Анализ рынков

Тиражи газет и журналов стремительно падают, а в подписке - стабильны

Тиражи газет и журналов стремительно падают, а в подписке - стабильны

В последние годы в средствах массовой информации, на различных мероприятиях по проблемам СМИ значительное внимание уделяется вопросам функционирования института подписки в нашей стране.  

При этом нередко высказываются пессимистические прогнозы относительно судьбы подписки на периодику в России, звучат критические оценки деятельности почтового ведомства, подписных агентств, предъявляются претензии к организации работ по проведению подписных кампаний.

Однако анализ общих процессов на рынке печатных СМИ показывает, что розничные продажи прессы стремительно падают, а подписные тиражи остаются стабильными. На  подписной сектор в настоящее время приходится около 34% денежного оборота рынка периодики. При этом если розничные продажи прессы постоянно падают, в среднем на 10-15% в год, то  подписка сохраняет относительную стабильность, а по некоторым показателям демонстрирует даже небольшой рост. Например, в 2011 году объём каталожных сборов вырос на 0,45 млрд. рублей относительно уровня 2010 года и составил 22,9 млрд. рублей.

Согласно статистике,  рост подписных тиражей наблюдается во многих регионах России. По результатам подписной кампании на первое полугодие 2012 года федеральными чемпионами в подписке стали Республика Саха-Якутия и Новосибирская область. В этих регионах объём подписных тиражей вырос на 16,1% и 11,7% соответственно. Традиционно высокий уровень подписных тиражей демонстрируют Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Краснодарский и Ставропольский края, город Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Примечательно, что  рост подписных тиражей не связан напрямую с уровнем доходов населения. Об этом говорит тот факт, что в число тиражных лидеров подписных кампаний регулярно входят такие регионы, как Волгоградская  и Пензенская области, считающиеся одними из самых дотационных в России. В 2009-11 гг. выросли подписные тиражи в республиках Северного Кавказа, где совсем недавно вести речь о развитии активного чтения было проблематично.

Другим положительным результатом развития почтовой подписки в последние три года следует назвать рост плотности подписки (то есть - количества подписчиков на тысячу населения). Плотность подписки свыше 300 изданий на тысячу населения демонстрируют сегодня Ненецкий автономный округ, Курская и Амурская области, Республика Мордовия, Республика Тыва, Чувашская республика, Воронежская область, Алтайский край и многие другие регионы России.

На роль лидеров подписки в кампанию на первое полугодие 2012 года вышли издания финансового и социального характера, женские и детские журналы,  корпоративная пресса.  Но абсолютных рекордов по-прежнему достигают издания кулинарной группы. Вне конкуренции на этот раз оказалась газета «Готовим дома», сумевшая увеличить тираж по каталогу российской прессы «Почта России» в 386 раз относительно подписки на 2011-1. Хороший результат у газеты «Моя прекрасная дача», тираж которой по каталогу российской прессы «Почта России» возрос почти в 14 раз. На третьем месте в этом подписном каталоге - журнал «Садовод и огородник», увеличивший аудиторию подписчиков в 6 раз. Чемпионом по версии каталога агентства «Роспечать» стал женский журнал «Сандра» (рост на 157%). Хорошие результаты по этому каталогу продемонстрировали издания «Вестник  МЧС» (156%) и «Вестник Росреестра» (153%). В Объединенном каталоге «Пресса России» сравнимые результаты показали детский журнал «Волшебный» (рост на 207%), газета «Пенсионеры Подмосковья» (147%) и издание «Золотые рецепты наших читателей» (147%).

Всё это - результат активной совместной работы издателей, распространителей и  почтовой службы.  Благодаря скоординированным действиям институту подписки удалось без больших потерь пережить финансовый кризис 2008-09 гг. Значительная часть заслуги в этом принадлежит команде менеджеров, пришедшей в «Почту России» в начале 2009 года. Тогда был взят курс на модернизацию технологий доставки подписных изданий, поскольку было достигнуто понимание, что невозможно говорить об улучшении качества работы при запредельном уровне изношенности основных фондов, призванных обеспечивать доставку. Одновременно специалисты «Почты России» обратили внимание на необходимость заниматься активным продвижением подписки, не дожидаясь завершения технологической модернизации.

В 2009 году национальный почтовый оператор разработал совместно с Минкомсвязью и Россвязью «Программу модернизации инфраструктуры подписки на периодические печатные издания». Разумеется, для модернизации почтовой инфраструктуры требуются государственные дотации. Здесь представляется целесообразным брать на вооружение опыт большинства развитых стран мира, в которых почтовая служба является объектом дотаций. С учётом этого следовало бы, как считают эксперты рынка прессы, сохранить, а желательно увеличить в 2-3 раза  по сравнению с нынешним объёмом 3,2 млрд. рублей государственную поддержку института подписки, решение о которой было принято в 2007 году.

На фоне всё ещё бытующих разговоров об отсутствии перспективы у массовых печатных изданий, сопровождаемых реальным уменьшением розничных тиражей печатной прессы, подписку следует признать островком стабильности в море медиабизнеса. Интересно, что развитие подписки через почтовые каталоги стимулирует рост продаж газет и журналов в отделениях почтовой связи. В 2011 году «Почта России» смогла добиться роста розничных продаж на 2,5%, относительно уровня 2010 года, увеличив до 10,2% свою долю на рынке медиарозницы. Таким образом, подписка на газеты и журналы демонстрирует стабильность, а в ряде регионов и по значительной группе печатных СМИ - устойчивый рост. Россия с её огромной территорией останется страной подписки. Стремительно будет расти и почтовая доставка книг, других медийных носителей в регионы РФ, заказанных через Интернет.

Пресс-служба АРПП
Advertology.Ru

27.04.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве нового времени

Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве нового времени
Сад. Буря. Тьма. О символике природы в искусстве нового времени. Книга нацелена на раскрытие существенных закономерностей европейского садово-паркового искусства Нового времени (в основном раннего Нового времени) – в его взаимодействии с историческим ландшафтом как таковым. Географический диапазон охватывает в основном Великобританию, Францию и Италию (равно как и Россию, осваивавшую, а затем и ощутимо дополнявшую западноевропейское садовое искусство), а хронологическая и стилистическая шкала – прежде всего, те столетия (XVI-XVIII вв.) и те художественные эпохи (от Ренессанса до раннего романтизма), когда парк и окружающая природа вовлекались в особенно активное и взаимопреображающее соседство. Сад и дикая природа концептуально намечены в качестве базисных топосов этого соседства и взаимодействия. Если в предыдущей книге доминировал именно «принцип рая» (как блаженной идиллии, предопределяющей ближние и дальние садово-природные виды), то в новых штудиях возобладает принцип «бури в саду», — бури как той универсальной метафоры, которая проявляется в своеобразном деструктивном созидании или созидательной деструкции, внедряющей в искусство вольницу природных стихий. Отдельные разделы посвящены: а) меняющемуся образу Матери-Природы в ее доброй и грозной ипостасях; б) иконографии и поэтике бури, ненастья и тени (с общими выводами о той «драме ландшафта», которая находит свое выражение и в поэтике садов); в) архитектуре и символике дикого сада, в том числе садовых руин; г) «руинам природы», т.е. тем компонентам художественного ландшафта (таким как гроты, водные каскады, заросли, скалы, фейерверки и т.д.), которые вносили в парк возвышенное обаяние дикой природы. Для исследования были привлечены многочисленные примеры из литературы, философии, изобразительных и прикладных искусств. Книга продолжает исследования, представленные в книге «Принцип рая. Главы из истории сада, парка и прекрасного вида» Книга будет интересна и философам, и историкам, и специалистам-искусствоведам (в том числе специалистам по ландшафтному дизайну), а также и всем тем, кому интересна тема символики природы в искусстве Нового времени. Данный труд создал Соколов Михаил Николаевич —  Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии художеств.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.06.2025 - 15:53
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация