Анализ рынков

Продуктовая розничная торговля Москвы и Санкт-Петербурга

Сегодня жителям крупных российских городов сложно представить свою жизнь без супер- и гипермаркетов – магазинов, где можно найти практически все: от зубной пасты, мыла, молока, хлеба и сахара до экзотических фруктов, живых карпов и дорогих вин. Период жесткого дефицита и анекдота про покупателя, спросившего в булочной, нет ли в продаже рыбы, и получившего в ответ, что рыбы нет в рыбном, а в булочной нет булки, остался в прошлом.

Традиционные универсамы и магазины "Продукты" активно вытесняются торговыми сетями. А новые игроки, в свою очередь, начинают энергично конкурировать между собой на рынке розничной торговли. Возросшие доходы населения и разнообразие выдвигаемых супермаркетами предложений приводит к тому, что покупатели становятся все более придирчивы и разборчивы.

Уровень цен, а также фактор транспортной доступности постепенно перестают играть определяющую роль при выборе потребителем магазина, в то время как все большую значимость приобретают другие критерии, которые условно можно разделить на рационально-функциональные (качество обслуживания, оформление торговых площадей, дополнительные услуги, предоставляемые супермаркетами) и эмоциональные (удовлетворение от покупок, хорошее настроение, удобство, комфорт).

  Воздействие этих показателей на поведение потребителей и стало главным объектом изучения исследовательской компании COMCON-SPb (WorkLine Group), осуществившей в первом квартале 2006 года инициативное трекинговое исследование Retail Image Tracking – Food (RIT-Food) в Москве и Санкт-Петербурге.

  Результаты проделанной работы позволили сравнить стратегии потребителей в двух крупнейших российских городах. В рамках RIT-Food были опрошены 3 тысячи жителей Москвы и Санкт-Петербурга, мужчины и женщины в возрасте от 18 до 59 лет. В поле зрения социологов попали ведущие торговые сети: в Москве – Metro C&C, "Ашан", "Копейка", "Перекресток", "Пятерочка", "Рамстор", "Седьмой континент"; в Петербурге – Metro C&C, "Дикси", "Карусель", "Квартал", "Лента", "Народный", "О’Кей", "Патэрсон", "Перекресток", "Пятерочка", "Рамстор", "Сезон".

  В ходе исследования были выявлены и проанализированы наиболее значимые факторы, воздействующие на потребительское поведение жителей двух мегаполисов. Кроме того, изучалось восприятие сложившегося имиджа крупнейших сетевых магазинов покупателями.

  Рассматривая вопрос потребительского поведения, стоит учитывать не только "внешние" факторы, оказывающие на него влияние, но также и "внутренние", то есть индивидуальные особенности покупателей. Таким образом, представляется продуктивным отказаться от традиционного образа "психологически усредненного" покупателя и исходить из неоднородности потребительских психотипов.

  В рамках данного исследовательского проекта использовалась методика, согласно которой из списка предложенных высказываний респондентам нужно было отобрать те, которые описывают наиболее характерные для них виды покупательского поведения. Результаты опроса и последующий статистический анализ позволили определить группы потребителей, обладающих определенным набором критериев, которые оказывают влияние при выборе ими продуктов питания и торговых точек.

  Итак, можно выделить пять групп покупателей, каждая из которых характеризуется особым поведением: гедонисты, семейные, рациональные, экономные, безразличные (рис. 1, 2). В группу гедонистов (21% от числа опрошенных в Москве и 24% – в Санкт-Петербурге) вошли те, кто предпочитает не экономить на еде, не обращает особого внимания на ценники, любят большие магазины с богатым ассортиментом, имеют склонность покупать все, что им понравилось, чаще других приобретают деликатесы и в магазинах, куда, как правило, приезжают на личных автомобилях, ценят наличие дополнительных услуг.

 

  Семейные потребители (22% в Москве, 24% в Санкт-Петербурге) совершают покупки всей семьей, поэтому, как и гедонисты, любят большие магазины с широким ассортиментом и дополнительными услугами, но, в отличие от представителей первой группы, семейные более внимательны к ценам, предпочитая при возможности сэкономить: они принимают участие во всевозможных акциях, дегустациях, ориентированы на дисконтные карты и скидки.

  Рациональные потребители (23% в Москве, 26% в Санкт-Петербурге) покупают только то, что им необходимо. Для представителей этой группы характерно предварительное планирование покупок, стремление к соблюдению составленного плана, а также внимательное отношение к скидкам.

  В группу экономных (19% в Москве, 18% в Санкт-Петербурге) входят покупатели, которые следят в большей степени не за ценами, а за форматами магазинов, считая, что покупки в небольших магазинах экономят время и деньги.

  И, наконец, к группе безразличных (15% в Москве, 8% в Санкт-Петербурге) относятся те потребители, которые не могут достаточно четко описать свои покупательские стратегии.

 При этом наиболее активные покупатели, у которых личные траты на продукты питания составляют более 3 тысяч рублей в неделю, принадлежат в основном к первым двум группам. Так, в Москве по 29% активных покупателей относятся к гедонистам и семейным, в Санкт-Петербурге эти показатели составляют 32 и 33% соответственно.

  Изменения, произошедшие за последние 15 лет, сильно трансформировали перечень факторов, влияющих на поведение потребителя. И сегодня для адекватного анализа ситуации, сложившейся на современном российском рынке розничной торговли, необходимо учитывать целый комплекс различных факторов, влияющих на стратегии покупателей. Причем нужно принимать во внимание не только "рациональные", но также и "эмоциональные" показатели.

 Такой подход позволяет понять, каким образом, например, в Санкт-Петербурге гипермаркеты "О’Кей" успешно конкурируют с магазинами "Пятерочка", несмотря на то что цены в "О’Кее" значительно выше, чем в "Пятерочке", и добраться туда сложнее. Об успешной конкуренции этих торговых точек свидетельствует то, что одинаковое число респондентов (по 16%) в этих магазинах потратили больше всего денег в течение месяца.   Кроме того, у этих двух сетей схожие показатели посещаемости – за последние два года 85% опрошенных посещали "Пятерочку" и 76% – "О’Кей".

  Если проанализировать данную ситуацию с учетом всего комплекса факторов, влияющих на потребительское поведение, становится очевидно, что "Пятерочка", хотя и опережает "О’Кей" по показателям ценовой и транспортной доступности, проигрывает ему по целому ряду рационально-функциональных показателей (табл. 1).

  А в плане эмоциональных факторов "Пятерочка" уступает большинству сетей (табл. 2).

  Лидирует же по большинству и рационально-функциональных, и положительных эмоциональных показателей гипермаркет "Лента", в котором за 30 дней больше всего денег на продукты питания потратили 28% активных покупателей Санкт-Петербурга. Успех этой сети - как в группе активных, так и у всех покупателей - объясняется тем, что она уделяет внимание всему комплексу факторов, влияющих на поведение потребителя, и стремится предложить наиболее комфортные условия.

  Интересно отметить, что ранжирование факторов по степени важности их влияния на потребительское поведение дает достаточно неожиданные результаты. Так, петербуржцы, являющиеся активными покупателями продуктов питания, заявили, что для них наиболее важными показателями являются: просторность магазина – так сказали 74% опрошенных, освещенность магазина – ее отметили 62% респондентов, удобство парковок – 61%, квалифицированность продавцов – 58% опрошенных.

  В то же время показатель транспортной доступности и ценовой фактор отмечались респондентами в качестве наиболее значимых гораздо реже: только 29% сказали, что для них очень важно удобное расположение магазина, и всего 16% заявили, что очень большую роль для них играет ценовой показатель.

  Еще одним интересным результатом исследования, на который в первую очередь стоит обратить внимание производителям продуктов, является выявление так называемой "специализации" магазинов в представлениях потребителей. Например, большинство покупателей Санкт-Петербурга заявило, что чаще всего покупают алкоголь, замороженные овощи, фрукты и продукты кулинарии в "Ленте", а молочные продукты, хлебобулочные изделия, замороженные полуфабрикаты, бакалею – в "Пятерочке". В "О’Кее" значительная часть опрошенных приобретает свежие овощи и фрукты, алкогольные напитки и продукты кулинарии (табл. 3).

  В Москве 21% активных покупателей больше всего денег за 30 дней на продукты питания потратили в магазинах "Ашан", 11% – в магазинах "Перекресток", в "Пятерочке" – только 8% покупателей этой группы.

  В столице большинство покупателей ходит в "Ашан" за бакалеей и алкоголем, а за молочными продуктами и замороженными полуфабрикатами – в "Пятерочку".

  Подводя итоги, можно утверждать, что внимательное отношение игроков розничного рынка к максимальному количеству разнообразных факторов (как рациональных, так и эмоциональных), влияющих на потребительское поведение покупателя, ориентация на "свои" группы потребителей и способность предложить наиболее комфортные для них условия ведут к увеличению шансов этих игроков занять достойное и стабильное положение на рынке.

Михаил Подушко
foodmarket.spb.ru

11.12.2006

на печать


Комментарии

Dim@s
27.03.2007 14:55 | сообщение #1
 

Ну и что следует из статьи?

Пятерочка и Окей - конкуренты, а Окей и Перекресток - нет?

(Перекресток, видимо, никому не нравится, предлагает отстойные, если верить графикам, товары, после его посещения - ужасное настроение?)

Лента и Окей - просто флагматы розничной прод. торговли Питера???

Ну-ну.

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

19.12.2025 - 08:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация