Интервью

TYPOMANIA.Тагир Сафаев: в шрифте, также как в языке, ничто случайно не происходит

 TYPOMANIA.Тагир Сафаев: в шрифте, также как в языке, ничто случайно не происходит

О новом фестивале Typomania и нынешнем восприятии шрифта - наша беседа с членом жюри, художником и дизайнером шрифта Тагиром Сафаевым.

В конкурсе 5 номинаций, но когда смотришь ролики, кажется, что все вписываются во все или ничего никуда не вписывается. Как чувствовало себя жюри?

Следование этим номинациям не было сильной стороной процесса. Фестиваль такого рода как Typomania у нас впервые. Название для русского уха интригующее, очень емкое, там многое, что можно заподозрить и вообразить. Ведь шрифт для России все еще остается явлением новым, и какой-либо иерархии и порядка еще не сложилось. Последующие конкурсы, наверное, будут организационно уточняться, в том числе и с точки зрения номинаций. Процедура, видимо, будет более целесообразной и профессиональной. Но опять-таки насколько жесткими должны быть критерии, ведь если в номинациях будут часто встречаться слова: «наборный шрифт», «акциденция», «юникодная таблица» - это явно сузит количество участников и охладит пыл желающих. Об этом много говорилось в момент оценки работ.

Две номинации, помнится, звучали Sans vs serif  и «Привет, Бодони!» (к 214-летию шрифта)

Так, всё же, сформулировано для широкой публики. Российская публика в этом смысле сильно отличается от не российской. За рубежом конкурсы шрифта нескончаемо шли весь ХХ век, а с появлением компьютера, начался просто бум! В советское время и у нас, конечно, были конкурсы, но это было о другом. Конкурсы в России «нового времени» начались, также с появлением компьютера, правда, спустя несколько лет -  1991-93 гг.

Может быть, организаторы, изучив зарубежные фестивали, выбрали наиболее популярный вариант? Или сухой формат узкоспециализированных конкурсов уже не отвечает нынешнему времени?

Это стоит спросить у организаторов. Я думаю, все складывалось не как конкурс, а именно как фестиваль, что правильно. Да и недаром говорят, что механическое перетаскивание зарубежного опыта - до добра не доводит. И формулировать цели и задачи в нашем пространстве, учитывая, что здесь происходит с людьми - вещь непростая. Главное, чтобы не было упрощения - шрифт - не шрифт; с засечками - без засечек, надо смотреть шире. Творчество - вещь бездонная и очень емкая, и где все это будет начинаться, и чем заканчиваться, сказать трудно...

Интересно, что большинство саундтреков - электроника. Это буква диктует такую техногенную реакцию, как вы думаете? 

Ну, перед нами всего лишь часть шрифтового дизайна... Фестиваль первый, а первый блин не всегда получается заявленной формы. И еще: сам по себе шрифт - это ведь не просто форма знаков. Это часть языка, а язык - богатейший инструмент культуры! В одном из роликов буквы выражены пластикой человеческого тела. А ведь вспомните, алфавит начинался с пиктограмм, с изображений людей и животных! И вот все как бы возвращается и продолжается!

У вас есть любимый ролик?

Нет, я ведь работаю в профессии, в ремесле, и каждая  работа представляет для меня интерес и в информационном смысле, и в творческом. Любишь - не любишь! Ведь сила любви у каждого своя, только всякий раз, на разный лад это случается.

Фестиваль Typomania 2012

Фестиваль шрифтового видео - послание сразу во множество пространств: кино, анимации, инсталляции, скульптуры, архитектуры, книжного и плакатного дизайна... Как, на ваш взгляд, будет меняться лицо шрифтового дизайна в России? Какие надежды можно возложить на «Типоманию»?

Помните Павла Чистякова, который преподавал в Академии Художеств?  Вся Россия знала, что где-то в Питере есть передвижники - Репин, Серов, Саврасов... Есть Третьяков, который покупает великие картины. И есть Чистяков, который учит делать такие картины. Передвижничество заняло полвека, стало легендой и о нем знали все, безо всякого интернета.

То же самое происходит сейчас с дизайном: я думаю, такие конкурсы заметно активизируют регионы, и программа фестиваля, я надеюсь, будет более насыщенной. Для этого нужно сейчас определиться с периодичностью - ежегодной или двухгодичной, можно и раз в полгода - это жизнеутверждающая вещь, «Типомания»!

Профессиональные шрифтовые конкурсы, делать ежегодными - не целесообразно - просто участники не будут успевать делать качественные работы. На «Типомании» - анимация, титры, леттеринг, это более широкое, народное творчество. И дорога у фестиваля будет, мне кажется, тоже внушительная.

И по ней можно будет «вырулить» из нынешнего шрифтового леса? Повысить уровень типографического дизайна в стране? Вписать шрифт в культуру так, как полагается?

«Уровень» - емкое понятие. Чтобы его изменить, повысить - нужен серьезный государственный ресурс. Ведь заметьте, тот алфавит, трехсотлетие которого мы сегодня   празднуем,  создан и всячески поддержан реформой Петра Великого. Одно народное творчество само собой ничего не изменит. Если будет поддержка государства, народ это сразу почувствует, и движение будет более сильным и результативным.

Помнится, у Петра был хоть и не дизайнерский, но все же, закон «о регистрации дураков»...

Петровская реформа до сих пор работает! Такую вещь ни один правитель, ни за какие века сделать не смог! Все это медленно намывалось-формировалось, а Петр «развернул». В России, заметьте, не в Швейцарии, где все прописано и все выполняется... У нас вообще мало, что сохраняется, все, как в песок, уходит, а вот реформа кириллицы выжила.

Мне кажется, Петр лишь организовал и подписал реформу, а работало над ней множество людей - ученые, филологи, писари; русские и иностранные, все вместе, жаль, что имена их остались неизвестными. Очевидно, реформа начиналась с Симеона Полоцкого, учредившего Славяно-Греко-Латинскую академию, куда привезли сотни книг и приехали учителя из разных стран. Это было высшее образование по европейским меркам! Студенты, первая же сотня,  видели и могли сравнить в одном учебном заведении книги на кириллице, латинице, греческом. Такое сравнение, видимо, и подготовило «новое видение» кириллицы.

Вы думаете, стоит ввести что-то подобное в художественных вузах?

Если это все поставить на серьезный, государственный уровень, то можно было бы шире сделать языковые курсы, шире курсы письменности, шрифта. Образование - это прежде всего язык, а визуальная сторона языка - это шрифт. Вот нам в детстве не преподавали риторику, это считалось краснобайством. Первые учебники риторики появились после перестройки, оказалось, что там не только одно «краснобайство», но и логика! Поэтому чем больше я занимаюсь буквами, тем больше я занимаюсь языком.

Мастерская Тагира Сафаева. Фрагменты инсталляции на фестивальной площадке.
Мастерская Тагира Сафаева. Фрагмент инсталляции
Мастерская Тагира Сафаева. Фрагмент инсталляции
Мастерская Тагира Сафаева. Фрагмент инсталляции

То есть, благородство шрифта - не главное. Это как раз и показывает мультимедийный формат «Типомании»...

Здесь «благородство» кажется чем-то эфемерным, важна не красота буквы, а то, как она выполняет функцию языка. Дело в том, что древнерусский язык был немного другим по структуре. Поэтому хорошо было бы знать старославянский - это одновременно история кириллицы. А у нас только на филологических факультетах старославянский преподают и то факультативно, что крайне мало!

А были среди трехминутных роликов попытки какого-то глубокого, содержательного высказывания?

Случайно, конечно, можно напасть на что-то значимое, но будет ли это осознанным. В шрифте, также как в языке, ничто случайно не происходит.

Однако, у «Типомании» и задачи такой нет. Это на более высоких уровнях происходит. И как оно отзовется у людей, не всегда понятно. Если мы пишем слово - «typomania» - все ясно, раз, два - готово! А вот если ставить более сложные задачи, сразу количество работ сократится.

«Шинель» Норштейна...

Да... Вы помните, был конкурс дизайна рубля? 600 участников - тут вам и серп с молотом, и портреты президента, и кресты - сгусток не мудрости, а ... «креатива». Это нельзя вместить ни в какие критерии, разбить по номинациям и так далее. И нельзя назвать культурой.

Значит главная цель фестиваля - промо: привлечь внимание к шрифту и типографике?

Да, да, да, и чем больше внимания будет уделено кириллической письменности, тем лучше! Ведь русский язык - один из самых мощных и сложных мировых языков!

Тагир Сафаев: «В языке, тем более, в шрифте ничего случайно не происходит»

На котором то и дело ругают кириллицу ...

Это другой вопрос. Я сейчас готовлю курс лекций, чтобы прояснить как раз этот момент: как так случилось, что язык мощный, а шрифт - кириллица - не очень..., скажем, парадоксален. Это серьезная вещь. Я хочу привлечь филологов, потому что филологи не знают дизайнеров, а дизайнеры не знают филологов. Хотя филологи самодостаточны, они очень могли бы помочь дизайнерам разобраться в кириллице со стороны языка, если бы сами вникли в проблемы кириллицы.

И как же тут быть?

Надо понимать, что такое русский язык и как кириллица отражает этот язык. Как она возникла. Вот финны относительно недавно приняли латиницу и сейчас тексты на финском выглядят довольно странно, но с этим они ничего поделать не могут, потому что нет глубокой традиции письма. Кириллица родилась значительно позже латиницы, в связи с христианизацией Руси, которая пошла из Византии, а не из Рима. Поэтому кириллица как шрифт, как визуальная составляющая языка стала как бы противопоставлением латинице.

То есть, мы имеем дело не с национальным шрифтом, а с антилатиницей?

Вроде того. Латиница создавалась тысячелетиями, и не как национальный шрифт, не как шрифт одного языка, а как общеевропейский инструмент. Вся Европа трудилась над этим алфавитом, и в основном, это были каллиграфы, писцы - художники, одним словом!

У кириллицы совершенна другая история, и то, что в составе кириллицы много латинских букв, вводит в ступор наших дизайнеров - вроде, почти те же буквы, а типографики «изящной как у них» не получается.

Если это все понять, то проблема кириллического шрифта станет еще более актуальной, а стало быть, появится возможность, приблизить естественное решение! Ведь это живописцу никто не нужен, у него рефлексия на мир, а шрифт - продукт коллективной культуры.

Тагир Сафаев: «В языке, тем более, в шрифте ничего случайно не происходит»

Спрашивала Юлия Квасок
Advertology.Ru

20.06.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...
Конспект материала The Wall Street Journal о том, как Amazon отнимает долю рекламного бизнеса у технологических и телевизионных гигантов.
Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...
На фармацевтическом рынке раскручивается новый виток борьбы за рекламу. Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел весенний законопроект о тотальном запрете рекламы лекарств по телевидению и радио и вынес отрицательный вердикт. О том, как решение скажется на участниках фармацевтического рынка, о новых методах продвижения рецептурных средств и о принципах регулирования рекламной активности фармкомпаний в XXI веке рассуждает Директор по корпоративным коммуникациям и внешним связям ООО «Натива» Анжелика Хандукян.
Гороскоп как самоRPГороскоп как самоRP
АО НПФ «Сафмар», изучил клиентскую базу застрахованных лиц – более 2 млн своих клиентов – по датам рождения и вывел ряд закономерностей о том, как они копят на пенсию в зависимости от знака зодиака, под которым родились. 
Евгения Ленская, Почта Банк: "Все маркетологи уверены, что...Евгения Ленская, Почта Банк: "Все маркетологи уверены, что...
Вице-президент, директор по маркетингу и общественным связям Почта Банка Евгения Ленская приняла участие в дискуссии Celebrity marketing Эффективное привлечение звезд для продвижения бренда в рамках Russian Sponsorship Forum 2018.
20 экспертов о том, должен ли PR продавать20 экспертов о том, должен ли PR продавать
Должен ли PR продавать? Этот вечный как мир вопрос — предмет ожесточенных споров между пиарщиками и их работодателями. Первые обычно «топят» за то, что PR — это про репутацию, имидж бренда и вообще игра вдолгую. Вторые хотят получать измеряемый в продажах результат здесь и сейчас, и кто их в этом осудит. На чьей стороне правда? Мы в Pressfeed попытались в этом разобраться, поговорив с 20 экспертами. Вот, что получилось.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

14.12.2018 - 07:46
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация