Интервью

"Регистрация в качестве товарного знака – единственно надежная защита рекламного слогана" - Выгодин Борис Анатольевич

"Регистрация в качестве товарного знака – единственно надежная защита рекламного слогана" - Выгодин Борис Анатольевич

Как защитить рекламный слоган в качестве объекта интеллектуальной собственности? На этот и другие вопросы отвечает Генеральный директор патентного бюро "Выгодин и партнеры" Выгодин Борис Анатольевич.

- Борис Анатольевич, рекламный слоган относится к объектам интеллектуальной собственности, а значит – требует юридической защиты. Какими способами это можно сделать?

- Регистрация рекламного слогана в качестве товарного знака – единственно надежная защита от незаконного использования третьими лицами. Такой способ позволяет владельцу спокойно использовать рекламный девиз, потому что в этом случае вне зависимости от степени известности он защищен Законом о товарных знаках. Это значит, что если какое-либо лицо без разрешения владельца будет использовать рекламный слоган в своих интересах, то правообладатель вправе преследовать нарушителя в административном и/или судебном порядке.

Регистрацию слогана как товарного знака осуществляет официальный государственный орган Роспатент. На начальном этапе проводится проверка на новизну, т.е. на отсутствие тождественных или сходных до степени смешения обозначений (слоганов) на территории Российской Федерации. По результатам анализа эксперты делают заключение о возможности дальнейшей регистрации. При отрицательном выводе процедура прекращается.

Авторское право является альтернативным защитным средством, однако подобная защита имеет ряд существенных недостатков. Например, ей может воспользоваться только физическое лицо. Второй момент заключается в том, что авторское право не предполагает (по своему характеру) использование слогана в маркировке товаров и услуг. Третий момент – указанный способ не предполагает обязательной регистрации рекламного девиза в официальных государственных органах и поэтому труднее защищается в судебном порядке.

В "Законе об авторском праве и смежных правах" сказано, что авторское право возникает в силу факта создания произведения (т.е. слогана), выраженного в любой объективной форме. Проще говоря, указанное право появляется в момент публикации слогана или после его регистрации у нотариуса или в одном из общественных объединений авторов (например, в Российском Авторском Обществе).

- Какие требования предъявляются к рекламному слогану на этапе регистрации в качестве товарного знака?

- К слогану предъявляются те же требования (ст.6 и ст.7 Закона о товарных знаках), что и к другим товарным знакам.

Рекламный девиз должен выполнять функции товарного знака, обладать различительной способностью и не характеризовать товар общепринятыми терминами. Не регистрируются (исходя из защиты прав и интересов третьих лиц) ложные и вводящие в заблуждение слоганы, а также слоганы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и моральным устоям общества. Если рекламный девиз схож до степени смешения с ранее зарегистрированным или заявленным на регистрацию, то он регистрируется только с согласия правообладателя с более ранним приоритетом.

Каких-либо ограничений по количеству слов не существует. Например, слоган "Есть у птичек и букашек добрый доктор Айболит, а бухгалтерским бумажкам нужен только аудит!" является достаточно длинным, однако это не помешало его официальной регистрации в Роспатенте.

При создании слогана копирайтер должен учитывать зрительное и звуковое восприятие рекламного изречения. Также творцу следует избегать двусмысленных и неустойчивых к трансформациям слов и выражений, которые неправильно отражают деятельность фирмы или вызывают отрицательные ассоциации. Примеры негативных слоганов: "Амбрэ - новый аромат для мужчин", "Мы обуем всю страну!", "Оттер попс – заморозь и съешь!", "Топ-модели доступны", "Видал сассун – вош энд гоу".

- На кого регистрируется рекламный слоган? В каком случае между заказчиком и автором заключается авторский договор?

- Если Вы планируете защиту авторским правом, то слоган регистрируется только на физическое лицо. В этом случае между сторонами (заказчик и автор слогана) достаточно заключить авторский договор в письменной форме.

Если же регистрировать слоган в качестве товарного знака, то по закону это возможно сделать только на юридическое лицо. В заявочных материалах и при последующей процедуре автор слогана не указывается, но во избежание последующих претензий целесообразно заключить договор о передаче всех имущественных прав от автора (копирайтера) фирме. Регистрировать в государственных органах этот договор не нужно.

Если же впоследствии товарный знак нужно будет уступить другому юридическому лицу или предоставить на него лицензию, то такие договоры нужно будет регистрировать в Роспатенте.

- Борис Анатольевич, сколько стоит защита рекламного слогана? Сколько времени занимает процесс регистрации?

- Защита слогана в качестве товарного знака обычно обходится в 30-40 тыс. руб. с учетом государственных пошлин. Обычный срок регистрации – около 1-го года. Защита действует неограниченное время при условии продления регистрации каждые 10 лет. При неиспользовании слогана в течение 3 лет у любого лица появляется возможность аннулировать право законного владельца.

Защита авторским правом существенно дешевле. Более того, она может быть практически бесплатной (например, если автор отправит заказным письмом сборник слоганов на домашний почтовый адрес, то впоследствии нераспечатанное письмо позволяет подтвердить собственные авторские права в суде). Если же регистрировать слоган в авторском обществе, то это обойдется в сумму от 1 до 10 тыс. руб. при сроке регистрации от 3 до 20 дней. Равноценным способом является публикация работ автора в любом издании.

Еще раз отмечу, что защита авторских прав в судебном порядке - дело хлопотное и зачастую спорное. Наличие указанных прав фактически не является препятствием для регистрации девиза в качестве товарного знака другими лицами.

- На ваш взгляд, рекламный слоган – это …?

Рекламный слоган - это достаточно сильное оружие в конкурентной борьбе. Постарайтесь сделать так, чтобы это оружие не повернулось против вас.

Выгодин и партнеры
Advertology.Ru

03.10.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Актуальный дизайн: Упаковка 01

Актуальный дизайн: Упаковка 01
Актуальный дизайн: Упаковка 01. Чтобы выделится на высоко конкурентном рынке, современные дизайнеры должны четко знать все этапы создания упаковки. В книге «Актуальный дизайн: Упаковка 01» вы найдете: новаторские теории, процессы и методы, используемые самыми лучшими профессионалами дизайна упаковки; бесценные советы и практические решения вопросов которые ставит перед дизайнером заказчик;  идеи создания запоминающейся упаковки, тщательно протестированные, и представленные в простом и понятном виде. «Актуальный дизайн: Упаковка 01» включает разнообразные примеры упаковки - множество форм, цветов, шрифтов и материалов, созданные для разных типов и клиентов. Они представлены известными дизайнерами, решившими поделиться с вами своими секретами успешного дизайна упаковки. Серия «Актуальный дизайн» представляет детальный подход к самым распространенным задачам дизайна и дает дизайнерам ресурсы для создания работы, которая не только эстетически привлекательна, но и тщательно продумана и технологична. Выбирая эту книгу из огромного количества изданий о дизайне, вы подтверждаете, что качественный дизайн актуален как никогда. А хороший дизайн - это больше, чем самовыражение. УПАКОВКА - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара и окружающей среды от повреждения и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. В широком смысле понятие «Упаковка» включает в себя и тару, в узком смысле упаковку отличает от тары одноразовый характер первой. УПАКОВКА - изделие, являющееся частью упаковываемого товара и одновременно средством защиты от повреждений при транспортировке, складировании и т. п.. УПАКОВКА - операция по подготовке продукции, в т. ч. печатной, к транспортировке, хранению, реализации и потреблению с применением упаковочных средств. УПАКОВКА -  способ предохранения и фасовки товара, исполняющий также и рекламную функцию. УПАКОВКА (слэнг., оцен.) - стильодежды, материальная часть имиджа («прикида»)  - от военной формы до «брендового» наряда.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

21.06.2025 - 13:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация