Статьи

Чиновники задумали ограничить общение в мессенджерах

Чиновники задумали ограничить общение в мессенджерах

Роскомнадзор хочет привязать эти сервисы к операторским сетям связи.

В распоряжении «Ведомостей» оказалась копия законопроекта, регулирующего работу мессенджеров в России. Его авторы предлагают внести в законы «Об информации...» и «О связи» поправки, дополняющие их новым понятием «информационно-коммуникационных сервисов» – «услуг передачи текстовых, голосовых и графических сообщений, технологически неразрывно связанных с услугами связи, оказываемыми третьими лицами на сетях передачи данных операторов связи».

Речь прежде всего о мессенджерах, считают ознакомившиеся с текстом документа сотрудники нескольких интернет-компаний и операторов связи; впрочем, теоретически под действие закона могут подпасть и социальные сети – в них тоже можно обмениваться сообщениями.

Авторы законопроекта предлагают, во-первых, сделать так, чтобы компании-разработчики таких сервисов могли работать в России только по договору с операторами связи. И, во-вторых, заставить их уведомлять о своей работе уполномоченный орган – Роскомнадзор. Если же сервис нарушит закон, правила оказания услуг связи или договор с оператором, то последний должен заблокировать пропуск его трафика, пока тот не исправится.

Мессенджеры авторы законопроекта называют «организаторами распространения информации», которые «должны обеспечивать прием и передачу сообщений в сетях операторов». Причем обмен сообщениями может происходить, по их мысли, только между идентифицированными пользователями. Получается, мессенджеры должны сами их идентифицировать, а заодно ограничивать нежелательные рассылки массовых сообщений и информации, распространяемой с нарушением закона. Это может быть спам, а может быть, например, и нежелательная политическая реклама во время выборов, рассуждает менеджер одного из крупных операторов.

Очевидно, что государство хочет ужесточить контроль над такими сервисами, констатирует сотрудник одной из телекоммуникационных компаний. Причем перспектив оспаривания этой инициативы не видно, сетует он.

Разработал этот законопроект Роскомнадзор, утверждают сотрудники телекоммуникационных и интернет-компаний. Сейчас он обсуждается в рабочей группе, в которую входят чиновники и представители операторов, говорит один из них.

Он утверждает, что Роскомнадзор выполняет поручение администрации президента, настаивающей на необходимости регулировать эти сервисы в связи со сложной геополитической ситуацией. Человек, близкий к Роскомнадзору, подтвердил, что его эксперты участвуют в подготовке такого документа и что его инициатор – Кремль.

За взаимодействие с интернет-отраслью и выработку согласованных мер по ее совершенствованию в администрации президента отвечает первый заместитель ее руководителя Вячеслав Володин, говорит собеседник «Ведомостей» в управлении внутренней политики Кремля. Но законопроект о регулировании мессенджеров через это управление «точно не проходил» и у Володина не обсуждался, уверяет чиновник. У информационных технологий имеется в Кремле еще один куратор – помощник президента Игорь Щеголев; связаться с ним во вторник не удалось.

Обсуждения такого законопроекта идут, но комментировать пока нечего, говорит представитель государственного «Ростелекома». Представитель Роскомнадзора отказался от комментариев.

Сейчас мессенджеры и подобные им сервисы находятся в «серой зоне», считает сотрудник крупного оператора. На сетях операторов связи уже давно установлена система СОРМ, позволяющая следственным органам слушать разговоры и читать переписку абонентов, напоминает он, а мессенджеры «прослушать» нельзя, хотя во многих случаях они уже замещают сервисы операторов. Этого не отрицают и сами операторы: например, по данным МТС, в ее общем мобильном трафике доля социальных сетей и мессенджеров – 23%.

У большинства крупных иностранных компаний – разработчиков мессенджеров (например, Skype и WhatsApp) нет представительств в России и воздействовать на них регулятору сложно, продолжает собеседник «Ведомостей». Поэтому, предполагает он, законодатели и решили создать механизм блокировки – вроде того, что используется при закрытии сайтов, нарушающих российские законы.

Такой механизм противоречит логике развития телекоммуникационного рынка – голосовая связь все больше перетекает в интернет, возмущается сотрудник одного из операторов. Если установить на этом пути преграду, общение перетечет куда-нибудь еще – например, в чаты онлайн-игр, считает он. Общение в мессенджерах, как правило, организовано по протоколу P2P (прямой обмен между пользователями без центрального сервера), рассказывает он. Конечно, разработчиков этих сервисов можно принудить заключать договоры с операторами связи, рассуждает собеседник «Ведомостей», но это будет нарушение нормы Гражданского кодекса о свободе договора.

Ежегодные потери российских операторов мобильной связи от мобильных мессенджеров аналитики J’son & Partners Consulting оценивают в 15–20 млрд рублей, или около 2% выручки. 

Чиновники задумали ограничить общение в мессенджерах.

Сотовые операторы еще в 2013 году пытались обратить внимание чиновников на зарубежные сервисы онлайн-коммуникаций, деятельность которых в России не регулируется и которые не берут на себя (уверяли операторы) никаких обязательств. Российские операторы инвестируют миллиарды долларов в строительство сетей, а иностранные онлайн-сервисы бесплатно ими пользуются – это неправильно, возмущались представители сотовых компаний. Тогда, правда, чиновники не откликнулись на их призывы подрегулировать ситуацию. Вчера сами представители сотовых компаний не захотели комментировать ситуацию.

По сути, это попытка применить систему СОРМ к мессенджерам, считает топ-менеджер крупной интернет-компании. С одной стороны, это ограничивает свободное распространение информации и конкуренцию на рынке, рассуждает он: российские компании исполняют законы о регулировании интернета, а зарубежные – не всегда, у государства же не хватает воли добиться строгого исполнения закона и закрыть нарушителей. С другой – государство должно следить за безопасностью и если оно уже делает это на сетях операторов связи, то не ясно, почему интернет-сервисы должны быть исключением, добавляет собеседник «Ведомостей», тем более что о регулировании мессенджеров в связи с угрозой терроризма уже заговорили и в других странах.

Viber старается соответствовать законодательству стран, в которых работает, и готова сотрудничать с операторами, заявляет представитель компании Елена Грачева. Но Viber всегда исходит из интересов пользователей, добавляет она: например, если те не желают идентифицировать себя и регистрируются под никнеймами, то сервис не может принудить их поступать иначе. Не хранит Viber на серверах и переписку пользователей. По словам Грачевой, компания уже сталкивалась с блокировками в некоторых странах Азии, но облачные сервисы сложно заблокировать окончательно, поэтому даже в этих странах Viber продолжает работать.

Представители Google, Microsoft, Mail.ru Group отказались от комментариев. Впрочем, МТС на днях сообщила, что запускает свой собственный мессенджер – с платными IP-звонками и сообщениями, но бесплатным интернет-доступом. Запросы «Ведомостей» в Facebook, WhatsApp, Telegram остались без ответа.

Анастасия Голицына (vedomosti.ru)
Advertology.Ru

09.12.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.03.2024 - 14:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация