Репортажи

Голландский быт да русский дух: встреча в Манеже

Голландский быт да русский дух: встреча в Манеже

В ЦВЗ "Манеж" встретились голландский быт и русский дух. Обменяться бы им, как при Петре Великом, опытом. Голландцам - нашей веры и патриотизма, а нам - заморской дизайнерской хватки. 

Голландский быт

Может быть, колониальная Европа в свое время подсмотрела у жителей восточных колоний, а, может быть, додумалась сама, но сегодня в моде не авторский дизайн, а ….аватарский. Выставка в Манеже «Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма» намекает еще на одну причину явления: кризис. 

Организатор выставки - Московский музей дизайна. Экспозиция представляет 41 перерождение предметов повседневности в нечто новое, эксклюзивное, душевное и полезное. Если говорить о приемах, то это соединение и растворение. Смотришь на вещи, и кажется, идея пришла мгновенно, а решение принято спонтанно.

Например, составить, сложить, склеить, связать несколько вещей, а лучше, их обломков вместе – и получить функциональное, но необычное целое. Особенно хорошо выходят кресла, скамейки, комоды, лежаки.

Или, наоборот, взять фрагмент, часть, ерунду какую-нибудь и «расколбасить», растянуть его до целого. Стул из авоськи, «облитые» единым цветом разномастные тарелки, шторы из обрезков ткани и так далее.

Есть замечательный ковер, рисунок на котором постепенно складывается из элементов и исчезает в созерцательной пустоте (совсем как человеческая жизнь). Белое поле символизирует младенчество. Потом появляются детские рисунки, которые сменяются юношеской экспрессией и, наконец – классическим ковровым орнаментом, а тот уходит в девственную пустоту то ли мудрости, то ли беспамятства.

Есть  китайская ваза. Но не совсем. Как известно, в Китае все на свете тиражируется – особенность такая. Голландцы пошли дальше: взяли традиционную форму китайской вазы, а вместо цветочков и рыбок нанесли градиентом краски – в традиционном количестве. Получился китайский штрих-код.

Неповторимость этих вещиц в том, что они обозначают границу прежнего бытия, застывая на ней, будто в психоделическом сне. А типичность – в том, что они по-прежнему добротно сшиты, сбиты и склеены, как родные, и смогут послужить и детям вашим, и внукам. Только вот во что будут превращен этот бытовой бестиарий новой волной дизайна, сказать могут только голландцы – в рамках научной программы лекций и мастер-классов участников выставки. Среди них -  и звезды, и начинающие. Выставка продлится до 12 января.

Русский дух

А до 19 января продлена другая выставка в Манеже – «Православная Русь. Романовы». Голландская выставка вещей и историческая выставка о русских царях совпали случайно. И вышло соседство не только мирского и имперского, голландского и русского, а соседство дизайна профессионального и любительского. Что, конечно, обидно,  учитывая богатство содержания, высокий статус (выставка получила благословение патриарха, ее посетил президент, в ее составе – уникальный экспонат – чудотворная икона Федоровская – покровительница дома Романовых) и ориентацию на широкие массы детей и взрослых.  

Взгляд художника и дизайнера мгновенно чувствует дискомфорт. Вот ряд замеченных недостатков.

Обширное пространство Манежа разделено на маленькие клетушки и создают эффект коммуналки, некоего бессистемного хаоса с весьма бледной навигацией, где не сразу поймешь, куда идти и где выход. А между тем, материал нуждается в последовательном и внимательном изучении.  

Визуал непропорционально громоздок и тяжел – и по отношению к человеческому модулю, и по отношению к интерактивным устройствам – тач-скринам и т.д. Тут есть чему поучиться, например, у Еврейского музея, над которым работал опытный дизайнер-музейщик Ральф Аппельбаум. В Центре толерантности, как еще называют Еврейский музей, ничего не давит на зрителя  и все располагает к диалогу, хотя предмет для разговора у «Романовых» неизмеримо больше.

Баннеры подсвечены красным и напоминают советские детские светильнички – все выглядит «сусально» и доморощенно. А экспонаты и документы поданы, что называется неаккуратно (есть такое понятие у выставочников). Стоит сравнить «Романовых» с экспозициями в Историческом музее – выводы будут не в пользу «Манежа».

Выставка призвана показать жизнь династии Романовых без прикрас, однако драматичность увеличенных во много раз фотографий в общем «дизайн-компоте» лишает выставку той торжественной ноты, которая ожидается при встрече с историей русских царей. Проект уникален тем. что балансирует на грани музея и храма. Но и музей, и храм предполагают четкую, ясную структуру повествования, яркие маркеры и сильное воздействие пространства. Даже если история трагична – дизайн должен организовать и поднять дух.

На "Романовых" громадные очереди - востребованность события сравнима с приездом в Москву "Пояса Богородицы". Что бы не воспользоваться случаем продемонстрировать аристократизм и вкус? Не будем судить и рядить, в чем тут дело, просто отметим: встретились случайно в Манеже голландский быт да русский дух. Обменяться бы им, как при Петре Великом, опытом. Голландцам бы - нашей веры и патриотизма отмерить, а нам - заморской дизайнерской жилки.

 

Инга Иванова
Advertology.Ru

15.11.2013

на печать


Комментарии

Яна
15.11.2013 14:29 | сообщение #1
 

Хорошо, что хоть кто-то написал об этом безобразии. «Романовы» просто жесть по креативу, организации пространства, цвету, свету… Эти жуткие баннеры, огромный непропорциональный «иконостас» из царей. Конечно, какой брифф, такой и креатифф. Но неужели мозга ни у кого нет. Вбабахали столько денег, а результат отстойный. Содержание читать не хочется, от формы подачи тошнит….

Павел
15.11.2013 16:45 | сообщение #2
 

Хорошо, когда не только ругают, но и советуют. Там куратор - протоиерей. Есть над чем подумать

Марина
17.11.2013 20:47 | сообщение #3
 

Если все так плохо в оформлении выставки РОМАНОВЫ, то почему столько людей на нее рвутся. Сегодня не смогла посетить эту выставку, так как очередь на нее начиналась от Красной площади. К сожалению, не в состоянии стоять столько времени, а очень хотела бы попасть на нее. Видно, не судьба...

Инга Иванова
18.11.2013 6:49 | сообщение #4
 

Марина, очень много значит содержание - оно актуально сегодня, как никогда. Дизайн в этом случае - дело второе. Хотелось, чтобы он был лучше. Так и будет со временем. И если выставка обретет постоянное место, Вы успеете туда сходить.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Гордость, отчаяние и Ломоносов: с чем ассоциируется у россиян...Гордость, отчаяние и Ломоносов: с чем ассоциируется у россиян...
Какие ассоциации у Вас возникают, когда говорят «российская наука»? Такой вопрос задали жителям средних и крупных городов по всей России телеканал «Наука» и Институт современных медиа (MOMRI).
Реклама с Зевсом, Иисусом и атеисткой оскорбила верующих АвстралииРеклама с Зевсом, Иисусом и атеисткой оскорбила верующих Австралии
Религиозные лидеры Австралии призвали запретить рекламный ролик, в котором божества различных религий поедают за одним столом жареное мясо, сообщает Daily Telegraph.
Все благополучатели выиграют и заживутВсе благополучатели выиграют и заживут (1)
Чем грозит ЦДХ смена собственника.
РА "Восход": Еще одно доказательство того, что мы...РА "Восход": Еще одно доказательство того, что мы...
В 2014 году мы предложили российскому Miller Genuine Draft идею "It`s your party!" и только в 2017 (!!!)  они её модифицировали и реализовали, не заплатив за использование.
Умение правильно собрать чемодан зависит от когнитивных навыковУмение правильно собрать чемодан зависит от когнитивных навыков
CogniFit (“КогниФит”), компания-лидер в области тренировки мозга, нейропсихологического тестирования и тренировки когнитивных способностей,  провела научное исследование, в котором были изучены 14 когнитивных способностей человека, необходимых для того, чтобы правильно собрать чемодан в путешествие.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (2)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 
Московское метро - Подземный Памятник архитектурыМосковское метро - Подземный Памятник архитектуры
Открывается выставка "Московское метро - Подземный Памятник архитектуры". Поход за креативом и вдохновением. Возможность посмотреть как выглядели проекты метро. Реализованные или нет экспонаты выставки интересны дизайнерам.
Художественные сокровища РоссииХудожественные сокровища России (1)
Открылась выставка «Художественные сокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Как всякая новая выставка работа получилась спорная. Новая площадка, попытка нового экспонирования, известные и не известные работы русских мастеров. Стоит пойти и составить собственное мнение.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

20.09.2017 - 03:57
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация