Статьи

Формат решает все: как выстраивается работа мерчандайзера в зависимости от типа магазина

Формат решает все: как выстраивается работа мерчандайзера в зависимости от типа магазина

Как сделать так, чтобы товар был востребован и соответствовал запросам покупателей? Вот, казалось бы, есть марка, цена которой оптимально соответствует критерию «цена-качество», есть приличная упаковка, разработаны методы для создания необходимого спроса. Но в этой цепочке не хватает главного – способа продвижения товара в розничной сети. Это то, что в маркетинге называется мерчандайзингом. Его цель – увеличить объемы продаж и привлечь новых покупателей. Продавая больше товара необходимо учитывать степень удовлетворения покупателя. Без учета реакции потребителя есть опасность потерять его, поэтому на мерчандайзера, ложится еще одна обязанность – повысить лояльность покупателя. О том, как добиться этого и правильно выстроить работу в разных форматах торговых точек рассказывают эксперты трейд-маркетингового агентства Планограмма.

Основные задачи мерчандайзинга

Это улучшение качества обслуживания потребителя, совершенствование торгово-технологических процессов в магазине, укрепление имиджа компании производителя и создание конкурентного преимущества как магазина, так и отдельных марок.

Задачи мерчандайзинга, можно условно разделить на два основных блока: внешний и внутренний.

Внешний блок предполагает организацию эффективного запаса, так, чтобы для выложенных товаров был, как минимум, трехдневный запас. Заполненная полка мотивирует клиента на покупку, а с пустотами товар воспринимается как остаток. Эффективный запас может находиться на складе распределительного центра оптового торговца, на складе розничной торговой точки. Магазины, торгующие через прилавок, как правило, товарный запас имеют в торговом зале. Производитель товара может хранить запас на принадлежащих ему стеллажах или другом дополнительном торговом оборудовании.

Объем запаса зависит от типа розничной точки. Например, в супермаркете должны быть представлены все товарные группы и единицы продукции, а в павильоне только самые популярные, пользующиеся высоким спросом. Наиболее ходовые товары всегда должны быть в наличии. Мерчандайзеру необходимо их контролировать и определять по минимально допустимому количеству товара.

Важно учитывать расположение торговых марок – от приоритетных к менее приоритетным. Преимуществом будет и достойное оформление товара.

Соблюдение мерчандайзером так называемого «принципа пяти Н»: нужный товар, в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, по нужной цене также помогает в достижении главной цели мерчандайзинга – увеличении продаж.

Внутренний блок– это разработка концепции мерчандайзинга, ее внедрение, формирование структуры и обучение персонала.

В этом корпоративном документе для магазина детально расписываются планировка, товарное соседство, зонирование, торговое оборудование, освещение, дизайн торгового зала, ассортиментная матрица, система ориентирования и выкладка.

Поставщики получают из документа информацию о месте в торговом зале, запасе продукции, ассортименте, полочном пространстве. Для каждого вида магазинов, куда компания поставляет продукцию, составляются мерчандайзинговые планограммы.

Форматы магазинов розничной торговли

Чтобы понять, как организовать мерчандайзинг в торговой точке, необходимо знать ее формат.

Самым масштабным магазином самообслуживания является гипермаркет. Торгует продовольственными и непродовольственными товарами.  Площадь его торгового зала должна быть 4000-1000 кв. метров. Площадь склада – до 4500 кв. метров. Количество касс 25-40. Ассортимент – от 30 до 55 тысяч товарных позиций. Как правило, гипермаркеты имеют свои производственные цеха. Количество покупок в день может доходить до 15 тысяч и больше. Гипермаркеты имеют парковку.

Самым распространенным и востребованным, но меньшим по площади в сравнении с гипермаркетом, форматом является супермаркет. Он также торгует продовольственными и сопутствующими непродовольственными товарами на одной площадке. Торговая площадь супермаркета – от 600 до 3000 кв. метров. Ассортимент товара гораздо меньше, чем у гипермаркета – от 12 до 25 тысяч наименований. Если у гипермаркета зона обслуживания достигает 7 километров, то у супермаркета она –1,5-2,5 км. Число покупок в день тоже меньше – от тысячи до трех тысяч. Как и у гипермаркета есть свои производственные цеха.

Замыкает цепочку минимаркет, или магазин у дома. Этот формат остается в России самым распространенным. Целевая аудитория минимаркета – жители окрестных домов. На небольшой площади магазина у дома располагаются товары повседневного спроса – продукты питания и бытовая химия.

Мерчандайзинг в супермаркете/гипермаркете

Маленькому магазину у дома мерчандайзер не нужен – с выкладкой товаров справляются продавцы.

А вот обширный ассортимент больших торговых точек требует постоянного присутствия стационарных мерчандайзеров. Если он может работать с одной компанией в одной или смежной категории, то его называют эксклюзивным мерчандайзером.

Но чаще всего мерчандайзер занимается продукцией нескольких поставщиков. Такой мерчандайзинг называется совмещенным. Число обслуживаемых компаний может варьироваться от 5 до 15. Это усложняет работу, но увеличивает заработную плату мерчандайзера. От совмещенного мерчандайзера требуется умение быстро переключаться с одной позиции на другую, грамотно оформлять отчетность и правильно расставлять приоритеты.

Есть категории товаров, где мерчандайзеру поручают консультирование покупателей. Чаще всего это актуально при продаже сложной бытовой техники, парфюмерии, косметики, товаров для здоровья. Мерчандайзер-консультант получает на 25-30% больше, чем тот, кто занимается только выкладкой.

Постоянно находясь в торговой точке, стационарный мерчандайзер становится для администрации «своим» человеком, неотличимым от сотрудника магазина. И ему начинают поручать не свойственные ему задачи. Можно, конечно, отказаться, но стоит ли из-за небольшой просьбы портить отношения с коллективом, с которым приходится встречаться в ежедневном режиме.

Еще одна востребованная категория – визитный мерчандайзер. Он обслуживает витрины и полки одного поставщика в нескольких магазинах. Происходит это в течение одного дня. В маршрут визитного мерчандайзера может входить от 5 до 15 торговых точек, в каждой из которых он проделает несколько операций: уберет со стеллажей просроченную продукцию, распределит товары по группам и выставит их на витрины, при необходимости заменит ценники на новые. В период промоакций в его обязанности входит размещение POS-материалов. Также обязательны ревизии складских запасов, фотографирование витрин как своих, так и  конкурентов. Как итог его дневной работы – составление отчета о продажах и остатках на складе.

Для поставщика визитный мерчандайзер очень ценный сотрудник, способный быстро обновить витрины, проанализировать запасы продукции, подготовить отчеты и предоставить заказчику актуальную в моменте информацию. Для принятия эффективных управленческих решений это очень важно.

Визитный мерчандайзер необходим для компаний, занимающихся сбытом продукции с низким спросом или узким ассортиментом. Нет никакой целесообразности в том, чтобы для часовой работы нанимать промо-сотрудника. Лучший вариант – визитный мерчандайзер, посещающий за день несколько точек и обновляющий витрины в каждой из них.

Общие правила для всех категорий мерчандайзеров

Их не так много, но несоблюдение хотя бы одного, смазывает общее впечатление и ставит под сомнение профессионализм сотрудника.

Итак, мерчандайзер должен:

  • соблюдать график посещений;
  • быть опрятным, одетым в фирменную одежду с бейджем, иметь инструмент (скотч, блокнот, калькулятор, планшет и др.);
  • всегда иметь в наличии документы, удостоверяющие личность, медицинскую книжку и доверенность, если она требуется;
  • владеть полной информацией о продукции обслуживаемой компании;
  • знакомиться и представляться человеку, уполномоченному ритейлером следить за группой товаров и мерчандайзерами и быть готовым к презентации товара компании;
  • выяснять и обязательно записывать пожелания и претензии администрации относительно продукции и качества поставки товаров;
  • проверять наличие всех SKU (ассортиментная позиция товара, относящаяся к определенной группе или марке) в торговом зале и особенно на складе;
  • проверить сроки годности товара в торговом зале и на складе;
  • доставлять продукцию, если необходимо, со склада в торговый зал;
  • выкладывать продукцию, в зависимости от норм магазина упаковку возвращать на склад или сдать на утилизацию;
  • удалять просроченную и бракованную продукцию из торгового зала;
  • уметь документально оформлять возвраты;
  • проверять ценники – они должны соответствовать виду товара и быть хорошо видны;
  • «держать» свою полку, и при невыгодном месте размещения продукции обслуживаемой компании найти лучшую позицию;
  • уметь убедить администрацию в приоритетности своей продукции, если при недостаточном фэйсинге будет необходимость увеличить его, разместив в других зонах продаж;
  • проверять качество и состояние рекламных материалов, а испорченные и устаревшие убрать из зоны продаж;
  • собирать информацию о конкурентах – знание его сильных мест поможет улучшить свою работу;
  •  обсуждать с администрацией лучшие возможности для организации мерчандайзинга: это повод завязать более близкие контакты с администрацией, которые помогут решить мелкие проблемы;
  • делать точный отчет о посещении точки;
  • перед уходом поставить в известность администрацию – могут возникнуть еще вопросы. При прощании неплохо сказать несколько теплых слов.

Труд мерчандайзера, работающего ответственно, всегда виден: полки заполнены, товары на них разложены в соответствии с определенной схемой. Как итог: в магазине возрастают объемы продаж, увеличивается лояльность покупателей и добавляются баллы как к имиджу торговой точки, так и определенных брендов.

21.06.2022

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. Книга "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных в самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях всего мира для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров и типографов, и рассказывает о лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Вы узнаете о таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, а также Parkinson, Holland Fonts и Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются от лучших классических работ Франсистека Сторма до новейших работ студии Atomic Media. Полный список дизайнерских мастерских, их веб-сайтов и телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующий его вопрос дизайнеру. Не менее полезны окажутся глоссарий терминов по типографике и индекс для быстрого поиска. "Энергия шрифтов 2" издана вместе с диском. Книга и диск - это лучший способ найти универсальный шрифт на все случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.05.2025 - 10:12
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация