Школа рекламиста

Умение задать премиальную цену как способ повышения прибыли

Умение задать премиальную цену как способ повышения прибыли

Все знают, как можно увеличить продажи – для этого нужно лишь снизить цены, и объемы продаж, скорее всего, вырастут. 

Конечно, временное ценовое стимулирование способно увеличить объемы продаж в краткосрочной перспективе. Однако выработка у потребителей постоянной привычки ожидать от производителя скидок несет с собой крайне пагубные последствия - доходность снижается, а возможности для инвестиций в рекламу и новые разработки сокращаются. Стратегия брендов, делающих ставку на временное ценовое стимулирование, часто входит в «штопор» – сокращение возможностей для новых рекламных кампаний и отсутствие инноваций вынуждает бренды все активнее прибегать к практике снижения цен, все больше людей ожидают дальнейших скидок, доходность продолжает падать – и этот порочный круг уже не разорвать. И компании, и профессионалы в области маркетинга должны помнить, что наиболее разумная стратегия заключается в том, чтобы обеспечить себе условия для установления премиальной цены на свою продукцию и сохранения высокой рентабельности.

Риски ценового стимулирования

Погоня за увеличением доли на рынке и объемом продаж (в натуральном выражении) в ущерб поддержанию рентабельности и росту прибыли – это большая ошибка. В большинстве случаев повышение цены на один процент (при сохранении объема продаж) увеличивает общую прибыль в 3 раза больше, чем повышение объема продаж на тот же один процент. Почему? Дело в том, что весь доход, полученный от повышения цены, полностью идет на увеличение прибыли, тогда как увеличение объема продаж неизбежно связано и с увеличением затрат на производство и продажу этого дополнительного объема.

В своей статье «The Power of Pricing», опубликованной McKinsey, Марн, Регнер и Завада (Marn, Roegner and Zawada) на примере средней компании из рейтинга S&P-1500 показали, что для компенсации потерь прибыли при снижении цены на пять процентов, объем продаж должен увеличиться на 18 процентов. Согласно их выводам, лишь немногие товарные категории обладают такой ценовой эластичностью, и не надо далеко ходить за примерами того, как многие бренды терпели неудачи в своей категории из-за чрезмерного увлечения ценовым стимулированием. Чаще всего такая политика не оказывает долгосрочного положительного эффекта на продажи, и те маркетологи и компании, которые игнорируют данный факт, делают это на свой страх и риск.

Баланс между премиальной ценой и объемом продаж

Традиционно под премиальностью понимают надбавку к цене, которую может установить компания сверх средней цены товара данной категории на рынке. В более прикладном смысле, это цена, которую компания может установить выше цены своего ближайшего конкурента при условии, что обе эти компании предлагают товар с одинаковыми характеристиками.

Наши данные четко показывают, что баланс между заданием премиальной цены и объемом продаж – это вопрос компромисса. В большинстве случаев, чем выше цена бренда по отношению к среднему уровню в данной товарной категории, тем меньше доля этого бренда на рынке (вогнутая кривая спроса). Однако, если в выборе своей стратегии компании ориентируются только на факторы, влияющие на объемы продаж, и при этом игнорируют факторы, способные поддержать премиальную цену, они неизбежно столкнутся с необходимостью оправдывать перед потребителем более высокий ценовой уровень. И даже если проникновение бренда на рынке увеличится, его рентабельность (и, соответственно, прибыль) может начать снижаться.

Чтобы оправдать в глазах потребителей премиальную цену, бренд должен пойти дальше базовых потребностей покупателей. Он должен продемонстрировать, что он предлагает им нечто большее, чем его конкуренты, что он в своем роде уникален или находится на шаг впереди остальных конкурентов.

У компаний может быть две стратегии. Первая заключается в том, чтобы бренд воспринимался потребителями как бесспорно лучший в своей категории (как например, лезвия Gillette). Вторая – в концентрации на определенной целевой категории, которая воспринимает данный бренд как «самый привлекательный». При этом, конечно, с высокой долей вероятности будут потеряны другие потенциально возможные группы потребителей.

Это не значит, что бренд должен предлагать пользователям нечто с принципиально иными характеристиками. Важно, чтобы его восприятие потребителями отличалось от восприятия конкурентов в такой степени, чтобы потенциальные покупатели оценили такое предложение как более интересное. Как и во всем остальном, поддержание премиальной цены во многом обеспечивается за счет восприятия потребителей. Бренд должен выглядеть как нечто особенное, непохожее на остальных, даже если функциональные возможности его товара похожи на предложение конкурентов.

Способность установить премиальную цену

Самый правильный подход состоит в том, чтобы максимально увеличить прибыль, удерживая цену на уровне «ценности» этого бренда в восприятии потребителей. Маркетологи должны представить потребителю достойное объяснение, почему за этот бренд он должен платить больше. Умение вырваться из сложившихся представлений о своем бренде, вызывать доверие потребителя и коммуницировать с аудиторией – вот инструменты для формирования представлений потребителей о ценности бренда, а также для того, чтобы задать и поддерживать премиальную цену.

Умение вырваться из сложившихся представлений о своем бренде особенно важно в том случае, если бренд хочет установить премиальную цену, но на данном этапе не может этого сделать. В таком случае бренд должен разрушить статус-кво с помощью инноваций, технических решений и позиционирования, чтобы изменить существующее мнение потребителей о том, что представляет собой этот бренд.

Когда вы это сделаете, и когда люди начнут чувствовать, что ваш бренд стоит того, чтобы заплатить за него больше, упор следует сделать на формировании доверия потребителей бренду. Как? Например, путем дальнейшего внедрения инноваций, привлечения розничных компаний и точек продаж, рекламных акций на крупных мероприятиях, а также выстраивания ассоциаций между данным брендом и знаменитостями или другими брендами.

Важной составной частью обеих вышеуказанных задач является умение донести до потребителей информацию о том, что представляет собой ваш бренд. Вся маркетинговая деятельность должна быть скоординирована таким образом, чтобы помочь бренду выделиться среди конкурентов и поддержать представления о нем как о премиальном.

Среди компаний, использовавших эти три инструмента для установки и поддерживания премиальной цены, можно назвать автомобильный бренд Audi в США и австралийский сырный бренд Bega.

Audi: бросая вызов старому

В 2007 году компания Audi часто выступала на вторых ролях. Люди, нацеленные на покупку автомобиля класса люкс, рассматривали Audi как возможный вариант, но когда дело доходило до окончательного решения, то останавливали свой выбор на автомобиле другой марки. В результате доминирующими брендами на американском рынке автомобилей класса люкс оставались Mercedes, BMW и Lexus.

Для того чтобы улучшить свое положение на рынке, компании Audi требовалось изменить представление потенциальных покупателей о себе и собственном бренде.

Компания реализовала план, состоявший из трех этапов:

  1. Представление обновленных версий уже существующих моделей.
  2. Запуск модели R8 в качестве флагмана всей линейки автомобилей Audi.
  3. Позиционирование лидеров рынка в качестве представителей «старой роскоши» с одновременной демонстрацией того факта, что Audi всегда была брендом класса люкс ничуть не ниже своих конкурентов.

Audi запустила рекламу R8 - пародию на сцену с лошадиной головой из фильма «Крестный отец», представляющую Audi как люксовый бренд, готовый бросить вызов старым представителям этого сегмента. Запуск новых моделей и последующая «ударная» рекламная кампания помогли Audi сформировать и закрепить доверие потребителей путем разрушения их устоявшихся представлений о других автомобильных производителях класса люкс. Audi не только бросила вызов своим конкурентам, но и смогла победить их на их же собственном поле: в общем росте, сравнительных тестах «Car and Driver», падении стоимости при перепродаже, а также в объемах продаж. Затем Audi начала активно использовать телевидение и радио для поддержания коммуникации с потребителями и сохранения общего темпа.

Независимая оценка подтвердила, что с 2007 по 2011 год люди, рассматривающие Audi как возможный вариант для приобретения, стали чаще воспринимать ее как бренд, достойный премиальной цены, тогда как для остальных компаний такое восприятие оставалось относительно стабильным. В итоге доля компании на рынке выросла на 69 процентов, и Audi продемонстрировала самые высокие продажи в США за всю свою историю.

Австралийский сыр Bega: к великой цели

Когда в 2009 году компания Kraft представила свой сыр на и без того насыщенном рынке Австралии, перспективы местного производителя Bega казались весьма печальными. Bega была зрелой компанией, работающей в той категории, где производителям сложно себя дифференцировать. Кроме борьбы с новым глобальным конкурентом, Bega столкнулась с ростом цен на сырье, оптимизацией расходов розничных компаний и агрессивной политикой снижения цен во всей категории.

В борьбе за рынок Bega не могла конкурировать с помощью цены, но она могла опираться на факторы, делавшие ее бренд значимо непохожим на Kraft. В своей заявке на австралийскую премию Effie 2011 года маркетологи компании Bega писали:

«Мы знали, что нам необходимо изменить ландшафт битвы, чтобы выиграть эту войну. Мы должны были пойти дальше обычного предоставления скидок. Нужно было сделать упор на самой компании Bega – на ее бренде, ее происхождении, ее людях. Мы должны были убедить австралийских домохозяек, тщательно рассчитывающих свой скромный домашний бюджет, сделать выбор в пользу Bega. И должны были сделать это так, чтобы это стало их собственным выбором. Мы не могли выиграть гонку цен, мы должны были сделать упор на соотношении цены и качества».

Bega запустила рекламную кампанию «Настоящий город. Настоящий сыр», в которой демонстрировались пасторальные пейзажи городка Бега (Bega) в Новом Южном Уэльсе, в котором и создавался их продукт, настоящий 100%-ый сыр. Они надеялись, что эта кампания представит их как «своих ребят», производящих настоящую еду, полезную для австралийских покупателей и их семей. Реакция потребителей была быстрой и восторженной: Bega стал первым австралийским сырным брендом с годовым оборотом более $200 миллионов.

Bega продолжила укреплять доверие потребителей, запустив кампанию «Настоящие фермеры» - серию видео-интервью с фермерами Bega и их семьями. Кроме того, бренд поддержал кампанию, ориентированную на локальное производство, предоставляя гранты другим фермерским районам Австралии. Эмоциональный отклик, полученный в ходе этой кампании, позволил увеличить объемы продаж и долю компании на рынке. Несмотря на то, что конкуренты Bega продолжали участвовать в ценовых войнах, сама компания увеличила свои продажи на 3,7 процента в год, несмотря на отсутствие роста самой категории и активную конкурентную борьбу.

Умение установить премиальную цену как разумная стратегия бренда

Люди по-прежнему желают платить премиальную цену за продукцию, которая дает им нечто большее, чем удовлетворение базовых потребностей. При этом бренды сохраняют свою ценность и значимость в глазах потребителя лишь до тех пор, пока сами компании и маркетологи относятся к ним как к ценным и значимым. Основная задача бизнеса – увеличивать объемы продаж, избегая использовать для этого ценовое стимулирование. Это удается в том случае, если компании удается сформировать у потребителей такое восприятие бренда, при котором они считают его значимо отличным от конкурентов.

Конечно, поддерживать премиальное восприятие бренда гораздо проще, чем восстанавливать его после утраты, но и восстановление восприятия бренда как премиального тоже вполне возможно. Первым шагом могут быть инновации в самой продукции, дизайне или ее позиционировании. Однако для дальнейшего обеспечения «значимого отличия» потребуется полноценная маркетинговая поддержка и коммуникация.

Ничего из вышесказанного не является чем-то принципиально новым. Все это - основные принципы создания успешного бренда. Возможно, главные проблемы возникают не в самом маркетинге, а в поведении высшего руководства, которое заставляет нас стремиться к увеличению доли на рынке и объемов продаж, не требуя, чтобы это осуществлялось без ущерба для уровня рентабельности. Если сами компании не считают свой бренд ценным и относятся к нему соответствующим образом, то почему же потребители должны относиться к нему как-то иначе?

 

Найджелл Холлис (Nigel Hollis), главный глобальный аналитик Millward Brown
Перевод и адаптация research&trends 
Advertology.Ru

30.06.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Евангелие. Библейский круг Василия Поленова

Евангелие. Библейский круг Василия Поленова
Евангелие. Библейский круг Василия Поленова. В издании впервые представлено Евангелие в Синодальном переводе и работы В.Д. Поленова, входящие в Евангельский круг, созданию которого В.Д. Поленов посвятил сорок лет своей жизни. Все это время он глубоко изучал Священное Писание, природу Святой Земли, быт того времени. Он восхищался видами Палестины, именно поэтому столько чистой красоты, солнечного пронизывающего света, ощущения гармонии бытия в его евангельских пейзажах. Художник прошел свой творческий путь ко Христу. По работам библейского цикла можно изучать жизнь Иисуса Христа. Любой зритель может черпать духовную радость из этих произведений. Сам художник считал, «что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Евангелие полностью иллюстрированное работами В.Д. Поленова, расположенными в соответствии с контекстом, ни разу не издавалось. Книга рассказывает о работе Поленова над картинами «Евангельского круга». В издании представлены не только знаменитые работы В.Д. Поленова хранящиеся в российских музеях, но и работы из частных коллекций. Часть работ, местонахождение которых неизвестно, воспроизводиться по архивным документам (Альбом «Из жизни Христа» 1910 г; выставка в Санкт-Петербурге 1909 г.) Наше издание впервые публикует практически все произведения цикла «Из жизни Христа», а также, эскизы к картинам и пейзажи созданные в двух путешествиях Поленова по Ближнему Востоку. Работа Поленова над картинами цикла «Из жизни Христа» была закончена в 1908 году. В том же году 58 картин экспонировалось в Петербурге. В Москве в 1909 году были показаны все 64 произведения цикла. Однако эта серия в своей целостности известна лишь по репродукциям в изданном Поленовым альбоме «Из жизни Христа», ставшим библиографической редкостью сразу же по выходу в свет. Можно с уверенностью сказать, что для своего времени и Русская Библия, и Библейский цикл Поленова стали настоящим прорывом в области русской духовной культуры. Уже в своей картине «Воскрешение дочери Иаира», которую Поленов защитил как дипломную работу в Академии художеств в 1871 году, художник сосредотачивается на изображении Спасителя именно как Сына Человеческого, сознательно отходя от установок классической академической живописи. В то время это воспринималось как неслыханное новаторство. На полотнах художника словно ожили сцены из жизни Спасителя, Божией Матери и апостолов, а сама Священная история предстала как повествование о жизни с виду вполне обычных людей своей эпохи, которые внешне ничем не отличались от своих современников. Для русского человека это был совершенно новый опыт встречи со Христом – той встречи, которая, оказывается, возможна не только в храме, но и за его пределами, в пространстве повседневности. Рекомендовано к печати Издательским советом Русской Православной Церкви

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

01.06.2025 - 08:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация