Статьи

Неплатежеспособный спрос

Неплатежеспособный спрос

Потребительская активность ушла на каникулы

Потребительская активность в уходящем году не оправдала ожидания сразу в целом ряде ключевых сегментах торговли и сферы услуг. На стагнацию или снижение спроса жалуются рестораторы, пивоваренные компании, продавцы одежды и даже онлайн-ритейлеры. Как выяснил “Ъ”, негативная тенденция уже затронула не только товары повседневного спроса, но и, например, рынки недвижимости и автомобилей, а также туристический, где среди традиционно популярных новогодних туров россияне теперь предпочитают дешевые на массовых направлениях.

В начале декабря Минэкономики предупредило об очередном негативном пересмотре прогнозов роста российской экономики. В частности, ожидаемый рост ВВП по итогам 2013 года снизился с 1,8% до 1,4%, на 2014 год — с 3% до 2,5%, на 2015 год — с 3,1% до 2,8%. Одной из причин названо и снижение потребительского спроса в стране. Об ухудшении ситуации на потребительских рынках говорят и отраслевые исследования. Так, по данным центра стратегических исследований онлайн-ритейлера Enter (входит в группу компаний «Связной»), ссылающегося на данные Росстата, за три квартала 2013 года темпы роста розничных продаж в России снизились до 10,8% к аналогичному периоду прошлого года по сравнению с 12% годом ранее. Замедление роста розничных продаж характерно не только для России: например, в Евросоюзе за аналогичный период они снизились с 1,4% до 0,2%, в США — с 5,3% до 4%, в Китае — с 14,2% до 13,5%.

Исследовательский холдинг «Ромир» и вовсе называет ситуацию беспрецедентной: впервые за все время наблюдений, то есть с начала 2008 года, потребительская активность в России снижается сразу два осенних месяца подряд. До сих пор устойчивое падение спроса встречалось только в летние месяцы или в самом начале года, после традиционного декабрьского пика. В минувшем же ноябре покупательская активность снизилась на 1% по сравнению с октябрем и на 3% по сравнению с сентябрем этого же года. При этом если еще в октябре сохранялся хотя бы символический прирост на 3% к аналогичному месяцу 2012 года, то расходы ноября оказались уже на 1% меньше, чем в ноябре 2012 года, а с учетом инфляции — на все 6,5–7%.

В последний раз настолько резкая негативная динамика наблюдалась летом 2010 года, но тогда у нее нашлось простое природное объяснение — наложившаяся на обычное сезонное снижение экстремальная жара в европейской части страны, указывает «Ромир». На этот раз одного очевидного ответа нет, а среди возможных причин называются вновь аномально теплая погода и оттягивание части денег на участившиеся покупки длительного пользования.

Рестораны не вписались в бюджет

По оценке «Ромира», речь идет о новом среднесрочном тренде: снижении расходов россиян на продукты питания и росте — на непродовольственные товары. Между тем снижения показателей продуктовой розницы пока не наблюдается, хотя и тут падают темпы роста. Так, выручка лидера отрасли, «Магнита», в первом квартале выросла на 30,4%, во втором — на 32,4%, в третьем — на 29%, хотя за весь 2012 год показала рост 33,6%. «Дикси» по итогам 2012 года нарастила выручку на 43,7%, но уже в первом квартале показатель снизился до 21,9%, во втором — до 23,3%, в третьем — до 22,8%. Но на темпы роста давит не только замедление роста доходов населения, но и усиление конкуренции между крупными игроками, указывают ритейлеры.

Снижаются продажи большинства видов алкоголя. Положительную динамику, по данным Росстата за десять месяцев, показали только коньяки и коньячные напитки (бренди, кальвадосы), чьи продажи выросли на 0,8%, до 9,8 млн дал. А вот водка и ликероводочные изделия продавались хуже всего: падение достигло 6,6%, до 113,5 млн дал. Впрочем, основное влияние на продажи, по мнению участников рынка, оказало не снижение покупательской способности, а возобновившийся рост нелегального рынка из-за повышения акциза на крепкий алкоголь: за последние полтора года — на 57,4%, до 400 руб. за 1 л безводного спирта. «Из-за нелегальной продукции снижение продаж алкоголя есть только на бумаге»,— уверен председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

Еще хуже дела у пивоваров. Heineken в отчетности за третий квартал среди факторов, приведших к двузначному снижению российских продаж, отмечает именно снижение потребительских расходов, а Carlsberg одновременно сетует на замедление макроэкономического роста в России. «Слабую ситуацию в экономике» в числе негативных факторов влияния на продажи в третьем квартале называет и табачная Philip Morris — российские отгрузки компании за этот период снизились на 10,1%, до 23 млрд сигарет.

Ощутили снижение спроса и в ресторанах, прежде всего сетевых. Выручка «Росинтера», развивающего сети «IL Патио», «Планета Суши», TGI Fridays и Costa Coffee, за девять месяцев упала на 2,6%, до 7,3 млрд руб. Падение в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказалось еще глубже — на 8,6%, до 2,3 млрд руб. Сетевые заведения в большей степени ориентированы на трафик, и лояльность посетителей в них ниже, чем в авторских, объясняет гендиректор Ginza Project Яна Песоцкая. По ее оценкам, размер среднего чека уменьшился в этом году примерно на 10%. «Мы столкнулись с нетрадиционной сезонностью. Конец года не соответствует оптимистичным ожиданиям»,— говорит госпожа Песоцкая. По оценке гендиректора компании «Ресткон» Елены Перепелицы, на 10% снизилась и посещаемость ресторанов.

Россияне не рвутся за покупками

Спрос потребителей снижается также в одежном и обувном ритейле, подтверждают собеседники “Ъ”. В консалтинговой компании Esper Group основной причиной называют сокращение потребительского дохода. «Более того, пик потребительских кредитов 2012 года создает теперь бремя для потребителей. Они не только меньше зарабатывают в реальном выражении с учетом роста цен на товары и услуги, ЖКХ и т. п., но и должны оплачивать кредиты. Это сокращает потребительские расходы, особенно на вторичные категории, такие как одежда и в меньшей степени обувь»,— говорит представитель компании Дарья Ядерная. В целом люди по-прежнему ходят в магазины, но при сохраняющемся трафике количество клиентов сократилось на 15–20%, число позиций в чеке — на 24%, а выручка в номинальном выражении в среднем выросла лишь на 3,6% (данные в среднем по 50 игрокам масс-маркета в 40 городах России за январь—ноябрь 2013 года).

Замедляется даже бурно растущий в последние годы рынок интернет-торговли. По данным исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций и Высшей школы экономики, в 2012 году объем онлайн-ритейла достиг почти 285 млрд руб., что на 28% больше 2011 года. Но уже в 2013 году рост ожидается лишь на уровне 22%. Темпы роста замедляются в целом на розничном рынке — офлайн и онлайн,— считают в интернет-гипермаркете Ozon, при этом происходит перераспределение между категориями. Так, сокращаются покупки ноутбуков, но увеличиваются — бытовой техники, Hi-Fi и планшетов, замедляется рост продаж художественной литературы на русском, но растет нехудожественная, учебная, иностранная литература, приводит примеры представитель Ozon Мария Назамутдинова.

На протяжении всего 2013 года, начиная с конца зимы, наблюдается падение спроса на бытовую технику и электронику (БТЭ) как на уровне компании, так и по всему рынку в целом, признается руководитель аналитического отдела «Эльдорадо» Елена Жукова. Виновата общая макроэкономическая ситуация, полагает госпожа Жукова: рост доходов населения замедлился, из-за чего потребители реже покупают БТЭ, хотя предложение увеличивается, а конкуренция растет. Происходит стагнация спроса на домашнюю цифровую технику, например на ноутбуки, добавляет замдиректора по розничному бизнесу компании «Белый ветер» Григорий Рзянин. Замедление роста по сравнению с прошлым годом ощущается и в сегменте DIY (товары для ремонта, строительства, обустройства дома, садового участка), подтверждает директор интернет-магазина «220 вольт» Леонид Довладбегян. «В целом DIY продолжает расти, но сказываются макроэкономические факторы в виде стагнации промышленного роста»,— осторожно комментирует он.

Экономия дошла до квартиры

Снижение спроса заметно не только на продажах товаров повседневного потребления. По итогам 2013 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизятся на 5,1%, оценивает Ассоциация европейского бизнеса. Падает спрос на автомобили бюджетного сегмента, который сильнее зависит от общей макроэкономической ситуации, в то время как премиальный сегмент и SUV (кроссоверы и внедорожники) держатся на стабильно высоком уровне, рассказал главный управляющий директор ГК «Независимость» Оскар Ахмедов. По данным аналитика «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, продажи в сегменте седанов классов B и C снизятся на 20%, но это будет компенсировано десятипроцентным ростом сегмента внедорожников, а также премиальных марок Mercedes и BMW.

Заметно снизившуюся потребительскую активность винят в неудачном летнем сезоне и туроператоры. Минувшим летом туроператоры сработали в минус на основных пляжных европейских направлениях — греческом, кипрском, болгарском, хорватском и в меньшей степени испанском. Статистика выезда россиян за рубеж фиксировала продолжающийся рост турпотока в эти страны, но это значит лишь то, что туроператоры искусственно стимулировали спрос, продавая туры на уровне себестоимости или даже ниже. Более показательны в этом отношении европейские экскурсионные направления, на которых не так сильна ценовая конкуренция. Так, число россиян, побывавших в Финляндии, в июне увеличилось всего на 1%, до 57,2 тыс. человек, хотя в следующие летние месяцы прирост был чуть выше — 5–9%, до 77,9–83,9 тыс. человек. Для сравнения: летом 2012 года ежемесячный прирост варьировался от 11% до 27%. Схожая ситуация наблюдалась этим летом и в Австрии: в июне и августе турпоток вырос всего на 1%, до 29,9 тыс. и 40,6 тыс. россиян соответственно, в июле — на 6%, до 38,9 тыс. Год назад летом прирост составлял 11–27% в зависимости от месяца.

Минувшей осенью спрос носил волнообразный характер, что также свидетельствует о замедлении потребительской активности, указывает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, в конце августа и сентябре активно бронировались туры на Новый год, но в октябре спрос резко снизился. Затем было оживление, но клиентов интересовали преимущественно предложения на ноябрьские праздники. Лишь после них возобновился интерес к новогоднему отдыху, но клиентов интересуют в первую очередь наиболее дешевые туры по самым массовым направлениям. В результате, хотя турпоток продолжает расти, обороты туроператоров остаются фактически на уровне прошлого года, резюмирует госпожа Ломидзе.

Наконец, стагнация спроса дошла и до продаж жилья, причем на рынке первичной недвижимости он пока сопровождается активным ростом предложения, говорят опрошенные “Ъ” эксперты. Так, с января по ноябрь этого года на рынке Москвы появился 21 новый объект, большая часть из которых относится к экономклассу, при этом спрос оказался на 5% ниже прошлогоднего показателя, отмечает гендиректор «Метриум Групп» Мария Литинецкая. Цены на жилье экономкласса в этих условиях снизились примерно на 6%, а стоимость элитного жилья, напротив, на 6% выросла, отмечает руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость» Елизавета Гудзь. Стагнация спроса наблюдается и на вторичном рынке, утверждают в «Инкоме». Общий объем предложения квартир в этом сегменте в Москве на конец ноября составил, по данным компании, 41,6 тыс., что на 6,3% ниже аналогичного периода 2012 года. Те же тенденции отмечаются в Санкт-Петербурге, говорит аналитик отдела консалтинга и оценки компании Maris Елена Прозорова. Кроме того, по ее словам, в Петербурге спрос и предложение сместились к окраинам города, где цены ниже на 20–25%.

Спрос не растет даже на рынке офисной недвижимости. Cushman&Wakefield фиксирует рост предложения на треть по сравнению с предыдущим годом, при том, что прирост занятных арендаторами качественных бизнес-центров остается на прежнем уровне — примерно 400 тыс. кв. м. Это, отмечают консультанты, приведет к увеличению на рынке свободных офисных площадей — примерно на 15% по итогам этого года. В Санкт-Петербурге в 2013 году доля вакантных площадей также увеличилась на 11,5 % по сравнению с прошлогодним показателем, что подтверждает факт стагнации спроса, добавляют в Colliers International.

Отдел потребительского рынка, "Коммерсант"
Advertology.Ru

23.12.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.03.2025 - 11:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация