Качество кандидатов на российском рынке труда в 2015 году
В 2015 году уровень опытных специалистов вырос, а вчерашние студенты выходят на рынок с завышенными зарплатными ожиданиями.
В июле-августе 2015 года международное рекрутинговое агентство Kelly Services провело ежегодное исследование «Качество кандидатов на российском рынке труда», оценив уровень соискателей в 12 регионах России. По мнению экспертов, средний уровень специалистов и кандидатов начального уровня увеличился, а средняя оценка руководителей не изменилась. При этом занятые кандидаты стали менее охотно менять текущего работодателя и внимательнее подходить к выбору нового места работы.
Рекрутеры оценивали соискателей по пятибалльной системе, где 1 – наихудшая оценка, а 5 – это финалист, который, скорее всего, будет трудоустроен в ближайшее время. К традиционным критериям оценки кандидатов по уровню образования, специализации, знанию иностранных языков, профессиональному и управленческому опыту, в этом году добавились соответствие дресс-кода и зарплатных ожиданий кандидата.
Согласно результатам исследования, средняя оценка российских работников выросла по сравнению с прошлыми годами и в 2015 году составила 3,68 балла, продолжив тенденцию роста среднего уровня кандидатов, свойственную рынку в последние годы (в 2012 году средний бал – 3,24, в 2013 – 3,58, в 2014 − 3,68).
Уровень роста среднего балла между занятыми и не занятыми кандидатами в 2015 году практически пропорционален. Интересно, что уровень работающих кандидатов (3,82 балла) существенно отличается от уровня соискателей, находящихся в поиске (3,56). Такая разница в оценках, обусловлена тем, что на рынке много невостребованных кандидатов, чьи навыки не соответствуют требованиям компаний.
Если сравнить кандидатов по профессиональному уровню, наибольший рост качества произошел среди работников Начального уровня (3,41 по сравнению с 3,13 в 2014 году) и Специалистов (3,7 по сравнению с 3,5 в 2014 году). Оценка Руководителей не смогла подняться на уровень 2013 года (2013 – 4,06) и осталась на уровне 3,81 балла, как и в 2014 году.
Количество «джоб хопперов» – кандидатов, часто меняющих место работы, – в 2015 году достигло рекордного минимума. Среди занятых кандидатов менее года на последнем месте проработали 1% опрошенных, среди неработающих количество кандидатов, которые работали на последнем месте менее 12 месяцев составило 7%. Эксперты Kelly Services связывают такой рост преданности работников с экономической нестабильностью и страхом не найти адекватную замену текущему работодателю.
Сравнение средней оценки кандидатов по индустриям показало сферы, в которых качество соискателей выросло (ИТ/Телеком, Фармацевтика, Транспорт, Финансы, Розничная торговля: от 3,6 до 3,9 балла) и области, в которых работодателям стало сложнее найти кандидатов, соответствующих их требованиям (сферы Машиностроение – 3,3, Розничная торговля – 3,6).
При сравнении средней оценки кандидатов по специализациям можно отметить рост уровня кандидатов в области Бухгалтерии, Управление производством, HR, Продаж, а также в Управлении производством. Небольшое снижение зафиксировано среди Инженеров и технических специалистов, Финансистов и Административного персонала. Самая высокая оценка сохраняется за соискателями в области Маркетинга.
Еще один фактор, который не позволяет большинству российских кандидатов достичь уровня высоко востребованного специалиста – владение иностранными языками. Больше половины респондентов (71%) плохо знают английский или не владеют им вовсе. Наибольший процент кандидатов, превосходно или хорошо владеющих английским языком, среди претендентов на должности топ менеджмента – 67%, а среди линейных руководителей − 31%, специалистов – 29%. Наибольший процент совершенно не владеющих английским зафиксирован среди специалистов (34%) и кандидатов начального уровня (35%). В качестве второго иностранного языка соискатели чаще всего указывают немецкий, испанский и французский.
Интересно распределение зарплатных ожиданий в зависимости от сферы деятельности кандидата. Наиболее адекватно оценивают свою стоимость на рынке кандидаты из Медицины, Электроники/Электротехники, ИТ/Телекоммуникаций, Фармацевтики, сферы Финансы/Инвестиции /Страхование и Туризма. Самое большое количество кандидатов с завышенными зарплатными ожиданиями отмечено в Строительстве и Недвижимости, а также Ритейле. Менее притязательны соискатели в секторе Гостеприимства и Машиностроении.
При этом наибольшее количество кандидатов с завышенными зарплатными ожиданиями встречается среди соискателей Начального уровня (в основном, студентов без опыта работы). Примерно пятая часть (19%) претендует на несоответствующую по оценкам рекрутеров их профессиональным навыкам зарплату. Наибольшее количество кандидатов с заниженными зарплатными ожиданиями отмечено среди Линейных руководителей (13%). Специалисты данной категории часто занижают свои требования ради возможности получить работу в известной компании.
Наибольшее количество кандидатов, внешний вид которых соответствует или полностью соответствует вакансии, отмечено среди Топ менеджеров (81%). Количество кандидатов, соответствующих дресс-коду среди Линейных руководителей − 68%, Специалистов − 65%. Наименьшее внимание внешнему виду уделяют соискатели Начального уровня. Немногим более половины (55%) из них были одеты в соответствии с требованиями вакансии, на которую они претендуют.
Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly: «Сегодня Занятые кандидаты внимательно подходят к выбору нового места работы, предпочитая лишний раз не рисковать и лучше «пересидеть» кризис. При этом среди свободных кандидатов конкуренция усиливается. Интересно, что в этих условиях зарплатные ожидания у вчерашних студентов без опыта работы растут. Однако даже если компания-работодатель не может найти подходящего кандидата, вряд ли на работу возьмут более «слабого». Скорее будут искать того, кого им нужно, пока не найдут».
23.09.2015
Еще статьи по теме
- Какие качества у сотрудников ценятся при работе в digital-агентстве в 2024 году - 13.03.2024
- В 3 раза больше специалистов в сфере маркетинга вышли на рынок труда после введения санкций - 16.12.2022
- Реклама в офлайне, дизайн в ритейле и востребованность переводчиков - 23.09.2022
- SuperJob: почти каждый третий PR-менеджер, маркетолог и дизайнер отметили негативное влияние пандемии на карьеру - 18.08.2022
- SuperJob: вакансий в маркетинге, рекламе и PR стало больше на 6% - 20.07.2022
- Курьеры и копирайтеры – одни из самых популярных профессий среди самозанятых - 22.06.2022
- 66% коммуникационных компаний не планируют снижать зарплату - 20.04.2022
- Каждый пятый опрошенный россиянин планирует стать SMM-менеджером или маркетологом - 01.04.2022
- Количество вакансий в маркетинге рекламы за прошедшую неделю снизилось на 10% - 23.03.2022
- Маркетологи чаще пиарщиков остаются на связи в отпуске - 30.08.2021
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий