Статьи

Как оценивать эффективность контент-маркетинга

Как оценивать эффективность контент-маркетинга

Один из наиболее частых вопросов, который компании задают маркетологам: «Как понять, что наша стратегия контент-маркетинга сработает?». На него нет однозначного ответа, так как каждая ситуация уникальна: задачи и цели у всех разные. Но есть несколько универсальных подходов, которые могут помочь в оценке.

Этапы зрелости контент-маркетинга

Оценивать эффективность контент-маркетинга следует, отталкиваясь от степени его зрелости. На начальном этапе, когда компания только начинает работать с контентом, основными целями должны быть разработка четкой стратегии и запуск производства контента. Без этого обсуждение эффективности будет бессмысленным, так как система еще не начала работать и не приносит каких-либо значимых результатов.

Таким образом, на начальном этапе важно:

  1. Разработать стратегию: определить целевую аудиторию, ключевые сообщения и цели контент-маркетинга.
  2. Наладить производство контента: создать рабочие процессы, которые позволят регулярно производить и публиковать качественный контент.

Тестирование и проверка гипотез

После того как контент-маркетинг запустился, важно протестировать гипотезы, проверяя, какие из них эффективны, а от каких стоит отказаться. Например, если продукт на рынке неизвестен и не имеет спроса, то маркетолог запускает контент-маркетинг для создания спроса на продукт через объяснение его пользы. Это помогает сформировать знание о  бренде среди потребителей для того, чтобы при возникновении потребности, имя бренда уже было им известно. Для тех, кому нужны более быстрые результаты, рекомендуется дополнительно продвигать выпускаемый контент еще и  перформанс-инструментами: платным продвижением, запуском рекламных кампаний в социальных сетях и других платформах. Это поможет быстрее получить первоначальные данные для дальнейшего анализа и корректировки гипотез.

В отличие, например, от интернет-рекламы или SEO, контент-маркетинг не позволяет на старте предсказать точные охваты и просмотры, можно лишь создать систему метрик для ориентира. Но вся оценка будет происходить ретроспективно. Гипотезы по темам, каналам коммуникации, этапам принятия решения о покупке тестируются непрерывно, но каждые три-шесть месяцев анализируются промежуточные результаты и корректируется стратегия контент-маркетинга и экшен-план.

Подготовительный этап: оценка эффективности

В примере с продуктом, который неизвестен на рынке, в качестве стратегии контент-продвижения можно использовать публикации в блогах и СМИ. Что здесь важно учитывать? На подготовительном этапе  — 1-2 месяца  — при продвижении “с нуля” происходит сонастройка с медиа, которая включает: анализ количества публикаций по теме в инфополе, поиск экспертов-спикеров внутри компании, копирайтеров, которые помогут упаковать контент, коммуникацию с редакторами СМИ. Оценку в этот период можно давать только количеству выполненных задач и достигнутых предварительных договоренностей. Это даст внутреннюю уверенность, что бренд и его тематика потенциально интересны аудитории и каналам коммуникации, а компания со своей стороны готова к активной продолжительной работе по продвижению. Другого метода оценки работы на предварительном этапе просто нет. Одного двух месяцев обычно бывает достаточно, чтобы выявить основные проблемы и скорректировать стратегию.

Так может выглядеть итог подготовительной работы — таблица с темами, возможными СМИ, целями и задачами публикаций

На этом этапе не стоит ожидать быстрых бизнес-результатов: контент-маркетинг не может гарантировать продажи здесь и сейчас после первой статьи. Наоборот, подготовительный период - это время для инвестиций в создание и настройку процессов и поиск наилучшей стратегии. Понимание этого помогает реалистично оценивать собственные усилия и ресурсы для планирования контент-стратегии в долгосрочный период. Потому что контент-маркетинг - это игра вдолгую.

Первый этап - 1-6 месяцев: анализ интереса аудитории и первоначальное знание о бренде

В течение первых 3 месяцев после запуска материалов во внешнее поле необходимо отслеживать метрики интереса аудитории к контенту: просмотры, дочтения и комментарии. В конце периода проанализировать, какие темы и форматы, стили и подачи темы вызывают наибольший отклик у читателей, в каких именно СМИ это происходит, посоветоваться с редакторами о возможных причинах такого читательского интереса и т.д. И на основе этого скорректировать контент-план на следующие 3 месяца.

Через 6 месяцев после старта проекта обычно проводится комплексная оценка эффективности контент-маркетинга. Для этого уже используются другие метрики: прирост органического трафика, брендовые запросы, упоминания в СМИ.

Они показывают, насколько компания смогла сформировать первоначальное знание о бренде и вызвать интерес у целевых аудиторий в каждом канале коммуникации.

Второй этап: оценка лидов и долгосрочные результаты

С шестого месяца начинается следующий этап, эффективность которого можно оценивать по тому, появляются ли потенциальные клиенты, и как они конвертируются в продажи. В случаях с длительным циклом сделки с шестого месяца можно увидеть первых клиентов, которые успеют дойти до финальных этапов сделки. Это время для более глубокого анализа и корректировки стратегий на основе данных о продажах.

Кто фиксирует оценку результатов на каждом этапе?

Если компания привлекает внешнее агентство, которое берет на себя управление контентом, то оно может также отслеживать все показатели. В этом случае необходимо обеспечить агентству доступ к аналитическим инструментам: Google Analytics или «Яндекс.Метрика». Однако внутренние метрики не всегда могут быть переданы во вне из-за политик безопасности и конфиденциальности. В таких случаях можно настроить ограниченный доступ к аналитическим инструментам или предоставлять отдельные части отчета по запросу. Чаще всего компании выбирают все таки смешанный подход. Например, подрядчик может отвечать за контент и первичный анализ данных на первом этапе, а компания — за глубокий анализ и стратегическое планирование на втором.

Работа с ожиданиями при запуске контент-маркетинга не менее важна

Вводя систему KPI для каждого этапа, нужно учитывать, что разные участники процесса могут иметь разные интересы. Поэтому важно правильно работать с ожиданиями. Такие показатели как выстроенные внутренние процессы, дочитываемость статей и комментарии могут не впечатлить бизнес, которому срочно нужны лиды. Однако эти этапы невозможно перескочить и сразу  прийти к конечной цели. Важно помнить, что лиды в контент-маркетинге — это итог длительной работы, которую мы сначала оцениваем как раз по охватам, вовлеченности, динамике роста:

  • Охваты: сколько людей увидело ваш контент? Это первый шаг к оценке его распространения и потенциала привлечения аудитории.
  • Вовлеченность: сколько пользователей взаимодействовало с контентом через лайки, комментарии, репосты? Высокая вовлеченность свидетельствует о том, что контент вызывает интерес и резонирует с аудиторией.
  • Динамика роста: как изменяется количество просмотров, подписчиков или прослушиваний со временем? Положительная динамика указывает на то, что ваша аудитория растет и контент становится популярным.

Так, например, выглядит набор метрик, по которым ответственный за соцсети редактор оценивает эффективность их работы в агентстве. Мы понимаем, что в нашем случае соцсети не могут приносить лиды напрямую, а служат скорее одной из точек касания с аудиторией, поэтому нам важно, чтобы подписчиков становилось больше и вели себя они активно

Оценка эффективности контент-маркетинга для зрелых продуктов и бизнесов

Когда речь заходит о продукте, который еще неизвестен на рынке, отслеживание эффекта от контент-маркетинга  очевидно и однозначно. С появлением первых клиентов можно проанализировать, из каких каналов они приходят. Однако, в случае с известными брендами, которые решили добавить контент-маркетинг в текущую стратегию продвижения, оценка эффективности становится сложнее. Здесь используются другие подходы.

  1. Переходы с внешних площадок - здесь отслеживаются переходы из различных источников, где публикуется контент: соцсети, рассылки, подкасты и другие платформы. Это помогает оценить эффективность каждого канала в отдельности.
  2. Сквозная аналитика - она позволяет увидеть, какое количество лидов контактировало с нашим контентом перед тем, как обратиться к нам. Это помогает понять, насколько контент влияет на решение потенциальных клиентов.

В нашей сквозной аналитике есть срез, который показывает количество лидов за определённый период, которые на своём пути когда-либо касались нашего контента: читали письма, статьи в Академии, посты в соцсетях, слушали подкаст или видели наши публикации на внешних площадках. Из него мы понимаем, какой вклад вносит наш контент и насколько он окупается

Но здесь важно оговориться. Когда речь заходит о сквозной аналитике, неизбежно возникают вопросы о ее точности и полноте. Многие сомневаются в том, что она способна учесть все касания и взаимодействия пользователей с контентом. Например, когда менеджеры спрашивают у клиентов, откуда они узнали о компании, те могут упомянуть статьи, но никто не спрашивает, слушают ли они подкасты. Это создает пробелы в данных и может привести к неполной картине. Сомнения в сквозной аналитике обоснованы, эта методика действительно не сможет показать на 100% подлинную эффективность каждой отдельной статьи. Здесь важнее оценивать совокупность контента с другими активностями маркетинговой кампании. Это позволяет определить общую картину без необходимости просчитывать эффективность каждого элемента.

Как оценить эффективность каждой единицы контента, учитывая, что это лишь одно из касаний в пути клиента?

Даже на начальных этапах запуска контент-маркетинга важно стремиться к омниканальности, предоставляя потенциальным клиентам как можно больше вариантов для взаимодействия с брендом. Это повышает вероятность, что лиды "поймают" информацию о продукте: кто-то найдет подкаст, кто-то увидит видеоинтервью, кому-то придет емейл-рассылка, а кто-то подпишется на телеграмм-канал. Однако это не значит, что мы не должны стремиться оценивать  эффективность каждого отдельного канала контент-маркетинга. И для этого можно использовать несколько методов:

  • Ассоциированные конверсии: их можно посмотреть в Google Analytics, чтобы понять, какие каналы способствовали достижению цели.
  • Рефереры: анализ рефереров, например, в "Яндекс.Метрике" помогает понять, откуда приходят пользователи и какие каналы привлекают больше трафика.
  • Косвенные показатели: для новых и экспериментальных каналов, таких как социальные сети или подкасты, важно смотреть на косвенные показатели — вовлеченность, количество упоминаний бренда в СМИ, число просмотров / прослушиваний.

Что может поднять эффективность работы?

В крупных компаниях, где существуют отдельные отделы SMM, SEO и редакции, часто возникает проблема отсутствия синхронизации между этими подразделениями. Это может привести к тому, что усилия одного отдела не поддерживают и даже мешают работе другого. Чтобы избежать этого, необходимо наладить координацию. И первым шагом здесь может быть четкое определение целей, ролей и зон ответственности каждого отдела. Далее для обеспечения эффективного взаимодействия нужно выстроить процессы, которые будут поддерживать и усиливать работу друг друга.

  • SEO-статьи и соцсети: в статьях, оптимизированных для SEO, должны быть размещены кнопки и ссылки на соцсети и телеграм-канал компании. Это позволит пользователям легко переходить из одного канала в другой.
  • Анонсы и публикации: в социальных сетях должны публиковаться анонсы новых статей и контента, созданного редакцией. Это поможет привлекать аудиторию из соцсетей на сайт.
  • Взаимодействие каналов: в телеграм-канале можно публиковать анонсы и ссылки на новые материалы на сайте, что позволит удерживать аудиторию и стимулировать ее к взаимодействию с контентом.

В заключении можно сказать, что предсказать точный путь клиента невозможно, каждый пользователь уникален и имеет свой собственный бэкграунд. Поэтому важно создать комплексную и взаимосвязанную систему, которая позволит пользователю двигаться по разным каналам, взаимодействуя с брендом на всех этапах его пути.

Лариса Васина, руководитель направления контент-маркетинга, главный редактор IT-Agency 

26.07.2024

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Ткань авангарда

Ткань авангарда
Ткань авангарда. Русский текстильный авангард 1920–1930-х годов — явление многогранное. Это сплав экспериментального абстракционизма, законов комбинаторики народного орнамента, функциональности русского конструктивизма и тенденций моды начала ХХ века. Мы предлагаем читателю взглянуть на одежду и ткани авангарда глазами художников-проектировщиков, представителей школы текстильного дизайна революционной эпохи, включая краткий, но яркий период агиттекстиля. Именно этот период подытожил многочисленные дискуссии о стилях, технологиях и роли художника-производственника в «перестройке быта». «Ткань Авангарда» — книга полностью посвященная дизайну текстиля начала XX века. Изданий такого объема и качества проработки материала посвященных теме авангарда в текстильном искусстве нет. Книга разделена на две части: научно-популярную и иллюстративную. Обширная коллекция научно атрибутированных образцов текстильного орнамента представляет ткани в натуральном масштабе 1:1. Многие из них читатель увидит впервые. Альбом такого объема ранее не публиковался.  «Русский текстильный авангард» находится в одном ряду с такими терминами, как «Архитектурный авангард», «Фотоавангард», «Театральный авангард». В каждой из этих областей энергия авангардизма нашла собственное, уникальное воплощение. Но если другие «авангарды» уже в какой-то мере описаны и изучены, то новаторство в области текстильного дизайна только начинает осознаваться. Особое место в книге отведено новой роли конструктивистского опыта дизайна тканей: это не обособленное явление, а один из важнейших стилеобразующих факторов развития искусства, от которого берет начало интернациональный стиль. Читатель легко обнаружит ведущую роль авангардистской геометрии не только в построении орнамента, но и в развитии всей системы выразительных средств искусства XX века. Книга представляет такие знаковые фигуры авангардизма, как Любовь Попова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова, Людмила Маяковская, Александра Экстер...  Именно они разрабатывали эскизы тканей для знаменитой Трёхгорки, «Красной розы» и Первой ситценабивной фабрики в Москве. Создавал эскизы для ткани супрематической орнаментировки и Казимир Малевич. Маяковская, Степанова и Попова преподавали во ВХУТЕМАСе, где впервые был открыт текстильный факультет. Эскизы и крой костюмов созданные Александрой Экстер для журнала «Красная нива» сейчас смотрятся очень актуально, и интересны не только с точки зрения истории костюма. В книге представлены эскизы и реконструкции костюмов, образцы тканей и аксессуаров.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.05.2025 - 01:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация