Новости

Россию выталкивают за инвестиционный порог

Россию выталкивают за инвестиционный порог

Международное агентство Moody's последним из трех ведущих рейтинговых агентств снизило рейтинг России на одну ступень, до уровня Baa2. В агентстве фиксируют негативное влияние санкций, введенных в отношении российских банков и компаний, и предупреждают о потерях в связи с дальнейшим ослаблением рубля: девальвация валюты обойдется экономике слишком дорого, считают в Moody's. Снижение этого рейтинга может быть не завершением, а началом нового раунда снижения суверенных рейтингов России; главный аргумент Moody's — слабость рубля при снижении нефтяных цен — может быть аргументом и для Standard & Poor's, которое опубликует оценку платежеспособности РФ в конце начавшейся недели.

Рейтинговое агентство Moody's Investors Service пересмотрело кредитную оценку госдолга России в сторону понижения — с Baa1 до Baa2, от неинвестиционного уровня РФ теперь отделяет одна ступень, прогноз по рейтингу — негативный. Новый рейтинг сопоставим с оценкой агентства Fitch, опубликованной в конце июля (BBB, прогноз негативный), но по-прежнему на одну ступень выше оценки, выставленной другим международным агентством Standard & Poor's еще в апреле 2014 года (BBB–), ближайший пересмотр рейтинга по версии S&P намечен на конец этой недели.

В Moody's указывают, что по сравнению с июнем 2014 года, когда комитет агентства воздержался от изменения рейтинга, новой угрозой кредитоспособности РФ стало расширение санкций США и ЕС в отношении российских госбанков и крупнейших компаний ТЭКа. Эти ограничения, по оценке Moody's, уже привели к снижению инвестиционной активности, а запрет на поставки оборудования для нефтяной отрасли скажется на сокращении добычи углеводородов в перспективе пяти лет.

Напомним, в апреле—августе 2014 года угроза, связанная с эмбарго на поставки преимущественно американской (по месту производства или сборки и в большей степени по юрисдикции компаний—владельцев патентов на технологии в нефтяной отрасли) техники и технологий для нефтегазовой отрасли, еще, по сути, не оценивалась рейтинговыми агентствами. Информации о том, насколько серьезными будут ограничения, по существу, не было; до лета 2014 года российские компании склонны были вообще отрицать будущее влияние на российский ТЭК этих ограничений. Первое серьезное публичное выступление по этому поводу состоялось в сентябре 2014 года — в Сочи на встрече с Дмитрием Медведевым крайне резко описывал ситуацию глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, причем его выступление сильно удивило премьер-министра. В октябре 2014 года Минпромторг начал разработку программы частичного замещения импорта в ТЭКе (китайскими и российскими разработками) — однако успешность или неуспешность этой программы будет понятна именно тогда, когда станет ясен и полный масштаб влияния технологического эмбарго на РФ.

Сильнее всего, однако, российская экономика (а, значит, и рейтинги) в краткосрочной перспективе страдает от ограничения доступа к зарубежным кредитам: наряду с оттоком капитала и низкими ценами на нефть этот фактор из-за ослабления рубля является основной угрозой состоянию международных резервов РФ, значительный объем которых, в свою очередь, является ключевым условием сохранения рейтинга, фиксируют в агентстве. Заметим, с начала года резервы сократились на 11%, до $454 млрд. Из-за невозможности рефинансировать полученные кредиты снизить объем внешней задолженности пришлось и российским банкам. По данным ЦБ РФ, их долг суммарный долг перед зарубежными кредиторами снизился с начала года на $105 млрд (до $192 млрд), большая часть сокращения пришлась как раз на третий квартал. «Фактически все внешние рынки сегодня закрыты»,— заявлял еще в сентябре глава Сбербанка Герман Греф, указывая на потребность банков в переходе на внутреннее финансирование. До конца текущего года российским заемщикам, в том числе корпоративным, придется сократить объем долга еще на $150–160 млрд (с текущих $680 млрд), оценивал ранее министр экономики Алексей Улюкаев (см. материал на стр. 9). Во многом меры по сохранению бизнеса через выплаты внешнего долга и отражаются на российском рубле.

Отметим, рейтинговое действие Moody's с сегодняшнего дня должно само по себе стать фактором для дальнейшего снижения рубля даже без падения нефти — но в большей степени этот фактор будет играть в случае, если к Moody's с переоценкой перспектив платежеспособности экономики РФ присоединится S&P, а затем Fitch. Модели, по которым рейтинговые агентства оценивают платежеспособность России, схожи, изменения ее платежеспособности за лето S&P ранее в оценки не включало.

То, что Moody’s сохранила прогноз рейтинга РФ негативным,— в этом плане скорее плохой сигнал, из этого, очевидно, следует, что рейтинговые агентства в целом считают риски экономики России пока реализовавшимися не полностью.

Компенсировать потери от уже состоявшейся девальвации рубля (минус 20% с начала года, минус 13% за последний квартал) не сможет и улучшение торгового баланса: профицит текущего счета покрывает не более 60% оттока капитала из страны за три квартала этого года ($85 млрд), подсчитали в Moody’s. Положительного эффекта от импортозамещения в агентстве также не ждут: темпы роста ВВП продолжат снижаться, и в следующем году спад может составить 1% (после роста на 0,5% в этом году), заявила агентству Bloomberg аналитик агентства Moody’s Кристин Линдоу. «Чем дольше продлятся санкции, тем больше будут потери от снижения инвестактивности и потребления и, как следствие, промышленного выпуска»,— заключают в Moody’s.

Напомним: Россия обладает сейчас, по оценкам МВФ, наименьшим внешним долгом среди всех стран-нефтеэкспортеров, в десятке крупнейших экономик мира у нее самый низкий внешний долг — даже увеличение его в несколько раз сохранит «закредитованность» России на уровне ЕС. Но проблемой является, с одной стороны, невозможность «закредитоваться», то есть занять на внешнем рынке ресурсы для восстановления инвестиций, с другой стороны — опасность снижения суверенного рейтинга до неинвестиционного уровня. Последнее сделает невозможным приток неспекулятивного капитала в РФ в течение нескольких лет, частные инвесторы традиционно крайне осторожно инвестируют в «неинвестиционные страны» с точки зрения «рейтинговой тройки», а для крупных институтов коллективных инвестиций США и ЕС (равно как и наиболее ориентированных на Запад аналогичных институтов Азии) такие инвестиции будут невозможны согласно мандатам фондов. Уход России обратно за «инвестиционный порог», очевидно, может иметь и внутриполитическое, и внешнеполитическое измерение. Даже рост цены нефти и краткосрочная стабильность рубля на этой неделе вряд ли что-то изменят: все изменения, которые повлияют на будущий рейтинг РФ в рейтинге S&P, уже произошли.

Дмитрий Бутрин, Татьяна Едовина (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

20.10.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 06:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация