"Один мой знакомый пошел за логотипом к Лебедеву. Пришлось продать квартиру" – на чем сэкономить стартапу
Валерия Репина, основатель и креативный директор агентства Repina Branding, дает советы по сбережению средств, времени и нервов начинающим предпринимателям независимо от того, собираются ли они запускать новое прорывное приложение или начать торговать пирожками. Это очень полезный материал прямо «с полей».
Обо всех горестях и радостях стартапов я знаю не понаслышке
Изначально я замышляла эту статью как короткое руководство к действию – несколько лайфхаков и советов от эксперта по брендингу, как стартаперам сэкономить на дизайне.
По работе я часто общаюсь со стартаперами, предпринимателями мелкого и среднего бизнеса: мое агентство выполняет для них работы по брендингу, а еще я читаю лекции для стартаперов в SkolTech. Так что обо всех их горестях и радостях я знаю не понаслышке.
Слово «стартап» набило оскомину и сейчас чуть ли не каждый студент мнит себя великим стартапером, так как смысл понятия очень размыт.
Основные характеристики стартапа (такие как скорость запуска, инновационность и высокая масштабируемость) можно применить далеко не ко всем бизнесам, которые продолжают множиться как грибы после дождя.
Поэтому я решила несколько расширить целевую аудиторию для моей статьи и дать советы по сбережению средств, времени и нервов начинающим предпринимателям независимо от того, собираются ли они запускать новое прорывное приложение или начать торговать пирожками.
Делюсь с вами мнениями «с полей», рассеиваю мифы и подтверждаю свои гипотезы.
ИССЛЕДОВАНИЯ
Реализация любой идеи начинается с проведения исследований. Надо понимать, к чему привыкла ваша целевая аудитория, желательно посмотреть на мировой опыт в этой отрасли.
Все это необходимо, чтобы вы понимали и могли оценить качество той визуальной или вербальной идеи, которую вам предложит агентство. Я рекомендую проводить поиск самостоятельно.
Причины три:
- Ни одно исследовательское агентство не знает ваш бизнес лучше вас самих.
- Заказ исследований в крупных международных агентствах очень дорого стоит.
- В процессе самостоятельного исследования можно заметить и вовремя интегрировать в работу важные детали.
Анна Гайван, основатель стартапа Joinmamas (мобильного приложения для мам, которое помогает найти новых друзей по интересам) рассказывает о своей методике в проведении исследований:
«Я много лет проработала руководителем стратегического маркетинга и бизнес-развития, поэтому исследование делала сама. В первую очередь мы исследовали рынок и потребности целевой аудитории, читали зарубежные исследования и сами делали опросы.
Мы провели целевые опросы мам в четырех странах, а также серию интервью с мамами из России, Англии, Германии, Нидерландов и США. На основании проведенных опросов и интервью выстраивали коммуникационную и брендинговую стратегию.
Когда стратегия была уже практически выстроена, я обратилась к внешнему эксперту — известному бренд-специалисту из Великобритании — и она помогла мне сделать отстройку от конкурентов из Англии и США и выделить наш продукт при помощи уникального ценностного предложения.»
НЕЙМИНГ
Разумеется, разработка имени у стартаперов и некрупных предпринимателей – это сугубо внутренний процесс, «душа» проекта, если хотите. Вы знаете людей, которые отдают на сторону выбор имени для своего ребенка? Наверно, нет. Это все очень трогательно и бесплатно, но важно заранее думать о том, чтобы придуманное вами имя было адекватным аудитории и охраноспособным.
Дизайн вашей упаковки, приложения или даже логотипаможет несколько раз поменяться, а вот имя уже топором не вырубишь.
Если логотип еще можно изменить, то смена названия проекта негативно влияет на лояльность клиентов и простых зрителей со стороны.
Логика простая: сменил название, значит, что-то не так, что-то не пошло.
Армен Джанумов, совладелец сети премиальных фастфудов Crab and Caviar выделяет 2 основных пути регистрации названия:
«Охраноспособность названия можно обеспечить самостоятельно, обратившись в государственные органы, которые проверят название и логотип на уникальность и затем, если все нормально, зарегистрируют в необходимых кластерах.
Вторая опция – это поручить разработку названия и лого агентству. Регистрация, скорее всего, будет входить в пакет услуг. Это намного дороже, но иногда необходимо. К тому же cотрудничество с крупными агентствами дает бонусы в плане использования прошлого опыта, все его подразделений, а также пиара, smm и много другого».
Понятно, что регистрации названия не избежать, но когда правильно начать это делать?
Александра Новичкова, сооснователь Gliver, проекта по производству бескаркасной мебели, делится своим опытом и рекомендует начинать регистрацию только тогда, когда пойдут продажи:
«Для стартапа стоимость регистрации не дешевая — поэтому если проект не начинает приносить деньги, мы не спешим с его регистрацией. Как правило, регистрируем через патентных поверенных. Если вдруг регистрация окажется невозможной, не смертельно название поменять».
Однако я настоятельно рекомендую с регистрацией не затягивать. Обидно получается, когда бизнес начинает резко расти и масштабироваться, на горизонте маячат франшизы и тут выясняется, что название продукта не зарегистрировано и это уже поздно, а порой невозможно сделать. Еще хотелось бы обратить внимание на регистрацию не только имени бренда, но и доменного имени.
Опыт Алексея Вольвака, основателя проекта Maniqu, маникюрного сервиса на дому, служит этому доказательством:
«Мы название не регистрировали. А вот зарегистрировать сайт в нашем случае было важно. Незадолго до запуска Maniqu.ru в одном издании вышла статья, в которой упоминалось название нашего сайта.
В тот же вечер мне стал названивать известный в мире digital человек – Павел Гросс-Днепров – и говорить, что занял наш домен. Потом началось откровенное вымогательство. В общем, некрасивая ситуация получилась».
ПЛАТФОРМА БРЕНДА
Это страшное словосочетание, являющееся основой, с которой начинают работать все адекватные брендинговые агентства, ввело в ступор практически всех моих респондентов. Что это такое и зачем это, вообще, нужно, никому из предпринимателей не было понятно.
Только после проведения короткого ликбеза, что платформа бренда – это системное описание их будущего бренда (включающее в себя позиционирование, миссию, стилистику, метафору бренда, описание целевой аудитории и видение развития), интервьюируемые облегченно улыбались и говорили, что эта все у них в головах – как же без понимания всех этих моментов можно начинать бизнес.
На этапе запуска проекта, когда происходит тестирование, очень много вводных может поменяться, например, целевая аудитория, характер бренда, да и сама суть бренда может тоже корректироваться.
Разрабатывать талмуд с правилами и описаниями, конечно, глупо.
Вы потратите столько времени и денег, что собственно с запуском бизнеса можете и не успеть – кто-то более проворный и не замороченный на официальных бумагах реализует вашу идею.
Родион Репин, основатель сервиса по регулярной доставке корма домашним питомцам «Покорми зверя» считает, что оформленная платформа бренда и коммуникационная стратегия могут понадобиться только в потребительском секторе при продаже масс-маркетовых продуктов в высококонкурентных сферах. Во всех других случаях, это трата денег и времени для стартаперов, одним словом, баловство.
Евгений Волк, владелец «Лаборатории проектов Евгения Волка», СЕО и автор проектов «Интегратор», «Воркплейс» и «Гардероб», соглашается с коллегой:
«В стартапе главное — время. Тратить его на брендбук и долгую разработку дизайна не совсем логично. Пока ты выбирал фирменный цвет и спорил с дизайнером о шрифте, кто-то уже придумал и запустил нечто похожее на твой проект. Считаю, что для старта достаточно выбрать хороший, запоминающийся шрифт и цвет.
Позже можно подумать про крутой логотип с брендбуком и заказать в хорошей дизайн-студии. А что касается платформы бренда… Этими вкусными словами можно кормить большие и очень большие компании, которые уже начинают баловаться с бюджетами, просто из-за того, что, ну, у них же целый отдел маркетинга есть».
На этом можно было бы остановиться, если бы не одно «но».
Мы говорим с вами о запуске и о целевой аудитории – ваших потребителях, для которых не важен ваш брендбук. А есть и другая ЦА для стартаперов и предпринимателей – не менее, а то и более, важная. Инвесторы.
Алексей Вольвак предлагает не быть столь категоричными при принятии решения полностью отказаться от разработки брендбука в случае, если стартаперам предстоит общение с инвесторами:
«Инвенсторы предпочитают читать презентации с описанием бизнеса, который им предлагается профинансировать. Обращают внимание на подачу и оформление, хотя могут в этом не признаваться.
И вот здесь как раз разумно вложиться деньгами и временем и разработать пусть и не большой, но понятный и грамотный документ».
Выводы
По итогам опроса почти все респонденты сошлись в определении состава минимального набора, с которым стартап может запускаться. Это:
- Название,
- Логотип (чуть позже фирменный стиль),
- Дизайн попапов/сайта/лендинга,
- Дизайн презентации и, в зависимости от специфики бизнеса, пром-дизайн (в случае с продуктом) + упаковка.
ВЫБОР ИСПОЛНИТЕЛЯ
Здесь разброс огромный – все зависит от бюджетов и ожиданий. К вашим услугам фрилансеры, штатные дизайнеры, дружественные брендинговые бутики, сетевые агентства и именитые дизайнеры. У каждого из выше перечисленных категорий есть свои плюсы и минусы. Мои респонденты поделились своими честными историями об успешных и ужасных сотрудничествах.
Родион Репин: «Выберите адекватного подрядчика. У фрилансеров часто умирают бабушки, происходят потопы и горят компьютеры. Обычно это случается после небольшой предоплаты. И к Теме Лебедеву ходить не надо. Выбирать нужно в средней весовой категории с доказанным опытом и портфолио.
Всегда помните – каждый третий разорится раньше, чем успеет напечатать визитки. Поэтому не учите профи делать свою работу. Участвуйте в процессе, но не рисуйте вместе с дизайнером. Если идея вашего стартапа действительно незаурядна и крута, то велик шанс, что хороший дизайнер возьмется сделать работу бесплатно, точнее за пиар, победу в креативных конкурсах и отличный проект для своего портфолио».
Другой мой респондент сделал все с точностью до наоборот и пошел к самому Лебедеву. За логотипом. Дорого? Еще бы. Пришлось продать квартиру.
Нет, Евгений Волк – вполне адекватный предприниматель. Его случай скорее исключение, чем правило. Деньги от проданной квартиры пошли не на зарплаты программистов, а на заказ логотипа в самой дорогой студии в России. Но это был тщательно выверенный план длиной почти в год, такая маркетинговая история не про экономию на логотипе, а про известность.
Так, Евгений набил себе на руку татуировку «Интергратора» (веб-сервис по созданию и размещению теле-, печатной и радиорекламы), разработанную той же Студией Лебедева. А в случае с логотипом для Workplace произошел скандал с плагиатом, в результате которого Лебедев уволил своего дизайнера, а Евгений получил свой пиар-бонус, который аукается до сих пор.
Армен Джанумов уверен, что к успеху стартап может привести не только крупное агентство, а один или несколько фрилансеров:
«Секрет не в масштабах исполнителя, а в том, что он должен загореться вашим проектом, стать его частью и испытывать положительные эмоции к вашему сервису/продукту.
Важно сместить рабочие отношения в сторону интереса и мотивации в решении ваших задач у самого исполнителя, а не действовать по принципу: «Я начальник, ты дурак».
Не пожалейте сумму вашего среднего чека, позвольте исполнителю (будь то агентство или фрилансер) протестировать ваш продукт/сервис и посмотрите, насколько у него загорятся глаза. Все, кто занимаются стартапами, этим живут. Если увидели блеск в глазах человека, cмело ныряйте с ним в дело».
Виктория Белякова, основатель и владелец проекта Fashioninovation, который занимается организацией бизнес-туров по всему миру для фэшн-индустрии, предпочитает работать с фрилансерами, потому что так можно изучить профиль каждого человека, и выбрать того, кто специализируется в вашем направлении. Лайфхак от Викториии — тестовое задание для фрилансера. Только после него приступать к брифингам и реализации.
Алексей Вольвак, признается, что не любит работать с большими агентствами:
«Ценю персональный подход, вовлеченность в наш проект и долгосрочные связи. Это может обеспечить только небольшое агентство. Мы не первый год работаем с агентством, в котором под нас создан отдельный юнит».
У частного предпринимателя Наталии Костомаровой, автора сувениров в народном стиле «Мой ларец», с фрилансерами работа не сложилась:
«Я всегда думала, что фрилансер – это возможность сэкономить. Но полностью разочарована в этом методе. Для меня это вылилось в лишний расход моего времени, которое я могу потратить на развитие проекта вместо того, чтобы дёргать фриланcера вопросами типа: ну, что там, когда?
Творческие люди часто не имеют представления о работе с клиентом. Для меня одним из важнейших критериев стало чёткое взаимодействие с оговоренными сроками. И что меня особенно впечатлило, заявленные сроки были на 100% соблюдены в моей работе с небольшим агентством».
Вариант со штатным дизайнером выбрала Анна Гайван для своего проекта Joinmamas:
«У меня есть простое правило найма людей в команду — я беру сильных профессионалов, которые готовы взять ответственность за их участок работы.
Мы сразу привлекли профессионального дизайнера, который продумал всю логику приложения и сделал основные эскизы, разработал основную логику работы приложения, дизайн, логотип, шрифты. Сейчас с нами работает на full-time дизайнер из Люксембурга.
Она сделала дизайн более женственным и точно угадала настроение целевой аудитории – будущих и уже состоявшихся мам».
Выводы
Подытожим преимущества и минусы разных калибров подрядчиков. В целях экономии стартапы действительно часто обращаются к фрилансерам.
- Фрилансер – это всегда узкий специалист. Фрилансеры – это люди, уже работающие в компании, и выполняющие ваш заказ в свободное от основной работы время, или же это одиночки, привыкшие к свободному графику. Первые стремятся побыстрее сдать работу, вторые могут затянуть со сроками или просто пропасть. Везде есть исключения, разумеется.
- Если все-таки выбрали фрилансера, с ним необходимо подписать договор с четко оговоренным объемом работ и дедлайнами. Есть вариант – обратиться к «звездным» дизайнерам. Это профи, их работа стоит дорого.
- Кроме финансов их можно простимулировать уникальностью и потенциалом вашего проекта, если он таковым является. Однако, не рассчитывайте, что этот дизайнер будет все делать по вашей указке. Что касается агентств, понятно, что в топовые агентства стартапам не стоит обращаться. Стартапам рекомендуется обращаться в агентства middle-сегмента. Надо смотреть их портфолио и репутацию на рынке.
РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС
Находясь по ту сторону баррикад, я рекомендую стартаперам и предпринимателям:
- Максимально узко понимать свою задачу и не плодить массу вариантов.
- Считаю рациональным использовать интенсивный путь развития и делить процесс на большое количество микроэтапов, когда можно откатиться назад без колоссальных потерь во времени и человеческих ресурсах. Идея, стиль, метафора бренда. Дизайн для одного варианта – результат более предсказуемый и он экономит время и деньги.
- Процесс принятия решений в стартапах часто превращается в ад с бесконечными итерациями, когда вся команда принимает решение путем голосования и в итоге они не могут прийти к консенсусу. Метод плох тем, что они начинают генерировать новые варианты и тратить на них время.
- От лица большинства исполнителей заклинаю стартаперов заранее определять одного ответственного за принятие решений по части брендинга. Важно верить себе и профессионалу, которого вы наняли, и не распыляться – это заканчивается месяцами разработок.
Армен Джанумов, считает, что решение нужно принимать всегда с партнерами, с которыми можно прийти к одному знаменателю:
«Если объединилось несколько лидеров на паритетных началах, они никогда не выберут одного, кто будет отвечать за название и дизайн. Будет общее голосование.
Все вовлечены в проект, у всех глаза горят, все хотят играть роль в общем проекте. В такой ситуации автоматически не может быть принято неверного решения или не может происходить искусственного затягивания принятия решения – это никому не выгодно».
Евгений Волк придерживается тезиса, что принимать решение должен один человек. Да, можно спрашивать мнения, тестировать на коллегах. Но итоговое решение должно быть одно, без всякого там голосований, жребия.
«Когда я пришел на первую демонстрацию логотипа для «Интегратора», менеджер Студии Лебедева мне показал один-единственный вариант, но на разных носителях и примерах как он может жить. Мне показали ровно то, чего я боялся.
Грубый, обездушенный и максимально цифровой логотип. Я выслал на двух страницах обоснование, чем порадовал группу, работающую над проектом, и те взяли еще недели три времени.
На второй встрече мне было из чего выбрать. С фразой «обычно мы клиенту показываем до трех вариантов» передо мной один за другим появлялись 12 листов с вариантами. В один из них я влюбился сразу.
Именно он ушел в чистовую доработку. Так родился крестик в квадрате, символизирующий незаполненное пространство (такое встречается в верстке, когда еще не вставлена картинка). Работая с такой большой студией, ощущаешь неловкость при каждой поправке. Этого надо избегать и смело рубить с плеча, если видны косяки и недочеты. Так я делал при следующих заказах».
САММАРИ
Как и следовало ожидать, стартаперы и некрупные предприниматели – люди экономные, поэтому большую часть работ по созданию и продвижению своего бренда выполняют самостоятельно: проведение рыночных исследований, определение сути бренда, своей целевой аудитории и каналов продвижения, придумывание названия бренда.
Но есть ряд работ, где без подрядчиков не обойтись, и тут важно подобрать надежного партнера. Для обращения в крупные сетевые и локальные агентства у большинства стартаперов нет ни денег, ни времени. К тому же большие объемы услуг, которые выгодны крупным агентствам, стартаперам просто не нужны.
Если вы все-таки планируете общение с инвесторами, потратьте немного времени и денег на достойное оформление бренд-платформы – описания сути вашего бизнеса и перспектив его развития.
Любому стартаперу и предпринимателю нужен персональный подход, полное погружение в его бизнес, системность и довольно оперативный результат. Это могут обеспечить бутиковые агентства, фрилансеры и редкие штатные сотрудники.
- О ненадежности фрилансеров уже достаточно было сказано в статье – если решились на сотрудничество с фрилансером, тщательно проверяйте его портфолио и профили, заключайте договор и наведите справки о нем у знакомых.
- Штатный сотрудник – 100% ваш ресурс, но найти человека, который будет иметь настолько широкую экспертизу в брендинге, от стратегии до нейминга и дизайна, практически невозможно.
- К выбору бутикового агентства стоит тоже отнестись серьезно: изучите портфолио, поищите информацию об основателях агентства, так как именно эти люди будут с вами работать и нести личную ответственность за результат. Советую также посмотреть агентские странички, блоги и публикации, где компания или ее представителя делятся полезной информацией и опытом, а не просто занимаются самопиаром.
Желаю каждому найти исполнителя по душе и успехов в ваших бизнесах!
16.03.2017
Еще статьи по теме
- Одна из основных проблем, которая стоит перед стартапом - где взять деньги! - 21.02.2023
- В российский стартап "Эго Технологии" китайская компания планирует вложить 100 млн рублей - 28.11.2022
- Как стартапу достичь масштабирования вместе с корпорацией? - 23.11.2022
- Маркетинговое исследование стартапов: 50% стартапов считают, что маркетинг имеет решающее значение для успеха стартапов - 17.01.2022
- Группа "М.Видео-Эльдорадо", Билайн, Х5 и Hoff в рамках RITA запускают отбор стартапов в Европе - 02.09.2020
- Почему стартапы из России ищут деньги хуже, чем международные - на примере письма инвестору - 27.04.2020
- Disney, Alibaba и другие - 08.08.2018
- Что не так с большинством корпоративных стартап-конкурсов и хакатонов? - 13.04.2018
- В Лондоне установили экспериментальную лавку-фильтр. Она заменяет 275 деревьев - 02.04.2018
- Российский стартап запускает на международном рынке альтернативу мобильным технологиям Google в рекламе - 15.02.2018
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий