Новости

Минтруд ужесточает борьбу с "серыми" и "черными" зарплатами

Минтруд ужесточает борьбу с "серыми" и "черными" зарплатами

За зарплаты в конвертах введут новый штраф.

За предоставление неполных или недостоверных отчетов по страховым взносам за работников бизнесу грозят новые штрафы. Их размер составит 5% от суммы всех страховых взносов, подлежавших уплате за последние три месяца, — но не более 30% от суммы взносов за один отчетный месяц и не менее 1 тыс. рублей. Это следует из законопроекта, подготовленного Министерством труда и социальной защиты (текст документа есть у «Известий»). Сейчас такие же штрафы предусмотрены за срыв сроков сдачи отчетов в Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) по страховым взносам.

Цель Минтруда — усиление борьбы с неофициальными зарплатами, следует из пояснительной записки к законопроекту (при «серых» официальная зарплата занижена, при «черных» сотрудник вообще не оформляется). Поправки планируется внести в 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». По оценкам ПФР, 20 млн россиян (15% населения страны) вообще могут остаться без пенсии — за них работодатели не платят взносы. ПФР и ФСС контролируют уплату работодателями страховых взносов за своих работников в размере 30% от размера оплаты труда. Эти 30% идут на формирование будущей пенсии работающих граждан (22% идут собственно в ПФР), на медобслуживание (5,1% идут в Фонд обязательного медицинского страхования, эти платежи администрирует ПФР) и соцзащиту в случае, например, несчастного случая на производстве (2,9% в ФСС).

По действующей ст. 46 «Закона о страховых взносах...» работодатель может быть оштрафован на 5% от объема страховых взносов, подлежавших уплате за последние три месяца (но не более 30% от суммы взносов за отчетный месяц и не менее 1 тыс. рублей) за срыв сроков сдачи отчетов в ПФР и ФСС. Компании должны направлять в ПФР расчеты начисленных и уплаченных страховых взносов за работников до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным кварталом. Расчеты в ФСС компании должны предоставлять до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным кварталом. Иначе говоря, бизнес должен сдавать отчетность в ПФР: до 15 мая за I квартал, до 15 августа — за II квартал и так далее, в ФСС — на месяц оперативнее. Штраф за срыв сроков взимают, даже если компании не сдали «нулевые» расчеты по взносам. Также предусмотрен 200-рублевый штраф для тех компаний, которые не подают отчетность в ПФР и ФСС в электронной форме (электронную отчетность должны сдавать все фирмы, у которых среднесписочная численность персонала за предшествующий год превысила 25 человек).

Кроме того, статья 47 предписывает штрафовать за невнесение или внесение неполной суммы взносов путем занижения базы, прочих неверных расчетов и других нарушений — в размере 20% от не внесенной суммы. Если ревизоры докажут умысел, то штраф составит 40% от невнесенной суммы. Но этих мер недостаточно, решили в правительстве.

Новая санкция от Минтруда дополняет статью 46 новым штрафом за предоставление «неполных и (или) недостоверных сведений ... в орган контроля за уплатой страховых взносов»; он будет исчисляться так же, как и существующий за просрочку отчетов.

— Внимание контрольных органов в ходе проверок привлекают: ошибки в расчетах организаций-работодателей по страховым взносам сотрудников, противоречия между сведениями в документации, несоответствие данных, имеющихся у компании, и ПФР с ФСС, — поясняет источник, близкий к Минтруду.

По действующему закону компания, к которой у ПФР или ФСС возникли претензии, должна устранить нарушения и объясниться с ревизорами в пятидневный срок. Согласно новым поправкам Минтруда, работодателей будут штрафовать за недостоверную отчетность сразу по истечении этого пятидневного дедлайна. Кроме того, бизнес будут штрафовать на 1 тыс. рублей при несоблюдении установленной формы отчетности при подаче документов в ПФР, то есть за технические ошибки. Минтруд в законопроекте считает нужным сохранить действующие штрафы для бизнеса.

Если законопроект Минтруда будет принят, бизнес могут ожидать многомиллиардные штрафы, особенно учитывая другую недавнюю инициативу министерства — внеплановые проверки бизнеса на предмет уплаты страховых взносов.

— В 2014 году отчетность с нарушениями сроков представил 1% плательщиков страховых взносов, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ПФР. — Общая сумма выставленных штрафов за нарушение сроков представления отчетности составила 2,4 млрд рублей, сумма пеней за несвоевременную уплату страховых взносов составила 16 млрд рублей.

В ФСС отметили, что штрафуют бизнес за срыв сроков отчетности примерно на 190 млн рублей в год.

В Минтруде рассчитывают, что значительные штрафы будут стимулировать бизнес более ответственно исполнять закон.

— Недостоверная отчетность в ПФР (главным образом занижение суммы начисленных страховых взносов) помогает компаниям и дальше платить сотрудникам «серую» зарплату, — говорит источник, близкий к ведомству. — В итоге существенная часть работоспособного населения будет потом недовольна низкими пенсиями, ведь взносы за них никто не платит. В 2014 году вице-премьер РФ Ольга Голодец заявляла, что власти «потеряли» 22,5 млн россиян — из-за процветания «серых» зарплат кабмин не может установить, чем они в итоге занимаются. В России есть регионы, где почти половина работоспособных жителей — нигде не зарегистрированные «призраки», разумеется, с «черной» зарплатой. Традиционно такая ситуация складывается в республиках Кавказа. Но встречается похожая история и в регионах Дальнего Востока, Сибири, Урала и даже в Центральном федеральном округе. Ольга Голодец поставила задачу как минимум на треть снизить долю населения, не занятого в легальном секторе экономики, и вывести из тени как минимум 10% «серой» заработной платы. Минтруд работает над этим. В случае успеха страховых взносов будет собираться более чем на 300 млрд рублей больше.

Борьба с «серыми» зарплатами ведется в стране на протяжении уже более 20 лет, но по большей части с помощью заявлений — по разным причинам зачастую инициативы не доходят до реализации. К числу принятых мер можно отнести, в частности, определение минимальных размеров оплаты труда в регионах или отдельных отраслях. Также это проведение в налоговых инспекциях зарплатных комиссий, на которые приглашаются руководители компаний, где зарплаты ниже среднего уровня по отрасли. На зарплатных комиссиях работодателя информируют о возможных последствиях за «серые» выплаты. Еще в числе мер — ограничение оборота наличных денег, ужесточение требований к заемщикам при получении кредитов. Звучали идеи о привлечении к ответственности за сокрытие фактов выплаты «серой» зарплаты не только работодателей, но и самих работников, которые ее получают.

В Минэкономразвития поддержали законопроект Минтруда.

— В соответствии с поручением правительства Минэкономразвития ведет работу по новому законопроекту, ужесточающему борьбу с «серыми» зарплатами, совместно с Минтрудом, — сказала «Известиям» Елена Лашкина, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева. — Предлагаемая мера будет дисциплинировать компанию-плательщика. При подготовке своего отзыва на указанный законопроект замечаний у Минэкономразвития не было.

В феврале 2015 года Минэкономразвития дало отрицательный отзыв на другую инициативу, направленную на борьбу с «серыми» зарплатами: Минюст осенью предложил ввести уголовную ответственность (до 6 лет лишения свободы) за неуплату страховых взносов. Законопроект еще находится на рассмотрении правительства.

В комитете по труду и социальной политике Госдумы воздержались от оценки законопроекта Минтруда — до внесения законопроекта в правительство и начала его обсуждения. В пресс-службе Минтруда допускают, что перед направлением документа в правительство (сроки еще неясны) в документ будут внесены поправки.

— Для работы над законопроектом при Минтруде создана рабочая группа, в состав которой вошли работодатели, — сообщили в пресс-службе ведомства. —
 В ходе обсуждения может быть принято решение об уточнении ряда прописанных в законопроекте позиций.

Александр Мурычев, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, организация представляет интересы в основном крупного бизнеса), считает, что законопроект Минтруда не решит проблемы с серыми зарплатами.

— Многомиллиардные штрафы заставят компании изобретать новые способы ухода в тень, а не становиться более ответственными, — уверен Мурычев. — Чтобы бизнес соблюдал законодательство о страховых взносах, нужно прежде всего снизить размер самих взносов. В кризис расходы на них становятся обременительными для компаний. РСПП будет выступать против этой новации при обсуждении законопроекта.

— В основном компании при сдаче отчетности в ПФР и ФСС допускают технические ошибки, — комментирует Павел Сигал, вице-президент «Опоры России» (специализируется на поддержке малого и среднего бизнеса). — Дополнительная административная нагрузка в виде новых штрафов за недостоверные отчеты в ПФР ударит по предприятиям.

Руководитель арбитражной практики юридической компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков добавил, что нет ясности в том, куда именно будут направлены дополнительные средства, полученные внебюджетными фондами в виде штрафов.

— Возникает закономерный вопрос о том, насколько эффективно будут использованы доходы от штрафов. Бизнес вынужден платить государству ведь еще и 13% подоходного налога, и в итоге не у всех есть возможности при этом держать достаточно привлекательную зарплату и успешно конкурировать с другими работодателями. Вот и возникают разного рода схемы, а также вполне законные бонусы: дополнительные соцпакеты, бесплатные обеды и разные услуги для сотрудников. Теперь к любым таким акциям ревизоры внебюджетных фондов будут относиться с подозрением и наверняка попытаются доначислить на них взносы и штрафы. Кстати, пора не только угрожать кнутом, но и давать «пряник» тем, кто давно честно платит свои взносы.

Анастасия Алексеевских (Известия)

Advertology.Ru

24.04.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.04.2024 - 11:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация