Интервью

"Пора прекращать "гонку вооружений" в сотовом бизнесе"

"Пора прекращать "гонку вооружений" в сотовом бизнесе"

О том, сохраняется ли перед компанией цель стать первой в России по выручке от услуг сотовой связи, рассказал первый заместитель гендиректора ОАО «МегаФон» Валерий Ермаков.

Кроме того, он дал свою оценку призыву коллег из «Мобильных телесистем» (МТС) отказаться от погони за абонентами любой ценой.

В начале этого года вы говорили, что «МегаФон» уже в текущем году займет первое место по выручке среди российских операторов. Однако, по данным за III квартал, до этой цели компании далеко. Даже по выручке от услуг мобильной связи, не говоря уже о выручке от всех услуг. В чем дело? 

Задача достижения первенства по выручке действительно перед нами стояла, но мы никогда не были намерены делать это любой ценой. Наша принципиальная позиция в том, что компания должна расти органически. Если посмотреть в историческом разрезе, в сфере мобильного бизнеса «МегаФон» развивался именно так. Мы пришли на рынок последними из «большой тройки», не покупали активы в мобильном сегменте, а строили сети самостоятельно. Такой подход позволял нам динамично расти. Как только какая-либо компания начинает демонстрировать резкие колебания показателей - в том числе и с целью показать быстрый прогресс, - следует ожидать отката назад. Это не наш путь. Поэтому два года назад мы начали фокусироваться на самом быстро растущем сегменте услуг - мобильном доступе в интернет и продолжаем это делать сегодня. «МегаФон» остается абсолютным лидером в сегменте мобильного интернета в России с долей по выручке более 43%. Это самый важный результат. 

Может ли цель лидерства по выручке от мобильного бизнеса быть достигнута в 2012 году?

Мы не хотим совершать резких шагов, которые приводили бы к существенному изменению ситуации на рынке. Для нас важно обеспечить баланс финансовых результатов по прибыли и выручке. Поэтому цель стать оператором номер один по выручке от услуг мобильной связи мы ставим совместно с целью сохранения высокой прибыли. Что касается генеральной стратегии, то наряду с приоритетом на развитие мобильного доступа в интернет мы планируем последовательно наращивать свой бизнес фиксированной связи. Это предполагает в том числе приобретение активов в регионах.

Есть ли на сегодня понимание, в скольких регионах «МегаФон» заинтересован приобретать активы фиксированной связи?

Развиваться в качестве универсального оператора мы будем как путем органического роста, так и за счет покупки компаний. Кроме экономической целесообразности покупки в каждом конкретном регионе мы оцениваем репутационный эффект от сделки в глазах наших абонентов, сотрудников, партнеров и государства. Если актив не удовлетворяет нашим условиям, он теряет для нас интерес. Последние сделки «МегаФона» - приобретение компаний «Находки Телеком», «ЧебНЕТ», «ЮграТел» - являются удачными примерами взаимовыгодных отношений продавца и покупателя. Высокое качество активов и адекватные условия позволяют нам проводить сделки в короткие сроки. 

По состоянию на конец сентября тарифы «МегаФона» по показателю средней цены одной минуты услуг (APPM) были одними из самых низких. Однако, насколько мне известно, в последние месяцы «МегаФон» в разных регионах стал предпринимать различные шаги, ведущие к фактическому повышению тарифов: отменять ранее бесплатные опции, повышать цены на ряд опций и дополнительных услуг. Есть и прямое повышение некоторых тарифов. Например, на внутрисетевые звонки. В чем причина? Компании надоело быть слишком щедрой по отношению к абонентам?

Конечно, с точки зрения восприятия услуг потребителями цена является одним из наиболее важных факторов, и мы придерживаемся принципа, что наши услуги должны быть доступными. Для нас, как для оператора, важно еще и то, насколько хорошо наши услуги продаются и каким они спросом пользуются. Наши услуги сейчас продаются по ценам, характерным для рынка в целом, - они не сильно выше и не сильно ниже рыночного уровня. В конце концов есть конкуренция, и клиент имеет возможность выбрать то, что устраивает его по цене и качеству. На сегодня если и есть повышение цен на какие-то голосовые услуги по некоторым тарифным планам, то одновременно за прошедший год резко сократились цены на мобильный доступ в интернет - показатель средней цены одной минуты передачи данных по рынку сократился на  40%. Поэтому общий тренд снижения цен на сотовую связь по-прежнему налицо.

Представители МТС в последнее время не раз призывали операторов «большой тройки» перестать гнаться за привлечением пользователей и наращиванием абонентской базы любой ценой, чтобы не перегревать рынок в условиях его насыщения. Как вы относитесь к таким призывам?

Давайте посмотрим на динамику продаж SIM-карт в России и динамику прироста абонентской базы за последние годы. В 2009 году общее число SIM-карт, проданных компаниями «большой тройки», (гросс-продажи) составило около 92 млн штук, чистый прирост количества абонентов составил (число новых активных SIM-карт) - примерно 16 млн. В 2010 году гросс-продажи были равны 101 млн «симок». В 2011 году, как ожидается, гросс-продажи будут на уровне 115 млн SIM-карт, а чистый прирост - 9-10 млн абонентов. Получается, что в текущем году около 100 млн проданных «большой тройкой» SIM-карт просто перестанут использоваться. 

Насколько я могу оценить среднерыночный уровень затрат на подключение абонентов, на продажу этих 100 млн SIM-карт, которые не приносят новых пользователей, а лишь позволяют не допускать снижения абонентской базы, «большая тройка» потратит совокупно не менее $1-1,5 млрд. По прогнозам, эта тенденция еще более усугубится в 2012 году, когда продажи будут на уровне 125 млн SIM-карт. В то же время в течение года прибавится только 5-6 млн новых абонентов, то есть «пустые» продажи составят уже 120 млн SIM-карт. 

Это оказывает прямое давление на прибыльность компаний, приводя к ее снижению. Это видно, если также проследить изменение маржи по показателю OIBDA: если в 2009 году она была в среднем по рынку в России на уровне 50%, то в 2011 году будет в пределах 40% или чуть больше. Это все напоминает гонку вооружений, потому что тратятся большие средства, в конечном итоге не приносящие доходов. Причем для того чтобы не показать снижения абонентской базы из-за оттока пользователей, операторы «большой тройки» не могут прекратить эту гонку, поэтому в 2012 году они неизбежно будут вынуждены обеспечить гросс-продажи не ниже, чем в текущем году. Непроизводительные расходы на большие гросс-продажи все хотели бы сократить, но также важно не допустить снижения своей абонентской базы вследствие этого. При этом все согласны с необходимостью прекращения такой гонки, но никто не знает, как это сделать безболезненно. 

«МегаФон», как я понимаю, скорее всего будет участвовать в предстоящих конкурсах на частоты и лицензии для сетей LTE. Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию, когда не известен размер финансового обременения по высвобождению (конверсии) частот, которое должны будут принять на себя победители конкурсов? 

Конечно, нам, как оператору, было бы интересно поучаствовать в таком конкурсе - это вопрос развития компании. Что касается размера затрат на конверсию, думаю, что это вопрос в условиях конкурса будет так или иначе разрешен. В конце концов, когда мы строили сети второго (2G) и третьего (3G) поколений, мы тоже несли и до сих пор несем затраты на конверсию частот для них, хотя формально ни в каких условиях лицензионных конкурсов это не было прописано. И, конечно, размер затрат на конверсии никто из операторов заранее не знал - мы финансировали этот процесс в зависимости от ситуации, потребностей и своих возможностей. Я полагаю, что и в случае с LTE будет найден ответ на вопрос о финансировании операторами конверсии частот. Имеющаяся неясность вряд ли сможет помешать проведению конкурсов, хотя, конечно, нам бы целесообразнее было инвестировать деньги в развитие своей собственной сети, а не в конверсию вообще.

Как вы относитесь к поддержанному правительственной комиссией по транспорту и связи предложению Федеральной антимонопольной службы отменить госрегулирование тарифов на фиксированную телефонную связь у ряда компаний - естественных монополий, в основном «Ростелекома», МГТС и некоторых других? Насколько фиксированная и мобильная телефонная связь являются взаимозаменяемыми?

На мой взгляд, услуги фиксированной и мобильной телефонной связи достаточно самостоятельны, эти услуги мало пересекаются. Сегодня ситуация такова: в начале бурного развития мобильной связи многие предсказывали, что люди станут отказываться от услуг фиксированной телефонии, потому что она им станет не нужна. Однако этого не случилось. Хотя за последние 10 лет число пользователей мобильной связи в России выросло в десятки раз, количество фиксированных телефонов в стране не сократилось. Люди продолжают ими пользоваться. Так что рынки фиксированной и мобильной телефонии достаточно обособлены и практически не пересекаются. В связи с этим трудно сказать, как на них отразится отмена госрегулирования одной из услуг. Тем более это в разных регионах будет происходить по-разному, в зависимости от того, какой в каждом из них уровень конкуренции. В целом я не уверен, что отмена госрегулирования тарифов даст дополнительный импульс развитию фиксированной связи.

Маркер
Advertology.Ru

26.12.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам..."Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам...
Нам придется искать и находить трюфели, а то мы слишком засиделись за компьютерами.
Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...
Во вторник власти Москвы решили, что «Шереметьевской», «Рубцовской» и «Стромынки» на карте метро Москвы не будет. А Карачарово, Крюково и еще трем десяткам станций, ставшим частью МЦД, дадут другие названия.
Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

17.11.2019 - 16:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация