Анализ рынков

Быстро ли продаётся "быстрая еда"

Быстро ли продаётся "быстрая еда"

Даже в наше стремительное время трудно, пожалуй, найти более быструю в приготовлении еду, чем так называемые готовые завтраки. Насколько популярны ли они у покупателей?

Безусловный «золотой век» продаж сухих завтраков совпал с их появлением в России примерно в 1994 году с некоторой временной разницей по регионам. Именно тогда в Россию пришли мировые бренды Kellog's и Nestle, Bruggen и Hahne. В 90-е холодный завтрак из хлопьев с молоком был не только диковинкой для российской пищевой традиции, но и знаком принадлежности к некоему кругу успешных людей - такая еда тогда была исключительно импортной и достаточно дорогой. Хлопья были чуть ли не одним из первых маркеров «вестернизации среднего класса», как это принято называть сегодня в маркетинговых терминах. А если говорить проще - российские обеспеченные люди в то время таким образом приобщались к культуре потребления, принятой на Западе: причём это касалось не только изменения пищевой традиции, но и перемен в структуре потребления в целом. Рынок был поделён исключительно между транснациональными компаниями вплоть до 1998 года, когда появились и отечественные производители быстрых завтраков. Но практически тут же разразившийся мировой финансовый кризис не дал развернуться ни производителям, ни импортёрам - премиальный сегмент упал на всех рынках, и рынок «завтраков на бегу» не стал исключением. Реальный подъём стал ощутим лишь к 2003 году вместе с оживлением всей российской экономики, ростом доходов населения и... решительным выходом на торговую арену российских производителей с таким продуктом, как каши.

Они решительно потеснили на полках хлопья и мюсли. Овсянка, традиционно любимая гречневая, рисовая, с молоком и сливками или без, с яблоком, абрикосом, вишней или малиной... Ориентируясь на спрос, увеличили присутствие в сегменте каш мировые бренды Nordic, Raisio, Myllin Paras. Успех каш - и российских, и импортных - вполне объясним: привычная, знакомая с детства пища, которая в сознании потребителя к тому же, безусловно, полезна.

На протяжении последних лет ажиотаж по поводу сухих завтраков в значительной степени приутих - отчасти потому, что пропало ощущение новизны и недоступности, отчасти у некоторой доли аудитории наблюдается возврат к традиционному пищевому поведению, да и всевозможные точки всевозможного фастфуда представляют определённую конкуренцию. С другой стороны, спрос стабилизировался и объём продаж прирастает пусть и не лавинообразно, но во всяком случае не меньше рынка в целом, что составляет от 5 до 15 % в год по разным видам продукции. Практически неизменным на протяжении последних пяти-шести лет является и соотношение между импортом и отечественным производителем: 1 / 3 и 2 / 3 соответственно. Пальму первенства прочно удерживают «быстрые» каши - они как нельзя лучше соответствуют национальным представлениям о полезной еде, второе призовое место - у хлопьев, не столько детской еды, сколько детского лакомства.

Елена Игнатьева, маркетолог объединения «Союзпищепром»: «Рынок готовых завтраков в последние годы достаточно стабильный, хотя конкуренция здесь традиционно высокая. Наиболее популярным видом среди экструзионных готовых завтраков по‑прежнему являются хлопья, на втором месте по популярности подушечки с начинкой.

Согласно проведённому в Челябинске опросу (в 2010 году), наиболее частая побудительная причина покупки готовых завтраков - желание ребёнка, её назвали в 40 % случаев! Производители, учитывая этот факт, стараются предложить своему покупателю не только вкусный продукт, но и развлечение - мы, например, проводим акции с хорошими подарками. Призы, разумеется, ориентированы на детскую аудиторию - велосипеды, ролики, и, естественно, сами завтраки».

Потребителями продукта преимущественно являются женщины - они покупают сухие завтраки в среднем в 2,5 раза чаще мужчин. Это вполне объяснимо: в российских семьях именно женщины отвечают за детское питание, также они больше заботятся о своём весе, здоровом и сбалансированном питании, и, конечно, сильнее реагируют на рекламу.

Женщины составляют и основную массу офисных работников, привычно перекусывающих «на ходу» и «по-быстрому», а лучше готовых завтраков трудно что‑нибудь придумать в принципе. Кроме того, исследователи отмечают, что этот вид продукции чаще покупают люди с доходом средним и выше среднего. Потому и места, где готовые завтраки покупают охотнее всего, это в первую очередь, продуктовые магазины, а во вторую - супермаркеты.

Несмотря на то что дети - безусловный и вечный стимулятор подобных покупок, стоит отметить и такую особенность сухих завтраков, как двойственное отношение к ним взрослых потребителей: они воспринимают, скажем, хлопья, и как полезную еду, и как лакомство. А продукт с такими характеристиками придётся ещё поискать даже при том многообразии, которое существует сегодня на полках магазинов. Думается, если бы поставщики уделили большее внимание трейд-маркетинговым программам - акциям в местах продаж, POS-материалам и тому подобному, а также акцентировали внимание не только на вкусе, но и пользе - как это делает сейчас один из мировых производителей готовых завтраков - продажи могли бы подрасти даже в таком традиционно не слишком динамичном сегменте и без глобальных маркетинговых затрат.

Сухие готовые завтраки - детское лакомство и большой бизнес, ориентированный на базовые и понятные потребительские предпочтения: быстро, вкусно, с пользой. «Людям хочется, чтобы еда быстрого приготовления, спрос на которую в наше сумасшедшее время постоянно растёт, была бы ещё и полезной»,- считает исполнительный директор ОАО «Лебедянский» Магомет Тавказаков. А кроме того, производство сухих завтраков считается среди всех пищевых производств ещё и наиболее инновационным. На базе некоторых из этих технологий готовится даже рацион космонавтов. Так что, по‑видимому, у рынка детского лакомства совсем не детские перспективы. Может быть, даже вселенского масштаба...

Татьяна Моисеева, Издательский дом Предприниматель
Advertology.Ru

20.07.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Сетки. Креативные решения для графических дизайнеров

Сетки. Креативные решения для графических дизайнеров
Сетки. Креативные решения для графических дизайнеров. Креативно разработанная и правильно примененная сетка это то, что отличает обычную композицию листа от действительно яркой и «цепляющей». Эта книга поможет дизайнерам обрести вдохновение и отшлифовать умение создавать великолепные композиции страниц и разворотов. Сетка присутствует на всех страницах книги. Все журналы, буклеты, многостраничные издания представлены не просто лучшими разворотами,  а композиционными листами с проступающей сеткой и подробными комментариями, детализирующими процесс работы и точными параметрами сеток. Вы поймете, как дизайнер использовал модульную сетку для создания узнаваемого ритма страниц и разворотов, не теряя при этом динамики и гибкости изображения. Книга «Сетки» наполнена интересными компоновками шрифта, изображений и незапечатанного фона. Помимо этого, в книге рассматриваются новаторские идеи информационного дизайна. Для каждой работы дано не только детальное описание, но и размеры сеток, что позволит Вам адаптировать, улучшить и применить понравившиеся идей в новых проектах. На диске - шаблоны сеток в InDesign и QuarkXPress. Книга действительно необходима графическим дизайнерам, чья творческая деятельность связана с созданием плакатов, упаковки и многостраничных изданий.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.06.2025 - 03:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация