Интервью

Екатерина Менебхи, о пенсионерках-рекрутерах и хрустящем печенье для фокус-групп

Екатерина Менебхи, о пенсионерках-рекрутерах и хрустящем печенье для фокус-групп

Проведение фокус-групп — один из самых распространенных методов сбора данных в маркетинговых исследованиях. Фокус-групповая дискуссия — это разновидность интервью, в котором исследователь-модератор ведет беседу с группой людей на заданную тему. Делится опытом и дает практические советы по организации фокус-групп директор полевой компании TRAKTOR Екатерина Менебхи.

 

Екатерина, сколько респондентов необходимо приглашать для участия в фокус-группе? И сколько фокус-групп необходимо провести, чтобы получить надежные результаты?

В "классической" фокус-группе (ФГ) участвуют, как правило, 8-10 человек. В некоторых случаях целесообразно провести мини-группы с 4-6 участниками. При правильном рекрутинге (подборе респондентов), качественно проработанном гайде (опроснике ФГ) и опытном модераторе можно рассчитывать на то, что в ходе одной ФГ будет собрано 25% разброса мнений, существующих среди всей генеральной совокупности. Такое утверждение, конечно, условно, но практика показывает, что чаще всего после третьей-четвертой хорошо организованной и проведенной ФГ по теме прирост нового знания (получение новых мнений респондентов) стремится к нулю. Бывают, конечно, и исключения. В каждой конкретной ситуации опытный исследователь может и должен обосновать необходимое количество ФГ (или мини-групп), исходя из поставленных клиентом задач и построенных гипотез.

Каким образом осуществляется рекрутинг участников ФГ? Кто и как этим занимается?

Организацией подбора респондентов занимаются полевые отделы исследовательских компаний и отдельные полевые компании, специализирующиеся исключительно на организации исследований: рекрутинге, проведении опросов, сборе данных другими методами. Если компания-клиент заказывает полное исследование (так сказать, фокус-группы "под ключ": не только организацию и проведение ФГ, но и проработку гипотез, составление гайда, подготовку отчета с выводами и рекомендациями), то имеет смысл обращаться в исследовательскую компанию. Если же заказчику необходима помощь лишь в организации ФГ (грамотном подборе респондентов, предоставлении помещения для ФГ с видеозаписью, подготовке текстовых транскриптов видеозаписей), а разрабатывать гайд и анализировать данные будут сами сотрудники компании-клиента, тогда актуально воспользоваться услугами полевой компании. Услуги таких компаний, как правило, дешевле, а работу по организации групп (как и других исследований) они выполняют оперативно и качественно.

Самим поиском и приглашением респондентов занимаются рекрутеры. Рекрутеры являются "внештатными" сотрудниками исследовательских компаний, одни и те же рекрутеры работают со многими компаниями. У рекрутеров многочисленные базы контактов самых разных людей, среди которых они выбирают подходящих по скрининговым критериям потенциальных респондентов и приглашают поучаствовать в ФГ. Чаще всего они не выходят на улицу для поиска людей, а ограничиваются лиш базой и телефоном.

Качественный рекрутинг — залог успешного проведения ФГ. И здесь кроется множество подводных камней, о которых многие не знают, а еще большая часть — закрывает на них глаза.

О каких "подводных камнях" идет речь? И как их обойти?

Нередко люди, которых приводят на ФГ рекрутеры, являются так называемыми "ходоками" — профессиональными  респондентами, зарабатывающими на участии в исследованиях, съемках в массовках ТВ-шоу и тому подобных мероприятиях. Эти люди ходят в разные исследовательские компании, на разные ФГ: сегодня на ФГ о гелях для душа, завтра — о кофе, послезавтра — о выборах и т.д. Они, как правило, никогда не говорят, что думают, а говорят то, что от них хочет услышать модератор. Они хорошо знают процесс изнутри, прекрасно понимают все "уловки" модератора и динамику ФГ, поэтому толку от таких участников мало: они не ведут себя как реальные потребители. Они хорошо готовятся к каждой группе, так что во время "перерекрутинга" (повторного опроса по скрининговой анкете исследователем перед началом ФГ), даже задавая каверзные контрольные вопросы, их далеко не всегда можно вычислить. Как избежать участия в группе таких "ходоков"?

В ходе организации различных исследований, не только ФГ, мы практикуем так называемый "hand made рекрутинг". Как его реализовать на практике? Допустим, стоит задача организовать фокус-группы с женщинами, у которых есть дети возрастом до 5 лет, и которые пользуются бесфосфатными стиральными порошками. Как провести качественный рекрутинг, избегая баз контактов? Один из возможных вариантов, которые мы практиковали, — поиск и подбор респонденток на форумах молодых мам. Женщины, у которых есть маленькие дети, активно обсуждают на этих форумах, в том числе и бытовую химию, и как выясняется — с удовольствием делятся своими мнениями, оценками, опытом. Они включены в процесс, являются реальными потребителями! Да и для проработки гайда из обсуждения на форумах можно почерпнуть много полезного…

Для такого рекрутинга нужны определенные ресурсы: полевой сотрудник и время. Но такой подход, во-первых, дает результат, а во-вторых, для чего же еще нужны полевые компании и полевые работники? Можно обратиться и к проверенным рекрутерам. Была ситуация: необходимо организовать ФГ с поклейщиками обоев, которые, причем, пользуются определенными марками клея. Поиск респондентов доверили рекрутеру — обаятельной и общительной пожилой женщине, которая придумала и реализовала такой ход: посидев на скамейках возле парадных соседних домов и пообщавшись со всеведущими пенсионерками, она выяснила, в каких домах и квартирах сейчас идут ремонты. Рекрутер поднималась в те квартиры, если на месте были ремонтники — она с ними общалась, если были хозяева, то говорила, что она собирается переклеить обои у себя, и просила посоветовать  поклейщика... А дальше, найдя нескольких подходящих респондентов,  запускала "снежный ком". Можно найти и привлечь самых разнообразных людей, если подходить к каждому случаю индивидуально и творчески.

Когда мы используем подобные подходы, мы действительно видим на ФГ людей, которые никогда не участвовали в исследованиях, не знают, чего от них ждут, а просто пришли и высказывают свое мнение по какой-то теме, близкой им. От качества рекрутинга напрямую зависит ценность получаемой информации и, соответственно, эффективность потраченных клиентом денег на исследование. 

Еще один важный организационный момент при проведении фокус-групп — выбор помещения для их проведения. На что следует обратить внимание клиенту при выборе фокус-групповой?

При выборе фокус-групповой стоит проверить и оценить несколько факторов: расположение (удаленность от метро), освещение, температура воздуха в помещении, наличие или возможность предоставить флипчарт, ручки, бумагу, угощения для респондентов.

По поводу угощений есть тоже пара важных моментов, которые, к сожалению, многие организаторы не учитывают, считая их незначимыми. Угощения должны быть такими, чтобы респонденты могли ими угощаться! Если это стандартный набор — печенье и вода, — то печенье следует выбрать мелкое и не хрустящее, такое, чтобы его не нужно было кусать и крошить. Кажется — мелочь, но, тем не менее, это проявление человеческого отношения, и на нем как раз и строится успех ФГ: насколько люди будут себя комфортно чувствовать, настолько открыто они смогут говорить обо всем и будут рады делиться мнениями.

http://mmr.ua
Advertology.Ru

09.09.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Дизайн - протест, Дизайн - провокация

Дизайн - протест, Дизайн - провокация
Дизайн - протест, Дизайн - провокация. В эпоху развития всемирной паутины и свободы распространения печатных материалов дизайнеры продолжают активно использовать свои таланты. Считается, что хорошее изображение стоит тысячи слов. На протяжении всей истории дизайнеры использовали этот девиз, создавая простые, но, тем не менее, мощные работы, которые быстро доносили едкие послания до аудитории. В книге "Дизайн – протест, дизайн – провокация" исследуются графические работы, которые создавались как отклик на социальные и политические волнения по всему миру. Безусловно, сейчас самое время для выхода подобной книги. Внимание! Книга на английском языке (imprint)

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.06.2025 - 17:05
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация