Российский рынок товаров и услуг для животных

Российский рынок товаров и услуг для животных является одним из самых динамичных в мире. Об этом свидетельствуют цифры и факты, полученные в разных исследовательских компаниях.
Российский зоорынок
Российский рынок товаров для животных прирастает на 20-30% в год, в 2 раза быстрее, чем за рубежом. По данным, полученным из опросов, почти половина российских семей (47-48%) держат домашних животных. По разным оценкам, в российских семьях живут 25-30 млн. кошек и около 20 млн. собак. Практически каждая третья московская семья имеет сейчас в своей квартире кошку, каждая пятая - собаку.
Уже не менее 15-20 процентов россиян-хозяев домашних питомцев отдают предпочтение мелким домашним животным: грызунам, кроликам, куньим и др., которые хорошо чувствуют себя в городских квартирах. И, по мнению ведущих экспертов зоорынка, рост популярности этих групп растет.
С каждым годом россияне готовы тратить все больше средств на своих питомцев. Так, подавляющая часть всех средств, которые владелец затрачивает на своего любимца в течение его жизни, приходится на долю кормов.
Рынок кормов
Наиболее востребованной группой зоотоваров остаются корма для животных. Каждый год москвичи тратят на прокорм и содержание домашних животных до 300 млн. долларов.
Ежегодный прирост рынка кормов для домашних животных составляет 20-25%, то есть каждые 4-5 лет объем рынка увеличивается вдвое.
По данным компании «Комкон» в 2008 г. в России количество владельцев собак, кормящих своих питомцев готовыми кормами, составило 55,1 %. Для владельцев кошек этот показатель составляет 79,1 %.
Остальные кормят (традиционно для России) пищей собственного приготовления, при этом дополнительно используют неполнорационные корма и лакомства, которые обеспечивают разнообразие и являются источниками дефицитных нутриентов (витаминов, микроэлементов и т.д.).
При этом наибольший спрос на готовые рационы наблюдается в столице и крупных городах, что обусловлено изменением стиля жизни людей, а также повышением доверия к «покупным» кормам.
Преимущественную часть потребления обеспечивают заводы иностранных компаний на территории РФ и российские производители. Импорт кормов с каждым годом уменьшается и в последние годы не превышает 10-15%.
Зооритейл
По данным маркетингового агентства «Родемакс», в 2009 году 80% опрошенных владельцев домашних животных не сократили расходы на товары и услуги для животных и не планировали их сокращать. Около 17% выразили готовность перейти на более экономичные корма, если их личная экономическая ситуация станет совсем тяжелой. В то же время многие опрошенные отметили, что скорее сэкономят на себе, чем лишат чего-то привычного своих питомцев.
На сегодняшний день российский рынок зооритейла восстанавливается достаточно динамично. Это касается не только оживления деятельности сетевых магазинов, но и всех розничных точек, осуществляющие торговлю, как зоотоварами, так и животными. Свидетельством этому является восстановление платежеспособного потребительского спроса.
Вместе с тем этот рынок еще достаточно молод по сравнению с другими видами российского ритейла. Кроме того, российский рынок зооритейла не обременен жесткой конкуренцией, что создает дополнительные перспективы для успешной работы в нем.
В настоящее время в структуре зоомагазинов наибольший удельный вес занимают одиночные магазины, на их долю приходится 74,3% всех магазинов, сетевые магазины занимают 25,7%.
В супермаркетах и универсамах существуют специализированные отделы, продающие товары для домашних животных. По некоторым данным, продажи этих отделов ежегодно увеличиваются на 20-40 %.
За прошедший период почти не изменилась доля владельцев животных, приобретающих зоотовары в зоомагазинах, в супермаркетах и на рынках. Ненамного возросла группа владельцев животных приобретающих зоотовары (в основном корма) напрямую у производителя.
Не очень активно развиваются пока и дополнительные услуги зоомагазинов. Так, число зоомагазинов, имеющих интернет-магазины, составляет всего лишь 13%. Тем не менее, почти каждый третий приобретал или приобретает зоотовары в интернет-магазинах.
Рынок услуг
В последние годы в России активно развивается рынок зооуслуг: открываются новые ветеринарные клиники, зоомагазины, груминг-салоны, гостиницы для животных и другие объекты, а большинство из владельцев учреждений для животных оценивают ситуацию, как стабильную.
По мнению специалистов, объем рынка зооуслуг в ближайшие 5 лет может увеличиться в несколько раз.
Отношение к ветеринарам
Две трети (65,3%) владельцев животных видят в ветеринарах «айболитов», готовых в любой момент прийти на помощь животным. Около 18,1% опрошенных крайне редко обращаются за услугами к ветеринарам и 16,6% опрошенных не обращаются к ветеринарам вообще.
Требования к гигиеническим наполнителям для клеток мелких животных
Гигиена домашних питомцев - это жизненно важный вопрос для всех владельцев мелких животных, независимо от их размера и породы. Все наполнители для туалетов и клеток мелких домашних животных условно можно разделить на четыре основные группы:
- Опилки или древесная стружка разного размера - от мелкой до крупной фракции;
- Древесный наполнитель - гранулы, хлопья или прессованные деревянные опилки;
- Бумажный (целлюлозный) наполнитель в гранулах или хлопьях;
- Кукурузный наполнитель в гранулах.
Опросы, проведенные МА «Родемакс» среди владельцев мелких домашних животных, показывают, что в последнее время наиболее популярным видом наполнителя является кукурузный.
Примеры такого наполнителя: PADOVAN Sanipet Profumato (Италия), FIORY Tutolo di Mais (Италия), «Золотой кот» (Россия).
Наиболее популярные типы наполнителей у владельцев мелких домашних животных (в процентах).
Весна 2012 г.
Источник МА «Родемакс»
Примечание: Сумма всех значений может превышать 100%, т.к. в опросе допускалось, что респондент одновременно может использовать разные виды наполнителей. В раздел «Другое» вошли детские пеленки, тряпки, бумажные салфетки.
Такой наполнитель изготавливается из сердцевины кукурузного початка. Гранулы мелких фракций напоминают по форме гречневую крупу.
По словам владельцев животных, кукурузный наполнитель очень хорошо впитывает влагу, держит запах. К тому же нет риска, что, копаясь в нем, зверек травмирует лапки.
На сегодня 60,5 % потребителей используют именно кукурузный наполнитель в чистом виде или в сочетании с другими. Популярность кукурузного наполнителя в качестве средства гигиены по сравнению с прошлым годом выросла на 4,9%. Среди кукурузных наполнителей наиболее популярна торговая марка «Золотой кот», его применяют 86% респондентов, использующих кукурузные наполнители.
На второй позиции по популярности находится такой традиционный вид гигиенического наполнителя, как опилки. Популярность опилок в качестве наполнителя по сравнению с прошлым годом выросла на 13,6%. Опилки используют 40,2% опрошенных. При этом, примерно треть опрошенных, используют опилки «кустарного производства» приобретаемые на рынках, фермерских хозяйствах, лесопилках или конюшнях, что можно связать с ценовым фактором.
Оставшиеся две трети голосов были распределены между коммерческой продукцией, среди которой наиболее популярными являются российские опилки «Зверье мое». Далее по популярности идут опилки Vitaline №3 (средняя фракция) (Россия). Владельцы животных отмечают, что мелкая фракция (№1) этой торговой марки очень мала и пылит, а крупная фракция (№5), наоборот, слишком велика. Завершают тройку лидеров опилки немецкого производителя Vitakraft.
При выборе опилок владельцы животных обращают внимание на наличие в них травмирующих щепок, посторонних запахов и пыли, которая может навредить не только зверьку, но и вызвать аллергию у людей.
Некоторые производители выпускают ароматизированные опилки (с ароматом яблока, лимона и т. п.). Для зверька этот изыск неважен и скорее рассчитан на его владельца.
В продаже также встречается стружка особо крупной фракции, с кусками коры (Vitakraft, Германия). Такой наполнитель обычно кладется поверх другого, например, древесных гранул, и животные часто используют его для забавы.
Наиболее значителен рост рейтинга у такого вида наполнителей, как бумажный (целлюлозные хлопья): до 32,4% (+23,6% за год). Примеры такого наполнителя: UNICLEAN Eko (Россия) и CareFRESH (США), Pestell BOXO (США), Cunipic (Испания).
Бумажный наполнитель очень легкий, мягкий и почти не пылит. По словам респондентов, целлюлозные гранулы имеют одно из главных преимуществ по сравнению с прессованными опилками - они не распадаются и держат форму даже во влажном состоянии.
- «прекрасный наполнитель перешли полностью на него, удерживает запах, легкий, экономный, не раскисает, не оставляет пыль»;
- «экономный, запаховпитывающий. Чаще применяем в смеси с «Золотым котом», т.к. последний используется еще и как развлечение».
Более половины респондентов (55,6%), использующих бумажные наполнители, затруднились назвать торговую марку продукта. Остальные назвали американский наполнитель CareFRESH.
Также весьма распространенным видом наполнителя являются прессованные древесные опилки. Гранулы могут быть очень мелкими Vitaline (Россия) или, наоборот, очень крупными «ЗООНИК» (Россия).
Среди древесных наполнителей нет такого явного лидера, как среди кукурузных. И это не случайно: владельцы мелких животных поняли, что совсем необязательно искать в зоомагазине специальные древесные наполнители для грызунов, которые из-за своей узкой «специализации» нередко бывают дороже, а можно использовать любой наполнитель для кошачьих туалетов, например, «БАРСИК Натурал» (Россия), не имеющий специфических пропиток, предназначенных для кошек. В последнее время многие производители таких наполнителей пишут на упаковке «также для грызунов».
Уберечь нежные лапки грызунов от мозолей и травм может альтернатива опилкам - древесный наполнитель в хлопьях, например, датский Amigo Futura. Мягкие, как опилки, такие хлопья все-таки тяжелее древесной стружки, поэтому не разлетаются из клетки, когда зверек резвится.
Как правило, единого алгоритма при выборе древесного наполнителя нет. Владельцы животных отмечают, что подходящий продукт выбирается методом проб и ошибок: насколько хорошо впитывается влага, сохраняют ли гранулы форму, распадаются ли они на пыльные опилки после высыхания и хорошо ли удерживают запах. Судя, по всему, эти требования к древесным наполнителям не всегда удовлетворяются, т.к. по данным опроса их популярность упала более чем в вдвое: с 41,9% в 2011 году до 20,1% в 2012 году. Тем не менее, рейтинг популярности древесных наполнителей возглавила российская продукция «Чистые лапки», далее следуют также российские Vitaline и «Зверье мое».
Рейтинг торговых марок наполнителей, наиболее популярных среди владельцев мелких домашних животных.
Весна 2012 г.
Вид наполнителя |
Российские и импортные наполнители |
||
1 |
2 |
3 |
|
Древесный |
«Чистые лапки» (Россия) |
Vitaline (Россия) |
«Зверье мое» (Россия) |
Кукурузный |
«Золотой кот» (Россия) |
Fiory (Италия) |
Padovan (Италия) |
Опилки |
«Зверье мое» (Россия) |
Vitaline (Россия) |
Vitakraft (Германия) |
Бумажный |
CareFRESH (США) |
|
|
Источник МА «Родемакс»
При выборе наполнителей владельцы мелких животных обращают внимание прежде всего на цену. По данным опроса этим показателем руководствуются 35,6% покупателей. Нередко, желая сэкономить и получить качественный наполнитель, респонденты покупают его оптовыми партиями или в больших упаковках. Другие критерии выбора приведены на графике:
Критерии выбора наполнителей владельцами мелких домашних животных (в процентах). Весна 2012 г.
Источник МА «Родемакс»
Примечание: Сумма всех значений может превышать 100%, т.к. в опросе допускалось, что респондент одновременно может использовать разные виды наполнителей. В графу «Другое» вошли такие показатели, как «Наличие в магазине», «Советы знакомых» и «Натуральность».
Наибольшее число владельцев мелких животных (26%) расходует от 5 до 10 килограммов наполнителя в месяц. Пятая часть опрошенных использует до 25 кг в месяц, а 6% респондентов - от 50 до 100 кг. в месяц. То есть данный вид товаров для животных приобретается владельцами достаточно часто, что сулит производителям значительную прибыль. Конечно, при условии, что требования большинства потребителей к продукции будут соблюдены.
***
В обзоре использована собственная информация Маркетингового агентства «Родемакс» (далее МА «Родемакс»), а так же информация, полученная из открытых источников, которая принадлежит сторонним исследовательским компаниям, таким как Комкон, Маркетинговая Группа «Текарт», Консалтинговая компания «АМИКО», NeoAnalytics, Экспертно-Консультационный Центр Инвест-Проект».
Маркетинговое агентство «Родемакс»
Advertology.Ru
10.07.2012
Комментарии
Написать комментарий