Есть мнение ...

Искатели отключения

Искатели отключения

В Калифорнии открылся необычный лагерь гаджет-фри — туда едут взрослые, уставшие от своих айфонов и компьютеров. А в Шотландии подросткам предлагают отдохнуть от соцсетей на удаленном от цивилизации острове. Движение цифровой детоксикации набирает обороты — «Огонек» разбирался в его истоках и перспективах.

Три часа от Сан-Франциско (Калифорния), и вы попадаете в прошлое: никаких факсов, игровых приставок, мобильников, компьютеров, электронный книг, айпадов, систем GPS, цифровых камер, часов с калькулятором... Запрет на разговоры о работе, алкоголь, настоящие имена и еще множество столь же строгих правил. Здесь отдыхают те, кто устал от жизни в цифровой среде, где ты всегда на связи, а связь — в виде мобильного или ноутбука — всегда с тобой. Но и стоит такой побег от назойливого века дорого — несколько сотен долларов на человека. Впервые эти необычные сборы для взрослых провели в прошлом году, так вот желающих оказалось столько, что летом 2014-го лагерь расширили — до трех заездов по нескольку дней.

В организации с говорящим названием «Цифровая детоксикация» (по-русски этот термин иногда переводят как «информационная диета»), которая и организовала лагерь, знают о проблеме не понаслышке: один из ее основателей, американец Леви Феликс, раньше работал в интернет-сервисе по помощи и сбору средств для различных благотворительных проектов. Но однажды оказался в больнице и переосмыслил свою жизнь: отправился в путешествие по Юго-Восточной Азии, а вернувшись, основал «Цифровую детоксикацию», чтобы, как он сам признается, объединять людей. Лагерь в Калифорнии — один из самых известных проектов его организации.

Кто же они — счастливчики, которые провели уикенд вдали от Wi-Fi? Ну, например, дизайнер из компании Facebook Кони Янг — она призналась журналистам Reuters, что уже забыла, когда в последний раз уезжала на несколько дней и не проверяла уведомления, теперь, после лагеря, она планирует делать это не так часто. Или, например, гендиректор одного фонда Монтгомери Косма, который признался уже в интервью The New York Times, что давненько не был так надолго отлучен от имейла и телефона — с 1997 года! Зато Монтгомери провел много времени, размышляя и прислушиваясь к себе. А корреспондент этой популярной газеты, также посетивший в лагерь, вдохновенно поведал, как смотрел на звезды — настоящие, а не на те, за которыми наблюдает большинство людей с помощью новостных сервисов.

Можно было бы предположить, что это всего лишь развлечение для заевшихся американцев. Но в последнее время движение гаджет-фри охватывает уже весь мир. От чего бегут все эти люди?

Рабы цифрового века

О компьютерной зависимости в свое время было сказано немало, однако недавно к ней прибавилось еще много новых зависимостей — от социальных сетей или, допустим, от своего телефона, что сегодня, с появлением смартфонов, зачастую одно и то же.

— Масштаб проблемы растет: каждый чувствует беспокойство, когда не может проверить почту или зайти в интернет,— объясняет американский футуролог Доминик Базалто.— Появился даже термин — FOMO (от английского fear of missing out — страх что-то упустить), описывающий такое вот состояние: если пропустишь сообщение по электронной почте, обновление статуса в Facebook, фотографию в Instagram, то можешь упустить что-то важное в жизни.

Под ударом — дети, ведь, по мнению эксперта, они растут с цифровыми гаджетами, Facebook и Twitter. Как результат — меняется само общение между людьми. Разве можно назвать этим словом, к примеру, обмен SMS?

Брайан Солис, аналитик фирмы Altimeter Group, специализирующейся на цифровых трендах, видит иронию в том, что отвечает «Огоньку» о масштабе проблемы в электронном виде, да еще и на выходных.

«Я вынужден оставаться на связи, иначе это отрицательно скажется на моей работе или на общении с друзьями»,— пишет он.

По словам эксперта, люди сегодня фактически помешаны на необходимости проверить статус или поделиться тем, что вокруг них. Это, в свою очередь, создает замкнутый круг: мы вынуждены выкладывать больше, больше потреблять, чаще выходить на связь. И это абсолютно новые ощущения — ведь нет никаких ролевых моделей, по которым можно было бы вовремя понять, когда надо остановиться. Человека награждают лайками, комментами, фолловерами, чувством собственной значимости и важности — как утверждает Брайан, это своего рода заигрывание со статусом мини-знаменитости.

Ученые тоже подливают масла в огонь: на Всемирном конгрессе психиатров, прошедшем в мае в Санкт-Петербурге, интернет-зависимость (как и зависимость от соцсетей) предложили считать хронической болезнью. Впрочем, речь сегодня не только об относительно безобидных психологических последствиях, о которых так приятно поболтать в соцсетях. Многие жалуются и на невиданный ранее недуг, сказывающийся на физическом состоянии человека,— электромагнитную гиперчувствительность.

Знакомьтесь — американка Дайана Шу из штата Айова. Она долгое время страдала от головных болей, у нее выпадали волосы, бывала сыпь, проблемы со зрением — и все якобы из-за электромагнитного излучения. Бедняга так страдала, что муж даже построил ей специальную клетку — деревянный каркас, два слоя проволочной сетки, герметичная дверь... В конце концов Дайана нашла решение — она переехала в городок Грин-Бэнк в Западной Виргинии. Это уникальное место: оно находится в зоне тишины — в радиусе действия самого большого в мире радиотелескопа. В городке нет Wi-Fi, не ловят мобильные — все по старинке, хотя интернет все же имеется — через обычную телефонную линию. И именно здесь Дайана наконец-то счастлива: «Я могу увидеть рассвет, звезды ночью, могу попасть под дождь»,— делится она радостью. Миссис Шу — не единственный «цифровой беженец», появившийся в городке. Грин-Бэнк пользуется все большей популярностью среди тех, кто, так же как она, страдает от электромагнитной гиперчувствительности. Парадокс в том, что официальная наука до сих пор не признает эту болезнь. К примеру, формулировка Всемирной организации здравоохранения расплывчата: мол, у электромагнитной гиперчувствительности нет четких диагностических критериев, научная связь между этим недугом и воздействием электромагнитных полей не просматривается. Однако пока ученые спорят, люди, не дожидаясь их, спасают себя сами. Собственно, цифровая детоксикация — это и есть такое вот спасение.

Просто сотри меня

Доминик Базалто смеется: о людях, которые уходят из Facebook или даже из интернета, слышал каждый, в большинстве случаев это может оказаться своего рода пиар-ход. Как лучше всего привлечь внимание друзей? Правильно — сказать, что они не смогут связаться с тобой через Facebook.

«В конце концов можно даже решить никуда и не уходить»,— говорит Базалто. И все же цифровая детоксикация — это не выдумка. Эксперт перечисляет: есть примеры турфирм, предлагающих отпуск без технологий («Гораздо дешевле обойдется просто зависнуть на русской даче на выходные — результат будет таким же»,— уверяет Доминик), в некоторых американских ресторанах просят не пользоваться телефоном во время еды, а кое-где идут еще дальше и забирают мобильники у посетителей на входе.

— Цифровая детоксикация — это реально, и вполне реальные люди платят, чтобы «отключиться». Фактически многие визионеры, предприниматели и разработчики — создатели приборов, сетей и приложений, к которым мы пристрастились,— спонсируют и посещают такие лагеря,— подтверждает и Брайан Солис.

Речь не только о США: на днях по лентам мировых СМИ прошла громкая новость из... Шотландии. Здесь некоммерческая организация Scottish Youth Hostelling Association (она помогает молодым людям «найти койку» в Шотландии) вдруг разродилась необычной инициативой. К сентябрю они хотят набрать группу подростков для трехдневного эксперимента — их поселят на удаленном островке без смартфонов, планшетов или Wi-Fi. Сами участники таким образом получат возможность «отключиться» и увидеть, что они упускают в реальной жизни.

Фактически цифровая детоксикация становится целой индустрией: на ней делают имя писатели, становятся известными журналисты. Например, именно после эксперимента Баратунда Турстона, колумниста авторитетного бизнес-журнала Fast Company (Баратунд на 25 дней отказался от интернета), в моду вошло словечко «отключиться» (по англ. unplug).

Как насчет новых интернет-сервисов, помогающих это сделать? Пожалуйста! Сайт Just Delete Me, что переводится как «Просто сотри меня», сегодня есть на многих языках (в том числе и на русском) и пользуется огромной популярностью. А создан он для того, чтобы... удалиться из различных соцсетей и сайтов. Создатели пишут вполне определенно, что многие компании используют специальную технологию, чтобы усложнить процесс удаления аккаунта; обойти ее и призван особый каталог ссылок, размещенный на сервисе. Занятно, что ссылки подразделяются по степени сложности данной процедуры: ну, например, легко распрощаться с Instagram или «Одноклассниками», а вот с YouTube — невозможно!

Мания детоксикации охватила не только западный мир: обеспокоены и на Востоке. К примеру, в Китае засилье «цифры» вообще привело к появлению новой социальной практики — созданию особых лагерей полувоенного типа. В такой лагерь на перевоспитание может сдать свое дитя, проводящее слишком много времени в соцсетях, любой обеспокоенный родитель. Правда, вот перевоспитание будет суровым: среди инструкторов — бывшие военные и применяют они военные методы. К счастью, еще в 2009 году Министерство здравоохранения страны запретило использование электрошоковой терапии, а ведь к ней тоже прибегали для лечения интернет-зависимости. Сегодня в Китае насчитывается примерно 250 подобных лагерей — борьба с недугом XXI века в разгаре. А что в России?

Цифровая гигиена

Как справедливо указывают иностранные эксперты, в России с цифровой детоксикацией сегодня просто: выехал за город, где не ловит сотовая связь и не берет интернет, и расслабляйся. Однако первые эксперименты в формате гаджет-фри у нас тоже идут. Пионер — Томский госуниверситет (ТГУ). Весной там придумали следующее: провели опыты с несколькими добровольцами по ограничению общения в Сети, итогом стал час без соцсетей по всему университету — желающие на это время вышли в офлайн.

Студентка ТГУ Юлия Тоцкая была одним из организаторов, а потом и непосредственной участницей эксперимента. По ее словам, изначально в нем участвовало восемь человек, однако один из них отказался, зато остальные продержались до конца — в качестве отчета они должны были ежедневно предоставлять дневники и даже фотографии своих занятий. Каждый ставил себе определенную задачу: кто-то хотел уменьшить время пребывания в Сети, кто-то заставить заходить туда только в определенные часы и для конкретных задач. Самой Юлии изначально казалось, что она проводит не так уж много онлайн. Однако после подсчета хронометража получилось около трех часов — к концу эксперимента их удалось сократить примерно до часа.

— Я занимаюсь общественной деятельностью, и мне необходимо постоянно выходить в соцсети, писать сообщения и отвечать на них,— поделилась Юля итогами эксперимента с «Огоньком».— Поэтому я рекомендую заранее составлять сообщение в Word. Пишешь, заходишь онлайн, отправляешь и выходишь: потому что, когда сидишь в онлайне, тебе начинают писать люди... Еще  нужно отключать оповещения, если у вас смартфон, потому что это отвлекает от текущих дел.

В планах ТГУ провести еще один похожий эксперимент, уже этой осенью, а тамошние эксперты уверены: как любой человек знает, что нужно время от времени погулять на воздухе или сходить в фитнес-клуб, точно так же нужно устраивать себе дни без интернета — это своего рода культура здоровья.

Ну а что же ученые? Сообщения об экспериментах, связанных как с интернет-зависимостью, так и с электромагнитной гиперчувствительностью, приходят едва ли не каждый день. Есть опыты, доказывающие существование этих недугов, есть и те, где получают прямо противоположные данные. А недавно наметился и еще один интригующий поворот. Возможно, он все же поставит точку в затянувшихся спорах.

Доктор Михаэль Виттхоф из Университета Иоганна Гутенберга (Майнц) совместно с коллегой из Королевского колледжа в Лондоне провел следующий эксперимент: 147 участникам показали телевизионный репортаж, одна группа смотрела документальный фильм о потенциальной опасности для здоровья Wi-Fi и мобильников, другая — о безопасности интернета и сотовых данных. Затем на обе группы воздействовали с помощью Wi-Fi — на самом деле он не работал. Так вот 54 процента участников сообщили о беспокойстве, страхе, потере концентрации, покалывании в пальцах, руках, ногах, ступнях. Двое участников вообще покинули эксперимент, так как симптомы стали невыносимыми. Выяснилось, что они были наиболее сильны у тех, кто смотрел документальный фильм об опасности излучения. Таким образом, установили ученые, налицо так называемый эффект ноцебо — когда нечто, на самом деле никак не влияющее на пациента, вызывает у него отрицательную реакцию. Поэтому, заключает доктор Виттхоф, ученые и журналисты должны работать совместно, плечом к плечу, чтобы сообщения о возможных рисках для здоровья от новых технологий были точны настолько, насколько возможно. Получается, перед нами очередная общемировая фобия? Однозначного ответа исследователи пока не дают.

Кирилл Журенков 
"Огонек"
Advertology.Ru

25.07.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.03.2024 - 10:46
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация