Анализ рынков

Абоненты вместо телезрителей

Абоненты вместо телезрителей

Платное телевидение из маргинальной подотрасли то ли телеком-, то ли медиабизнеса превратилось в отдельную индустрию: почти половина россиян сегодня имеет возможность смотреть 50-100 телеканалов за символическую плату. Впрочем, активный рост рынка в ближайшее время может смениться стагнацией: аудитория платного ТВ начнет стремительно перетекать в интернет, как это уже происходит в Европе.

Лет шесть назад гендиректор одного из крупнейших на тот момент провайдеров платного ТВ, беседуя с автором этой статьи, сетовал: "Мы - вне медиабизнеса. Платное телевидение в России не выдерживает конкуренции с бесплатным государственным ТВ, которое сразу по нескольким каналам показывает хорошее кино и футбол, а с другой стороны - с видеопиратами, которые за символические деньги показывают еще больше". Собеседник "Денег" тогда явно недооценивал потенциал рынка. Судите сами: по данным iKS-Consulting, на начало второго полугодия 2011 года проникновение платного ТВ в России (по домохозяйствам) достигло 44,5% (плюс 15% к аналогичному периоду прошлого года). В абсолютном исчислении это значит, что кабельное, спутниковое или же IP-телевидение появилось в 23 млн российских квартир и частных домов. Объем рынка платного ТВ в первом полугодии 2011 года составил 19 млрд руб.- это на 20% больше, чем в январе-июне 2010 года. Получается, что доходы провайдеров платного телевидения растут быстрее, чем их абонентская база. Как рассказали представители Национальной спутниковой компании (бренд "Триколор ТВ"), в 2010 году выручка оператора выросла на 43% (с 2,33 млрд руб. годом ранее до 3,33 млрд руб.), тогда как база абонентов - только на 26%. В 2010-м средний годовой доход "Триколор ТВ" с абонента увеличился на 12,5% - до 441 руб. 

Страна тарелок

Первый оператор платного многоканального телевидения (не так называемой коллективной антенны, транслирующей 5-6 каналов за $2-3 в месяц) появился в Москве в последние месяцы существования СССР: в апреле 1991 года началось вещание "Космос ТВ" - совместного предприятия американской Metromedia International и советского Главного центра радио- и телевещания. В США и Европе платное ТВ к тому времени уже было общедоступным семейным развлечением, но в России первое платное телевидение было адресовано в первую очередь корпоративным клиентам. В Москве начали строиться отели для иностранцев, появились первые представительства иностранных компаний - тут-то и выяснилось, что смотреть "варягам", прибывшим в Россию делать бизнес, по телевизору нечего. Именно тогда появилась идея создания, как выразился один из бывших топ-менеджеров "Космос ТВ", некоего медийного аналога магазина "Березка". Массовая установка "персональных" спутниковых антенн-тарелок даже не рассматривалась: спутники в то время были маломощные, и на гигантскую антенну можно было "приземлить" от силы несколько телеканалов. То есть чтобы ретранслировать более или менее полный программный пакет, требовалось несколько тарелок - такой "сервиз" могла выдержать не каждая московская крыша. Поэтому организаторы проекта остановились на технологии радиодоступа MMDS - сигнал со спутников собирался несколькими гигантскими антеннами, установленными в "Останкино" (они стоят там и по сей день), а затем распространялся по Москве и ближнему Подмосковью с помощью эфирного передатчика, расположенного на телебашне. Залоговая стоимость приемного оборудования "Космос ТВ" составляла тогда $300, еще $37 надо было платить за ежемесячный просмотр 13 телеканалов. При таких заоблачных (по меркам начала 90-х) расценках о массовости услуги нечего было и думать. За первые два года работы "Космос ТВ" подключили около 5 тыс. абонентов. 

К первому миллиону зрителей российское платное телевидение пришло только через 13 лет - по оценкам нескольких участников рынка, это произошло в 2004 году. А уже через два года количество подписчиков платного ТВ перевалило за два миллиона. 

Платное телевидение в России "выстрелило" во многом благодаря стремительному развитию спутникового телевидения, а точнее, оператора-дискаунтера "Триколор ТВ". По данным, приведенным на сайте телекомпании, оператор обслуживает сейчас около 8 млн подписчиков. Плату за просмотр его программ к началу второго полугодия 2011-го вносили 6 млн абонентов, оценивает iKS-Consulting. Оператор, взимающий с абонентов за просмотр базового пакета каналов 600 руб. в год, вошел в число мировых лидеров индустрии платного ТВ - по данным британской IHS Screen Digest, в 2010 году он замкнул первую десятку крупнейших телепровайдеров по количеству абонентов в мире. 

"Долгое время мы считали, что емкость рынка спутникового ТВ ограничена определенными параметрами. Например, что спутниковому сигналу трудно быть конкурентоспособным в городской среде, из-за чего наша аудитория - в основном жители поселков и пригородов,- рассказывает коммерческий директор "Триколор ТВ" Сергей Ставропольцев.- Однако внедрив новые технологии продажи продукта, мы существенно увеличили его емкость. Например, организовали акцию по продаже оборудования с отсрочкой платежа: принявший в ней участие человек может стать нашим абонентом, единовременно заплатив 2 тыс. руб. вместо 8,5 тыс. (средняя стоимость оборудования). При этом ежемесячная оплата до полного погашения кредита составляет всего 300 руб. в месяц. Люди охотно на это идут, ведь сегодня они ежемесячно платят за привычное кабельное телевидение столько же или больше при минимальном наборе услуг". 

Сейчас, по данным iKS-Consulting, спутниковое ТВ в России занимает 32% рынка платного ТВ по количеству абонентов и 28% - по доходам. Но самые большие доходы в этом сегменте имеет не "Триколор", а "НТВ плюс", вышедшая на рынок в 1996 году (из последнего отчета за 2009 год следует, что выручка компании по РСБУ составила 7,85 млрд руб.). Средний ежемесячный счет (ARPU) абонента "НТВ плюс" составляет около 900 руб., при этом телекомпания имеет около 650 тыс. подписчиков, рассказывает ее директор по маркетингу Алексей Журавлев. "Наша абонентская база растет. Однако она не может расти теми темпами, которые может показать абонентская база оператора, фокусирующегося на низкодоходных сегментах рынка",- констатирует он. 

Бравые кабельщики

Самый распространенный в России формат платного телевидения - кабельное ТВ. На его долю, по данным iKS-Consulting, приходится 68% доходов от оказания услуг платного ТВ, кабельщики обслуживают 65% его подписчиков. 

Лидер этого рынка - национальный монополист в области фиксированной связи "Ростелеком". В феврале этого года он купил за 27,9 млрд руб. 71,8% акций холдинга "Национальные телекоммуникации" (НТК), операторы которого обслуживают свыше 4 млн абонентов в Москве, Московской области, Петербурге и других городах России. Любопытно, что в свое время "Ростелеком" собирался выйти на рынок спутникового телевидения: в 2010 году он начал переговоры о покупке провайдера спутникового ТВ "Орион Экспресс". Однако, как сообщил недавно газете "Ведомости" президент "Ростелекома" Александр Провоторов, оператор вышел из переговоров с акционерами "Ориона". 

Особенность рынка кабельного телевидения - наличие на нем заметных локальных игроков. Так, в Москве второе место после НТК по количеству абонентов занимает оператор "Акадо-Столица" (около 1 млн пользователей аналогового кабельного ТВ и порядка 450 тыс. цифрового). Некоторое время назад холдинг, в который входит этот оператор, едва не был поглощен вторым по величине российским сотовым оператором - "Мегафоном". Источники, близкие к сторонам, утверждают, что в ходе торгов обсуждалась цена в $950 млн (за вычетом долгов "Акадо" - $600 млн), но акционеры "Мегафона" сочли такую оценку актива неприемлемой. 

В московской сети "Акадо" сейчас транслируется в цифровом формате более двухсот отечественных и зарубежных телеканалов (15 из них - в HD-формате), рассказывает руководитель пресс-службы компании Денис Рычка. Кроме того, абоненты "Акадо" имеют доступ в интернет. Переход к стандарту EuroDOCSIS 3.0 позволит увеличить скорость передачи данных к абоненту до 200 Мбит/с, обещает Денис Рычка. Также в ближайшее время "Акадо" предоставит своим абонентам возможность приобретать CI+ модули, которые позволят смотреть цифровое ТВ с помощью встроенного в телевизор DVB-C тюнера (т. е. без использования громоздкой цифровой ТВ-приставки), добавляет он. 

Другой заметный региональный оператор платного ТВ - "ЭР-Телеком холдинг" (в своем рейтинге iKS-Consulting отводит ему четвертое место). Компания, по данным на 1 сентября 2011 года, работает в 42 российских городах, обслуживая 1,5 млн телезрителей и 1,65 млн подписчиков ШПД (широкополосный доступ в Интернет.- "Деньги"). В базовый вещательный пакет "ЭР-Телекома" входит 60-65 каналов (в зависимости от города присутствия). В трех городах - Перми, Самаре и Тюмени - "ЭР-Телеком" предоставляет также доступ к цифровому кабельному ТВ (ЦКТВ). Помимо базового пакета (53-55 каналов) абонент ЦКТВ может подключить целый ряд тематических пакетов, а также пакет "Планета HD" (10 каналов в HD-качестве). 

В 2009 году абонентская база кабельного ТВ "ЭР-Телекома" выросла на 10%, в 2010 году - на 25%, в первом полугодии 2011 года - на 16%, рассказали корреспонденту "Денег" в пресс-службе компании. 

Убийца из сети

Пока уровень проникновения платного ТВ превосходит уровень проникновения ШПД, но уже к 2012 году ситуация изменится, следует из презентации директора по развитию "Коминфо консалтинг" Евгения Соломатина, прошедшей на недавней отраслевой конференции Satrus. "Линейное" телевидение уходит - на смену ему идет программируемое и интерактивное интернет-ТВ, основанное на возможностях интеграции контента из различных источников, его доставки и просмотра на различных типах устройств, включая мобильные (iPad, смартфоны), отмечается в презентации. 

Признаки того, что интерес к платному ТВ в России снижается, стали очевидны еще в прошлом году. По данным J'Son & Partners Consulting, в первом полугодии 2010 года наблюдалось заметное снижение темпов подключения новых абонентов, не связанное с кризисом. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года рост составил всего 8%, в то время как в первом полугодии кризисного 2009 года рост составлял 15%, в первом полугодии 2008-го - примерно 18%. 

Сами участники рынка платного телевидения неоднозначно оценивают складывающуюся ситуацию. "Несмотря на активную интернетизацию телевидения, рынок платного ТВ дает ежегодный рост около 18-20%,- заявляет Денис Рычка из "Акадо".- В среднесрочной перспективе эта тенденция сохранится, так как уровень проникновения платного телевидения в России не превышает 45%. Если в США и Западной Европе заметна тенденция перетекания аудитории платного телевидения в интернет-среду, то в России пока такого не происходит из-за низкого проникновения многоканального цифрового телевидения и традиций телесмотрения". 

"Классическое телевидение (эфирное, бесплатное, построенное на рекламной модели) действительно уходит на второй план, особенно в тех городах, где много альтернативных развлечений,- отмечает директор по маркетингу московского региона "Вымпелкома" Анатолий Сморгонский.- Этот же тренд, на мой взгляд, коснется и аналогового платного ТВ, так как оно по сути ничем не отличается от первого, но стоит дополнительных денег, пусть и небольших. Оно занимает большую рыночную долю, так как различные операторы унаследовали инфраструктуру советского времени, но оно же медленнее всех растет". 

"По большому счету мы ничем не отличаемся от Европы, и европейские тренды в той или иной степени актуальны и для России,- считает Сергей Ставропольцев из "Триколор ТВ".- Единственное, но существенное отличие - это большая территория нашей страны и более низкая плотность населения. Именно благодаря этой особенности пока места хватает всем". 

ТОП-5 операторов цифрового ТВ

КоммерсантЪ-Деньги
Advertology.Ru

17.10.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

11.05.2024 - 22:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация