Новости

Владельцы торговых центров стали судиться с одежными и обувными сетями из-за аренды

Владельцы торговых центров стали судиться с одежными и обувными сетями из-за аренды

С начала года сеть Kira Plastinina получила десятки исков от владельцев торговых центров на сумму более 45 млн руб. Продажи одежных и обувных ретейлеров сильно просели в кризис, и они начали «войну» с арендодателями.

Претензии у Kira Plastinina

С начала года одежная сеть Kira Plastinina получила десятки исков от владельцев торговых центров, следует из судебных картотек. Сеть основана в 2007 году Кирой Пластининой, дочерью одного из основателей «Вимм-Билль-Данна» Сергея Пластинина. По данным сайта компании, сеть Kira Plastinina насчитывает 238 точек, из них 173 в России. Также магазины работают в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдове, Украине.

По данным базы данных СПАРК, с начала 2015 года операционная компания сети ООО «Кира Пластинина Стиль» («КП Стиль») выступает ответчиком по 29 искам, общая сумма претензий составляет 46,7 млн руб. Никогда раньше такого шквала исков к компании не наблюдалось: если верить системе СПАРК, с 2009 года компания в различных качествах фигурировала в исках арбитражных судов не чаще четырех раз в год. В 2014 году «КП Стиль» смогла нарастить выручку в сравнении с 2013 годом на 4,5%, продажи компании составили около 3 млрд руб. Компания никогда с момента создания не была прибыльной, однако в 2014 году «КП Стиль» показала рекордный убыток почти в 1 млрд руб. (956,3 млн руб. в 2014 году против убытка 134 млн руб. в 2013 году).

Представитель компании «КП Стиль» отказалась давать комментарии к этой статье.

По данным, содержащимся в картотеке Высшего арбитражного суда России (аккумулирует сведения о движении дел в российских арбитражах), основная часть исков к «КП Стиль» касается просрочки арендной платы владельцам торговых помещений. Одна из самых больших задолженностей у «КП Стиль» перед компанией «Берга Девелопмент» («дочка» австрийской компании Immofinanz), управляющей московским ТРЦ «Гудзон». Судя по иску, этой компании «КП Стиль» должна более 10 млн руб. Официальный запрос к Immofinanz остался без ответа. Источник РБК в российском менеджменте компании рассказал, что компания-арендодатель долго вела переговоры с «КП Стиль» по задолженности: «Арендатор просил изменить структуру оплаты аренды — перейти на процент с оборота, потом добивался, чтобы мы снизили валютный коридор, по которому зафиксировались ранее, и так далее. Сейчас договор аренды расторгнут, и мы пытаемся добиться выплаты задолженности, — объясняет собеседник РБК. — У нас создается ощущение, что в связи с серьезным проседанием продаж одежды и обуви ряд ретейлеров выработал такую стратегию: прекращать выплату аренды, чтобы добиться снижения стоимости или пересмотра договора».

По нескольким искам к «КП Стиль» уже есть решения судов. Так, удовлетворен иск ООО «Дрезден Девелопмент» (ТЦ «Jam Молл» в Иркутске) на сумму 3,7 млн руб., иск ООО «Санмакс» (два ТЦ: в Москве и в подмосковном городе Одинцово) на 1,3 млн руб., иск компании ООО «Рендер» (ТРЦ «Карнавал» в Екатеринбурге) на сумму 793 тыс. руб.

Резкое увеличение чистого убытка «КП Стиль» в 2014 году генеральный директор Y-Consulting Дарья Ядерная объясняет крупными инвестициями в развитие сети в конце 2014 года: средства пошли на реконцепцию магазинов и маркетинг. «Это вложения в будущее», — поясняет Ядерная. При этом она отмечает, что на российском рынке, пусть даже и в кризисное время, убытки у одежных компаний скорее редкость. «Несмотря на низкую или даже нулевую маржинальность, затоваривание и падение продаж в натуральных показателях, компании-лидеры рынка в настоящий момент остаются прибыльными», — говорит Дарья Ядерная.

Общие проблемы у ретейлеров

Продажи падали у одежных и обувных ретейлеров уже в 2014 году. Объем рынка за прошлый год Fashion Consulting Group (FCG) оценила в 2,2 трлн руб., падение по году составило 8% по сравнению с 2013 годом. В 2015 году, как прогнозируют аналитики консалтинговой компании, рынок просядет не менее чем на 20%. В денежном выражении больше всего упадут продажи среднеценового сегмента — не менее чем на 35–45%, считают эксперты.

По данным FCG, наибольшие потери уже понесли российские компании среднего ценового сегмента: бренды Savage, InCity, Finn Flare и другие. Особенные проблемы испытывают компании, работающие по системе франчайзинга. В этом сегменте падение продаж в штуках в первом полугодии доходило до 40–50%, а в деньгах до 20–30%. Если в 2014 году объем среднего сегмента составлял около 540 млрд руб., то к концу 2015 года он снизится по крайней мере до 332 млрд руб., прогнозируют эксперты.

Консультанты рынка недвижимости рассказывают, что в 2015 году ситуация, подобная текущей истории Kira Plastinina, стала «не редкостью как в столице, так и в регионах». «Логично, что при снижении товарооборота ретейлеры стремятся снизить свои расходы на персонал и на аренду, — говорит старший консультант компании «Магазин Магазинов» Александра Ромашина. — Часто переговоры растягиваются и на четыре, и на шесть месяцев, но арендодателю невыгодно терять арендаторов, потому что в нынешней ситуации найти им замену будет сложно даже по сниженной ставке».

По наблюдениям начальника отдела аренды торговых центров компании Jones Lang LaSalle (JLL)Татьяны Мальяновой, подобные споры о невыплате аренды часто возникают с несетевыми арендаторами, или судебные разбирательства начинают владельцы торговых центров, которые не готовы идти на уступки. «Нам известны случаи, когда доля арендной платы в обороте арендатора достигала 80%, и он прибегал к такому давлению на арендодателя», — говорит Мальянова, не называя компанию. Тем не менее в большинстве случаев собственники торговых центров стараются договариваться с арендаторами, отмечает Татьяна Мальянова. Доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы сейчас составляет 7,5% в среднем по рынку (в новых проектах значительно выше), и доля увеличится по итогам года до 8%, считают в JLL. По прогнозу Knight Frank, доля вакантных площадей в московских ТЦ по итогам года будет еще больше — больше 9%.

Но если договориться с арендаторами все же не удается, владельцы торговых центров куда чаще, чем до кризиса, идут в суд, рассказывает Александра Ромашина. По ее наблюдениям, суд с практически стопроцентной частотой встает на сторону собственников центров. Те же, пусть и не могут на время разбирательств сдать помещение своего партнера, но возвращают полагающиеся по контракту средства, поясняет Ромашина.

РБК писал в начале июня о многочисленных исках к крупнейшему российскому продавцу обуви — компании «ЦентрОбувь»: с начала года было подано 160 исков на общую сумму около 230 млн руб. Сеть судится с арендодателями по всей стране. Когда наступают такие сложные времена на рынке, всем сторонам становится сложнее договариваться с партнерами: у каждого свои интересы», — тогда комментировал ситуацию РБК директор департамента маркетинга «ЦентрОбуви» Александр Шиндяпин. Переговоры по стоимости аренды с арендодателями — это «органический процесс любой торговой сети, тем более крупной. Мы считаем, что нужно снизить арендные платежи, а партнеры с нами не согласны», — объяснял он.

В начале года массовые иски от арендодателей начала получать одежная сеть InCity. С начала года в арбитражных судах зарегистрировано 28 исков к операционной компании сети «Модный континент» на общую сумму 89,5 млн руб. В апреле 2015 года стало известно, что компания проводит оптимизацию, закрывая часть точек, ради сохранения годовой выручки на уровне 2014-го года.

Анна Левинская (РБК)

Advertology.Ru

23.07.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.03.2025 - 16:35
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация