионного возраста (60+ лет), AIC получили цифры, очень близкие к официальной статистике3 — работает 31%, не работает 69%.

По данным Федеральной службы государственной статистики4, занятость среди людей с инвалидностью трудоспособного возраста (18–59 лет) составляет 18,7%. Среди участников опроса AIC занятость респондентов трудоспособного возраста оказалась в 3 раза выше — 62%.

Откуда взялась такая разница? Во-первых, к исследованию AIC были приглашены люди с сенсорной и двигательной инвалидностью. В официальной же статистике учитываются люди с психической инвалидностью, нарушениями функций кровообращения, дыхания, пищеварения и другими.

Во-вторых, в отличие от официальной статистики исследование AIC учитывало все виды занятости — и постоянную работу, и временную, и неофициальный заработок.

И, наконец, в-третьих, большинство участников опроса — это активные пользователи интернета, то есть люди, обладающие необходимой техникой и навыками работы на компьютере или мобильных устройствах. Таким людям проще найти удаленный способ заработка в качестве репетитора, дизайнера, программиста и других специалистов, допускающих работу удаленно.

Даже люди в возрасте 60+, участвующие в исследовании, заметно выделялись на фоне своих сверстников: они отмечали, что активно используют ассистивные технологии для работы с ПК и мобильным телефоном, поэтому можно сделать вывод, что им проще взаимодействовать с цифровым пространством, а значит проще оставаться трудоспособными.

Поэтому можно говорить о наличии корреляции:  

Чем больше человек диджитализирован (пользуется ПК и мобильными технологиями, использует онлайн-сервисы для бытовых и профессиональных потребностей, знает и использует ассистивные технологии, если они ему необходимы), тем больше у него возможностей найти работу и даже в условиях пандемии оставаться включенным в трудовую деятельность.

Однако диджитализация людей с особенными потребностями говорит лишь об их вовлеченности в онлайн, а не о доступности самих онлайн-сервисов для реализации этих потребностей. В AIC решили изучить, какие сервисы наиболее востребованы среди рассматриваемой аудитории.

Топ-3 онлайн-сервисов: Яндекс, Вконтакте и Google

Под сервисами какой-либо компании здесь и далее подразумеваются сервисы, в названиях которых фигурирует бренд компании (например, в сервисы «Яндекса» включаем «Яндекс.Маркет», но не «Беру»)5.

Несмотря на популярность Яндекса и ВКонтакте, следует отметить: они некорректно адаптируются при масштабировании.

Также, несмотря на то, что респонденты часто упоминали Авито и Ozon как удобные онлайн-сервисы, они не оказались популярны среди пользователей увеличителей текста и скринридеров. Это может быть связано с тем, что текст в этих приложениях не масштабируется.

Особое внимание Zoom уделили пользователи субтитров. Видеосвязь удобна для общения на языке жестов, а также в этом сервисе есть возможность текстового сопровождения трансляции в чате конференции.

После этого AIC узнали, как изменились цифровые привычки людей с инвалидностью и старшего поколения в период самоизоляции: познакомились ли они с новыми онлайн-сервисами, планируют ли использовать их в дальнейшем и кто помогал им осваивать эти сервисы.

На карантине 66% респондентов с инвалидностью стали пользоваться новыми онлайн-сервисами

На графике отчетливо видно, что самоизоляция действительно дала огромный толчок для роста онлайн-сервисов: среди респондентов AIC 66% людей с инвалидностью и 25% людей старшего возраста заявили, что освоили новые сервисы и планируют продолжать с ними работу.

Теперь онлайн-сервисам важно удержать новую аудиторию.

У респондентов, которые изменили свои диджитал-привычки, AIC спрашивали, какими именно онлайн-сервисами они начали пользоваться.

Zoom, Госуслуги, сервисы доставки еды и другие платформы, которыми во время карантина начали пользоваться люди с особенными потребностями

В период пандемии на удаленку пришлось выйти даже тем, кто практически никогда не сталкивался с онлайн-сервисами ранее. Так, встречи с близкими, образовательные занятия и деловые переговоры перешли в формат онлайн-конференций. Помог в этом Zoom — платформа для бесплатных видео-созвонов.

Аудитория AIC также отметила этот сервис самым востребованным среди всех, которыми они начали пользоваться во время карантина.

На втором месте оказались Госуслуги. И не удивительно: в апреле и мае для того, чтобы передвигаться по Москве, нужно было получить цифровой пропуск через портал Госуслуг. Кроме того, многие организации вынуждены были перевести свои бизнес-процессы в онлайн и работать с обращениями граждан также через сайт Госуслуг.

Также часто упоминались сервисы доставки еды. Результаты в очередной раз говорят о том, что наличие инвалидности не влияет на поведение людей в цифровой среде. Поведение в цифровой среде определяется образом жизни.

Так, среди работающих респондентов чаще упоминались сервисы доставки готовой еды, а среди неработающих – продуктов.

Легко объяснить, почему: у работающих в обеденный перерыв чаще всего не хватает времени, чтобы приготовить еду самостоятельно. Поэтому им легче заказать доставку готовой еды. То есть наличие инвалидности в данном случае не является определяющим фактором диджитал-поведения, цифровизации и платежеспособности.

Сбербанк оказался в топе упоминаемых сайтов и приложений и как новый освоенный, и как используемый в период самоизоляции более часто сервис. Далее в опросе пользователи отмечали удобство банковских онлайн-продуктов Сбербанка, а также возможность совершать финансовые операции, не выходя из дома:

«Удобно оплачивать покупки, коммунальные платежи, пополнять телефон»

«Удобно оплатить услуги»

«[Есть] возможность перевода денег с карты на карту (Прим. ред.: орфография сохранена)

Соцсети и мессенджеры лидируют вне зависимости от возраста

Также AIC проанализировали разделение по занятости и возрасту респондентов и выяснили, что социальные сети (ВКонтакте, Facebook, Instagram, Одноклассники и другие), а также сервисы удаленной коммуникации (WhatsApp, Mail.ru и другие) лидируют у пользователей вне зависимости от их возраста и статуса занятости. Причины такого скачка популярности соцсетей и мессенджеров легко прослеживаются. Это и возможность поддерживать связь с коллегами и близкими, и потребность быть в курсе новостей, и рост объема свободного времени, и желание отвлечь себя чем-то легким и ненавязчивым.

61% респондентов освоили онлайн-сервисы самостоятельно, но столкнулись с трудностями

Тех, кто освоил сервисы самостоятельно, оказалось 61%. 28% соответственно освоили сервисы не самостоятельно и столкнулись  с трудностями в ходе их использования. И только 11% — также освоивших сервисы не самостоятельно — не столкнулись с трудностями при дальнейшем использовании. В качестве помощников респонденты обозначили родственников, друзей, знакомых или коллег. Некоторые участники исследования отмечали обучение на мастер-классах и специализированных программах:

«Посещала бесплатные мастер-классы»

«Ходила на курсы»

«При помощи сотрудников “Московского Долголетия”»

«В центре «Моя карьера».

«Основная часть нашего исследования, опрос, проходила в онлайн-формате. Это значит, что в выборку исследования попали довольно продвинутые пользователи интернета. Учитывая диджитализированность людей с инвалидностью на текущий момент, мы можем с уверенностью утверждать, что значительный пласт населения России столкнулся бы с большим объемом трудностей в процессе освоения и использования онлайн-сервисов. И то, что люди были вынуждены прибегнуть к сторонней помощи или испытывали трудности во взаимодействии с интерфейсом, говорит о том, что онлайн-ресурсы на текущий момент недостаточно адаптированы к взаимодействию для людей с особенными потребностями», — говорит директор практики Human Experience AIC Валерия Курмак.

Топ-3 проблемы доступности

Исследование открыло глаза на множество проблем, которые мешают людям с инвалидностью использовать онлайн-сервисы комфортно и корректно. Эти проблемы делают онлайн-сервисы недоступными. AIC выделили три наиболее критичных интерфейсных препятствия, на которые стоит обратить внимание тем, кто создает свои цифровые продукты и сервисы.

Проблема 1. Сложная навигация

Ясная и понятная навигация важна любому человеку и вызывает трудности не только у людей с инвалидностью. Но представьте, что вы воспринимаете интерфейс на слух как незрячие люди. Если навигация по сайту запутанная, то пользователю приходится либо запоминать все ходы по памяти, либо уходить с сайта. Вот что говорили респонденты AIC о проблемах в используемых сервисах:

«Не смогла быстро найти раздел, чтобы заказать выписку из домовой книги [на mos.ru]. Очень замысловато был проложен путь, в итоге пришлось искать через меню поиска, копаясь в выпадавших документах»

«Непонятные разделения на категории в самом начале [в Яндекс.Лавке]…»

«[В Facebook] сложная навигация для начала, потом понятно»

Проблема 2. Маленький размер шрифта / неконтрастный шрифт

С этой проблемой сталкиваются даже те, кто обладает идеальным зрением. Решают ее по-разному. На компьютерах это, как правило, изменение настроек браузера (масштаба и контрастности), использование экранной лупы или банальное приближение головы к экрану. Но, даже при этом, по прошествии всех манипуляций, далеко не все сервисы сохраняют корректную структуру.

Респонденты оставляли такие комментарии:

«[В “Беру”] очень мелкий шрифт без возможности увеличения»

«[В RoyalLib] в начале не замечала строчку поиска книги или автора потому что мелкий шрифт»

«[В YouTube] текст в приложении оказался слишком мелким»

«[В ivi] мелкий текст, не контрастный»

Проблема 3. Некорректно с точки зрения доступности написанный код

Если разработчики не прописали в коде сайта слова «получить выписку» или «заказать продукты», то незрячий человек, используя скринридер, услышит только слово «кнопка», и не поймёт, для чего она. Здесь AIC собрали кейсы некорректной работы онлайн-сервисов при использовании скринридеров и дисплеев Брайля незрячими пользователями:

«Приложение [Webinar] вообще недоступно, кроме функции прослушивания ведущейся трансляции, невозможно вообще ничего сделать; элементы неподписаны, фокус скринридера корректно не перемещается»

«Этим сервисом [WhatsApp] неудобно пользоваться на компьютере незрячим пользователям»

«[В Zoom] сложно оставаться в кадре, невозможно контролировать видеоизображение, сообщения из чата озвучиваются либо все, либо никакие»

Чем доступнее онлайн-сервис, тем больше выгоды для бизнеса

Как уже было замечено выше, диджитал-поведение людей с инвалидностью мало чем отличается от диджитал-поведения всех остальных людей. Поэтому, чтобы сервисы были доступными, они должны иметь контрастные тексты, адаптивную верстку и доступный для скринридера код.

Команда AIC надеется, что, прочитав это исследование, дизайнеры, front-end разработчики, CX-, UX-специалисты и все, кто причастен к созданию продукта, задумаются: «Есть ли проблемы с доступностью в сервисе, над которым я работаю?». Для того, чтобы их исправить, чаще всего не требуется разрешение топ-менеджеров и любых других управленцев. Вот что по этому поводу говорит руководитель практики Human Experience компании AIC Валерия Курмак: «Мне часто задают вопрос: как убедить руководство в том, что нужно делать продукт доступнее? Но, на самом деле, никого ни в чем убеждать не нужно. Все в ваших руках. Чтобы разработчик начал подписывать элементы, ему не нужно убеждать руководство. Чтобы дизайнер начал делать шрифты и кнопки контрастными, ему не нужно убеждать руководство. Это то, что мы все должны делать уже сейчас».

Кстати, именно поэтому термин «инклюзивный дизайн» вызывает в профессиональной среде так много споров. Некоторые говорят, что вместо этого понятия лучше использовать понятие доступности.

Например, эксперт по невизуальной доступности ВТБ Банка Алексей Любимов считает так: «Мне не понятен сам термин “инклюзивный дизайн”. Дизайн может быть эргономичным, красивым и так далее. Если при разработке учитываются принципы доступности и эргономики, то такой дизайн будет удобен для всех категорий пользователей».

Валерия Курмак дополняет: «Например, жёлтые буквы на белом фоне сложно воспринимать даже людям с обычным зрением. А вот жёлтый на чёрном фоне — очень хорошее сочетание, оно широко используется в аэропортах для легкого считывания на удаленном расстоянии».

Поэтому основная рекомендация состоит в том, чтобы закладывать доступность на этапе разработки дизайн-концепции. «Простая нецифровая аналогия — пандус. Если вы в самом начале не подумали о том, что вход у вас должен находиться на одном уровне с улицей, то вам потом придется строить пандус. Если же вы заложили эту возможность в самом начале, то она фактически ничего не будет вам стоить. Так что, версия сайта или мобильного приложения может и даже должна быть одна, главное учесть базовые элементы доступности вроде контрастных шрифтов и цветов, крупных кнопок, интуитивно понятной навигации и прочего», — говорит Валерия Курмак.

Запрос на доступность у бизнеса появляется. «Да, не так быстро как хотелось бы, но он имеется. Accessibility — направление не всегда понятное для бизнеса, и не все хотят вкладывать в это деньги», — поясняет Алексей Любимов, — «В перспективе доступность, как элемент разработки сервисов и сайтов, будет становится популярнее. Это обусловлено рядом факторов, одним из которых является вступление в силу 01.04.2020 Национального стандарта ГОСТ Р 52872». 


Компаниям не стоит закрывать глаза на важные изменения в диджитал-среде: обеспечивая доступность сегодня, бизнес получит лояльную платежеспособную аудиторию завтра.

1. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2020 г. Население старше трудоспособного возраста: 36629 тыс. чел.

2. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2020 г. Людей с инвалидностью в трудоспособном возрасте: 3456 тыс. чел. Людей с инвалидностью старше трудоспособного возраста: 7732 тыс. чел. Всего людей с инвалидностью: 11877 тыс. чел.

3. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2019 г. (обновленные 30.03.2020)

4. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2019 г.: доля занятых – 19,5%.

5. Напоминаем, что исследование проводилось в мае, когда «Яндекс.Маркет» и «Беру» еще не были одним брендом.

27.11.2020

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Ткань авангарда

Ткань авангарда
Ткань авангарда. Русский текстильный авангард 1920–1930-х годов — явление многогранное. Это сплав экспериментального абстракционизма, законов комбинаторики народного орнамента, функциональности русского конструктивизма и тенденций моды начала ХХ века. Мы предлагаем читателю взглянуть на одежду и ткани авангарда глазами художников-проектировщиков, представителей школы текстильного дизайна революционной эпохи, включая краткий, но яркий период агиттекстиля. Именно этот период подытожил многочисленные дискуссии о стилях, технологиях и роли художника-производственника в «перестройке быта». «Ткань Авангарда» — книга полностью посвященная дизайну текстиля начала XX века. Изданий такого объема и качества проработки материала посвященных теме авангарда в текстильном искусстве нет. Книга разделена на две части: научно-популярную и иллюстративную. Обширная коллекция научно атрибутированных образцов текстильного орнамента представляет ткани в натуральном масштабе 1:1. Многие из них читатель увидит впервые. Альбом такого объема ранее не публиковался.  «Русский текстильный авангард» находится в одном ряду с такими терминами, как «Архитектурный авангард», «Фотоавангард», «Театральный авангард». В каждой из этих областей энергия авангардизма нашла собственное, уникальное воплощение. Но если другие «авангарды» уже в какой-то мере описаны и изучены, то новаторство в области текстильного дизайна только начинает осознаваться. Особое место в книге отведено новой роли конструктивистского опыта дизайна тканей: это не обособленное явление, а один из важнейших стилеобразующих факторов развития искусства, от которого берет начало интернациональный стиль. Читатель легко обнаружит ведущую роль авангардистской геометрии не только в построении орнамента, но и в развитии всей системы выразительных средств искусства XX века. Книга представляет такие знаковые фигуры авангардизма, как Любовь Попова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова, Людмила Маяковская, Александра Экстер...  Именно они разрабатывали эскизы тканей для знаменитой Трёхгорки, «Красной розы» и Первой ситценабивной фабрики в Москве. Создавал эскизы для ткани супрематической орнаментировки и Казимир Малевич. Маяковская, Степанова и Попова преподавали во ВХУТЕМАСе, где впервые был открыт текстильный факультет. Эскизы и крой костюмов созданные Александрой Экстер для журнала «Красная нива» сейчас смотрятся очень актуально, и интересны не только с точки зрения истории костюма. В книге представлены эскизы и реконструкции костюмов, образцы тканей и аксессуаров.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.05.2025 - 04:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация