Авторынок тормозит с бюджетом

Рост российского автомобильного рынка продолжает замедляться - до 10% в сентябре. В первую очередь это происходит из-за ухудшения продаж бюджетных моделей. В сентябре впервые возникли проблемы даже у самой продаваемой в России иномарки Hyundai Solaris. Дилеры признают, что "кризис никуда и не исчезал", но подчеркивают, что снижение происходит в основном по старым моделям. По мнению аналитиков, начало осени оказалось одним из самых слабых для отрасли за последнее время и к концу года рост рынка будет уже ниже 10%.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в России в сентябре. Они выросли на 10%, до 259,5 тыс. машин. Продажи большинства популярных брендов продолжили замедляться. Например, у Ford они увеличились всего на 2%, у Nissan - на 9%, у Renault - на 16%. При этом некоторые бренды и вовсе показали отрицательную динамику. Например, продажи Suzuki упали на 23%, Daewoo - на 17%, Hyundai - на 1%. Снижение продаж в России вновь показал и лидер рынка АвтоВАЗ, которому в августе удалось остановить падение. Продажи завода в сентябре снизились на 1%, до 50,1 тыс. машин.
Причиной замедления роста рынка во многом стало продолжающее падение продаж бюджетных моделей. Оно началось еще в конце прошлого года (см. "Ъ" от 13 января) и усилилось к весне. В прошлом месяце продажи Renault Logan упали на 47%, Sandero - на 26%, Daewoo Matiz - на 23%, Nexia - на 13%, Chevrolet Lacetti - на 12%. Продажи самой продаваемой иномарки в России Hyundai Solaris тоже впервые показали падение - на 4%, до 9 тыс. машин. Традиционно после завершения государственной программы утилизации снижение происходит и почти по всему модельному ряду АвтоВАЗа. Например, продажи Lada Kalina упали на 23%, а Priora - на 15%, 4Х4 - на 18%. Исключением стала лишь новая Lada Granta, продажи которой увеличились до 14 тыс. машин,- модель стала самым продаваемым автомобилем в России.
В самих автоконцернах снижение продаж бюджетных моделей объясняют исключительно производственными причинами. Например, в Renault сообщили "Ъ", что падение Sandero связано "с технической остановкой завода в августе из-за отпусков персонала и расширения производственных мощностей". Падение продаж Logan в Renault традиционно объясняют перераспределением мощностей в пользу новых моделей. В Suzuki сообщили "Ъ", что "спрос в сентябре оказался выше того объема, который могли предоставить производство и логистика, в частности, из-за изменения таможенных процедур в связи с введением утилизационного сбора". "В четвертом квартале мы планируем нарастить объемы продаж и удовлетворить отложенный спрос",- заверили в компании.
Но дилеры считают, что "замедление спроса очевидно". "Кризис никуда и не исчезал, и процессы, происходящие в мировой экономике, не могут не отразиться и на российском авторынке: многие компании начинают более тщательно контролировать расходы, что сказывается на покупательной способности людей,- отмечает глава ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов.- К тому же ужесточаются условия кредитования, это сразу отражается на бюджетном сегменте рынка". Он добавляет, что на результаты сентября "традиционно оказал влияние и сезонный фактор, связанный с тем, что многие покупатели, вернувшись из отпусков, не готовы совершать крупные покупки". "При этом из статистики видно, что в основном снижение произошло по моделям, которые близки к завершению жизненного цикла, но модели, которые недавно были запущены в продажу, напротив, показывают хороший рост",- отмечает господин Попов.
Аналитики настроены еще более пессимистично. "Начало осени оказалось одним из самых слабых для российского авторынка за последнее время",- считает главный экономист "ВТБ Капитала" по России Максим Орешкин. Его коллега Владимир Беспалов добавляет, что "замедление на рынке кредитования на фоне общего снижения потребительского спроса очевидно, а это однозначно сказывается на автомобильном рынке". "Конечно, существует естественный процесс нормализации динамики роста продаж, но, скорее всего, к концу года ежемесячный рост рынка будет уже ниже 10%",- добавляет аналитик. По мнению Михаила Пака из "Атона", "если в целом по году рынок вырастет на 9-10%, то уже это будет очень хорошим результатом". Аналитик отмечает, что "пока замедление роста рынка отражается в основном на бюджетных автомобилях и не заметно в премиальном сегменте, поскольку очереди на дорогие машины больше", но снижение продаж может коснуться и этого сегмента уже к ноябрю.
09.10.2012











Комментарии
Написать комментарий