Анализ рынков

Книги убирают с прилавков

Книги убирают с прилавков

Объем российского книжного рынка продолжил сокращаться четвертый год подряд, снизившись по итогам 2012 года более чем на 3%, до 60 млрд руб., свидетельствует ежегодный доклад Роспечати. Количество книжных магазинов в стране уменьшается еще стремительнее - более чем на 12%, до 2,9 тыс. Цифровые продажи книг пока не компенсируют падения: даже почти удвоившись до 260 млн руб., они составляют лишь около 0,4% всего рынка.

Объем российского книжного рынка снизился с 62 млрд руб. в 2011 году до 60 млрд руб. в 2012-м, сообщается в ежегодном докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) со ссылкой на оценки "Эксмо", одного из крупнейших участников книгоиздательского рынка. Таким образом, снижение продолжается уже четвертый год подряд. По сравнению с рекордным уровнем, достигнутым в 2008 году - 74,6 млрд руб.,- рынок потерял уже примерно 20%. При этом рост цен на книги составил 7% по сравнению с 5% годом ранее. Средняя розничная цена книги, таким образом, достигла 309 руб. 

Количество книготорговых магазинов сократилось с 3,3 тыс. по итогам 2011 года до 2,9 тыс. на конец 2012-го, то есть более чем на 12%. Это почти в два раза меньше, чем в Российской империи конца XIX века (около 5 тыс., по данным на 1898 год) и почти в три раза меньше, чем в РСФСР 1989 года (около 8,5 тыс.), указывает Роспечать. Теперь в России один книжный магазин приходится в среднем на 50-55 тыс. жителей, тогда как в странах Европы, по данным ведомства, этот показатель составляет один магазин примерно на 5-6 тыс. жителей. Сокращение числа магазинов объясняется окончательной ликвидацией региональной сети "Книгомир" (до 2011 года - "Топ-книга"; ЗАО "Книгомир" признано банкротом летом 2012 года) и проблемами сети "Буква", принадлежащей акционерам АСТ Андрею Герцеву и Якову Хелемскому. Различным структурам АСТ в 2012 году были предъявлены налоговые претензии на сумму около 8 млрд руб., после чего "Эксмо" договорилось о трехлетнем опционе на приобретение большей части бизнеса АСТ, за исключением "Буквы". В итоге с апреля 2012 года к январю 2013 года количество магазинов "Буквы" сократилось примерно с 450 до 178, говорится в докладе. Таким образом, по количеству торговых точек сеть акционеров АСТ теперь уступает контролируемым акционерами "Эксмо" Олегом Новиковым и Андреем Гредасовым сетям "Новый книжный - Буквоед" и "Читай-город", которые насчитывали 424 магазина (с учетом небрендированных). 

В целом доля независимых книжных магазинов на рынке сокращается и по итогам 2013 года составит лишь 51% по сравнению с 60% в 2011 году, тогда как доля федеральных сетей за это время увеличится с 14% до 16%, прогнозирует "Эксмо". За эти же два года резко вырастет доля продаж онлайн-ритейлеров - с 6% до 13%. Книготорговые сети при этом все больше зарабатывают на продаже различных сопутствующих товаров, в том числе канцелярских: в 2012 году доля некнижной продукции в общих продажах магазинов Москвы, Санкт-Петербурга и федеральных сетей увеличилась до 28% по сравнению с 24% в 2011 году и, например, 17% в 2008 году. В региональных магазинах доля некнижных товаров достигла 36% в 2012 году по сравнению с 30% в 2011-м и 18% в 2008 году. 

В 2012 году в России, по оценке компании Wexler, было продано около 2,4 млн букридеров и 3,4 млн планшетных устройств. Но, по данным "Ромира", покупают книги в цифровом формате лишь 15% их читателей. Объем легальных продаж книг в цифровом формате в 2012 году почти удвоился - с 135 млн до 260 млн руб., достигнув, таким образом, чуть более 0,4% всего книжного рынка. Россия пока существенно отстает от более развитых рынков, а значит, существующие темпы роста сегмента электронных книг в стране будут сохраняться в ближайшие несколько лет, в том числе за счет роста ассортимента легальных магазинов, считает президент Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. Для сравнения: по данным Ассоциации американских издателей, объем рынка цифровых книг в США за 2012 год составил $1,3 млрд, или 12,8% всех книжных продаж. 

17.04.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

19.12.2025 - 14:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация