Рекламные фотографы

Майкл Кенна: путешествие как причастие

Майкл Кенна: путешествие как причастие

В ММСИ на Петровке проходит ретроспектива фотографий англо-американца Майкла Кенны. Продолжения осмотра - в прикрученных к полке альбомах, где материала раза в три больше. Все вместе - опыт медитативной аскезы в разных точках планеты.

За своеобразную манеру съемки Кенна полюбился автодилерам  и туристическим фирмам. Действительно, в соседстве с утонченным, лаконичным пейзажем, любой бренд обретет статус желанного премиум-сегмента. Однако, будучи убежденным фото-мистиком, Кенна не в силах отказаться от однажды найденного стиля, так что вложенные в рекламные принты фотографии сами выглядят пэк-шотом, поэтому в качестве спонсора выставки в ММСИ вполне мог быть не бренд виски, а какой-нибудь «Мерседес» или «Ауди».  Но и виски  смотрится неплохо, стоит лишь  пробежаться взглядом по обширной пейзажной коллекции, чтобы убедиться: фотографии Кенны - одновременно сильны и стильны и по крепости не уступают напитку. При этом арт-фото Кенны ничем особенно не отличается от его рекламного фото, так же, впрочем, как поздний Кенна - от раннего.

Все дело, видимо, в натуре. Кенна -  религиозный ирландец, открывший для себя фотографию в Англии, а фотографа в себе -  в Штатах, куда он уехал в 1970-х - в  эпоху триумфального расцвета американской фотографии. Как всякий романтик,  этот художник уверен, что лишь проецирует то, что грезилось ему в детстве, а среди влиятельных фигур из истории фотографии и живописи отмечает, конечно, Стиглица и Тернера, но тут же и машет рукой - как можно знать, сколько этих влияний и откуда они идут? И действительно, Кенну  так же легко заподозрить и в буддизме,  и в суфизме, а  сам он любит сравнивать свои работы с хокку, где несколько сложенных веточек-смыслов способны вызвать взрыв воображения.  Скорее всего, этот совсем еще не старый человек (да он и не выглядит на свои 58) зрит в  корень всех культов,  и истина открывается ему в самых разных точках Земли. Помимо длиной выдержки, угадывается некий общий замысел и метод  в туманных горах Китая и дымах британских теплостанций,  аркадах готического собора и конструктах Эйфелевой башни, исчезающих в воде пирсах и железных «дорогах смерти»  к воротам и печам концлагерей.

Серия «Невозможно забыть» показывается в России впервые, и ее можно считать в какой-то степени знаковой в и без того символической, почти абстрактной, графике Кенна. Пару лет назад в интервью журналу  The Light Майкл признался, что его не интересует ни солнце, ни голубое небо, ни подробные детали, ни совершенство фотокопирования. Всему этому он предпочитает суггестию ненастья. Дождь, снег, облачность создают атмосферу, скрывают лишнее, заставляя пристальнее вглядываться в медленный, процесс трансформации мира. Кенна доводит Брессоново зависание над фактом до зависания над обрывом вечности, убрав из кадра людей и превратив пейзаж не в портрет, но в остраненную маску по-своему понятой фото-нирваны, где свет и тьма сгущаются не для поглощения или конфликта, а для взаимного созерцания.

Такого тонкого, выверенного и в чем-то даже чопорного ритуала не встретить ни у Ямамото Масао, по-деревенски трущего камнями готовые снимки, или у Майкла Акермана,  принципиально не желающего контролировать свет, но шаманствующего над печатью. Кенну по душе каждая фаза процесса - от планирования поездки до выставочной развески или дизайна альбома, который он, кажется, ясно видит, когда нажимает кнопку. Проще говоря, Кенна  - мифодизайнер, но предметом его невозмутимой «объективизации» становится тщательно отрефлексированная последняя грань. В случае с концлагерями - грань между жизнью и смертью, добром и злом.  Да, эти фотографии мрачнее других, но общая манера проникновения к истокам бытия сообщают длинной выдержке Кенны качество моральной стойкости и восточной невозмутимости. Оторванные у жертвы волосы слишком напоминают крону одинокого дерева, куча башмаков, снятых с казненных заключенных перетекают в старинную мостовую, а  стол для вскрытий оборачивается пустынным полем с  редкими дорожками оград или теплиц.

Парадоксально, но альбом «Невозможно забыть» хранит память не о фашистских зверствах, а о структурах и смыслах Перехода. В узлах колючей проволоки видятся узы и перекрестки иных вселенных, а в страшных функционалах печей и бараков - строгие и простые формы иного, надчеловеческого,  миропорядка, к которому узники, в отличие от нас, приобщились до срока.  Взаимный обмен графикой исчезающего с лица земли между отелем Хейден, что в горах штата Нью-Йорк (фотограф следил за процессом ветшания чуть ли не 10 лет)  и музейными концентрационными комплексами (их фотограф прилежно объездил и снял) изменяет отношение зрителя к смерти. Так что даже знаменитая надпись на воротах Заксенхаузена «Труд освобождает» видится уже не диким фарсом, а притчей. Кажется, мудрость объектива очистила бы свастику до первоначального, добуддийского толкования, но свастики на фотографиях Кенны как раз и нет. И это отсутствие кажется значимым. Линза Кенны не отпускает грехи концлагерям, но будто освобождает формы цивилизации от копоти бытия, свидетельствуя о том, что смыслы форм - в других измерениях.  И это «высветление», как ни странно - сильный антифашистский жест.

С любовью происходит прямо противоположное. Так, стихи Бьянки Россини о в альбоме Love in Black &White часто выглядит эпитафией:

Soon I will cross the line
Soon I will leave the fog
Son I will enter into the light
Be patient, my sweet
For our nights coming
Let me first say good bye to my sorrow
Be patient, my love

И дело тут не только в извечной близости любви и смерти. Действует графика Кенны.

«Мир хаотичен, тороплив, криклив и недалек. Мне же интересно искать или изобретать тихие убежища от шторма, места уединения, тишины, созерцания. Думаю, нам всем время от времени нужно там побывать» - делится Кенна в уже упомянутом интервью. Серия фотографий концлагерей выдает в нем фотографа-священника - еще не достигнув 11 лет, маленький Майкл поступил в церковно-приходскую школу, в которой доучился до 17,  и где  и стало ясно, что искусство идет у него легче всего.

Но вернемся к нашим брендам. Стилистика Кенны не только облагораживает торговые марки, собирая их в сегмент «философствующих» автомобилей, банков  и турагентств, но и производит над ними забавную штуку: обзаведясь утонченным инсайтом,  бренды становятся  будто на одно лицо, как монахи в монастыре. И действительно, Кенна ведет себя как истый миссионер - с 1979 года и по сей день он выставляется с регулярностью календаря (кстати,  это один из любимых жанров фотографа). Понятно, что это  - способ заработать и все такое. Но продукт, который производит Майкл Кенна, не умещается ни в привычные рамки искусства, с его вечной охотой за разнообразием, ни в гламурный рекламный тираж. «Есть редкие, уникальные моменты, когда элементы бытия магическим образом сопрягаются - обстоятельства и место, объект и внутренние энергии  ...Мне выпадает честь быть свидетелем этих моментов. Я стараюсь их фиксировать и толковать. И я не думаю, что  должен таить от людей то, что нашел. Я думаю о себе как о медиуме, позволяющим другим видеть вещи, которые они просто не имеют возможности наблюдать. Я - своего рода проводник».

Погуляв по многочисленным «точкам созерцания», полистав альбомы, почитав стихи, испытываешь странное состояние  - будто находишься внутри некоего единого пространства глобального уединения, где слово «калейдоскоп», столь подходящее для жанра фотопейзажа, обретает вдруг смысл вращающегося философского камня, где легко растворяется и исчезает вся земная история с географией.

На выставке есть снимки Москвы и Петербурга. Ретроспектива продлится до 22 мая.

Майкл Кенна
Майкл Кенна
Майкл Кенна, Хоккайдо
Майкл Кенна, Стол для вскрытий
Майкл Кенна, Гора Гуань-Шан
Майкл Кенна, Ботинки

Юлия Квасок
Advertology.Ru

21.04.2011

на печать


Комментарии

GIS54
02.05.2011 21:01 | сообщение #1
 

super

Маша 4е
07.11.2011 11:21 | сообщение #2
 

Вот это класс!!

Aleshinka
07.02.2012 13:48 | сообщение #3
 

Стиль написания статьи впечатлил.
Спасибо, Юлия.

И фотографии прекрасны.

Анастасия
09.07.2014 14:21 | сообщение #4
 

очень впечатлило!! потрясающие работы!

slonik_1
16.08.2017 22:02 | сообщение #5
 

Как можно говорить о фашистских фотографиях: «класс, фотографии прекрасны, потрясающие работы»?

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...
Конспект материала The Wall Street Journal о том, как Amazon отнимает долю рекламного бизнеса у технологических и телевизионных гигантов.
Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...
На фармацевтическом рынке раскручивается новый виток борьбы за рекламу. Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел весенний законопроект о тотальном запрете рекламы лекарств по телевидению и радио и вынес отрицательный вердикт. О том, как решение скажется на участниках фармацевтического рынка, о новых методах продвижения рецептурных средств и о принципах регулирования рекламной активности фармкомпаний в XXI веке рассуждает Директор по корпоративным коммуникациям и внешним связям ООО «Натива» Анжелика Хандукян.
Гороскоп как самоRPГороскоп как самоRP
АО НПФ «Сафмар», изучил клиентскую базу застрахованных лиц – более 2 млн своих клиентов – по датам рождения и вывел ряд закономерностей о том, как они копят на пенсию в зависимости от знака зодиака, под которым родились. 
Евгения Ленская, Почта Банк: "Все маркетологи уверены, что...Евгения Ленская, Почта Банк: "Все маркетологи уверены, что...
Вице-президент, директор по маркетингу и общественным связям Почта Банка Евгения Ленская приняла участие в дискуссии Celebrity marketing Эффективное привлечение звезд для продвижения бренда в рамках Russian Sponsorship Forum 2018.
20 экспертов о том, должен ли PR продавать20 экспертов о том, должен ли PR продавать
Должен ли PR продавать? Этот вечный как мир вопрос — предмет ожесточенных споров между пиарщиками и их работодателями. Первые обычно «топят» за то, что PR — это про репутацию, имидж бренда и вообще игра вдолгую. Вторые хотят получать измеряемый в продажах результат здесь и сейчас, и кто их в этом осудит. На чьей стороне правда? Мы в Pressfeed попытались в этом разобраться, поговорив с 20 экспертами. Вот, что получилось.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

14.12.2018 - 07:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация