Школа рекламиста

Как выбрать подрядчика для разработки сайта

Как выбрать подрядчика для разработки сайта

Многие компании испытывают сложности при отборе подрядчика для создания сайта: за что исполнитель требует такие бюджеты, откуда возникают такие сроки, что такое веб-консалтинг, где гарантия, что результат окупится?

Мы постарались выработать критерии, которые на этапе первичного отбора помогут заказчику отобрать надёжных подрядчиков и условно разделили их на 3 части:

Как выбрать подрядчика для разработки сайта

Соблюдение этих простых критериев сэкономит значимое количество ресурсов (денежных, временных, трудовых) и повысит общее качество проекта.

А документы у вас имеются?

Ознакомьтесь с установочными документами

Подрядчик должен иметь право на работу. Упустив из вида этот пункт, вы попадёте на «серого» или «чёрного» исполнителя - его не существует в правовом поле и вы ставите себя под удар проверяющих органов при встречной налоговой проверке.

Ваши потенциальные исполнители - индивидуальные предприниматели или общества с ограниченной ответственностью - действуют на основании «Свидетельства о регистрации» или Устава. Добросовестный претендент обязательно пришлёт эти документы по первому требованию.

Запросите ОКВЭДы

Исполнитель должен иметь право заниматься теми видами работ, на которые претендует. Если заключить договор с исполнителем без нужных ОКВЭДов, он может быть признан недействительным. Вы потеряете нервы, время, а значит и деньги.

ОКВЭД - «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности». При работе над интернет-проектами, как правило, используются следующие наименования видов деятельности:

  • «Консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники» (код 72.10);
  • «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области» (код 72.20);
  • «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов» (код 72.40);
  • «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (код 72.60).

Узнайте об опыте работы с государством

Средние и крупные фирмы в области интернет-проектов, как правило, работали (хоть раз) с государством. Если ваш потенциальный подрядчик запятнал свою честь и достоинство, он оказывается в «Реестре недобросовестных поставщиков» (rnp-gz.fas.gov.ru).

Начав работать с компанией, внесённый в этот реестр, вы рискуете не получить проект нужного качества в оговоренный срок.

Уточните о праве собеседника проводить переговоры

Вроде обо всём договорились - цена и сроки устраивают, объём работ согласован, но... при переговорах «на верху»/подписании договора постоянно возникают новые предложения с обеих сторон. 

Попросите документ, подтверждающий право менеджера потенциального подрядчика на проведение переговоров - в этом нет ничего некорректного. Вместе с тем, этот шаг убережёт вас от потери лишнего времени и нервов.

Если остались сомнения

Запросите у потенциального подрядчика нотариально заверенную выписку из «Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей» (ЕГРИП) или «Единого государственного реестра юридических лиц» (ЕГРЮЛ). Обезопасьте себя от «фирм-однодневок» и нечистоплотных компаний.

Выписки делает Налоговая служба, перед её выдачей они проверяют достоверность и актуальность сведений - это поможет собрать дополнительную информацию о потенциальном исполнителе (дата регистрации изменений в учредительных документах, сведения о правопреемстве, адрес постоянно действующего исполнительного органа и др.).

Финансовые «мелочи»

Платите безналом

Вам не выгодно сотрудничать с компаниями, работающими по черно-серым финансовым схемам - увод дохода от налогов карают в любой стране. Если сработает «русский авось» в этот раз, однажды факты всё равно вскроются, и вы понесете , как минимум , репутационные издержки.

 «Белым» компаниям удобно переводить деньги безналичным расчётом. Просьба «деньги можем принять и под расписку» - ещё один звоночек о недобросовестности.

Исключите «скрытые платежи»

Если однажды вашему потенциальному исполнителю «прокатило» взять с вас надуманный платеж - готовьтесь платить ещё и ещё. Каждый раз любой вид работ, который чётко не оговорен в смете, могут выносить в рамки дополнительного соглашения с отдельной ценой.

Часто недобросовестные подрядчики просят дополнительные средства на разработку сметы, договора, технического задания сверх оговоренной суммы договора (заключая на каждый документ отдельное дополнительное соглашение со своей ценой). Это неправильно.

Разработка договора, сметы, ТЗ, планов-графиков, иной документации делается бесплатно и должно быть прописано в договоре. Веб-консалтинг, социологические опросы и иные услуги, реализуемые в рамках проекта, как правило, проходят отдельной статьёй расходов и дополнительным соглашением.

Пакет документов = подушка безопасности

Хороший интернет-проект - всегда долгая история разработки. Вот список документов, которые позволят не тратить много времени и уберегут от потери управляемости проекта и лишних ресурсов:

1. бриф

Первичный документ от потенциального исполнителя. Условно - анкета, которую вы заполняете, чтобы уточнить своё видение проекта, его цели и задачи. Заполняйте его подробно - на основании его, в том числе, разрабатывается коммерческое предложение.

2. нетиповой договор

Каждый проект - уникальный продукт с огромной консалтинговой частью, визуализацией и архитектурой решений, своими условиями и особенностями. Поэтому договор не может быть типовым.

Если проект небольшой (до 200 тысяч рублей), то выплаты, как правило, лучше производить в 3 этапа (см. рисунок 1):

  • 50% предоплата;
  • 40% оплата после выполнения более половины работ;
  • 10% оплата в момент подписания акта приёма-передачи.

Как выбрать подрядчика для разработки сайта

Если проект больше 200 тысяч рублей - разбейте на пропорционально большее количество траншей. Но помните, что никто не будет работать по модели постоплаты.

Модель «сделай - покажи - переделай - может быть получи деньги» в этом сегменте рынка работает только с низко профессиональными кадрами.

3. рекомендации по веб-консалтингу

По сути - сердце всей разработки. Если проводить параллели со строительством - это концептуальное решение здания + план строительства. Не делайте сайт именно таким, «потому что генеральный так сказал», опасайтесь субъективных суждений. Сайт - инструмент, он должен работать строго на целевую аудиторию и приносить вам репутационные и/или финансовые достижения.

Именно на основании этого документа будет выстраиваться концепция проектирования ресурса. Эти рекомендации, чаще всего, включают анализ привлекательности ресурса для целевой аудитории и разработка мер повышения её лояльности, конкурентный анализ, бенчмакинг: анализ лучших практик, маркетинговый аудит, разработку плана продвижения в интернете и многое другое.

Будьте осторожны, многие компании утверждают, что занимаются веб-консалтингом. На самом же деле просто накладывают аналитику по сайту («Яндекс.Метрика», «Google Analytics» и др) на выдержки из наукообразных книг. Вы потеряете ресурсы, но не достигните цели. Веб-консалтинг всегда многоаспектен и может включать в себя:

  • консалтинг и аудит;
  • анализ привлекательности ресурса для целевой аудитории;
  • конкурентный анализ;
  • бенчмакинг: анализ лучших практик;
  • анализ качества текстового контента;
  • анализ качества медиа контента;
  • анализ безопасности ресурса;
  • технический анализ качества HTML кода;
  • технический анализ CSS кода;
  • анализ метрических показателей статистики;
  • маркетиговый аудит;
  • анализ usability сайта;
  • SEO-анализ ресурса;
  • копирайтинг;
  • повышение безопасности ресурса;
  • разработка позиционирования;
  • проведение репозиционирования;
  • разработка плана продвижения в Интернет;
  • разработка мер по увеличению продаж через Интернет-представительство;
  • разработка мер по повышению лояльности целевой аудитории (клиенты, инвесторы, сотрудники, государственные службы) через Интернет-представительства.

4. техническое задание (ТЗ) по ГОСТу

Если договор на оказание услуг регламентирует взаимоотношения в области сроков и цены, то техническое задание - подробнейшие параметры что в эти сроки и деньги будет сделано и каким образом.

Техническое задание всегда разрабатывается исполнителем в строгом соответствии со следующими ГОСТами:

  • «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» (ГОСТ 34.602 89);
  • «Требования к программным документам, выполненным печатным способом» (ГОСТ 19.106-78);
  • «Техническое задание, требования к содержанию и оформлению» (ГОСТ 19.201-78).

Если исполнитель хочет разработать ТЗ «на коленке» (мотивирует желанием «поскорее приступить к работе») - вы обязательно будете переносить сроки, зачастую это критично для любого бизнеса. Цели, которой нет на бумаге, не существует - устно всех деталей не предусмотришь.

5. расчётно-сметная документация (смета)

Документ, в котором перечислены основные разделы работ и все работы внутри каждого из разделов, наименования выполняемых позиций, ставка за час и общее количество часов каждого вовлеченного в процесс специалиста.

Обратите внимание, что любой сайт невозможно качественно сделать силами менее 7 специалистов:

  • менеджер проекта коммуницирует с вами и полностью решает все вопросы, возникающие по ходу исполнения договора;
  • аналитик готовит веб-консалтинг: исследует необходимую информацию, вырабатывает комплексные рекомендации, на которых в дальнейшем строится процесс работы;
  • дизайнер занят визуализацией;
  • верстальщик, в том числе, отвечает за корректное отображение продукта во всех браузерах и мобильных устройствах;
  • программист работает с кодом;
  • контент-менеджер разрабатывает текстовое наполнение ресурса;
  • тестер несет ответственность за отсутствие всяческих ошибок в конечном продукте.

Не настаивайте на изменении сметы бездумно. Вернёмся к аналогии со строительством. Хотите сократить расходы на строительство (за счёт материалов)? ОК, давайте построим домик со стенами из гипсокартона. Только его смоет первым дождём.

Не забывайте, что средняя ставка специалиста по проекту не может быть менее 400-450 рублей/60 минут (например, в Санкт-Петербурге средняя ставка обычно держится на уровне 750-800 рублей/60 минут).

6. план-графики

Обычно разрабатываются приложением к основному договору. Такой подход почти полностью исключает возможность сдвигов итоговых сроков сдачи работ по вине подрядчика.

  • план-график этапов работ регламентирует этапы работ и сроки исполнения каждого из них;
  • план-график работ фиксирует, что точно должно быть сделано в каждом конкретном этапе работ к концу каждой недели, что предоставит вам к этому сроку исполнитель, а что из материалов должны предоставить ему вы;
  • план-график оплат уточняет, какую сумму вы должны перечислить исполнителю и не позже какого срока должен быть оплачен каждый из счетов.

7. оговорите перечень и форму файлов, которые вы получите в результате              

Это поможет вам чётко представлять, какие файлы и в какой форме (электронной, электронной на носителе, печатной) вы получите после сдачи проекта. К сожалению, рынок помнит немало случаев, когда клиенту доставался «голый сайт», без всякой сопроводительной документации (фирменный стиль без брендбука, сайт без стандартов ведения). Интернет-проект всегда до конца неосязаем. Такой подход позволит заранее знать, что из осязаемых носителей вы получите в конце.

8. уточните порядок подписания закрывающих документов

Разбивайте выполнение работ разумным количеством актов (о выполнении услуг). Если вы захотите сменить подрядчика, это упростит задачу по возврату денег и составлению «Акта сверки».

Важно!

Если хотя бы один из указанных документов не фигурировал в речи вашего потенциально исполнителя - это повод задуматься о целесообразности договорных отношений с такой компанией.

Добросовестному подрядчику выгодно самому настаивать на соблюдении такого порядка ведения проекта, потому что это:

  • сохраняет время и нервы обеим сторонам;
  • делает сотрудничество предсказуемым и понятным;
  • бережёт репутацию подрядчика;
  • обеспечивает стабильность распределения финансовых потоков и платежей.

От каких подрядчиков надо бежать?

Они приводят в пример своё портфолио

Парадоксальное, на первый взгляд, утверждение на поверку оказывается очень логичным. Что вы можете оценить, посмотрев портфолио? Что у компании есть штатная единица «веб-дизайнер», которая на ваш субъективный взгляд рисует хорошо или плохо. А что вы не можете оценить? Задачи и цели той или иной работы, объём аналитических и маркетинговых исследований, предысторию, процесс и результат репозиционирования клиента. Портфолио - определяющий фактор только при поступлении в художественное училище или приёме на работу веб-дизайнера.

Они сводят веб-консалтинг к определению целевой аудитории (ЦА)

Будьте осторожны: огромное количество потенциальных команий-исполнителей не разбираются в предмете, о котором говорят. Они занимаются веб-консалтингом «для галочки», чтобы выманить из заказчика больше средств. Этот подход не только порочен, но и опасен для качества итогового проекта.

Если вы столкнулись с подобным подходом, помните: максимум, на что можете рассчитывать - это на очень талантливого дизайнера. Но и он не в состоянии быть ещё и первоклассным аналитиком.

Они не имеют практики заключения NDA-договоров
(Договор о частичном или полном неразглашении информации)

При вдумчивой работе на стадии веб-консалтинга подрядчик будет интересоваться конфиденциальными сведениями, необходимыми для работы (структура и объём продаж, стратегические планы по обсуждаемому продукту, внутренние бизнесс-процессы и т.п). Если вы не заключите Договор о частичном или полном неразглашении информации, то это может стать дополнительным риском для вашей компании в среднесрочной перспективе.

Выбрать достойного исполнителя - значит обезопасить весь проект заказчика от сбоев по срокам, финансовым и репутационным рискам. Все приведённые рекомендации уже стали нормой для части добросовестных подрядчиков. Пора ввести этот стандарт для всей отрасли.

Александр Еграшин, генеральный директор Агентства веб-консалтинга Red and Red
Advertology.Ru

15.04.2013

на печать


Комментарии

Mi4
16.04.2013 11:33 | сообщение #1
 

Думаю, что заказчик, следующий этим советам, будет послан на юх после запроса всех документов - т.е., на протяжении первого этапа выбора исполнителя

Андрей
16.04.2013 23:36 | сообщение #2
 

Mi4, если речь про средний и крупный бизнес, то не будет послан.

Гость
22.09.2019 1:11 | сообщение #3
 

Почему же будет послан? Мы представители малого бизнеса, но мы профессионалы, мы не посылаем и таких клиентов. К каждому найдем подход. Сейчас рулит сервис и прочих равных факторах выберут там, где спокойнее, удобнее. И как правило такие клиенты после того как убедятся, что подвохов нет, становятся открытыми и дружелюбными. Нужно лишь проявить капельку заботы и терпения.
https://neo-rostov.ru/services/web-development

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.04.2024 - 07:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация