Интервью

"Черный PR - это идеальный способ конкурентной борьбы" - Антон Вуйма

"Черный PR - это идеальный способ конкурентной борьбы" - Антон ВуймаЧерный PR, построенный на вранье, обречен на провал, считает генеральный директор санкт-петербургского информационного агентства "Духовное Наследие" Антон Вуйма. Его стратегия состоит в том, чтобы обнаружить у конкурента реальный дефект и предать его гласности от лица какой-нибудь общественной организации.

В интервью "ДК" известный пиарщик рассказал, как правильно выстроить нападение, и каких действий в отношение попавшей под прицел "жертвы" нельзя совершать ни при каких обстоятельствах.

Заказы на черный PR не всегда можно четко разделить на политические и "бизнесовые". В апреле этого года атаке PR-специа- листов Антона Вуймы подвергся известный музыкант Юрий Башмет, который, будучи председателем садоводческого общества, продал заповедный лес в Одинцовском районе Подмосковья, недалеко от Рублево-Успенского шоссе. Антон Вуйма рассказывает: "Лес хотели вырубить и застроить элитными коттеджами. Цель была: спасти часть леса, находящуюся напротив дома нашего заказчика. Мы провели несколько акций, в част- ности, митинг одинцовских елок на Тверской: 70 людей шли по улице в костюмах елок, а за ними гнались 20 "масок" Башмета с резиновыми топорами". "Еловый" протест не остался без внимания СМИ. Более того, депутаты Госдумы вскоре взяли на рассмотрение поправки в Лесной кодекс

Несколько недель назад Антон Вуйма по приглашению "Агентства развития бизнеса" и журнала "Бизнес-ключ" приезжал на Южный Урал учить челябинских бизнесменов черному PR, и в перерыве между мастер-классами встретился с корреспондентом "ДК".

Существует множество трактовок понятия "черный PR". Что вы сами вкладываете в этот термин, и чем "наши" технологии отличаются от тех, что применяются на Западе?

- В зарубежной литературе понятия "черный PR" нет. Мой издатель на одной лондонской выставке показал книгу "Черный PR: защита и нападение", и иностран- цы очень удивились. Один из участ- ников выставки даже спросил: "Это что, PR негров?" Говорят, первым кто озвучил термин "черный PR", был Виктор Пелевин. Вообще, под этим подразумевают распространение негативной информации о ком-либо с целью нанести ему ущерб. Конечно, западные компании применяют негативный PR, но он всегда замаскирован под высшие ценности. Это может быть защита экологии, борьба за демократию, права потребителей или национальных меньшинств и так далее. В принципе, и мы делаем PR по западным стандартам. Лес на Рублевке спасали по этому же принципу: от лица "Зеленого дозора", который был создан специально для проведения таких акций ("Парад одинцовских елок" проходил под эгидой межрегиональной общественной организации "Зеленый дозор-XXI век". - Прим. ред.). Экология - замечательная тема. Через общества по защите окружающей среды можно бороться с любым заводом. Для этого создается искусственная экологическая организация, которая и начинает сражаться с конкурентом заказчика. Конечно, объект заказа должен и в самом деле вредить экологии, но для российских заводов это не "проблема".

Разве черный PR, построенный на ложной информации, менее эффективен? Пусть ложь впоследствии раскроется, но ущерб-то бизнесу будет нанесен вполне реальный. Ведь объек- ту заказа понадобятся средства для восстановления репутации

- Черный PR - идеальный способ конкурентной борьбы, но если он основан на вранье, его легко разоблачить. Компания себя дискредитирует, и это может повлиять на ее рыночные позиции. Самый сильный черный PR, как правило, построен на правдивой информации. Нужно найти у конкурента реальный дефект, затем его обнародовать, а потом уже следить за реакцией целевой аудитории. Эта технология очень распространена, особенно на Западе. Sony, например, постоянно ищет дефекты у Panasonic. Допустим, реклама гласит, будто магнитофон Panasonic извлекает звуковой мощности на 10 ватт больше, чем на самом деле. Если конкуренты обнаружат обман - все. Очень скоро эта информация появится во всех СМИ!

Производитель моющих средств Unilever как-то имел неосторожность выпустить стиральный порошок, который был в два раза дешевле эконом-марки порошка Procter&Gamble, и тем самым причинил огромный ущерб конкуренту, фактически выдавив с рынка его продукцию. В ответ Procter&Gamble сделал грубейший черный PR. Компания заявила, что новый Persil, порошок от Unilever, калечит ткань. Исследования подтвердили, что при высокой концентрации вред есть, но если класть порошок по инструкции, все будет нормально. Если уровень раствора порошков Procter&Gamble будет зашкаливать за пределы норм, тоже ведь ничего хорошего не получится Тем не менее, обиженные конкуренты провели исследования, выявили дефект и, как следует, на нем "поиграли". В результате новый Persil попал в немилость общества защиты прав потребителей Германии.

Получается, борьба при помощи черных PR-технологий может дорого обойтись обеим сторонам?

- Конечно, такие последствия не исключены. Но в этой борьбе однозначно выигрывает потребитель. Производитель показывает "подштанники" своего конкурента, высвечивает его дефекты, и тот вынужден их устранять. Почему российская техника, к примеру, автомобили, так уступает импортной? Потому что если западный производитель будет выпускать некачественную продукцию, то конкуренты его "заклюют". В отличие от России за границей черный PR очень хорошо развит. У нас же контроль качества на многих предприятиях "хромает" в основном из-за слабого развития экономического черного PR. Один мой знакомый работал на заводе Philip Morris. Он следил за станком, который обрабатывает фольгу и ставит на ней маленькую этикеточку. Так вот, он допустил одну ошибку, и станок начал ставить этикетку чуть-чуть не в том месте. В итоге всю партию товара стоимостью $14 тыс. уничтожили, прогнав через "мясо- рубку", а виновника выгнали с работы. На российском производстве сигарет никто бы не стал заострять на этом внимание. Подумаешь, не там этикетка, у нас и гораздо более серьезные дефекты проходят Поэтому черный PR в России просто необходим.

В каком случае кампания, построенная на черном PR, считается проваленной?

- Бывает, мы атакуем чиновника, который проворовался на взятках, а он еще долго остается в прежней должности. Долбаем со всех сторон, а его еще и повышают. Черный PR коварен тем, что если вы неправильно его сделали, то он превращается в рекламу тому, против кого вы работали.

Выполнение заказа обычно идет от лица общественной организации, но достаточно ли этого для полной уверенности в конфиденциальности?

- Имя заказчика может стать известно, если он нанял плохое агентство. На своем сайте я откровенно обнародую информацию о некоторых компаниях, с которыми мы работали. Заказчику не нужна конфиденциальность, если при оглас- ке он будет выглядеть национальным героем. Например, та история с лесом на Рублевке. Мы делали в чистом виде черный PR, но при этом совершали благое дело: спасали уникальные сосны от злост- ных вредителей. Заказчику медаль за это надо давать! Другой пример: мы делали черный PR мусорной свалке в поселке Морозовка под Санкт-Петербургом. К зданию правительства Ленинградской области вышли 50 бабушек, каждая из которых принесла с собой пакет мусора. Вывалили все неподалеку от входа и устроили митинг. Наделали много шума, и свалку, которая действительно была экологически вредной и располагалась в незаконном месте, закрыли. Заказчик после этого, уничтожив своих конкурентов, выиграл выборы.

Но в большинстве случаев, наверное, маскировка все-таки необходима?

- Да, имена заказчиков не всегда можно обнародовать. Примерно 80% от общего числа наших клиентов остаются в тени. Маскировка нужна, чтобы заказчика, грубо говоря, не "убил" тот, против кого он сражается. Если объект черного PR раньше времени обнаружит, что он под прицелом, то может инициировать ответную кампанию или надавить с помощью административных мер Прежде чем публиковать информацию на сайте, мы ждем минимум полгода и спрашиваем разрешения заказчика. Иногда разрешают, при этом обычно просят не упоминать имен. Иногда уровень конспира- ции таков, что вычислить нас практически нереально: мы используем сотовые телефоны, зарегистрированные на другие лица, в Интернет выходим по ноутбукам, которые выбрасываем через 5 минут после использования Наш человек выезжает в лес, сбрасывает информацию во все СМИ, после чего исчезают и ноутбук, и телефон.

Такая маскировка, вероятно, затруд- няет раскрутку вашего собственного бренда?

- Для саморекламы приходится проводить демонстрационные акции, которые соответствуют концепции черного PR. Так называемый "заказ без заказа". Сейчас, например, мы делаем черный PR против дарвинизма. Сам лично в таких акциях я участвую как одно из главных действующих лиц, поэтому часто попадаю в прессу. (Недавно в Санкт-Петербурге был принят к рассмотрению судебный иск к Министерству науки и образования РФ против изучения в школах теории эволюции Чарльза Дарвина. Истец - отец 15-летней школьницы Кирилл Шрайбер - считает безальтернативное преподавание этой теории ущемлением прав детей на иные представления о происхождении человека. - Прим. ред.).

Выпуск книги "Черный PR: защита и нападение", очевидно, можно считать одним из элементов саморекламы Почему именно черный, а не белый?

- По моему мнению, подкрепленному нашими исследованиями, белый PR в России не известен. "Черный PR" звучит более эпатажно и продается гораздо лучше. В нашей стране PR ассоциируется исключительно с черным цветом. Но книжка-то, по сути, о белом PR, о черном - только одна глава Белым мы тоже активно занимаемся. Недавно способство- вали установлению мирового рекорда в области энергетики. Энергомонтаж- ная компания "УНР-427" установила рекорд Гиннеса в скорости строительства типовой трансформаторной подстанции. Обычно такие подстанции ставят по полгода, а они доказали, что способны уложиться в 4 дня. А прямо сейчас в Санкт-Петербурге проходит митинг за нравственность на российском ТВ. Это частично демонстрационный, частично заказной проект. Среди участников акции много известных имен: ректор СПбГУ Людмила Вербицкая, глава городского комитета по народному образованию, ректоры других вузов, известные певцы И 500 студентов. Первый такой митинг, на котором присутствовало всего 6 человек, я провел год назад от лица "Общества юных PRнеров". Есть у меня такая организация начинающих PR-щиков, в черно-белых галстуках ходят, с флагами. Цель этой акции - создание совета по нравст- венности при российских телеканалах. Судя по всему, такой совет будет все же создан. Депутаты Госдумы уже заявили о готовности пойти навстречу. Фактически это будет цензура, но замаскированная под контроль нравственности. Вероятно, противники постараются всячески обругать эту инициативу, но именно так все и просчитано, тем самым они только повысят резонанс. Если на вас нападают при помощи черного PR, не надо пытаться оправдываться и заявлять во всеуслыша- ние, что вы этого не делали. Лобовой ответ на атаку только усиливает эффект акции и работает на руку заказчику.

Итак, "железные" правила грамотного черного PR - правдивая информация и нападение от лица общественной организации. Есть какие-нибудь еще обязательные нюансы?

- Атаковать нужно те свойства объек- та, которые имеют ключевое значение для целевой аудитории. Если, допустим, речь идет о молочной продукции, то целевую аудиторию не следует убеждать в том, что директор молочного комбината - развратник и дебошир (даже если так оно и есть). Нужно акцентировать внимание аудитории на качестве продукта, его свежести, натуральности и т. д. Российские производители создают потрясающие возможности для черного PR, и просто надо уметь этим пользоваться. Недавно мы исследовали консервированную селедку без костей и обнаружили содержание вещества, которое растворяет костную ткань. Понятно, что действие этого вещества направлено на рыбные косточки. Но если человек употребляет эту селедку длительное время, то слабеют и начинают ломаться его собственные кости! Блестящая возможность для черного PR.

досье

Антон Вуйма
генеральный директор ИА "Духовное Наследие"
образование: В 1998 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (специальность "Продюсер шоу-бизнеса").
В 2000 г. окончил аспирантуру того же вуза и защитил кандидатскую диссертацию по культурологии. Преподавал рекламу и PR в трех вузах Санкт-Петербурга. Создал исследовательский центр по разработке теории виртуальных понятий.
карьера: В 2001 г. открыл PR-агентство "Вуйма", занимался организацией PR и рекламных кампаний для санкт-петербургских и московских корпораций.
В 2002 г. создал цикл учебных семинаров по PR для бизнесменов России. Начал активную деятельность в области политического PR. Занял должность зампредседателя Северо-Западного отделения Социалистической Единой Партии России "Духовное Наследие". В рамках этой партии создал одноименное PR-агентство.
С 2002 по 2005 гг. агентство "ДН" выполняло заказы таких компаний, как Crysler Jeep, "Чупа¬Чупс", "Сбербанк России", международная корпорация Sela, завод автофургонов "Энергия", ИА "Росбалт", Pukkila, "Выборгская топливная компания", "Пискаревский молочный завод" и др.

Станислав Смирнов
dkvartal-rostov.ru

24.10.2007

на печать


Комментарии

24.06.2008 9:54 | сообщение #1
 

Антон Юрьевич жжоте! Привет!

Шульга
25.06.2008 9:07 | сообщение #2
 

Еще один рекламист купился на псевдонауку "гуру провокационного маркетинга"... Сочувствую. Разуйте глаза, господа! Юний Давыдов - просто опытный авантюрист и манипулятор. Никогда никому не нужно слепо верить! Думайте своим умом! Рассержен Рассержен Рассержен

Лена с Васильевского
25.06.2008 9:35 | сообщение #3
 

Шульга писал(а):
Еще один рекламист купился на псевдонауку "гуру провокационного маркетинга"... Сочувствую. Разуйте глаза, господа! Юний Давыдов - просто опытный авантюрист и манипулятор. Никогда никому не нужно слепо верить! Думайте своим умом! Рассержен Рассержен Рассержен



Да вы с ума сошли! Никакого отношения к ЮД автор этой статьи не имеет! Если вы внимательно прочитаете статью Антона, поймете, что он не ученик и не последователь Давыдова (и уж тем более не фанат!), просто занимается отчасти тем же, что и "великий и ужасный". И своего ума ему (АНТОНУ!) не занимать!

merso
25.06.2008 10:07 | сообщение #4
 

"С 2002 по 2005 гг. агентство "ДН" выполняло заказы таких компаний, как Crysler Jeep, "Чупа¬Чупс", "Сбербанк России", международная корпорация Sela, завод автофургонов "Энергия", ИА "Росбалт", Pukkila, "Выборгская топливная компания", "Пискаревский молочный завод" и др."

Просто бред какой-то. Работаю в Sela более 7 лет. Естественно, А.Вуйма и рядом не стоял, никаких "заказов" ему никто здесь не поручал. Ребята-акробаты, кого вы лечите? А вообще-то журналистам нужно более тщательно проверять информацию, о которой они пишут.

наблюдатель
27.06.2008 8:57 | сообщение #5
 

упс! Удивлен
Нда, неловко получилось...
Засыпаю

Вася
28.07.2008 9:45 | сообщение #6
 

Цитата:
Просто бред какой-то. Работаю в Sela более 7 лет. Естественно, А.Вуйма и рядом не стоял, никаких "заказов" ему никто здесь не поручал. Ребята-акробаты, кого вы лечите? А вообще-то журналистам нужно более тщательно проверять информацию, о которой они пишут.


А вы к Пикаревскому, владельцу Селы зайдите, и спросите, знает ли он кто такой Вуйма....

Если вы работает уборщицей в СЕле, то вам и необязательно знать кто есть Вуйма

Артем Лозовой
30.07.2008 17:05 | сообщение #7
 

Текст и правда выглядит смешно. Но может быть этот ВУЙМА указывает клиентов типа Сбербанка России и пр., в рассчете что они на него подадут в суд и таким образом он засветится. Говорят, есть такая стратегия даже...

aton
31.07.2008 15:01 | сообщение #8
 

А слышали, коллеги, какой ужас сейчас твориться с агентсвом "МИАН"? Это, по-Вашему, не заказ?

Аlla Kirich
31.07.2008 16:30 | сообщение #9
 

2 aton.
Не надо сравнивать МИАН с этим пареньком. Может, он и талантливый чел, но его ведь никто не знает и без скандала вряд ли узнает. А МИАН серьезная структура, про них СМИ готовы бесплатно писать. ИМХО, разумеется.

Димон
04.08.2011 17:07 | сообщение #10
 

Аlla Kirich писал(а):
2 aton.
Не надо сравнивать МИАН с этим пареньком. Может, он и талантливый чел, но его ведь никто не знает и без скандала вряд ли узнает. А МИАН серьезная структура, про них СМИ готовы бесплатно писать. ИМХО, разумеется.

Я вот про Вуйму слышал, а про ваш миам не слышал никогда. Так что не надо рассказывать про его крупность и напыщенность

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.03.2024 - 08:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация