Новости

Мошенникам станет проще оформлять кредиты на россиян

Мошенникам станет проще оформлять кредиты на россиян

Кредитная история граждан перестает быть приватной — следить за финансами каждого, исходя из проекта правил от Центробанка, сможет любая компания.

Центральный банк подготовил проект указания, который определяет состав и порядок формирования новой части кредитной истории (КИ) граждан — «информационной». Документом не предусмотрен порядок предоставления этих сведений третьим лицам, и поэтому, как говорят участники рынка, весьма вероятен всплеск мошенничества: злоумышленникам станет проще незаконно оформлять кредиты, например, по утерянным паспортам.

Информационная часть в составе кредитных историй начнет формироваться с марта 2015 года. Ее создание предусмотрено поправками в закон «О кредитных историях», которые были приняты в конце 2013 года в рамках рассмотрения закона о потребкредитовании. Информационная часть будет содержать данные о просроченной задолженности свыше 120 дней, об обращении человека за ссудой, одобрении или отказе в ее выдаче. А в случае отказа — о причинах такого решения кредитора. Также в новой части кредитной истории будет указываться тип кредитора: кредитная организация, микрофинансовая организация (МФО), кредитный потребительский кооператив и пр.

При этом, согласно другим поправкам в закон о кредитных историях (приняты в июне 2014 года), сведения из информационной части сможет получить любая организация или предприниматель — если в запросе укажут, что интересуются с целью выдачи займа. Тогда бюро кредитных историй (БКИ) будут обязаны предоставить данные в течение пяти рабочих дней. При этом даже не потребуется согласия фигуранта (владельца) кредитной истории — принятыми поправками профессиональным и непрофессиональным кредиторам предоставляется по сути неограниченный доступ к информационной части.

Цель этих изменений в том, чтобы, к примеру, стоматологическая клиника или иная организация при оказании услуг в рассрочку могла получить информацию о платежеспособности потенциального клиента. Цена одной выписки, как правило, составляет 20–40 рублей. По действующему закону (ст. 6 ФЗ «О кредитных историях») кредитный отчет могут получить владельцы кредитных историй и кредиторы при рассмотрении заявки о выдаче займа — банки, МФО и кредитные потребительские кооперативы. Также кредитный отчет предоставляется судье по уголовному делу, находящемуся в его производстве, и судебным приставам. Сейчас кредиторы могут получить информацию из основной части КИ граждан, но только с их согласия. Ядро кредитной истории содержит сведения о сумме и сроке займа, о погашении займа за счет обеспечения, о решениях судов по кредитным спорам и пр. 

Проект указания ЦБ, с которым ознакомились «Известия», описывает порядок реализации норм закона о кредитных историях, касающихся информационной части, но документом не предусмотрен порядок предоставления информационной части третьим лицам. Таким образом, любая компания, указав кредитование в качестве цели запроса, сможет получить эти данные в своих целях.

Как указывают специалисты по борьбе с кредитными мошенниками, в последнее время злоумышленники всё чаще запрашивают кредитную историю тех добросовестных граждан, на чье имя без их ведома собираются оформить заем. Мошенники используют украденные и потерянные паспорта, а кредитная история им нужна, чтобы при подаче заявки не привлечь к себе повышенное внимание банка. Например, преступники не берут кредиты на граждан с плохой историей. Более того, мошенники будут запрашивать у банка заем на сумму, сопоставимую с той, которую ранее получал в кредит данный гражданин. 


Сейчас мошенники запрашивают кредитные истории граждан от их имени. Законом предусмотрено, что владелец кредитной истории при ее получении должен быть идентифицирован: можно лично обратиться в БКИ с запросом или подать заявку телеграммой или через «Почту России». Заявку нужно заверить — нотариус или оператор связи должны подтвердить личность заявителя, поэтому мошенникам приходилось переклеивать в паспортах фотографии.

Теперь же злоумышленники смогут довольствоваться информационной частью: необходимости идентификации или получения согласия нет, и можно получить кредитный отчет дистанционно, заключив договор с БКИ. Бюро сможет лишь проверить по базам, что обратившееся ООО или ИП действительно существуют, но не сможет выяснить, как дальше компания будет распоряжаться полученной информацией.

Центробанк не смог предоставить комментарий к моменту публикации заметки.

Директор юридического департамента Объединенного кредитного бюро Виктория Белых указала, что проект указания подробно описывает состав информационной части, но совершенно не касается вопроса доступа к этой информации.

— Спорным моментом, — говорит она, — является выдача информационной части без согласия заемщика с указанием кредитования в качестве цели запроса. Цель запроса — это эмпирический признак, который мы не можем объективно проконтролировать, и кто должен это делать, пока не очень понятно. Также ничего не говорится о целях использования этой информационной части, а она может отличаться от цели запроса.

Гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин отметил, что новая информационная часть в кредитном отчете заемщика не является до конца понятной категорией как для банков, так и для бюро кредитных историй.

— Пожалуй, весь 2014 год велись дискуссии о том, какая информация там должна содержаться, насколько полным должен быть этот раздел кредитной истории. Конечно, важный вопрос — безопасность этих персональных данных — важно предусмотреть, кто и при каких условиях может использовать данные из информационной части заемщика. Информационная часть, являясь компонентом кредитной истории, также представляет интерес для многих, в том числе и мошенников, — говорит Лагуткин.

Для того чтобы информационная часть кредитной истории граждан не стала инструментом дополнительного контроля за сотрудниками со стороны работодателей и органов государственной власти, лучше предусмотреть механизм проверки цели запроса кредитного отчета со стороны организаций и ИП, считает начальник управления розничных продуктов Локо-Банка Светлана Повикалова.

Татьяна Ширманова (Известия)

Advertology.Ru

16.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Мифические существа Японии

Мифические существа Японии
Мифические существа Японии.   Книга Инги Ивановой «Мифические существа Японии» — бестиарий японской нечисти от А до Я, энциклопедия японских демонов, призраков, оборотней и монстров иллюстрированная гравюрой Укиё-э. Японская мифология — уникальная система мировоззрения. Это ни на что не похожий мир населенный сверхъестественными существами: демонами, оборотнями, призраками, ожившими предметами и одушевленными природным явлениям. Древние традиции страны сделали японских чудовищ совершенно непохожими на своих западных «коллег». Книга посвящена сверхъестественным существам Японии: обакэ и бакэмоно, ёкай, мононокэ, они, юрэй, онрё и цукумогами. Потусторонние существа в Японии вполне материальны. Одни смертельно опасны для человека, другие дружелюбны, а третьи просто любят подшутить над людьми, но так, что жуть берёт. Более двухсот существ собраны под одной обложкой. Уникальность книги в том, что у каждого персонажа есть не только описание, но и «портрет». Эти «портреты» стали каноническим изображением мифических существ Японии и основой для творчества многих современных художников. Авторы изображений — Кацусика Хокусай, Такехара Сюнсенсай, Торияма Сэкиен, Утагава Куниёси, Каванабэ Кёсай и другие художники Укиё-э. Японская гравюра укиё-э является одним из самых узнаваемых видов традиционных искусств этой страны и охватывает период с 1660-х годов, когда жанр только появился на свет, вплоть до конца XIX века.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

21.05.2025 - 05:02
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация