Статьи

Крупнейшие российские каналы теряют зрителей

Крупнейшие российские каналы теряют зрителей

Зрители все чаще смотрят тематические каналы, а не федеральное ТВ, но на доходы телекомпаний это пока не влияет.

Аудитория пяти крупнейших в России телеканалов в прошлом году снизилась или в лучшем случае не выросла – как у ТНТ, следует из данных аналитической компании TNS. Это произошло впервые за много лет. В список крупнейших каналов страны входят «Первый канал», «Россия 1» (управляется госхолдингом ВГТРК), НТВ, ТНТ (ими управляет «Газпром-медиа») и СТС (холдинг CTC Media).

Доля зрителей, смотревших каждый из этих каналов хотя бы раз в сутки, в общем числе людей, включивших телевизор, была в прошлом году ниже, чем в 2014 году. Уменьшились их доли не только в общем количестве телезрителей, но и в той аудитории, которую каждый из каналов считает для себя целевой и контакты с которой продает рекламодателям. От последнего показателя напрямую зависят доходы телекомпаний.

ТВ – крупнейшее медиа в России с точки зрения как аудитории (хотя бы раз в месяц его смотрит 99% населения страны), так и рекламных бюджетов (на эфирные каналы приходится около половины национального рынка рекламы). Хотя бы раз в месяц пять крупнейших федеральных каналов смотрит подавляющее большинство жителей страны. Рекламодатели тратят на продвижение в эфире этих каналов около 65% всех телевизионных бюджетов (расчеты «Ведомостей» на основе отчетности телекомпаний и данных Ассоциации коммуникационных агентств России, АКАР).

Крупнейшие российские каналы теряют зрителей.

Самым популярным каналом страны остается «Первый», но доля этого канала в его целевой аудитории (зрители 14–59 лет), по данным TNS, уменьшилась в 2015 г. на 1 п. п. до 12,6%. Больше всего зрителей из всех каналов топ-5 потерял СТС: его доля в целевой аудитории (зрители 10–45 лет) снизилась на 1,9 п. п. до 8%. По доле среди всех зрителей СТС теперь только шестой – его место в пятерке занял «Пятый канал» (аудитория которого, впрочем, тоже уменьшилась). Самые скромные потери по доле у ТНТ – минус 0,4 п. п. до 12,8% (среди зрителей 14–44 лет). Фактически аудитория ТНТ не снизилась, а просто не выросла, уточняет директор по ТВ-исследованиям TNS Ксения Ачкасова. Это подтверждается и данными по рейтингу ТНТ (доля людей, включающих этот канал хотя бы раз в сутки, в населении страны). Если у других каналов, входящих в топ-5, снизился и этот показатель тоже, т. е. зрителей стало меньше, то у ТНТ он остался прежним (1,6% в целевой аудитории). В отличие от других крупнейших каналов, у ТНТ аудитория вплоть до 2015 г. стабильно росла.

Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст заявил «Ведомостям», что «данные TNS устарели и не отражают практику просмотра каналов российскими зрителями»: по данным собственной службы измерений этой телекомпании, аудитория «Первого» и «России 1» в последние годы только растет.

«А если ссылаться на TNS, дай им бог здоровья, то среди 100 самых популярных программ российского ТВ в 2015 г. большинство – проекты «Первого», – добавил Эрнст.

Зрителей начали терять крупнейшие каналы – это показывает, насколько далеко зашла фрагментация телевизионной аудитории в России. Зрители все чаще находят интересные для себя программы на небольших эфирных и на платных каналах, транслируемых кабельными и спутниковыми операторами. В прошлом году выросла аудитория многих эфирных каналов, не входящих в топ-5 («Домашний», ТВ3, «Пятница», РЕН ТВ, «ТВ центр», Disney, «Карусель» и т. д.), следует из данных TNS. Заметно прибавилось зрителей и у так называемого тематического ТВ (в основном неэфирного). Если совокупная доля трех крупнейших каналов («Первого», «России 1» и НТВ) снизилась в последние три года с 41 до 36,5%, то доля тематического телевидения (TNS измеряет аудиторию примерно сотни таких каналов) выросла с 10,2 до 15,8% (см. график).

«Ничего удивительного: мы идем по тому же пути, что и европейские страны, где на тематические каналы приходится около 20% аудитории, – указывает руководитель подразделения развлекательных телеканалов «Газпром-медиа» Артур Джанибекян. – В России через несколько лет на тематические каналы тоже будет приходиться 20%, что, конечно, означает дальнейшую потерю аудитории крупнейшими каналами». «Газпром-медиа» владеет как эфирными каналами, так и тематическими, напоминает он. О том же говорит гендиректор CTC Media Юлиана Слащева: «Фрагментация аудитории нарастает, зрители, особенно молодые, распределяются по все большему числу каналов». Первый заместитель гендиректора ВГТРК Антон Златопольский, наоборот, не склонен придавать большого значения падению аудитории крупнейших каналов: «Мы говорим о нескольких процентах за несколько лет. А время просмотра крупнейших каналов практически не снизилось».

Крупнейшие каналы из-за фрагментации теряют зрителей, но не деньги, уверяют собеседники «Ведомостей». Хотя аудитория тематического ТВ растет, рекламодатели не перемещают туда бюджеты – во всяком случае, не такими темпами, указывает гендиректор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев: «Рекламодателям нужен охват аудитории, а собирать зрителей по десяткам тематических каналов, которые вправе размещать рекламу, сложно и неэффективно. И в кризис, когда рекламные бюджеты сокращаются, этот вопрос не слишком актуален». По данным АКАР, за первые девять месяцев прошлого года рынок ТВ-рекламы в России упал на 19% до 90,3–90,8 млрд руб. (данных за весь 2015 год нет). Уменьшение суммарной доли крупнейших каналов, естественно, снижает объем инвентаря, говорит представитель Vi Антон Чаркин, но сих пор это компенсировалось ростом цен на размещение рекламы в эфире этих каналов: «Большой федеральный канал – это всегда большой федеральный канал. Ведь бриллиант в 100 каратов дороже, чем 10 бриллиантов по 10 каратов. Соответственно, рынок деньги не теряет».

Слащева добавляет, что из-за кризиса практически ни один из каналов не распродает рекламный инвентарь полностью, так что снижение аудитории не сказывается на их финансовых результатах: «Но если и когда рекламный рынок выровняется и когда доля тематического ТВ превысит 20%, это может стать серьезным риском для крупнейших телекомпаний». Златопольский же указывает, что крупнейшие каналы остаются основными производителями телеконтента в стране, поэтому задача телекомпаний – распространять этот контент на максимальном числе платформ: эфирном и кабельном ТВ, в интернете, на Smart TV и мобильных устройствах: «Так мы обеспечиваем доступ к максимальному числу зрителей и защищаем доходы».

Ксения Болецкая, "Ведомости"
Advertology.Ru

26.01.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...
Реагируя на стремительное изменение ситуации на рынке Исследовательский Центр АКАР/РАМУ/IAB Russia провел опрос 23-26 марта 2020 года среди компаний-членов IAB Russia на предмет их отношения к кризису, вызванному вирусом COVID-19, предпринимаемым мерам и оценки ближайшего будущего.
Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...
Согласно опросу консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia, большинство женщин-руководителей относятся к практике гендерного квотирования в управленческом составе бизнеса положительно, большинство мужчин – отрицательно. При этом в своей организации подобную инициативу поддержали бы 49% женщин и 8% мужчин, против бы высказались 27% женщин и 79% мужчин соответственно.
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме из‑за схожести одной из моделей кроссовок с Гитлером. Об этом пишет Esquire.
#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года
Прогноз тенденций от коммуникационного агентства Grayling. Какие маркетинговые и коммуникационные тренды определят 2020 год? Международная команда стратегов, консультантов и креативных специалистов PR-агентства Grayling определила пять ключевых трендов, которые окажут влияние на коммуникационную деятельность брендов и компаний в этом году.
Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Артем Маслов, управляющий партнер брендингового агентства Clёver Branding, поделился своим опытом вывода новых продуктов. В устоявшихся категориях правила игры, как и визуальные коды, понятны. Как должен выглядеть бренд на полке, если речь идет, например, об оливках в мягкой упаковке, позиционирующихся как вкусный и полезный снек? Неопределенность – это всегда риск, но в то же время и возможности. В компании Bonduelle рискнули и вывели на рынок линейку оливок Bonduelle, которые можно взять с собой на работу или вечеринку. Дизайн упаковки разработало Clёver Branding. Несмотря на скептические отзывы, новый продукт обосновался не только на полках магазинов, но и активно продается в торговых автоматах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

06.04.2020 - 15:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация