Анализ рынков

Аптеки в 2011 году пострадали больше всех игроков фармрынка

Аптеки в 2011 году пострадали больше всех игроков фармрынка

Ушедший год попробовал на зубок фундамент фармацевтического российского рынка. Наиболее сложные процессы происходили в самом крупном его сегменте - аптечном. Рынок коммерческой продажи лекарств в 2011 году рос медленно. Умеренный спрос со стороны населения обеспечил прирост всего на 12%. И аптеки не выдержали налогового бремени, которое для них увеличилось вдвое с начала 2011 года.

Доминирующий сегмент фармацевтического рынка - розница - в 2011 году показал слабый рост. По предварительным итогам в 2011 году объем аптечного рынка достиг 16 млрд долл., что на 12% больше, чем в 2010 году. Тогда объем коммерческого рынка составлял 14,2 млрд долл., говорит директор Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. В целом, по его оценкам, объем фармрынка в 2011 году вырос на 14% и составил 23,6 млрд долл. В рублях, по предварительным данным гендиректора DSM Group Сергея Шуляка, объем коммерческого рынка вырос на 14%, до 461 млрд руб. Объем всего рынка увеличился на 12% и составил 746 млрд руб.

Темпы роста аптечного рынка не успевали за ростом налогового обременения и таких затратных статей, как арендные ставки, заработная плата и ЖКХ, продолжает Давид Мелик-Гусейнов. «Это недостаточные темпы для полноценного роста, чтобы окупать затраты розничных операторов, - говорит эксперт. - Если бы рынок рос более быстрыми темпами, аптеки могли и не заметить увеличения налогового бремени».

С 1 января 2011 года для большинства аптек страховые взносы вросли более чем вдвое, с 14 до 34%. Прежде все аптечные организации могли использовать специальный налоговый режим - Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и платить страховые взносы в размере 14% от фонда оплаты труда. Возможность использовать ЕНВД сохранилась только для мелких аптечных организаций с численностью персонала до 100 человек, а таких на рынке не более 30%. В результате аптеки ушли в убыток.

Рентабельность бизнеса аптек в 2011 году, по данным Росстата, составляла от минус 1 до плюс 0,5%. По оценкам экспертов, половина аптек работала в прошлом году в минус. Уровень рентабельности аптечных учреждений прежде составлял в среднем 2-3%, говорит руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга «Фармэксперта» Николай Беспалов.

В результате убыточные аптеки начали закрываться. «Это не носит массового характера, но по итогам года сокращение численности заметно», - отмечает г-н Шуляк. По оценкам Давида Мелик-Гусейнова, за год количество аптек сократилось на 15%. Для того чтобы минимизировать потери и получить возможность использовать более выгодный режим ЕНВД, многие аптечные сети, не имеющие открытой аудированной отчетности, начали дробиться, рассказывает Сергей Шуляк. «Игроки нашли выход из ситуации в том, что сети стали разбиваться на десятки аптечных ИП, - подтверждает Давид Мелик-Гусейнов. - Происходит дефрагментация сетевого формата».

Массового закрытия аптек все же удалось избежать, продолжает Николай Беспалов. «Аптеки ждали, что размер налоговой нагрузки на бизнес сократится, и эта тема неоднократно в течение года поднималась», - говорит эксперт. И действительно, в ноябре бизнесу удалось добиться послабления: с 2012 года мелкие аптеки получили возможность платить 20% в страховые фонды. Правда, касается это лишь 30% рынка. Крупным сетям и государственным аптечным организациям, на которые приходится остальные 70% рынка, эта льгота не досталась, им страховые взносы снизили лишь до 30%.

Аптечный рынок стойкий, делится наблюдениями Давид Мелик-Гусейнов. «Все аптеки показали убыток по прошедшему году, но они будут работать себе в убыток до последнего, - утверждает эксперт. - Люди, которые на нем работают, получили базовое фармацевтическое образование, и кроме как в фармацевтике им работать негде. Поэтому, стиснув зубы, они продолжили работать».

Аптеки начали искать возможность повышения рентабельности, продолжает Николай Беспалов. «В частности, использовали такие механизмы, как расширение ассортимента с использованием собственных торговых марок (СТМ), активное продвижение сопутствующих товаров, ценовую конкуренцию», - объясняет он. Также очень активно компании начали экспериментировать с форматами торговли, говорит г-н Беспалов. Крупные сети отошли от понятия монобрендовости и моноформатности, значительное количество крупных аптечных сетей начали открывать магазины-дискаунтеры. С этим форматом, в частности, работает «Ригла», запустившая сеть «Будь здоров».

Впрочем, аптеки, делавшие ставку на формат дискаунтера, потерпели неудачу, убежден Сергей Шуляк. «Все полагали, что, как только они начнут снижать цены, к ним повалят покупатели, но оказалось, что это не так, - говорит эксперт. - Большинство потеряли выручку, но нового потребителя не привлекли. Аптеки-дискаунтеры - это не только низкая цена, но и хорошо продуманная ассортиментная политика. По нашим данным, покупатель ходит в две-три аптеки, и 90% потребителей не проводят сравнительный маркетинг стоимости препаратов. Для потребителя важнейшим является сервис, а потом уже цена. Формат дискаунтера нельзя масштабировать на весь рынок».

Игроки рынка стали экспериментировать и с аптеками премиум-класса, продолжает г-н Беспалов. Причем люксовый формат впервые появился на рынке именно в прошлом году. A.v.e group открыла в Москве первые две аптеки A.V.E., ориентированные на состоятельную публику. За 2012 год компания рассчитывает открыть до 15 таких аптек. Рентабельность этого формата, по оценкам экспертов, должна достигать 5%.

Происходит консолидация независимых аптек и небольших аптечных сетей. «Они объединяются в ассоциации, стандартизируют свои бизнес-процессы, в частности консолидируют закупку товаров, - объясняет эксперт. - В настоящее время такие организации уже претендуют на топовые места в рейтингах». Такие объединения независимых игроков впервые были включены в рейтинг «Фармэксперта». По итогам девяти месяцев 2011 года на седьмом месте с долей рынка 1,01% оказалась Ассоциация независимых аптек (АСНА), на девятом месте с долей 0,98% расположилось объединение United Marketing Group (UMG).

За счет предпринимаемых аптеками мер по повышению эффективности бизнеса по итогам года значительная часть крупных компаний показывает рост доли рынка, говорит Николай Беспалов. Однако значительное количество аптечных сетей, в том числе крупных, в 2012 году может быть выставлено на продажу, считает эксперт.

РБК daily
Advertology.Ru

30.12.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

21.12.2025 - 05:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация