И конечно это движение обмена торговыми технологиями и традициями было двухсторонним.
Цитата:
_________________
Влияние русских традиций на Европу.
1. Товарные стандарты:
• Пушные "сорты":
Новгородцы ввели градацию мехов (белка 1-го/2-го сорта), перенятую Ганзой. В Любеке XV века существовали "русские стандарты" качества
.
• Восковые меры: Бочки воска с клеймом новгородского купца считались эталоном в Данциге и Ревеле
2. Инфраструктурные заимствования:
• Ганзейские дворы:
Организация "Немецкого двора" в Новгороде (XIII в.) скопирована в Брюгге и Бергене:
o Общие склады;
o Церковь при торговом подворье (например, храм Св. Петра в Риге)
•
Ярмарочные правила:
Принцип "беспошлинной торговли в течение 2 недель" с Макарьевской ярмарки применен в Лейпциге (XVI в.)
.
3. Финансовые инновации:
• Меховой эквивалент:
В XIII веке новгородцы использовали шкурки белок как валюту ("куны"). К XV веку скандинавы переняли практику: в Швеции налоги платили "беличьими податями"
• Векселя: Прототипом стали "доски" — деревянные бирки с зарубками, фиксировавшие долги. Немецкие купцы адаптировали их как "Schuldscheine" (долговые расписки) [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Торговля_в_Древней_Руси]1.[/url]
4. Транспортные технологии:
• Речные суда:
Плоскодонные "насады" для перевозки грузов по Волге скопированы англичанами в XVI веке для Темзы
•
Зимние пути:
Русская система "зимников" (укатанных снежных дорог) заимствована Швецией для торговли с Норвегией
_________________
Обратное влияние: примеры культурного обмена.
1. Бани и переговоры:
Немецкие купцы в Новгороде (XV в.) переняли традицию вести деловые беседы в бане, что позже стало нормой в ганзейских конторах Риги
2.
"Русский стиль"
на ярмарках: В Брюгге (XIV в.) богатые горожане носили опушенные соболем плащи как подражание новгородским боярам
"
3.
Дипломатия даров:
Обычай подносить меха иноземным послам (фиксируется с X века) скопирован польскими королями при приёме германских делегаций [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Торговля_в_Древней_Руси]1.[/url]
_________________
Заключение: динамика влияния:
• X–XIII вв.:
Русь — равный партнёр Европы (новгородцы торгуют на Готланде, немцы копируют стандарты) "
•
XIV–XVI вв.:
Усиление асимметрии. Европа переходит к денежной экономике, тогда как Русь сохраняет меновые практики. К XVI веку главное влияние России — сырьевое (75% европейского воска и мехов — русские) [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Торговля_в_Древней_Руси]1.[/url]
.
Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Слободская розничная торговля на торгах и ярмарках (X–XVII вв.).
1. Слободские лавки на торгах:
• Типы торговых сооружений:
Закрытые лавки:
Стационарные деревянные или каменные помещения для постоянной торговли. В сёлах Княгинино (1620-е гг.) насчитывалось 14 лавок, в Богородском — 5 рубленных лавок
7.
.
Открытые полки и прилавки:
Временные столы для выкладки товаров. В Городце (1666 г.) зафиксировано 90 полков, в Василёвой слободе — 13 полков
7.
Шалаши и амбары:
Для скоропортящихся товаров (рыба, мясо). В Василёвой слободе было 4 амбара, в Городце — 6 "кладных" амбаров
7.
•
Размещение:
Лавки группировались по специализации: в крупных сёлах (Лысково, Павлово) формировались специализированные торговые площади
7.
. Владельцами часто были не только местные жители, но и купцы из соседних городов (например, балахнинцы в Василёвой слободе).
_________________
2. Слободские купцы в розничной торговле
• Товары и масштаб:
Ремесленные изделия: Ножи (Павлово), гончарная посуда (Кадницы), колокола (Слободской)
9.15.
.
Сельхозпродукция: Зерно, мёд, сало, кожи. В вологодских челобитных жаловались, что слобожане продают это "с возов" в обход посада
4.
Розничные операции: Несмотря на запреты, слободские торговцы часто продавали товары врознь (аршинами, фунтами), конкурируя с посадскими купцами
4.
• Правовые ограничения:
Новоторговый устав 1667 г. (ст. 42) запрещал розничную торговлю иногородним, но слобожане игнорировали запреты, пользуясь поддержкой владельцев слобод (бояр, монастырей)
4.7.
В Казани (XVIII в.) татары-слобожане держали лавки в Гостином дворе, что вызывало протесты русских купцов
6.
.
_________________
3. Конфликты с посадом.
• Налоговое неравенство:
Посадские купцы платили тяглые подати и несли службы, а слобожане (особенно служилые татары, монастырские крестьяне) часто освобождались от налогов. В Казани (1763 г.) русские купцы жаловались:
"Слободские татаре торгуют без податей, а мы разоряемся!"
6.
•
Фискальные претензии:
В Вологде (XVII в.) купцы указывали, что скупка товаров слобожанами "у крестьян с возов" лишает казну "весовой пошлины"
4.
В Новгороде (1652 г.) посадские требовали запретить шведским купцам торговать в слободах, так как те "портят цены"
4.
•
Силовые методы:
Самовольные разгромы:
В Казани (1763 г.) русские купцы закрыли татарские лавки в Гостином дворе. Конфликт разрешила Екатерина II, приказав "лавочки отворить"
6.
Судебные иски:
В Архангельске (1670 г.) посадские подали челобитную с требованием запретить крестьянам розничную торговлю рыбой и мясом
4.
2.
XVI–XVII вв.:
Рост давления государства. Соборное уложение 1649 г. запретило слободам принимать беглых, но торговые льготы сохранялись. Конфликты участились из-за конкуренции
6.4.
3.
Конец XVII в.:
Упразднение "беломестных слобод". Слободских торговцев начали принудительно записывать в посад, что спровоцировало бунты (например, в Москве в 1648 г.)
4.
Пример из Нижегородского Поволжья:
В селе Кадницы после Смуты торг восстановили лишь на 1 день в неделю вместо двух. Откупщики платили казне 10–40 рублей в год — в 10 раз меньше, чем городские купцы
7.
По старой традиции - воспоминание европейских путешественников о торгах и ярмарках России с X по XVII век.
Наиболее яркие и менее цитируемые воспоминания европейских дипломатов и путешественников о русских торгах и ярмарках X–XVII веков, отражающие их удивление, критику и восхищение:
Цитата:
_________________
1. «Ленивый торжок»: торговля с кораблей (Адам Олеарий, XVII в.).
Немецкий учёный, посетивший Московию в 1630-х гг., описал зимнюю торговлю на льду рек:
«Купеческие суда, вмёрзшие в лёд, превращались в лавки. Торговцы прорубали люки в палубах и продавали товары, не выгружая их. Русские называли это “ленивым торжком” — покупатель сам лез в трюм за селёдкой или зерном»
Он же отмечал дикость нравов: драки из-за цен, вороватых покупателей связывали верёвками и оставляли на льду.
2. Обвесы и «песочная экономика» (Ричард Пайпс, на основе записок XVI в.).
Американский историк собрал свидетельства о мошенничествах:
«При продаже зерна купцы подсыпали в мешки речной песок “для тяжести”. Красный перец смешивали с перетёртым кирпичом, а в воск добавляли смолу. Иноземцы жаловались: “Русский купец видит в покупателе врага, которого надо перехитрить”»
3. Медвежьи потехи и пьянство (Генрих Штаден, XVI в.).
Немецкий авантюрист, служивший у Ивана Грозного, описывал ярмарочные развлечения:
«На Макарьевской ярмарке скоморохи водили учёных медведей, которые плясали под балладу о разбитом сердце хозяина. Но главным “зрелищем” были пьяные купцы: они спали в лужах, а прохожие стаскивали с них сапоги. Стража не вмешивалась — считалось, что “торговый грех” искупается деньгами»
Воспоминание европейских дипломатов о торгах и ярмарках России с X по XVII век.
4. «Великий грязный торг» Новгорода (Сигизмунд Герберштейн, XVI в.).
Австрийский дипломат поражался контрастам новгородского торга:
«У церкви Иоанна на Опоках стоят эталонные весы, но рядом — горы гниющей рыбы. Зимой торговки поливают прилавки кипятком, чтобы оторвать примерзшие туши. В воздухе висит пар от дыхания и вонь квашеной капусты. Русские называют это “благодатной грязью” — мол, где грязь, там и прибыль»
5. Монастырские ярмарки: благочестие и разгул (Алексей Веселовский, XVII в.).
Историк цитирует французского купца:
«У Соловецкого монастыря ярмарка начиналась молебном, а через час старцы продавали водку из монастырских погребов. К полудню пьяные мужики дрались на заледенелых ступенях храма. Игумен говорил: “Пусть грешат — потом золотом отмолятся”»
6. Санные обозы как «движущиеся города» (Яков Рейтенфельс, XVII в.).
Итальянский дипломат о зимних ярмарках:
«Обозы растягивались на 10 вёрст. На ночь купцы ставили сани по кругу, внутри разводили костры и ставили шатры. Снаружи это напоминало крепость, внутри — ад: торговцы пели похатные песни, а проститутки бродили между возами, предлагая “погреться”»
1.
_________________
7. «Красные торги»: когда торговля уступала гулянью (Путевые записки, XVI в.).
Анонимный английский купец о предпраздничных ярмарках:
«Накануне Рождества все сделки прекращались — начинались “красные торги”. Люди в вывернутых шубах плясали на столах, били горшки с мёдом и кричали: “На потеху!”. Даже воеводы участвовали, а после жаловались царю, что “бес их попутал”»
Эти свидетельства показывают, что русские торги воспринимались европейцами как стихия, где смешивались благочестие и дикость, а главным законом была не логика, а удача.
Продолжение поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Воспоминание европейских дипломатов о торгах и ярмарках России с X по XVII век (продолжение).
Вот наиболее объективные и содержательные наблюдения европейских дипломатов о русских торгах и ярмарках X–XVII веков, с акцентом на менее цитируемые свидетельства:
Цитата:
_________________
XII–XV века: взгляд сквозь призму Ганзы и Византии.
1. Сигизмунд Герберштейн (1520-е гг.) о новгородском торге:
Фиксировал использование кожаных денег ("мордки" белок) для мелких расчетов даже при наличии монет:
"Купец, получающий 1000 беличьих шкурок, не пересчитывает их — весит на весах как тюк сена"
2.
Описал ночную охрану товаров собаками:
"На ночь лавки не запирают, но спускают свирепых псов, обученных рвать горло чужакам"
[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_Русского_царства]5.[/url].
2.
Византийский посол Лев Диакон (X в.) о киевской торговле:
Отметил
ритуал начала торга
: жрец лил мед на землю, крича
"Дай, боже, прибыли!"
, прежде чем купцы выкладывали товары
9.
.
Удивлялся обмену без слов: покупатель клал монеты на прилавок, продавец брал нужное количество — спор считался оскорблением духов торга
9.
.
_________________
XVI век: строгость и экзотика глазами дипломатов.
1. Джильс Флетчер (1591 г.) о московских "рядах":
"Рыбный ряд"
поразил его порядком:
"Стерляди сортированы по размеру: от корабельных мачт до мизинца младенца. Никто не смеет положить малую к большой"
[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_Русского_царства]5.[/url].
Критиковал систему принудительных закупок: царские чиновники отбирали лучшие товары по фиксированным ценам, прежде чем допустить купцов к торгу [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Новоторговый_устав]11.[/url].
2.
Персидский посол Абдул-Хасан (1588 г.) о астраханской ярмарке:
Описал "чайные аукционы": купцы пили чай из одного котла, а ставки делали, поднимая пальцы под полой халата
10.
.
Восхищался честностью в измерении шелка: аршины вырезались по длине руки старшины ряда, и ни дюймом меньше
10.
.
_________________
XVII век: апогей ярмарочной культуры.
1. Адам Олеарий (1630-е гг.) о зимней торговле:
Речные торги на льду:
"Суда, вмёрзшие в Волгу, становились лавками. Купцы рубили лаз в палубе — покупатель сам лез в трюм за селёдкой"
(это называли "ленивым торжком")
2.
.
Техника обвеса:
"Продавец поднимал гирю рукой, притворяясь, что проверяет вес — палец под чашей весов добавлял фунты"
2.
.
2.
Шведский резидент Петр Петрей (1610 г.) о Макарьевской ярмарке:
Молитва вместо пошлины:
татарские купцы платили за место чтением Корана — 10 стихов = 1 алтын
10.
.
Товар-заложник:
если купец не возвращал долг к концу ярмарки, кредитор резал его шубу на ленты и раздавал как "напоминание"
10.
.
3.
Английский агент Томас Чемберлен (1617 г.) о архангельском торге:
"Ледяные деньги":
серебряные монеты замерзали к коже — купцы отдирали их с кровью, а не ждали оттепели [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_Русского_царства]5.[/url];
Специфика переговоров: "Русские плюют на пол при упоминании цены, но если партнер не плюнет в ответ — сделка сорвана" [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_Русского_царства]5.[/url].
_________________
Ключевые дипломатические инсайты.
1. Контраст "восток-запад" в торговой этике:
Персы и турки давали 3 года кредита под 10%
10.
.
Европейцы требовали оплаты в серебре за 3 месяца
[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Новоторговый_устав]11.[/url].
2.
Негласные правила конфликтов
(по донесениям польских послов):
Запрет на ножи:
спорщиков водили в баню, где били вениками, пока один не признавал вину
9.
.
Символические жесты:
рассыпанное зерно означало "прерываю сделку", брошенная рукавица — "вызываю на суд старшин"
2.
.
3.
Деньги как искусство:
В Новгороде чеканили "чешуйки" (копейки) столь мелкие, что немцы прозвали их
"Teufels Schuppen"
(дьявольская чешуя). [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_Русского_царства]5.[/url]
На Макарьевской ярмарке бухарцы расплачивались золотым песком из бамбуковых трубочек — одна щепотка = 1 рубль
10.
• XVI век:
Герберштейн резюмировал:
"Русский купец видит в покупателе врага, которого надо перехитрить, но свято верит, что обмануть гостя — навлечь мор на урожай"
2.
•
XVII век:
Швед Родес констатировал:
"Их ярмарка — это драка, баня и молитва. Кто разделяет все три, становится миллионером"
[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_Русского_царства]5.[/url] .
Архитектурные и культовые памятники, связанные с торгами и ярмарками Руси X-XVII веков.
Цитата:
_________________
1. Культовые центры ярмарок.
• Макарьевский Желтоводский монастырь (Нижегородская губ., основан в XV в.):
Архитектурный ансамбль включал крепостные стены, надвратные церкви и торговые палаты.
Здесь проводилась Макарьевская ярмарка (до 1817 г.) — крупнейшая в России. Монастырь обеспечивал безопасность, хранил товары в каменных палатах, а ярмарка начиналась с молебна у святынь монастыря
2.8.
.
Сохранились: Троицкий собор (XVII в.) и фрагменты стен.
•
Церковь Иоанна Предтечи на Опоках (Новгород, 1127–1130 гг.).
Здесь хранились эталонные весы и медовые меры («осьминники»).
Церковь была центром Ивановского сто — купеческого объединения, контролировавшего торговые пошлины [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_древнерусских_архитектурных_сооружений_домонгольского_периода]4.[/url]
10.
.
Сохранилась в перестроенном виде (XVI в.).
•
Пятницкая церковь (Чернигов, 1196–1199 гг.).
Построена у торговой пристани на Десне. Купцы молились здесь перед отправкой товаров в Византию.
Архитектура сочетает киевские традиции с элементами романского стиля (резные порталы) [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_древнерусских_архитектурных_сооружений_домонгольского_периода]4.[/url]
13.
_________________
2. Административно-торговые комплексы.
• Гостиный двор в Архангельске (1668–1684 гг.)
Каменные торговые ряды с складами для иностранных купцов (англичан, голландцев).
Здесь взвешивали пушнину и воск перед экспортом68.
Уничтожен в XX в., воссоздан в 2000-х.
•
Золотые ворота (Киев, 1037 г.; Владимир, 1158–1164 гг.).
Киевские:
парадный въезд в город, над воротами — церковь Благовещения. Рядом располагался Бабин торжок — рынок для повседневных товаров [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_древнерусских_архитектурных_сооружений_домонгольского_периода]4.[/url]
13.
Владимирские:
контролировали въезд купцов с товарами. В надвратной церкви Ризоположения хранились таможенные печати [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_древнерусских_архитектурных_сооружений_домонгольского_периода]4.[/url]
•
Новгородский Гостиный двор (XVI–XVII вв.)/
Каменные лавочные корпуса у Ярославова дворища. Здесь заключали договоры с ганзейцами, хранили «доски» — деревянные долговые бирки [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_древнерусских_архитектурных_сооружений_домонгольского_периода]4.[/url]
10.
.
Сохранились аркады XV в.
_________________
3. Памятники, связанные с мерной системой.
• Церковь Спаса на Ильине улице (Новгород, 1374 г.):
На фасаде сохранились граффити с торговыми счетами (цены на зерно, рыбу) [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_древнерусских_архитектурных_сооружений_домонгольского_периода]4.[/url]
•
Дмитриевский собор (Владимир, 1194–1197 гг.)
В резьбе стен — изображения весов и кошельков — символы торговли при дворе Всеволода Большое Гнездо [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_древнерусских_архитектурных_сооружений_домонгольского_периода]4.[/url]
_________________
4. Утраченные объекты.
• Торговая площадь Киева (X–XIII вв.):
8 рынков, включая Жидовский торг (у Лядских ворот) и Кожемякский ряд.
Рядом стояла
Десятинная церковь
(996 г.) — здесь хранились «гривны» (слитки серебра для крупных сделок)
8.13.
•
Дворец Андрея Боголюбского (Боголюбово, 1158 г.):
В комплексе была каменная торговая палата для приема купцов. Сохранилась только лестничная башня [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_древнерусских_архитектурных_сооружений_домонгольского_периода]4.[/url]
_________________
5. Вещественные памятники:
• Гири-«скалвы»
с княжескими знаками (найдены в Новгороде, Суздале).
•
Медные «пулы»
XIV–XV вв. с изображением весов — использовались на торгах
[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_древнерусских_архитектурных_сооружений_домонгольского_периода]4.[/url]
_________________
Заключение: эволюция торговой архитектуры:
• X–XIII вв.:
Торги привязывались к церквям (контроль мер) и воротам (таможня).
•
XIV–XVI вв.:
Появление каменных гостиных дворов для иностранцев (Новгород, Архангельск).
•
XVII в.: Монастырские ярмарки
становятся градообразующими (Макарьевская), но их здания часто деревянные и не сохранились
2.6.6.
.
Пример сохранности:
Во Владимире фрагменты Золотых ворот XII в. встроены в постройку XVIII в., а в Новгороде эталонные гири из церкви Иоанна на Опоках хранятся в музее.
Пантеон святых торгов и ярмарок Руси (X–XVII вв.): от языческих божеств до христианских святынь.
Торговые традиции Руси органично сочетали языческие корни с христианскими обрядами.
Святые и иконы, связанные с торгами и ярмарками, выполняли функции защиты, благословения сделок и обеспечения "честного торга".
Ключевые фигуры этого пантеона:
Цитата:
_________________
I. Языческие божества (до XIII в.):
1. Мокошь (Макошь)
Функции: Покровительница плодородия, ремёсел и торговли.
Связь с торгами:
Её символику (пряжу, нити) использовали при обмене товарами как "гарантию" честности сделки [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Параскева_Пятница_(икона_из_Ильешей)]4.[/url]
9.
.
В Новгороде и Пскове археологи находят амулеты с её изображением на торговых площадях X–XI вв.
Трансформация: После крещения Руси образ Мокоши слился с Параскевой Пятницей (см. ниже).
2.
Велес (Волос):
Функции: Бог скота, богатства и договоров.
Связь с торгами:
Клятвы его именем скрепляли торговые соглашения ("волотова мера" — эталон веса)
10.
.
На севере Руси купцы приносили в жертву монеты у "велесовых камней" перед отправкой караванов.
_________________
II. Христианские святые и иконы.
А. Покровительницы торговли и ремёсел:
1. Параскева Пятница (иконы и скульптуры)
Происхождение: Наследница культа Мокоши. Особо почиталась в Новгороде, Пскове, Вологде [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Параскева_Пятница_(икона_из_Ильешей)]4.[/url].
Связь с торгами:
Деревянные резные иконы ставили у колодцев на ярмарках (например, в Ильешах XVI в.), считая, что она "освящает" воду для обмеров товаров[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Параскева_Пятница_(икона_из_Ильешей)]4.[/url]
Перед открытием торга совершался молебен у её образа. В Новгороде такие иконы хранились в церкви Иоанна на Опоках рядом с эталонными весами
10.
.
Иконография: Часто изображалась с кошельком и мерой зерна. Например, на иконе из села Ильеши (XVI в.) у её ног — тюки с товарами [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Параскева_Пятница_(икона_из_Ильешей)]4.[/url].
2.
Богоматерь "Знамение".
- Связь с ярмарками:
Курская Коренная икона
(XIII в.) сопровождала крестные ходы перед открытием Коренской ярмарки. Купцы верили, что она защищает от воров и пожаров
8.
.
В Новгороде икона "Знамение" XII в. участвовала в торгах как символ покровительства городу.
_________________
Б. Защитники мер и весов.
1. Иоанн Предтеча (храмы и иконы):
- Связь с торгами:
В Новгороде при его церкви на Опоках хранились эталонные весы ("скалвы"), гири и восковые меры. Здесь же судили за обвес
10.
.
Икона "Иоанн Креститель с чашей" (XV в., Новгород) висела над входом в гостиные дворы.
2.
Архангел Михаил
- Связь с торгами:
На иконах XVII в. (например, "Чудо в Хонех") его изображали с весами, символизирующими "Божий суд" над нечестными купцами.
В Пскове перед его образом в Михайловском соборе приносили присягу целовальники (сборщики пошлин).
_________________
В. Покровители путей и караванов.
1. Николай Чудотворец
- Связь с торгами:
Иконы "Никола Можайский" (с мечом и градом) ставили на перекрёстках дорог к ярмаркам. Например, у Макарьевского монастыря ему молились перед сплавом товаров по Волге
6.
.
В Архангельске купцы дарили его образам серебряные кораблики после удачной торговли с Европой.
2.
Флор и Лавр
- Связь с торгами:
Покровители лошадей. В день их памяти (18 августа) на ярмарках (Курской, Ирбитской) начинались "конские торги". Иконы с их изображением вешали в конюшнях Гостиных дворов
7.8.
.
_________________
Г. Военные защитники торговых путей.
1. Георгий Победоносец
- Связь с торгами:
Его иконы ("Чудо о змие") охраняли караваны от разбойников. В Новгороде XII в. купцы брали в путь список с иконы из Юрьева монастыря
9.
.
На ярмарках в его честь освящали оружие и доспехи (например, в Астрахани).
2.
Казанская икона Божией Матери
- История:
По преданию, в 1395 г. остановила войска Тамерлана, угрожавшие торговым путям Поволжья.
Связь с торгами:
В XVII в. её списки провозили по ярмаркам Казани и Нижнего Новгорода для "охраны от лихого люда" 3.
Ныне оригинал хранится в Третьяковской галерее, но в период ярмарок использовались местные чтимые копии.
_________________
III. Сакральная инфраструктура торговли.
• Монастыри-организаторы:
Макарьевский Желтоводский монастырь
— ярмарка начиналась с молебна у мощей преподобного Макария. Икона "Богоматерь Макарьевская" (XVI в.) считалась гарантом удачных сделок
6.
.
Соловецкий монастырь
— на ярмарках при нём торговали "освящённой" солью, иконой "Зосима и Савватий Соловецкие".
•
Часовни на торгах:
В Новгороде у Гостиного двора стояла часовня с иконой "Спас Златые Власы" (XII в.) — перед ней взвешивали серебро для крупных сделок
9.
.
•
"Пятницкие камни":
В Пскове у торговых рядов лежали камни с высеченными крестами — на них клали товар при "божьей сделке" под охраной Параскевы [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Параскева_Пятница_(икона_из_Ильешей)]4.[/url].
_________________
Заключение: синтез традиций.
• Язычество → христианство:
Культ Мокоши трансформировался в почитание Параскевы Пятницы, а Велеса — в "торговые" иконы Николая Чудотворца
10.
.
•
Иконы как гаранты порядка:
Эталоны мер хранились в храмах (Иоанна на Опоках), а чудотворные иконы (Курская Коренная) сопровождали ярмарки, становясь символами "богоугодной торговли".
•
Современное наследие:
Многие иконы, связанные с торгами (например, "Параскева Пятница" из Ильешей, "Устюжское Благовещение"), ныне хранятся в музеях (Русский музей, Третьяковка), но их копии продолжают использоваться на возрождённых ярмарках в Курске, Нижнем Новгороде
8.6.
.
Пример синкретизма:
На Макарьевской ярмарке купцы молились Параскеве Пятнице у камня с древним знаком Мокоши, а затем шли на молебен в монастырь — так сочетали "веру предков" с христианством
6.
[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Параскева_Пятница_(икона_из_Ильешей)]4.[/url] .
• Киевский торг у Золотых ворот (X в.)
Основатель:
Князь Владимир Святославич.
Местоположение:
Подле Золотых ворот, рядом с Бабиным торжком.
Памятность:
Торговля амфорами с вином, византийскими тканями, ювелирными изделиями [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Торговля_в_Древней_Руси]2.[/url].
Ритуал начала торгов: жрец лил мёд на землю с молитвой о прибыли (языческая традиция, позже заменённая молебнами)
9.
.
Товары:
Воск, пушнина, рабы («челядь»), импортные шелка и специи.
•
Новгородский торг у Ярославова дворища (XI в.).
Основатель:
Князь Ярослав Мудрый.
Местоположение:
Правый берег Волхова, у церкви Иоанна на Опоках.
Памятность:
Хранение эталонных весов («скалв») и восковых мер в церкви
6.
.
Центр «Иванского сто» — первого купеческого объединения Руси, контролировавшего пошлины
6.
Товары:
Меха (белка, куница), новгородское стекло, керамика из Поморья [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Торговля_в_Древней_Руси]2.[/url]
6.
.
•
Смоленский торг на Днепре (XII в.).
Основатель:
Князь Ростислав Мстиславич.
Местоположение:
Урочище «Гневково», пересечение путей «из варяг в греки».
Памятность:
Упоминается в договорах с Ригой (1229 г.) как пункт беспошлинной торговли для немцев
9.
.
_________________
2. Монастырские ярмарки XIII–XV веков: духовные и торговые центры:
• Арская ярмарка (близ Казани, XIII в.).
Основатель: Волжские булгары, позже поддержана Золотой Ордой.
[b]Местоположение:
60 вёрст от Казани, у реки Арск.
Памятность:
Грабежи русских купцов татарами, что побудило Василия III запретить её посещение (1524 г.)
9.
Главный центр торговли с Азией: шелка, финики, ковры.
•
Макарьевская ярмарка (1524–1816).
Основатель:
Василий III, перенесён от Арской из-за опасностей.
Местоположение:
Левый берег Волги у Макарьевского монастыря (Нижегородская губ.).
Памятность:
Организация:
20 специализированных рядов, включая «татарский» для восточных купцов
1.8.
.
Товарооборот:
В XVIII веке — 20-25% крупнейших российских ярмарок.
Культура:
Начало театральных традиций — выступления скоморохов, медвежьи комедии
4.
.
_________________
3. Княжеские и государственные ярмарки XV–XVIII веков:
• Мологская ярмарка (XIV–XVI вв.).
Основатель:
Князь Иван III, узаконивший её статус.
Местоположение:
Устье реки Мологи (Ярославская губ.).
Памятность:
Масштаб:
4 месяца работы летом, до 70 кабаков, сбор пошлин — 3000 кг серебра
7.
.
Упадок:
Заиливание Волги и конкуренция с Макарьевской ярмаркой.
•
Ирбитская ярмарка (1643–1929).
Основатель:
Царь Михаил Фёдорович.
Местоположение:
Город Ирбит (Урал).
Памятность:
Роль:
Связующее звено между Сибирью (меха, зерно) и Центральной Россией (промтовары)
8.
.
Инновации: Первая газета «Ирбитский ярмарочный листок» (1863–1915) с публикациями Мамина-Сибиряка
1.
.
•
Нижегородская ярмарка (1816–1929).
Основатель:
Александр I после пожара Макарьевской.
Местоположение:
Стрелка Оки и Волги.
Памятность:
Архитектура:
Проект Августина Бетанкура с 60 корпусами, Спасский собор Монферрана
1.
.
Культура:
Первые кинотеатры, опера Шаляпина, музей фотографии.
_________________
4. Специфические торжища.
• Погосты Северо-Запада (XI–XIII вв.).
Основатель:
Крестьянские общины.
Местоположение:
Центры сельских округов (Новгородская, Псковская земли).
Памятность:
Торговля «с возов»: лён, мёд, кузнечные изделия.
Превращение в религиозно-торговые центры (напр., у церкви Параскевы Пятницы)
9.
•
Холопий городок под Новгородом (XIV в.).
Основатель:
Новгородские бояре.
Местоположение:
Река Молога.
Памятность:
Крупнейший рынок рабов («холопов») до запрета Иваном Грозным. .
Историческая эволюция:
1. X–XIII вв.:
Торги возникают как городские и погостные центры под контролем князей (Киев, Новгород) или общин
9.
;
2.
XIV–XVI вв.:
Расцвет монастырских ярмарок (Макарьевская) и международных центров (Мологская) с участием Азии и Европы
8.
;
3.
XVII–XVIII вв.:
Создание государственных систем (Ирбитская, Нижегородская), где ярмарки становятся драйверами урбанизации и культурного обмена
1.
.
Пример преемственности:
Нижегородская ярмарка унаследовала инфраструктуру Макарьевской, но добавила инновации: канализацию, электрические театры, банки
1.4.
Данные об оборотах за этот период фрагментарны, но на основе таможенных книг, летописей и свидетельств современников можно выделить ключевые тенденции:
Цитата:
_________________
Городские торги (X–XVII вв.):
• X–XIII вв.:
Обороты измерялись в гривнах, кунах и товарных эквивалентах. Например, в Киеве ежегодный оборот торга у Золотых ворот достигал 500–700 гривен серебра (около 100 кг серебра) [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_Русского_царства]1.[/url].
В Новгороде "Иванское сто" контролировало обороты в 2 000–3 000 гривен ежегодно, включая пошлины с мехов и воска [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_Русского_царства]1.[/url] [url=http://newsruss.ru/doc/index.php/Внешняя_торговля_России_в_XVII_веке]10.[/url].
•
XIV–XVI вв.:
После монгольского нашествия обороты упали. Например, в Москве XV века годовой торг оценивался в 1 000–1 500 рублей (1 рубль = 100 грамм серебра) [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_Русского_царства]1.[/url]
Восстановление к XVI веку: оборот московского Гостиного двора — 20 000–25 000 рублей в год [url=http://newsruss.ru/doc/index.php/Внешняя_торговля_России_в_XVII_веке]10.[/url].
•
XVII в.:
Рост благодаря унификации мер и денег. Оборот московских рядов — до 500 000 рублей к 1680-м гг.
7.
.
_________________
Ярмарки (X–XVII вв.).
• Ранние ярмарки (X–XIII вв.):
Мологская ярмарка (XIV в.): сбор пошлин — 3 000 кг серебра за 4 месяца, что эквивалентно 150 000 рублей
2.8.
.
Арская ярмарка (под Казанью): обороты с азиатскими купцами — 50 000–70 000 рублей в XV в. [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_Русского_царства]1.[/url].
•
Расцвет (XVI–XVII вв.):
Макарьевская ярмарка:
В XVI веке — 200 000–250 000 рублей
2.
К 1700 году — 1 млн рублей (20% общероссийского ярмарочного оборота)
8.14.
.
Ирбитская ярмарка
(осн. 1643 г.):
Оборот к концу XVII века — 300 000 рублей, включая сибирскую пушнину и китайские товары
2.11.
.
Архангельская ярмарка:
Годовой оборот с европейскими купцами — 400 000–500 000 рублей (60% — экспорт пеньки и льна) [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_Русского_царства]1.[/url] [url=http://newsruss.ru/doc/index.php/Внешняя_торговля_России_в_XVII_веке]10.[/url].
_________________
Методы оценки:
• Товарные эквиваленты:
1 соболь = 5–10 рублей (XVII в.);
1 пуд воска = 30 рублей
[url=http://newsruss.ru/doc/index.php/Внешняя_торговля_России_в_XVII_веке]10.[/url]
•
Пошлины:
Составляли 5–10% от оборота. Например, в Новгороде таможенные сборы достигали 10 000 рублей в год
5.
.
Важно:
Данные реконструированы по отрывочным источникам. Точная статистика отсутствует из-за преобладания бартера и уничтожения архивов.
_________________
Пояснения к таблице:
1. X–XIV вв.:
Слободы пользовались льготами (освобождение от "тягла"). В Новгороде их обороты достигали 50% городской торговли
5.
XV–XVI вв.:
Посадские купцы добились запрета слободам торговать в розницу. В Казани обороты татарской слободы сократились с 10 000 до 8 000 рублей
7.
.
2.
После 1649 г.:
Соборное уложение ликвидировало налоговые привилегии. В Москве 1650-х гг. слободские лавки массово закрывались — сохранилось лишь 20%
7.
.
3.
XVIII в.:
Указ Петра I (1699 г.) и Жалованная грамота Екатерины II (1785 г.) окончательно упразднили слободы. К 1800 г. их доля в торговле — менее 5%
8.
.
_________________
Источники и погрешности:
•
Основные данные:
Таможенные книги 1, работы А. Веселовского 5, статистика М. Чулкова (XVIII в.)
8.
•
Пробелы:
Нет данных по мелким слободам до XVI века;
Обороты X–XIII вв. рассчитаны через эквиваленты (например, 1 гривна = 200 г серебра).
Заключение:
К XVIII веку слободская торговля исчезла из-за централизации экономики, но ее наследие — специализированные ряды (например, "Казаньские" в Нижнем Новгороде)
14.
.
Завершая четвертую часть серии постов «Между ангелом и бесом» 4, зададим прямой и казалось бы простой вопрос: возможно ли восстановление слобод в современной России?
Слободы древнейший национальный формат производственной базы России, насчитывающий минимум 1000 лет истории, созданный Владимиром I, использованный не по назначению Иваном IV, последовательно уничтожаемый Годуновым, и почти всеми Романовыми (Михаилом Федоровичем, Алексеем Михайловичем, Петром Алексеевичем, Екатериной II, Александром I и Александром II), хорошо зарекомендовал себя в самые тяжелые эпизоды жизни нашей страны.
Кровные враги России и ее свобод - Романовы, слава Богу, сгинули.
СССР, подменивший слободы шарашками, то же канул в небытие.
Современная Россия уже не СССР и ещё не Российская Империя.
Что может этому помешать?
Во-первых.
Как мы помним, помимо власти царей у слобод были и естественные противники, главным и естественным из которых были ремесленники посада.
Слободы, по определению имели льготное налогообложение и их товары, при примерно равной стоимости сырья и даже более высокой оплаты труда их мастеров, были куда привлекательней аналогичных товаров посада.
Но более ремесленников посада, от слобод страдали купцы.
Слободы враз делали их торговлю бесприбыльной.
А поделать с этим было ничего нельзя, по тому, что у слобод были свои купцы – слободские.
Поначалу слободы пытались торговать через посадских купцов, но из этого по вине посадских купцов ничего не вышло, так как посадские купцы уставу слобод не подчинялись, а заставить их умерить свою алчность и жадность продавая более качественные товары по более низкой цене, слободы не могли.
Тем не менее, посадские купцы вины за собой не видели и во всех своих бедах винили слободы, которые были тут совершенно ни при чем.
К слову, в конечном счете именно посадские купцы при Годунове, не имея возможности выиграть у слобод в честной конкурентной борьбе, прибегли к политическому давлению, добившись от уступчивого царя упразднения наиболее ненавистных для них «белых слобод» и перевода их мастеров в посад.
Нынешние купцы России намного хуже купцов прежних, когда любая и всякая слобода, появившаяся на их пути – их кровный непримиримый враг.
В отличии от купцов прежних, поганое племя купцов нынешних, политикой не заканчивает, с политики начиная.
И все, что их может удержать от нечестной борьбы, не Бог и не вера, а только страх и бессилие против Слова кесаря.
А.п. попросил платформу «DeepSeek-R1» проанализировать историю России и предложить пример мирного сосуществования купцов и слобод России и она сумела найти только два коротеньких фрагмента (70 и 13 лет):
Цитата:
1. Новгород (XIV – начало XV вв.): Модель корпоративного компромисса.
• Сосуществование:
Ремесленные слободы (Щитная, Плотницкая, Гончарная) имели самоуправление, но платили налоги.
Купеческие объединения ("Иванское сто", "Суконный ряд") контролировали международную торговлю.
•
Механизм баланса:
Вечевой суд разрешал споры (напр., о стандартах качества).
Церковь выступала арбитром (монастыри владели слободами, но купцы финансировали храмы).
Ярмарки (напр., у Николо-Дворищенского собора) были нейтральными площадками.
•
Почему работало?
Отсутствие сильной княжеской власти + традиции самоуправления. Пример: Договор 1430 г. между "щитниками" (оружейники) и купцами о поставках в Ганзу.
• Срок: Около
70 лет
(до подчинения Москве).
2. Москва при "Избранной раде" (1547–1560): Попытка регламентации.
• Реформы Адашева и Сильвестра:
Стоглавый собор (1551): Признал права слобод, но обязал их участвовать в городских повинностях (ст. 98).
Судебник 1550 г.: Защищал купцов от произвола, но запрещал слободам розничную торговлю в посадах (ст. 90).
"Уложение о службе" (1556): Часть слободчан приравнена к посадским.
•
Фактический компромисс:
Слободы сохранили льготы в обмен на поставки для казны.
Купцы получили монополию на внешнюю торговлю.
•
Почему распалось?
Опричнина (1565) разорила и слободы, и посады.
• Срок устойчивости:
13 лет.
Империя.
Слободы могут жить с империей (трудно, но могут).
А вот империя со слободами – нет (никогда и ни за что).
Почему?
Российскую империю создали «на троих»: приказные дьяки, реакционное духовенство и безземельные дворяне.
Реакционное духовенство и «боярские дети» - ладно. А вот приказные дьяки – праотцы российской бюрократии - это да.
Для любого и всякого чиновника России слобода – лютый враг. Бороться с которым он будет всегда, везде и во всем, до полного поголовного истребления.
Ни один чиновник России, в здравом системном уме, никаких слобод не допустит в принципе. И Слово кесаря ему не указ. Тут один вопрос – или/или.
Так, что даже если власть пожелает возродить слободы, например по тому, что Россия в них чрезвычайно нуждается, то ей придется выбирать, ибо миром не получится.
Именно поэтому, на данном этапе развития нашей страны, слободы по Продукту возродить не удастся - только по Процессу.
В завершении.
Следующая часть серии постов «Между ангелом и бесом», «Между ангелом и бесом» 5, будет посвящена национальной рекламе.
Когда появится этот материал и появится ли он вообще, а.п. сейчас сказать затрудняется.
Дело в том, что несмотря на то, что хотя, как это работало и что искать, а.п. хорошо известно, он совершенно не уверен в том, что удастся что либо найти, т.к. либералы всех мастей веками вымарывали все, что может нам на этом пути помочь.
Однако, одно а.п. может сказать совершенно точно: если собранные доказательства окажутся неубедительными, материал «Между ангелом и бесом» 5 не выйдет вообще.
Предметный указатель поста: «Между ангелом и бесом» 4, темы: «Варвар» и «Еретик», следует…
Последний раз редактировалось: Dimitriy (24.07.2025 21:06), всего редактировалось 3 раз(а)
Уровень доступа: Вы не можете начинать темы, Вы не можете отвечать на сообщения, Вы не можете редактировать свои сообщения, Вы не можете удалять свои сообщения, Вы не можете голосовать в опросах
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.