Интервью

"У Российских ритейлеров больше нет времени на драки" - Бернд Халир

Директор Европейского института торговли (EHI) Бернд Халир убежден, что будущее нашего ритейла не за ведущими российскими сетями - их владельцы спят и видят, как бы продать бизнес, - а за регионалами. Которые "сердцем в ритейле".

- Доктор Халир, как вы оцениваете темпы развития российского ритейла?

- Российский рынок ритейла в последние шесть-семь лет демонстрирует серьезное развитие. В стране около 100 ритейлеров, совершенствуется менеджмент, дистрибуция, современные шопинг-центры перестали быть прерогативой только Москвы и Санкт-Петербурга. Люди проводят в этих магазинах очень много времени, много больше, чем в Европе. Кстати, эти шопинг-центры чрезвычайно высокого уровня. На что я всегда обращаю внимание в любом магазине - это туалеты. Ваши туалеты - на уровне.

- Ну, вам просто везло. Например, в "Ашане", "Меге" грязновато. И всегда дикие очереди. Доктор Халир, ваш прогноз развития российского рынка ритейла?

- Из-за того, что в Москву и Санкт- Петербург постепенно приходят западные ритейлеры, я думаю, русским ритейлерам будет очень тяжело в ближайшие несколько лет. Чтобы не подвергнуться атаке сильных западных конкурентов, они должны строить свой бизнес в регионах.

- То есть вы советуете русским ритейлерам сломя голову бежать из столиц?

- Да. Это самый разумный способ сохранить свой бизнес. Оборот Wal-Mart сейчас $260 млрд. Причем Wal-Mart в ближайшее время рассчитывает удвоить эту цифру. Магазинов у мирового ритейлера номер один - почти 5000. Большие русские сети, за исключением "Пятерочки", это около 100 магазинов, их оборот только приближается к $1 млрд. Но даже таких - единицы. Основная масса ритейлеров - это 5, максимум 20 магазинов. Как при таком "весе" можно конкурировать с мировыми ритейлерами?

В ритейле огромное значение имеет местоположение. И вы, русские, знаете, в каких регионах в России наиболее выгодно строить магазины. Так надо пользоваться этим. Надо пользоваться боязнью западных сетей сделать шаг из Москвы или Петербурга. Россия очень большая. Это много городов, много людей, о доходах которых, образе жизни, предпочтениях в еде и вещах мы, иностранцы, не имеем ни малейшего понятия. Никто не знает Россию. И потому никто не может принять решение о масштабных инвестициях в Россию. Всем нужен тренд, тенденция. И в этом проблема. Многие ритейлеры думают: а не окажусь ли я следующим Наполеоном или Гитлером, который пошел в Россию и потерял все?

- В Европе до сих пор считают, что нет тренда? Пусть приедут и заглянут в "Ашан". Там люди толкаются переполненными тележками, у касс огромные очереди.

- Много покупателей на кассе - не показатель. Надо знать, какая у "Ашана" прибыль. А "Ашан", насколько мне известно, этот показатель не открывает. И к тому же "Ашан" работает только в Москве. Но успешно работать в Москве - это далеко не то же самое, что успешно работать в России. Только METRO и IKEA имеют серьезный русский опыт. Но этого пока мало.

- Что еще, по вашему мнению, нужно сделать нашим ритейлерам, чтобы выжить?

- Нужно поглощать друг друга, чтобы количество магазинов в сети было больше и больше. Сейчас все очень маленькие. В Москве, Санкт-Петербурге я вижу локальные сети, и поэтому можно сказать, что Россия - в плане торговли - не едина. Все озабочены только одним: занять как можно большую долю рынка. Но они могли бы съесть и более серьезный кусок пирога, если бы работали вместе.

У властей нет единого бизнес-плана того, что нужно сделать в российском ритейле. Торговля неплохо развивается в Нижнем Новгороде, Благовещенске или Екатеринбурге, но никто не может собрать людей вместе на национальной платформе. Такая же ситуация на Украине. Все дерутся друг с другом. Одни говорят - мы больше, другие - нет, мы больше.

Никто не хочет понять, что уже нет времени на драки. Чтобы выжить, вашим ритейлерам требуется помощь от правительства.

- Какого рода?

- Если ритейлеры из-за своих амбиций не могут договориться о сотрудничестве, нужна сторонняя сила. Ею вполне может стать власть. Она должна быть заинтересована в развитии этого динамичного сектора вашей экономики. От правительства нужна помощь и в образовании людей. Русскому ритейлу катастрофически не хватает грамотных менеджеров. Вы не владеете мировыми технологиями, вам как воздух нужны ноу-хау западных ритейлеров. Чтобы ликвидировать этот пробел, необходимо достаточно много денег. Это могла бы быть национальная программа правительства по подготовке молодых менеджеров для ритейла. Чем больше будет грамотных менеджеров, тем охотнее западные ритейлеры станут продавать вам франчайзи. Развивать франчайзи - самое лучшее, что может сделать Россия.

- И все же, у самых мощных российских сетей, скажем у "Седьмого континента" или "Перекрестка", есть шанс развиваться самостоятельно?

- Я буду удивлен, если окажется, что кто-то хочет развиваться самостоятельно. Пока, напротив, все мало-мальски интересные ритейлеры спрашивают: "не хотите меня купить, сколько дадите?"

Думаю, это происходит вот из-за чего. Я в Германии могу показать вам много компаний, где хозяин сам с нуля построил сеть в 200-500 магазинов, каждый день разъезжает по магазинам, контролирует все бизнес-процессы. Здесь, в России, я знаком со многими людьми, которые, накопив деньги на продаже нефти, автомобилей, чего-то еще, решили податься в ритейловый бизнес. Они в нем ничего не смыслят. Сейчас они могут получать в ритейле неплохие деньги просто потому, что нет серьезной конкуренции. Но с каждым годом конкуренция в Москве, Санкт-Петербурге все больше и больше. А они не умеют работать с логистикой, не умеют управлять цепочками поставок. Западные компании по этим показателям на три головы выше. Поэтому-то владельцы русских сетей и задают вопрос: "может быть, вы меня купите?" Все дело в том, кто инвесторы ритейлового бизнеса. Это инвесторы, которые хотят получить максимальный "кэш", или инвесторы, которые сердцем в ритейле?

Я думаю, что такие, "сердцем в ритейле", - в регионах. У них всего десяток магазинов, они по уши днем и ночью в своем бизнесе. Будущее русского ритейла именно за ними. Не за крупными сетями, которые у всех на слуху, а за теми, что в регионах. Для владельца крупной сети, олигарха, его ритейловый бизнес - нечто незначительное в сравнении с остальными крупными активами, модная игрушка. И при первой же возможности он ее продаст. Он просто торговец. Такой, как Абрамович. Если бы Абрамович купил футбольный клуб в России, он был бы героем. А поскольку он купил клуб в Лондоне, он просто торговец.

- Абрамович в свое время прикупил себе и модную ритейловую игрушку. Все наши крупные сети хотят продаться, но их никто не покупает. Чем мы не глянулись западным инвесторам?

- По каждой сети действуют свои причины. Например, "Седьмой континент" очень разношерстный. Совершенно разные магазины - где 400 м, где 1500 м, а где и того больше. Нет единства формата. В сети все магазины должны быть одинакового формата, как русский танк Т-34.

- Есть сети, скажем "Перекресток", которые строго выдерживают формат.

- Очень часто останавливает вопрос прозрачности бизнеса. К тому же западные ритейловые компании слишком сильные. Они хотят иметь свой персонал, собственные каналы поставок. Они хотят быть абсолютно уверены во всем, а эту уверенность дает только контроль с нуля. Поэтому все посматривающие на Россию западные ритейлеры хотят начать с чистого листа.

- Какие российские сети, по вашему мнению, сегодня работают лучше всего?

- Я бы отметил "Пятерочку" и "Ленту". Там все делается грамотно. METRO очень тяжело быть в Санкт-Петербурге такой же хорошей, эффективной сетью, как "Лента". Правда, сейчас у "Ленты" недостаточная критическая масса магазинов. Они должны кого-то купить, чтобы иметь большие масштабы. "Пятерочка" выбрала самый оптимальный для России формат - мягкий дискаунтер. Хотя для меня многое с точки зрения классики формата кажется странным: очень большой ассортимент, водка, которая в Германии продается в дорогих магазинах. Но это особенности русской культуры потребления.

- Вы считаете, что наиболее подходящий для России формат - дискаунтеры. А у нас сейчас все кинулись дружно развивать формат гипермаркетов.

- Уровень доходов по России очень разный. В столицах, где денег больше, гипермаркет хорош. Но для большинства регионов дискаунтер - более удачный формат. Если вы идете в Благовещенск, сколько магазинов "Ашан" можете построить в Благовещенске? Я видел за Уралом торговые центры в шесть этажей, с прекрасным дизайном, мраморными полами, интернет-кафе. Моя жена была в полном восторге. Она не ожидала, что в такой глубинке могут быть столь шикарные магазины. Одно плохо: на всю эту роскошь всего три покупателя. Формат гипермаркета только тогда прибылен, когда вы имеете 15 гипермаркетов в одном регионе. А тут для одного магазина покупателей не набирается.

- Если формат дискаунтера настолько перспективен в России, почему крупнейшие европейские дискаунтные сети - Aldi, Lidl - не торопятся к нам? Тем более сети немецкие, ведь у них есть неплохой пример соотечественников - METRO. 

- Я знаю хозяев Aldi, это два брата, им по 85 лет. Если вам 85 лет и вы лучший по прибыльности ритейлер в Германии и еще нескольких европейских странах, станете ли вы строить планы по работе в России в ближайшие 15 лет? Владельца Lidl я тоже знаю, как раз сейчас по его просьбе готовлю отчет о ритейле в России.

- А ему сколько лет?

- 67 лет, но он еще очень энергичный.

- То есть он готов планировать 15 следующих лет?

- Да.

- Он заинтересован в России?

- Пока нет. Но хочет знать здешнюю ситуацию.

- И все-таки, кто из лидеров мирового ритейла в обозримом будущем придет к нам?

- Думаю, Wal-Mart.

- Это похоже на бородатый анекдот и уже не смешно. Давно никто не верит в пришествие Wal-Mart.

- А зря. Просто Wal-Mart всегда требуется очень много времени, чтобы изучить рынок и принять решение.

ЕЛЕНА КОСТЮК
"Профиль"

06.12.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

22.12.2025 - 13:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация