Новости

Тратный подвиг народа

Тратный подвиг народа

С точки зрения макроэкономики 2015 год — это год противостояния населения России одной из базовых экономических аксиом: в кризис население меньше потребляет и больше сберегает. В России угроза остановки промпроизводства, спада ВВП, падения курса рубля, роста безработицы вызывает пока один ответ — тратим все, что есть, не исключая даже валютных запасов. В 2015 году законы экономики грозят одержать тактическую победу — потребление все же начнет падать.

Настроения и поведение домохозяйств, без преувеличения, являются основными факторами риска для экономического роста и состояния финансового сектора в 2015 году. С 2013 года общее накопление инвестиций и запасов стало отрицательным, а частное потребление, подогретое банковским кредитованием и ростом реальных зарплат, оказалось основной опорой экономики. В 2013 году ВВП увеличился на 1,3%. Если разложить эту цифру на составляющие, обнаруживается следующее: потребление выросло на 3,5% (потребление государства — на 0,5%,  частное — на 4,7%), а валовое накопление сократилось на 6,1%. Незначительный положительный вклад в экономический рост 2013 года внес и чистый экспорт. Но даже на фоне сверхвысокой цены на нефть казалось, что скорость роста импорта (3,7%) и экспорта (4,2%) вот-вот сравняется. В 2014 году фактически нулевой результат экономики будет обеспечен таким же образом. Разница окажется лишь в том, что импорт сократится, а рост потребления будут определять не рост благосостояния и улучшение настроений домохозяйств, а панический потребительский бум. Он был спровоцирован девальвацией рубля, ускорением инфляции, обнулением роста реальных доходов, увеличением безработицы и падением доверия к финансовой системе страны.

Два девальвационных шока, которые испытали граждане в 2014 году, каждый раз заставляли пересматривать их свое поведение и предпочтения.

Шок первого квартала привел к резкому сокращению банковских депозитов и скупке валюты. В результате основная доля денег, оказавшихся на руках домохозяйств, была инвестирована в рынок недвижимости (см. “Ъ” от 4 августа 2014 года). Первое в этом году увеличение Банком России основных ставок заставило главу ЦБ Эльвиру Набиуллину заявить: уже скоро домохозяйства вернут свои депозиты в банки, что позволит снизить давление на потребительские цены и стоимость рефинансирования банков регулятором.

Лето и первый месяц осени прошли относительно спокойно. В июле-августе внутренний спрос не рос, а граждане даже пытались заработать, вкладывая деньги в финансовые инструменты и валютные депозиты (см. “Ъ” от 18 сентября и 4 декабря). Но четвертый квартал, на который пришлась вторая волна девальвационного и инфляционного шоков, ознаменовался очередным ажиотажным всплеском спроса на валюту и товары длительного пользования. Паника сопровождалась резким падением доверия к банковскому сектору. Последнее ноябрьское исследование потребительских настроений Банка России фиксирует: доля респондентов, которые считают, что деньги нужно хранить в банках, по сравнению с результатами летних опросов сократилась на 12 процентных пунктов — сейчас таких около трети. В ноябре-декабре рынок захлестнула волна спроса, сопоставимая с той, которая наблюдалась в феврале-марте 2014 года. В ноябре оборот розничной торговли непродовольственными товарами в годовом выражении ускорился до 4,8% с 3,4% в октябре, ради чего граждане даже сократили свои валютные депозиты на $4,7 млрд. Поддержку спросу в России оказали и потребители из Белоруссии и Казахстана — их национальные валюты не испытали столь значительного падения к доллару и евро, подорожав по отношению к рублю (см. “Ъ” от 24 декабря).

В случае если ожидания девальвации продолжат расти потенциально, граждане способны дополнительно «выносить» на потребительский рынок 400–500 млрд руб. в квартал, свидетельствуют события первого квартала 2014 года. Если же курс рубля стабилизируется или начнет укрепляться, потребление резко сократится — время пиров во время чумы заканчивается.

Но главное — в первом квартале 2015 года инфляция, видимо, достигнет 15%, а реальные зарплаты и доходы станут сокращаться. Увеличивать займы при нынешних ставках и необходимости отдавать более 20% своих доходов на обслуживание накопленных долгов вряд ли окажется посильным. Наличные доллары, купленные в 2014 году, вероятно, позволят 20–30% населения поддерживать привычный уровень потребления первую половину 2015 года, а государство не сможет проиндексировать зарплаты и денежные пособия более чем на 5,5%, как предполагает действующий закон о бюджете. И в отличие от 2009 года, государство не сможет поддержать частный спрос. Даже если во второй половине 2015 года Банк России снизит ставку, падение спроса поддержит рост безработицы. Например, аналитики Альфа-банка наиболее вероятным сценарием считают сокращение потребления в 2015 году на 10%.

Алексей Шаповалов (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

26.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.03.2024 - 06:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация