Анализ рынков

Времена бурного роста ритейла в России прошли

Времена бурного роста ритейла в России прошли

Ритейл в России в ближайшее время уже не будет расти прежними темпами; причинами этого участники рынка называют общие экономические условия, неблагоприятное законодательство и нехватку квалифицированного персонала - сообщает аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young в своем «Обзоре розничной торговли за 2011 год». Негативную роль играет также усиливающаяся конкуренция.

Обзоры розничной торговли Ernst & Young проводит раз в два года. Компания отмечает, что недовольство опрошенных ритейлеров по поводу законодательства возросло с 43% в 2009 году до 53% в 2011 году. Большинство респондентов (57%) ожидают дальнейшего ужесточения требований законодательства, регулирующего розничную торговлю.

С завершением острой фазы финансового кризиса внутренние проблемы компаний заметно изменились. Если раньше основное беспокойство вызывали снижение покупательского спроса и высокие процентные ставки, то сейчас на первое место вышли проблемы кадров и недвижимости (рост арендных ставок и недостаток качественных объектов для открытия новых магазинов). 47% опрошенных Ernst & Young предпринимателей жалуются на нехватку квалифицированного персонала.

Несмотря на это, большинство компаний-участников исследования планируют дальнейшее увеличение количества магазинов и выход в новые регионы. Наиболее популярными направлениями для географической экспансии стали Москва (86%), Уральский (77%) и Центральный (69%) федеральные округа.

По мнению некоторых аналитиков, российский рынок практически закрыт для новых участников. Сети, уже закрепившиеся на рынке, имеют достаточно прочные позиции и не намерены пускать новые компании на свою территорию. Кроме того, цена выхода на рынок путем приобретения других сетей существенно выросла. При этом темпы роста замедляются, и в целом привлекательность российского розничного рынка снижается.

Так, по оценке A.T. Kearney, Россия опустилась на 14-е место (со второго в 2009 году) в ежегодном рейтинге стран, наиболее привлекательных для осуществления инвестиций в секторе розничной торговли. Индикатор темпов развития рынка розничной торговли, учитывающий рост продаж, а также количество и качество торговых площадей, снизился с 51 в 2009 году до 31 в 2010 году. В настоящее время первые места занимают Бразилия, Уругвай, Чили и Индия.

На сегодняшний день наиболее существенным фактором, оказывающим положительное влияние на привлекательность российского рынка, остаются неуклонно возрастающие доходы населения. Правда, это омрачается снижением численности самого населения, а также наблюдающейся в последнее время стагнацией реальных располагаемых доходов.

За 9 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года оборот розничной торговли вырос с 5724 млрд рублей до 6559 млрд (продовольственные товары) и с 6040 млрд рублей до 7083 млрд (непродовольственные).

Следует отметить, что рост оборота розничной торговли произошел на фоне рекордно низкого уровня инфляции, который по итогам 2011 года составил 6,1%.

В значительной мере это стало следствием того, что в 2011 году был собран большой урожай и цены на многие категории продовольственных товаров были снижены.

Согласно прогнозам Министерства экономического развития, рост оборота розничной торговли в 2012 году ожидается на уровне 5,5%.

2011 год был отмечен несколькими крупными сделками на рынке слияний и поглощений, которые привели к росту консолидации рынка (приобретение группой компаний «Дикси» сети «Виктория», X5 Retail Group - сети «Остров» и «Седьмым континентом» - сети «Мосмарт»).

Также в 2011 году наконец была достигнута договоренность о приобретении 44% акций сети «Лента» пулом инвесторов в составе ЕБРР, TPG и ВТБ, поставившая точку в конфликте между акционерами, длившемся более года.

Аналитики ожидают, что ключевые сделки по слияниям и поглощениям в ближайшее время будут осуществляться в основном между российскими игроками. Вероятность покупки российских сетей иностранными стратегическими инвесторами на сегодняшний день невысока.

В законодательном плане 2011 год не принес компаниям розничной торговли решения проблем, которые давно стояли перед отраслью. В области налогового администрирования и антимонопольного регулирования продолжает наблюдаться тенденция вмешательства государства в отношения между поставщиками и ритейлерами, считают эксперты.

Что касается общего состояния налогового администрирования в 2011 году, то существенную долю компаний продолжают проверять в рамках налоговых проверок каждые два-три года. Наиболее распространенными налоговыми обязательствами, начисленными согласно решениям по итогам проведенных налоговых проверок, являются НДС и налог на прибыль.

Финансовое положение сетей по сравнению с кризисным 2009 годом улучшилось. Ни один из участников опроса 2011 года не отметил снижения выручки, хотя, видимо, некоторым сетям приходится жертвовать рентабельностью для поддержания роста продаж.

Однако макроэкономическая статистика говорит о том, что темпы роста замедляются. Население России стареет и сокращается, что в совокупности с зависимостью уровня потребления от цен на энергоносители затрудняет долгосрочное прогнозирование развития отрасли.

Все участники опроса единодушны во мнении о росте конкуренции. Большое количество респондентов ожидают усиления конкуренции и на поле «иностранные vs российские ритейлеры», и в среде российских компаний, а также между федеральными и региональными игроками.

После поглощения сетей «Виктория» и «Копейка» на рынке розницы осталось восемь крупных игроков федерального уровня: шесть российских сетей (Х5, «Магнит», «Дикси», «Лента», «Седьмой континент» и «О'Кей») и две иностранные («Ашан» и «Метро/Реал»). Скорее всего, иностранные сети будут расти, вытесняя региональных игроков. Российские операторы могут продвигаться в регионы и путем приобретения локальных компаний.

Что касается планов на будущее, 46% участников исследования указали расширение географии присутствия в качестве одной из основных стратегических задач. Не планируют географическую экспансию всего 7% респондентов.

По мнению аналитиков рынка, основным направлением развития розничной торговли в ближайшем будущем станет движение из крупных городов в более мелкие, а также из уже хорошо освоенных центральных регионов в другие. Ведь во многих регионах сетевая розница пока совсем не присутствует, что связано с проблемами логистики, отсутствием подходящих объектов недвижимости и невысокой покупательской способностью населения.

Несмотря на мнение аналитиков, наиболее популярным направлением географической экспансии для участников нашего исследования остается Москва. По-видимому, высокие доходы населения и развитая инфраструктура все еще перевешивают фактор насыщения московского рынка.

Наиболее популярным видом финансирования развития по-прежнему является банковский кредит. Однако по сравнению с 2009 годом в 2011 году значительно возросла доля компаний, которые планируют использовать и другие источники финансирования наряду с банковским кредитованием (43% в 2011 году по сравнению с 19% в 2009 году). К другим источникам финансирования относятся выпуск облигаций (30%), размещение акций на бирже (около 25%) и привлечение финансового инвестора (23%).

14.02.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

16.12.2025 - 22:38
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация