Интервью

"Если у меня компания в Гонконге, то я не обязан соблюдать российские законы"

"Если у меня компания в Гонконге, то я не обязан соблюдать российские законы"

Создание онлайн-бизнеса — это не только сайт и его раскрутка, но и целый комплекс юридических вопросов, с которыми сталкивается интернет-предприниматель. Какие подводные камни ожидают владельцев интернет-ресурсов? Об этом речь пойдет в беседе с генеральным директором юридической компании «Сенешаль», Павлом Шинкаренко.

Итак, я создал интернет-магазин, решил работать в правовом поле, накачал из интернета договоров других магазинов и пытался как-то действовать. Правильно ли я поступил?

Метод довольно распространенный. Не будучи осведомленным в юридической терминологии, использовать стандартные соглашения других магазинов, можно в том случае, если ваши бизнес-процессы и того магазина, где вы позаимствовали без переработки этот текст, идентичны. Такое встречается редко. Каждый по-своему выстраивает логику заказа, продажи. Вы можете создать интернет-витрину (потом мы поговорим об этом), а использовать оферту интернет-магазина. Потом будут жуткие проблемы. Это только малый аспект, который ожидает людей, заимствующих соглашения. Они могут быть объектами авторского права, защищаться от копирования. Это банальный плагиат.

В каждом случае к договорам нужен индивидуальный подход?

Да, «индивидуальный пошив».

Тогда сначала: интернет-бизнес решил зарегистрировать организационно-правовую форму. Что лучше: ООО, ИП, еще какая-нибудь форма?

Остановимся на двух формах: индивидуальный предприниматель и ООО. Принципиальное отличие в том, что регистрация индивидуального предпринимателя проще, дешевле и содержание ее тоже. Мы ее рассматриваем как базовую и приоритетную. Только, если бизнес не принадлежит одному лицу. Если у вас есть партнер, регистрация ИП — это первый повод поссориться. Бизнес принадлежит тому, кто зарегистрирован в ИП, а второй человек «сбоку» и «ни при чем». Это первый повод вступить в конфликт между фактическими акционерами, которые таковыми не являются. Поэтому ООО — это структура для двух и более лиц.

Есть еще налог на добавленную стоимость, с которым индивидуальному предпринимателю сложнее. В этом случае тоже есть повод для регистрации общества с ограниченной ответственностью. ИП проще в создании, управлении, бухгалтерии, налогообложении, имея ряд преимуществ перед ООО. Например, полное отсутствие налога на дивиденды. А это, как минимум, экономия 9% того, что вы зарабатываете.

В случае с дивидендами — это акционерное общество?

Нет. Вы, как компания, получаете доход, а потом прибыль (доход минус расход). Прибыль — деньги не ваши, а компании. Ее нужно распределять между участниками ООО. Это дивиденды, доход от участия. В таком случае государству идет 9% налога. А если ты индивидуальный предприниматель, то эта прибыль и есть твои деньги. Дополнительного объекта для налогообложения просто нет.

ООО — общество с ограниченной ответственностью. Бизнес может разориться. В случае ООО мера ответственности лежит в пределах уставного капитала. В случае ИП человек может отдать «последние штаны», если бизнес прогорит?

Есть случаи, когда и в ООО ответственность может выйти за рамки капитала компании. В мелком бизнесе один и тот же человек — это акционер и директор. Ответственность директора шире: и уголовная, и административная, и гражданско-правовая. Смягчили ли вы свою ответственность? Да, но не сильно. Когда компания больше, есть топ-менеджмент (здесь вопрос не о старте бизнеса), тогда форма ИП не годится. То есть для большого и среднего бизнеса.

А перейти от ИП к другой форме реально?

Да, это делается путем отчуждения активов, создания ООО в момент, когда это понадобилось.  Передаете права на то, что вы создали в ИП, перезаключаете контракт или уступаете права.

Какую систему налогообложения выбрать: упрощенную или общую?

Я бы рекомендовал начинать с упрощенной системы налогобложения. Их две: с налогообложением дохода и дохода минус расход. Если ваш продукт — e-commerce, вы зарабатываете дельту между ценой закупки и ценой продажи, скорее, ваш вариант — второй (доход минус расход). Если вы предоставляете за деньги интернет-сервис, маржинальность бизнеса высокая, тогда лучше процентная система по налогу с валового дохода. Общая система налогообложения нужна тем, кому выгодно быть плательщиком налога на добавленную стоимость или чей оборот превышает допустимые лимиты, которые установлены законом для упрощенной системы.

Кому выгодно платить НДС?

Давайте представим, что интернет-магазин закупает товар у оптовых поставщиков. Они платят налог на добавленную стоимость, потому что обороты велики.  Вы покупаете налог с НДС и продаете покупателям (b2b). Им выгодно работать с вами как с плательщиком НДС, потому что они примут его к вычету. Вы так же минусуете входящий НДС, платите разницу. Тогда это имеет смысл.

Пример из моей практики: был бизнес и у меня возникли сложности, т. к. я работал с крупной компанией, которой нужен был НДС. Она не позволяла работать на «упрощенке» — только на общей системе налогообложения. Нет ли тут дискриминации?

Здесь вопрос в уникальности вашего предложения. Если ваше предложение таково, что вы можете диктовать свои условия, то ваш приоритет — выбирать, упрощенка или нет. Если вы зависимы от крупных клиентов, это высокий риск для бизнеса. Также вы попадаете в зависимость от системы налогообложения. Это обыденная ситуация, которую незаконной дискриминацией посчитать нельзя.

«Поднимать» проект в одиночку тяжело, нужны сотрудники. Нанимать людей на старте бизнеса дороговато. Есть фрилансеры. Как с ними работать, нужно ли их оформлять в штат или есть другие формы работы с удаленными сотрудниками?

Ситуацию нужно разделить на «до 2016 года» и «после». В этом году наши законотворцы изменили трудовой кодекс и запретили заемный труд, по-своему урегулировали вопросы привлечения и работы с фрилансерами, создание удаленных рабочих мест. Много чего запретили, это не «подарок» тем, кто работает с фрилансом. Вы не заключаете трудовой договор, вы заключаете гражданско-правовой. Договор подряда на выполнение работы или на оказание услуги. Здесь важно, чтобы его работа тарифицировалась по результатам, количеству, объему, но не по графику трудового распорядка, часам прихода, доступности в каком-то месте по определенному каналу связи. Это все «пахнет» правовыми отношениями и влечет необходимость аттестации удаленного рабочего места и прочие неудобства.

Следует понимать и помнить: когда вы работаете с физическим лицом, платите ему за работу, то являетесь его налоговым агентом. Не он платит за себя налоги, а вы. Вы обязаны делать начисления в фонд оплаты труда на выплаты, которые вы делаете этому физическому лицу. Вы должны за него подать форму отчетности по налогу с дохода физических лиц, а значит он должен предоставить вам копию паспорта, ИНН, адрес… Попробуйте у него это взять. Боюсь, это не всегда получится.

С 2016 года все отношения с фрилансерами будут только по трудовому кодексу, не гражданские отношения?

Это будет нечто среднее. Они будут квалифицироваться как трудовые, но будет ряд особенностей. Вы нанимаете фрилансера (заключаете с ним договор подряда или оказания услуг). Если результат есть, это работа, если результата нет, значит услуга. После этого акты приемки-передачи, оплата, документы. Не забудьте, что вы должны за него уплатить налог. Если он русский, то 13%, а если нет, но является налоговым резидентом России, значит 30%.

Мы говорили про «упрощенку»: либо 6% с валового, либо доход минус расход — 15%. Не повлечет ли форма дохода минус расход рост трат на бухгалтерское обслуживание? И будет ли это выгоднее, 6% с валового?

Безусловно повлечет. Это зависит прежде всего от оборота. Переход с одной упрощенной системы на другую и законная экономия на налогах — это затраты на бухгалтерию, оформление. Тогда и принимается решение о переходе.

Если нанять сотрудников, то придется и за них общаться с налоговой?

Это дополнительная отчетность. Сейчас есть онлайн-сервисы, которые позволяют вести бухгалтерский учет. Некоторые из них справляются с нагрузкой без колоссальных вложений.

Не так давно в интернете «шумела» новая редакция закона о данных. Чем это грозит? При заказе в интернет-магазине люди оставляют фамилию, имя отчество, адрес и т. д. Это все персональные данные. Что я должен с ними делать с точки зрения закона?

В законе о персональных данных есть целый ряд изъятий и ограничений. Например: не считается оператором персональных данных та компания, которая собирает, хранит и обрабатывает персональные данные клиентов, необходимые для исполнения договора с компанией. Я сделал заказ в интернет-магазине, оставил ФИО и домашний адрес. Это необходимо для доставки. Если после исполнения заказа интернет-магазин не будет хранить, обрабатывать и предоставлять третьим лицам, то вуаля! Он предоставит телефон для связи и вы это сразу не «убьете», будете хранить какое-то время, использовать в программах лояльности, делать дополнительные рассылки. Поэтому с него нужно взять письменное согласие на хранение, обработку и использование персональных данных. Доставили заказ, подложили листочек с согласием, и все в порядке. Единственное, после изменений хранить персональные данные за пределами Российской Федерации не рекомендуется. Нужен российский хостинг не для всего сайта, а именно для базы персональных данных пользователей.  

Согласие на обработку персональных данных должно должно быть в письменной форме с подписью или достаточно поставить галочку «Я согласен с условиями оферты»?

Если ваша оферта для интернет-магазина составлена в соответствии с письменной формой договора, то возможно и так. Есть два интернет-магазина. В первом каталог товаров, наименования, описания, фотографии, кнопочка «Купить». Вы ее нажимаете, оплачиваете картой банка и заказываете доставку. Во втором тоже есть каталог товаров, параметры, фото. Вы нажимаете кнопку «Заказать», у вас просят данные, чтобы привезти заказ. Вы соглашаетесь, к вам приезжает курьер с накладной, договором, товаром. Он предлагает оплатить через кассовый аппарат.

Разница в одном: моменты заключения сделки. В первом случае сделка заключена, когда клиент сидит дома на диване, а товар на складе. Это дистанционная торговля. В момент покупки его нельзя оценить, пощупать. Вторая сделка — это выездная торговля, а интернет-магазин — витрина. Человек приехал на дом, рассказал, показал, клиент купил. Принципиальная разница — момент возникновения правоотношений. В первом случае принимается оферта, договор купли-продажи (можно сделать оговорку с персональными данными, поставить чекбокс). Во втором случае оферта не нужна. Должны быть правильно составлены документы, которые предъявляются пользователю в момент передачи товара.

Подавляющее большинство магазинов торгует и так, и так… Это два разных юрлица?

Они не могут быть и тем, и тем. Это два разных способа ведения бизнеса. Если в какой-то момент вы поняли, что нужно вести дистанционную торговлю, прекратить оплату картой, значит вы стали интернет-магазином. На вас распространяются ужесточенные правила по отношению к правам потребителя. Например, вы купили один и тот же фотоаппарат в онлайн-магазине и на витрине. Фотоаппарат относится к сложной бытовой технике и возврату не подлежит, но в правилах дистанционной продажи товаров в течение 7 дней без объяснения можно потребовать деньги обратно. Вот это различие.

Кое-чем дистанционно торговать вовсе запрещено. Например, лекарственные средства. Онлайн-аптеки — это на самом деле витрины с выездной торговлей. То же касается алкоголя, табака и пр.

Немного вернемся к персональным данным. Зарубежная компания booking.com или airbnb.ru обязана по российскому законодательству часть данных хранить в России?

Российское законодательство и власти не могут обязать и понудить зарубежную компанию. Каждая власть действует в рамках своей территории. Если у меня компания в Гонконге, то я не обязан соблюдать российские законы. Но если мне нужно работать на этом рынке и играть по правилам, чтобы не получить «бан», придется это сделать.

Вполне возможно, booking.com достаточно заключить контракт с российским хостингом, выделить место для обработки российских персональных данных. Такой подход уже встречается в мире. Проверка будет заключаться в следующем: «booking.com работает в России. Где вы храните персональные данные?». Есть контракт с российским оператором, и тогда вопросов нет. Это цивилизованный подход. Как он будет реализован у нас, я не знаю.

Российское законодательство может запретить гражданину России пользоваться зарубежными компаниями?

Это вряд ли. Скорее всего, может ограничить доступ путем выдачи предписаний провайдерам интернет-коммуникаций на доступ к тому или иному веб-ресурсу. Одно из самых нашумевших предписаний — torrent.ru. Он «переехал» и работает.

Ты затронул тему защиты прав потребителей. Какие еще есть особенности этого закона для дистанционной торговли и для витрины?

Основное отличие — это более расширенные права у потребителя в дистанционной торговле по сравнению с торговлей офлайн. Этот довольно «древний» нормативный акт возник на почве каталожной торговли (Otto Quelle и т. д.). Когда возникала разница между тем, чего ожидаешь, и, что получаешь. Дополнительные ограничения и права потребителей призваны минимизировать введение потребителей в заблуждение. Есть базовый набор правил, которые одинаковы для всех: полная информация о товаре, продавце и т. д.

Не возникнет ли ситуация, когда покупатель злоупотребляет законом о защите прав потребителей (плохо переведена инструкция на русский язык)?

Это называется потребительский экстремизм. Поскольку, даже термин есть, явление распространенное. Если государство гарантирует потребителю право, то за счет производителя или продавца. Чтобы максимально оградить себя от претензий покупателя, продавец «переводит стрелки» на производителя. Это одна из основных задач юристов, подробно описать потенциальные угрозы со стороны потребителей.

Закон регламентирует обращение потребителей либо к продавцу, либо к производителю. Эти дополнительные соглашения работают или противоречат закону?

Здесь «дьявол в деталях». Нельзя потребителя ограничить в правах, но можно его направить.

Мы упомянули форму оплаты по кредитной карте, оплату наличными курьеру. Существует же целый сегмент электронных денег. Как работать с ними в правовом поле? Как с юридической точки зрения организовать прием платежей с Яндекс.Денег, Webmoney, Qiwi и др.?

На сегодня проблемы с этим не существует. Есть утвержденный регламент работы учреждений. Они все уже получили нужный статус, заключают агентское соглашение. Вы, как продавец, электронных денег не увидите. Вы увидите оплату на свой расчетный счет безналичными рублями. Электронные деньги — по сути то, чем оперируют платежные системы.

Вы заключаете соглашение, по которому платежная система в ваших интересах принимает оплату от пользователей и переводит вам деньги с вычетом процента за свои услуги. Вы получаете оплату в безналичный фонд, отчет о поступлениях. Этого достаточно для ведения бухгалтерского учета и для налоговой. Нельзя на себя, как на физлицо, зарегистрировать кошелек Webmoney, «поставить» его в свой магазин и принимать туда оплату за товар. Это и есть уклонение от уплаты налогов.

Если я использую электронные платежные системы, то обязан заключить с каждой из них договор?

Да. Или с агрегатором.

В интернет-магазинах существуют специальные продающие страницы, где пишут хороший продающий текст. Их заказывают у известных копирайтеров за большие деньги. Нередки ситуации, когда текст позаимствован с другого сайта. Как доказать, что текст украден? Если текст на 20% изменен, будет ли это считаться воровством?

Если вы заказали текст у копирайтера, значит у вас есть договор с ним, подтверждение оплаты, акт приемки. В результате у вашей компании возникли права интеллектуальной собственности.  

А если я сам написал?

Значит, вы в компании выполнили служебное задание, отчитались, сдали, у вас его приняли. Остались «следы». В итоге на балансе компании появились права, но кто-то другой его разместил. Идете к нотариусу, делаете протокол осмотра сайта, доказываете, что там был этот текст. После этого пишете претензию, чтобы убрать его.

Всегда надо понимать, стоит ли овчинка выделки. Я бы рекомендовал оформить право на то, что вы заказываете и делаете. Не важно, будете ли вы в будущем «наказывать» за нелегальное использование. Это нужно для вас же. Бизнес интернет-магазина — это ценность (каталог, изображения, продающие тексты), нематериальный актив. Это повод не только нападать, но и защищаться от тех, кто попробует напасть на вас. У вас могут попробовать отобрать какой-то объем трафика, посетителей. Если нарушителю предоставлены все доказательства привлечения его к ответственности, есть 80-90% того, что он прекратит нарушать или выберет более легкую жертву в будущем.

Если человек немного дописал? Где мера того, что считается краденым?

Самостоятельное произведение или переработка — это решит экспертиза. Люди уникально пишут, допускают уникальные ошибки. Я даже не говорю про почерк. В электронных текстах несложно установить авторство. По одному абзацу — вряд ли. Если это большой объем текста, то как бы вы его не трансформировали, вы все равно будете привлечены к ответственности за то, что воспользовались правом на переработку, не имея его.

Интеллектуальная собственность. Что принято защищать? Доменное имя, торговая марка?

Доменное имя — это слабая позиция вашего сайта и точка для удара. Самостоятельной правовой охраны доменное имя не имеет и, как король в шахматах, нуждается в защите. Раньше сквотеры захватывали домены, схожие с товарными знаками. Теперь регистрируют товарные знаки и отбирают домены. Зарегистрировать товарный знак или компанию с фирменным наименованием, тождественным вашему доменному имени? Лучше совершить оба действия.

Если программное обеспечение сайта уникально, разработано специально для вас, его надо защитить. Если это  нелицензированная CMS и у вас есть шаблон дизайна за 99 долларов, то защищать программный код сайта негде, т. к. его у вас нет.  Если у вас есть каталог с изображениями и описаниями, его необходимо защитить. Алгоритм весь не успею рассказать. Основные ценности интернет-магазина — это имя, сайт, контент, каталог.

Когда интернет-бизнесу стоит уйти в офшор?

Во-первых, нужно понять, что такое офшор и зачем интернет-бизнесу уходить в него? Существуют страны с более низким налогообложением, но они не офшорные. У них есть соглашение с Россией во избежание двойного налогообложения. Раскрываются сведения о составе участников компании. Это уже не офшор.

Офшор — это страна, где компания платит 900 долларов налога в год на прибыль. Она может заработать миллиард, миллион или 100 долларов. Всем все равно. Государство не спрашивает, чья это компания. Понятно, где она находится и кто директор, а кто владелец — не известно.

Стоит ли интернет-бизнесу уходить в офшор? В моей практике офшорных компаний, оперирующих интернет-бизнесом, нет. Есть компании, которые выходят на новые рынки, привлекают инвестиции. Иногда это необходимо. В силу близости к заказчику или потребителю, иногда в силу привлечения инвестиций и необходимости вступления в акционерное соглашение с инвестором. Наше корпоративное законодательство не позволяет договариваться. В большинстве стран британская модель: есть акционеры и договор для них — закон. А у нас есть закон, а «под ним» договор. Его части друг другу противоречат. Инвестиционные фонды используют иностранные компании, чтобы делать совместные предприятия или выкупать акции в интернет-бизнесе в нерезидентных структурах. То же касается выхода на IPO.

Кипр или Британские Виргинские острова?

Британские Виргинские острова — это классический офшор. А Кипр — нет. Налог на прибыль составляет 12,5%. Кипр — член ЕС, имеет соглашение с Россией и онлайн-доступ к реестру.

Надо ли самому разбираться или правильнее нанять человека? Как выбрать правильного специалиста и сколько стоит юридическая поддержка интернет-бизнеса?

На старте постоянная юридическая поддержка может быть и не нужна. Она нужна тогда, когда бизнес «стоит на ногах». Как найти специалиста? Взять человека, который имеет опыт в этой отрасли, понимает, что такое интернет-торговля, интернет-реклама. Спросите, что он думает о «контексте», SEO. Задайте ему пару вопросов, которые связаны с интернет-бизнесом и вы поймете. Оценить уровень компетенции юриста вы вряд ли сможете. Это сможет только юрист.

То есть понять компетенцию и дальше это вопрос доверия?

Юридический бизнес — это вообще вопрос доверия прежде всего.

Давай резюмируем. Перечисли основные юридические вопросы, которыми нужно озаботиться человеку, который создал интернет-бизнес?

Первое, чем ему стоит озаботиться, — это организационно-правовая форма. После этого надо понять, в какой системе налогообложения он будет существовать. 

Беседовал Алексей Пучков (Podcast.Setup.ru)

Advertology.Ru

03.10.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Украинские юристы оставят владельцев Рокфеллер-центра с "голой...Украинские юристы оставят владельцев Рокфеллер-центра с "голой...
Украинцев массово поразила недавняя новость в сфере искусства. Джефф Кунс, американский художник и любитель китча установил огромную статую балерины. И вроде бы все красиво и необычно, если бы не несколько «но». Во-первых, балерина надувная. И, во-вторых, эта балерина является огромной копией статуэтки «Балерина Леночка» времен СССР.
Почему рекламодатели объявили войну Facebook и GoogleПочему рекламодатели объявили войну Facebook и Google
Причина недовольства рекламодателей — непонятные метрики, которые мешают брендам и медиаагентствам эффективно продавать. Мы выбрали главное из огромного материала Adweek о ситуации на рынке.
Как построить образцовое сообщество в соцсетях: критерии и правилаКак построить образцовое сообщество в соцсетях: критерии и правила
Многие компании, особенно имеющие дело с высокотехнологичными товарами, создали страницы и группы в социальных сетях – это факт. Но еще более неоспоримый факт заключается в том, что без построения настоящего сообщества эти группы остаются всего лишь новостными лентами, дублирующими раздел новостей сайта компании. Особую касту составляют страницы компаний, работающих в сфере hi-tech, IT и telecom. Для эффективной работы в социальных сетях на страницах этих компаний осталось выяснить, что такое «настоящее сообществ» и почему эти компании можно смело выделить в отдельную касту.
Рекламный провокатор России оценил резонансные беларуские кампанииРекламный провокатор России оценил резонансные беларуские кампании (4)
Комментарии Юния Давыдова, президента международной рекламной группы RCG, нескольких беларуских кейсов, которые последние пару лет активно обсуждались в соцсетях и привлекли внимание эпатажностью, нехарактерной в целом для беларуской рекламы. 
Ученые назвали самую депрессивную социальную сетьУченые назвали самую депрессивную социальную сеть
Instagram оказывает «самое пагубное воздействие на здоровье молодых людей», — констатируют сотрудники Британского Королевского общества здравоохранения по итогам своего нового исследования.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (2)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 
Московское метро - Подземный Памятник архитектурыМосковское метро - Подземный Памятник архитектуры
Открывается выставка "Московское метро - Подземный Памятник архитектуры". Поход за креативом и вдохновением. Возможность посмотреть как выглядели проекты метро. Реализованные или нет экспонаты выставки интересны дизайнерам.
Художественные сокровища РоссииХудожественные сокровища России (1)
Открылась выставка «Художественные сокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Как всякая новая выставка работа получилась спорная. Новая площадка, попытка нового экспонирования, известные и не известные работы русских мастеров. Стоит пойти и составить собственное мнение.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

28.05.2017 - 15:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация