Имиджмейкер

Зачем лидеру этикет?

Зачем лидеру этикет?

Не всякий формальный руководитель является реальным лидером. Для того чтобы сотрудник компании, занимающий должность руководителя, развил навыки лидерства, в том числе необходимо и обучение деловому этикету.  Одна из лидерских компетенций – это эффективное деловое общение, которое невозможно без применения норм делового этикета.

Этикет формировался тысячелетиями и вобрал в себя нормы общения, отобранные и проверенные временем. В современном деловом этикете как своде правил поведения принятых в бизнес-среде нет ничего лишнего. Нет ничего такого, что затрудняло бы деловое взаимодействие и мешало вести дела. Напротив, деловой этикет – это инструмент, повышающий эффективность общения, создающий партнерство, порождающий положительные эмоции. Соблюдение сотрудниками компании делового этикета формирует лояльность внешних и внутренних клиентов, улучшает микроклимат в коллективе, позитивно влияет на качество принимаемых решений.

Этикетное деловое поведение прибыльно. Многие преуспевающие компании, формируя свой уникальный фирменный стиль, сделали ставку на безупречные деловые манеры сотрудников и таким образом создали себе конкурентное преимущество, выгодно отличающее их от конкурентов.

Если сотрудники приходят на работу в шортах с крысами наперевес – это их личное дело, пока это всех устраивает внутри компании. Однако в серьезном бизнесе ценится надежность, респектабельность. Если описанные сотрудники будут приглашены на переговоры и там своими неотесанными манерами покажут, что не соблюдают дресс-код, не умеют правильно познакомиться, войти, сесть, вручить визитную карточку, не знают, как правильно поддержать разговор, как эстетично курить, есть вероятность, что они не будут причислены к определенному кругу делового общения. Скорее всего их предложениям и обещаниям не поверят, их аргументы не убедят и не вызовут интереса. Поскольку форма подачи себя в этом случае будет противоречить содержанию деловых предложений. Философский закон о связи формы и содержания еще никто не отменял. Если они одни такие уникальные на рынке - деловые партнеры их будут снисходительно терпеть. Но как только появятся другие более воспитанные и приятные в общении партнеры от неотесанных партнеров постараются поскорее избавиться. Это произойдет потому, что с ними неприятно на эмоциональном уровне, они непредсказуемы и это вызывает напряжение в деловом общении.
Важно понимать, что деловой этикет - это "язык посвященных". С культурологической точки зрения во все века этикет был и по сей день является маркером, выделяющим социальные слои. То, что принято в одном социальном слое или профессиональной группе может быть неприемлемо или не позволительно в другой.

Наши манеры повествуют окружающим о нашей жизненной истории: где мы родились, что принято в нашей семье, где мы учились и чему, какой образ жизни ведем сейчас, каковы наши планы и т.д. Всё это и многое другое транслируется окружающим через нашу речь, манеру говорить и слушать, одежду, привычки в еде в целом и в столовом этикете в частности. Если на деловом обеде прилично выглядящий и настроенный сотрудничать с Вами партнер закладывает тканевую салфетку за воротник, или кладет галстук на свое плечо, накалывает горошины на вилку, режет пельмени, макает хлеб в тарелку, чавкает и причмокивает, берет еду из тарелки соседа, потому, что не знает, где его персональные приборы расположены на столе, то, скорее всего это насторожит Вас. Как можно доверять такому партнеру, если очевидно, что он впервые на деловом обеде. Насколько он заслуживает доверия? Насколько он кредитен? Не рискуете ли Вы и Ваше дело, связываясь с ним?

Тема делового этикета как части корпоративной культуры многогранна. Ее можно рассматривать в связи с различными аспектами лидерства, эффективной коммуникации, управленческого стиля, влияния и противостояния манипуляциям, создания имиджа, наконец, а также управления конфликтами, профилактики стресса и др.

По словам известного менеджера Ли Якокки: "Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на труд – это общаться с ними". Как можно общаться, не зная или не соблюдая деловой этикет? В принципе можно, но не долго. Люди устроены так, что их обычно привлекает в других культура, уважение, тактичность, хорошие манеры в целом. Очевидно, что такие черты, как высокомерие, хамство, явная недоброжелательность скорее отталкивают партнеров по общению. Многие руководители думают, что они благовоспитанны, а на деле своими манерами раздражают, а подчас и попросту деморализуют подчиненных и коллег. Например, некоторые руководители постоянно опаздывают, пренебрегают интересами других, забывают о назначенных встречах, навязывают свое мнение, не умеют правильно слушать, публично проявляют подозрительность, зло иронизируют, выглядят кое-как и проч. Если руководитель посылает такие поведенческие сигналы, то ему трудно рассчитывать на создание авторитета. В трудную для компании и самого руководителя минуту может потребоваться реальная помощь. Сомнительно, что окружающие, регулярно получавшие от руководителя перечисленные сигналы, захотят его поддержать.

В цивилизованных странах с развитой рыночной экономикой деловой этикет, то есть внешние формы поведения, принятые в деловой сфере, считается экономической категорией. Если все сотрудники на всех уровнях соблюдают деловой этикет, придерживаются высоких стандартов поведения, то в коллективе создается позитивная атмосфера, улучшается микроклимат, уменьшается количество конфликтов и болезней на нервной почве, повышается производительность труда и качество принимаемых решений, более рационально используется рабочее время и проч. Цену бескультурья и хамства можно вычислить и выразить деньгах. Лидер ведет за собой правильно подобранных единомышленников. В группе деловых людей вежливость – неотъемлемая часть делового общения.

Напомню управленческую аксиому: только довольный внутренний клиент может создать довольного внешнего клиента. Если внутри компании сотрудники (внутренние клиенты) испытывают дефицит хороших деловых манер со стороны руководителя, коллег, если их не устраивает стиль руководства и качество общения между сотрудниками, то не приходится удивляться, что такие недовольные внутренние клиенты проявляют холодность, безразличие, а подчас и грубость, в отношении внешних клиентов. Например, когда руководитель критикует подчиненного на глазах у других сотрудников, то такой подчиненный при обслуживании внешнего клиента, скорее всего также будет несдержанным.

Деловой этикет – это правила поведения в деловой сфере.  Разумеется, деловой этикет – один из инструментов делового общения. Он призван сделать общение комфортным для партнеров, создать климат доверия и придать деловому взаимодействию предсказуемость. Безусловно, в каждой бизнес-организации необходимо создавать программу обучения, основываясь на конкретной ситуации, специфике бизнеса, особенностях персонала. Однако в любом случае включение темы этикетного общения необходимо.

Во многом такая необходимость обусловлена и еще тем, что в России на протяжении десятков лет не существовало специального обучения этикету в школах и ВУЗах. Некоторым гражданам повезло, в их семьях обращали внимание на правильное поведение, учили "как себя вести по этикету", показывали примеры этикетного поведения. Другим повезло меньше и тема "приличного поведения" присутствовала в их жизни лишь поверхностно.  
Исследования показывают, что в современной российской бизнес-практике наиболее востребованы в руководителях такие качества как:

1.     способность изменяться и управлять изменениями
2.     нестандартное мышление
3.     навыки коммуникации
4.     умение мотивировать высокообразованных сотрудников

Для применения навыков коммуникации и мотивации лидеру, безусловно, необходимы хорошие деловые манеры. "Капля меда привлекает больше пчел, чем целая бочка желчи" - это аксиома человеческого общения. Нарушение этикета неэффективно в долгосрочной перспективе. Да, сотрудник, претендующий на роль лидера, может добиваться своих целей угрозами, криками, унижением, сарказмом, давлением, сплетнями, шантажом.

Вопрос в том, насколько его последователи готовы терпеть такое обращение? Обычно участники тренингов приходят к выводу, который подтверждает данные организационной психологии, что только состояние интереса способно создать прирост производительности труда, увлечь персонал, придать смысл повседневной работе.

Эмоцию интереса у последователей невозможно вызвать, если лидер не соблюдает правила этикета. "Ведет за собой тот, кто служит другим" - для истинных лидеров это девиз.
Мы можем встретить самые противоречивые трактовки феномена лидерства, столь многогранна эта тема. Совершенно точно, что лидерство неизбежно связано с исторической эпохой, в которой действует лидер, и с деловой культурой его страны.
В России, в отличие от западных стран, существуют смутные представления относительно этичного и этикетного поведения в бизнесе. Уникальная культура России, беспокойная история, тоталитарные политические режимы, неразвитое законодательство привели к современному состоянию неопределенности в отношении этики бизнеса и одобряемых деловых манер.

Современная российская деловая культура, включающая деловой этикет, представляет на сегодняшний день пеструю смесь стереотипов поведения: остатки командно-административной системы, заимствования из западноевропейского бизнес-этикета и формирующиеся специфические российские нормы делового поведения. То есть не вполне сформировавшаяся российская деловая культура, не очевидно оформившиеся правила игры в бизнесе, порождают сложности и противоречия при ведении дел.

Отсюда и слабая осознанность актуальности формирования деловой культуры как в России в целом, так и на уровне конкретной организации. И именно в таких условиях, на мой взгляд, необходимо специальное обучение лидеров деловой культуре, которая в России на протяжении столетий накопила богатые традиции.

Многие заказчики программ обучения для персонала своей бизнес-организации зачастую находятся в плену иллюзий о том, что обучать сотрудников необходимо переговорам, продажам, управлению и проч. Они полагают, что обучение деловой этике, бизнес-этикету и конструктивному общению не нужно. Обычно на тренингах в таких компаниях неизбежно обнаруживается дефицит хороших манер у персонала. Становится очевидным, что начинать нужно не с переговоров и продаж, а с деловой этики и этикета.

Вера Кобзева для
Advertology.Ru

28.11.2006

на печать


Комментарии

Гость
13.12.2006 13:43 | сообщение #1
 

Добрый день!
очень понравилась статья, думаю, что можно посветить теме делового этикета еще ряд более полновесных статьей.

maximus
01.02.2007 19:38 | сообщение #2
 

Очень интересная статья.Ещё бы конкретики побольше...:))жду продолжения темы

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Реклама в спорте и ее значениеРеклама в спорте и ее значение
Роль рекламы в развитии спорта. Типы спортивного маркетинга с конкретными примерами и основные методы продвижения спортивных клубов. 
"Дом. Вчера. Сегодня. Завтра?". Как меняется восприятие..."Дом. Вчера. Сегодня. Завтра?". Как меняется восприятие...
Специалисты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ совместно с телеканалом о доме и ремонте HGTV Home&Garden провели исследование, используя инструменты семиотики – науки об использовании знаков и их систем в общении. Задачей исследования было разобраться, каким пространство дома видит массовая культура и какие трансформации произошли с самим понятием дома за последние годы.
Более 40% журналистов и пиарщиков страдают от недосыпаБолее 40% журналистов и пиарщиков страдают от недосыпа
Дневная сонливость, трудности с засыпанием и ночные пробуждения осложняют жизнь 40% работников медиаиндустрии, свидетельствуют результаты опроса*, проведенного производителем носимых устройств Garmin и крупнейшей в России платформой онлайн-рекрутинга hh.ru. За последние полтора года журналисты чаще работников других отраслей жаловались на то, что стали хуже спать.
PR2B Group: Кто ты, что ты, Кот Казанский?PR2B Group: Кто ты, что ты, Кот Казанский? (2)
Объединенное пиар и брендинговое агентство PR2B Group провело исследование самого известного в Татарстане маскота – «Кота Казанского».  Исследование осуществлено по поручению Правительства Республики Татарстан с целью усиления территориального бренда столицы республики.
In-Image Ads - нестандартный технологический инструмент в...In-Image Ads - нестандартный технологический инструмент в...
Баннерная слепота мешает эффективному продвижению компаний в digital. Современные пользователи научились игнорировать рекламный материал, поэтому бренду сложно преодолеть рекламный клаттер и выделиться среди себе подобных. Помочь справиться с этим может формат In-Image Ads — нативная реклама поверх изображений на сайтах, которой посвящен новый White Paper IAB Russia. Документ содержит основные сведения об In-Image Ads: обзор рынка, кейсы и анализ роли технологии компьютерного зрения в Brand Safety и Brand Suitability для формата. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

28.10.2021 - 14:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация