Растет число адаптаций зарубежных продуктов в эфире телеканалов
Российский рынок телевизионных программ и сериалов, сделанных по зарубежным форматам, вернулся на докризисный уровень. В прошлом году число адаптаций в эфире крупнейших телеканалов увеличилось почти на треть, до 41 проекта, подсчитала исследовательская компания KVG Research. Основной рост обеспечили форматы, рассчитанные на привлечение молодой аудитории: развлекательные и реалити-шоу.
Аналитики рассматривали адаптированные проекты, которые транслировались в эфире восьми телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, «Муз-ТВ» и MTV в период с 2005 по 2011 год. Всего за шесть лет телеканалы показали 253 адаптации, большую часть которых составили телеигры (24,9%) и телесериалы (17%). При этом пик адаптаций в России пришелся на 2006 год, когда телеканалы показали 43 проекта, сделанных по зарубежным форматам (сериалы «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», шоу «Кандидат», «Танцы на льду»), на 72% больше, чем годом ранее. Однако в кризис этот рынок упал на 24%, до 32 адаптаций в эфире, и оставался на том же уровне до прошлого года. В прошлом году число адаптаций в эфире российских телеканалов увеличилось на 29% по сравнению с 2010 годом, вернувшись тем самым к докризисным показателям (42 проекта в 2008 году).
«На рост числа адаптаций повлиял выход телеиндустрии на докризисный уровень, - объясняет генеральный продюсер компании «ВайТ Медиа» Тимур Вайнштейн. - Произошел общий рост производства, и как данность, пропорционально увеличилось число адаптаций. В процентном же соотношении число адаптаций от общего количества производства скорее всего изменилось незначительно». «Период времени с 2005 по 2011 год нельзя назвать большой базой, чтобы говорить о серьезных тенденциях, - прокомментировал президент «Амедиа» Александр Акопов. - Количество адаптаций зависит от того, выходят ли в мире какие-то интересные успешные проекты, подходят ли эти проекты для нашего ТВ. Я бы скорее говорил о том, что растет некий средний уровень использования адаптаций».
Топ-менеджер другой продакшн-компании отмечает, что, стремясь привлечь новую аудиторию, телеканалы в прошлом году много экспериментировали с программным наполнением и снова обратились к зарубежным форматам. К тому же во многих случаях адаптации помогают снизить риски продюсеров и телеканалов. «Затраты на собственные разработки выше, чем на адаптацию, так как включают риск вложения денег - вдруг это шоу или сериал не пойдет. А у адаптации уже есть некая проверенная история в других странах, однако о гарантированном успехе адаптации тоже говорить нельзя», - говорит г-н Акопов. По оценкам участников рынка, стоимость прав на адаптацию может варьироваться от 5 до 10% бюджета производства одного эпизода проекта.
По данным компании KVG Research, значительный рост адаптаций в прошлом году обеспечили два телеканала - «Муз-ТВ» и MTV. На них пришлось 22% от всех адаптаций, которые транслировались в эфире. «В 2011 году активно начали адаптировать программы предпрайма и прайма телеканалы «Муз-ТВ» и MTV, в основном это развлекательные программы, рассчитанные на молодежную аудиторию, - соглашается г-н Вайнштейн. - Причем, что важно, эти каналы начали адаптировать именно те форматы, которые до этого показывали в оригинальном виде». Например, телеканал «Муз-ТВ» запустил адаптации форматов Conveyor belt of love («Конвейер любви») и Hot tube ranking («Секс-битва») после того, как в эфире прошли их оригинальные версии. MTV запустили реалити-шоу «Каникулы в Мексике» по формату Paradise Hotel. «Музыка не живет на эфирном бесплатном телевидении - уходит в кабель, спутник и т.д., - прокомментировал генеральный директор MTV Роман Саркисов. - Появляются нишевые каналы, эфир которых заполнен ротацией клипов, и они начинают конкурировать с эфирными, поэтому последним приходится расширять рекламную аудиторию». Покупка прав на адаптацию, рассуждает г-н Саркисов, выход для небольших каналов, которые не могут себе позволить эксперименты из-за отсутствия подушки безопасности в виде денежных средств, как крупные каналы. «Используя адаптации, каждому каналу важно найти флагманский проект - у нас это реалити-шоу «Каникулы в Мексике», - добавляет он. - Первый его сезон стартовал в сентябре прошлого года, сейчас идет второй сезон. Шоу постепенно набирает популярность и, я думаю, превратится в многолетний проект наподобие «Дома-2».
Г-н Вайнштейн прогнозирует появление молодежных проектов в предпрайме и на других телеканалах. Уже в прошлом году рост адаптаций в эфире произошел во многом благодаря жанрам, ориентированным в большей степени на молодежную аудиторию. Например, по данным компании KVG Research, если до кризиса доля реалити-шоу среди всех адаптаций составляла 40%, то в 2011 году - уже 60%, а доля развлекательных программ в прошлом году выросла до 62%, в то время как в 2008 году она составляла 38%.
Advertology.Ru
03.04.2012
Комментарии
Написать комментарий