Интервью

"Бренд города - это не просто надпись "I Love Moscow"

"Бренд города - это не просто надпись "I Love Moscow"

Елена Ванина и Илья Красильщик встретились с мэром Москвы Сергеем Собяниным, чтобы узнать, что он думает о том, что сделано за два года, и что собирается делать дальше.

Вы на посту мэра уже довольно долго...

Собянин (смеется): Уже успел надоесть, да?

Нет, почему. Скажите, когда вы только вступали в должность и перед вами было огромное чужое хозяйство, вы масштаб проблем как оценивали?

Я всю жизнь этим занимался. И в маленьком городе, и в большой губернии. И теперь вот - в Москве. Единственное, что сложно было понять: то, что ты видишь, - это только верхушка айсберга, а проблемы кроются гораздо глубже.

Какие главные проблемы вам достались?

Главное, как вы, наверное, знаете, - это транспортный коллапс. Это вопиющая проблема, которая набирает динамику, потому что у нас продолжают строить офисы, дома, город разрастается. Каждый год машин покупают больше, чем в предыдущий.

У города есть приоритет - пешеход или машина?

Во всем мире пешеход является приоритетом. Но у нас это при всем желании невозможно. Потому что город спроектирован и построен таким образом, что большая часть рабочих мест в центре, а люди живут в 10-15 километрах от него. Если вы готовы 10 километров гулять туда-обратно - пожалуйста. Но вы ведь вряд ли готовы. Поэтому мы решаем проблему изменения стратегии застройки города. Чтобы не просто жилье строилось, но и рабочие места одновременно. Плюс в уже построенных районах нужно создавать инфраструктуру: торговые и развлекательные центры, кафе, рестораны, кинотеатры. Чтобы у человека было меньше мотивации уезжать из своего района.

Вы ввели выделенные полосы для общественного транспорта - и они пока не очень работают. Даже не потому, что их не очень много и они находятся не в тех местах, а потому что очень сложно объяснить человеку, который уже 3 часа стоит в глухой пробке, что нельзя выезжать на свободную полосу в метре от него. Это скорее связано с культурой вождения.

У нас культуры не меньше, чем за границей. Когда вы едете в Финляндию, Германию или Францию на своей машине, то вы мгновенно преображаетесь. Вы не нарушаете скоростной режим, правила дорожного движения, не залезаете на тротуары, не паркуетесь, где не нужно.

Почему же у себя мы не считаем нужным делать тоже самое?

Да потому что у нас нет ответственности должной за это. Потому что если вы нарушите за границей, вам выпишут такой штраф, что мало не покажется. А в России штраф за парковку был мизерный - 300 рублей. С 1 июля мы этот штраф увеличили до 3000 рублей. И думаю, что порядка будет больше.

Как быть с теми, кто живет в центре? Им тоже парковаться за деньги?

Для них мы будем делать домашние парковки. Но в целом количество машин в центре должно стать меньше, иначе мы ни одной проблемы не решим. Главная задача - улучшить общественный транспорт. Мы сейчас реализуем проект по строительству метро, самый большой во всем мире за исключением Китая. У нас одно из самых перегруженных метро в мире, за исключением разве что токийского. В Нью-Йорке протяженность метро 1000 или 1200 километров, а у нас 300. Можно, наверное, сказать, что эту проблему можно решить более дешевыми методами, например, пустить посреди дорог выделенные полосы и пустить по ним экспрессы, но исходя из той инфраструктуры, которая есть в городе, - это очень тяжело. У нас площадь самих дорог меньше, чем в Нью-Йорке в 4 раза. Их и так недостаточно даже по минимуму. Плюс для того чтобы построить такую выделенную полосу, нужно построить еще и эстакады, подземные переходы, сделать эстакады через перекрестки, чтобы автобусы не стояли на светофорах.

«Я могу пересесть на метро, но это будет популизм чистой воды»

Для русского человека своя машина - это вопрос престижа. Люди из своих иномарок на автобусы пересаживаться не готовы - даже если они станут удобными. И тут, мне кажется, важен личный пример. Не обязательно даже ваш, но если бы чиновники начали ездить на общественном транспорте...

Многие уже ездят, большинство даже. Вокруг мэрии не так много машин припаркованных.

А вы сами могли бы пересесть на метро?

Я могу пересесть, но когда за день мне нужно побывать в нескольких районах, то пересесть полностью на общественный транспорт значило бы потерять время. Я могу это сделать для примера, но это будет популизм чистой воды, и на самом деле это ошибка говорить, что большинство москвичей ездят на машинах. 75 процентов ездят на работу и с работы на общественном транспорте.

И они этому очень не рады.

Рады не рады, но они свой выбор уже сделали. Во дворах огромное количество машин, которые всю неделю стоят, не двигаясь с места, и выезжают на дорогу только в выходные, чтобы ехать за город.

 "Бренд города - это не просто надпись "I Love Moscow"

У вас был предшественник, с которым связано довольно цельное понятие - «лужковская Москва». Ваш предшественник любил дома с башенками, мед, скульптора Зураба Церетели...

Архитектурный облик - это все-таки дело профессионалов, а не мэра. Поэтому мы и ввели должность главного архитектора.

Можете назвать главные московские архитектурные ошибки?

Я считаю, что строительство Сити, притом что это красивый комплекс на самом деле, - это ошибка. Потому что он не на месте стоит. Сити создал еще дополнительно 300 тысяч рабочих мест. Это целый город в городе, при этом без собственной инфраструктуры, а значит, он создает дополнительные транспортные проблемы. И в дальнейшем проблемы будут только увеличиваться. Такие проекты должны появляться ближе к МКАД.

А к Петру I вы как относитесь?

К памятнику? Абсолютно нейтрально. Человек ко всему привыкает. И Петр I - это уже часть города. Несмотря на всю его нелепость появления на Москве-реке на фрегате.

Что будет с Комсомольским проспектом? Говорят, что там срубят все деревья и вместо бульвара появится огромный автобан. Если так, то зачем это делать?

Пока проекта нет, говорить не о чем.

Не делайте так, пожалуйста. Вообще Москва довольно некомфортный город. Здесь негде гулять, неудобно ходить пешком, нет уличной еды, пешеходных улиц, уличных музыкантов. Вы это замечаете?

Есть еще вещь объективного характера. Москва - это северный город. И его нельзя сравнивать ни с Нью-Йорком, ни с Парижем.

Со Стокгольмом можно.

Даже в Стокгольме совсем другой климат, хотя мне его несколько раз приводили в пример. Вы знаете зимнюю депрессивную погоду, которая длится здесь в течение шести месяцев. И все то благоустройство, которое мы наводим летом, все приходит в полную негодность. Летом город все-таки более комфортно выглядит. Но работать, конечно, нужно. Я не о погоде.

«Коррупция в Москве гораздо больше, чем в любом другом городе России.
Только правоохранительными методами можно с этим бороться: заводить дела, сажать»

А как работать? Городская атмосфера - это не что-то, что спускается сверху. Это внутренняя жизнь, которая зарождается в тот момент, когда ты создаешь условия для ее зарождения. Для того чтобы мне было выгодно взять и открыть крошечный магазин старых моделей машин, или бар, или лоток с хот-догами. Сейчас это практически невозможно.

Это не совсем так. Несмотря на все крики, что мы обижаем малый бизнес, мы все равно двигаемся по пути наведения там порядка. Раньше, чтобы получить разрешение на мелкорозничную торговлю, целые мафиозные структуры были выстроены, в результате чего мы не получали ничего ни по ассортименту, ни по качеству, ни по месту расположения. Строили, где хотели. Продавали, что хотели. Не могу сказать, что сейчас ситуация полностью изменилась, но мы хотя бы определили места - где торговать, чем торговать. Определили, какой формы эти ларечки должны быть.

Но я сейчас говорю даже не про ларечек. Ну вот, скажем, мы, молодые журналисты, накопили денег и решили открыть свой магазин виниловых пластинок - нам куда идти дальше?

Пожалуйста, открывайте.

Вы знаете, сколько стоит аренда? И за сколько мне придется эти несчастные пластинки продавать, чтобы хоть как-то окупаться?

Ну а что сделаешь? Это рынок, и его обмануть невозможно. Были попытки сделать иначе и по льготным ценам отдать площади под малый бизнес. И что, малый бизнес пользовался этой арендой? Нет, конечно, пользовались посредники, которые лупили потом цену в пять раз больше и наживались на этом. Ни город денег не получал, ни малый бизнес.

Понятно, что власть вряд ли может регулировать цены на аренду, но она точно может регулировать чиновников. Взять рестораторов, скажем. Все стонут. Знаете, сколько денег надо занести, чтобы получить алкогольную лицензию? До 200 тысяч евро.

С этим я соглашусь, потому что коррупция в Москве гораздо больше, чем в любом другом городе России. Только правоохранительными методами можно с этим бороться: заводить дела, сажать. Хотя по оценкам того же бизнеса прессинг на бизнес уменьшается. Но конечно, он все равно является беспредельным.

Но наши правоохранительные органы тоже не самые эффективные в мире. Не легче, например, взять и заменить всех префектов города Москвы?

Мы сегодня приняли решение, что главы районов не должны находиться на одном месте больше 7 лет. Должна быть ротация, человек не может все время сидеть на одном месте. И префекты меняются, медленно, но меняются. Нужно менять и условия работы бизнеса. Мы стараемся убирать часть процедур, которые нужно проходить. Вот, например, летние кафе. Каждый год нужно было переоформлять разрешение на открытие летнего кафе и проходить несколько кругов ада. Мы сделали так, что если ты один раз получил разрешение, ты им и дальше можешь пользоваться, а не бегать каждый раз. Я согласен с тем, что вы говорите, нужно создавать удобную для работы среду, а не заниматься раздачей слонов и пряников. Хотя бы создать равные условия, и это уже будет немало.

Есть такая проблема, называется образ чиновника. Чиновник в сознании людей - это такой человек, который ездит с мигалкой, перекрывает улицы и берет взятки. Крайне непривлекательный образ. Вы собираетесь с этим что-то делать?

 "Бренд города - это не просто надпись "I Love Moscow"

Сложно. Образ чиновника в России создавался не один, два или три года, а столетиями. И исправить его в одночасье нельзя. Нужно менять кадры, делать так, чтобы приходили молодые, современные люди, с современными взглядами, с новыми подходами. Тогда, может быть, будет меняться отношение к чиновникам. Ну и как минимум они должны соблюдать закон: не брать взяток, не хамить, не наезжать.

Вот что касается новых чиновников - вы осознаете, что все хорошее, что произошло в городе за последнее время, связано в сознании людей не с вами, а с Сергеем Капковым? Как вы к этому относитесь?

Спокойно. Слава богу, что есть такие чиновники, как Сергей. Дай бог, чтобы их было больше.

Вы набрали себе неплохую команду, которая принимает довольно правильные современные решения. Но как только эти решения спускаются вниз и доходит дело до конкретной реализации, начинается не пойми что. Так было, например, в истории с плиткой. Плитка сама по себе - это хорошо и правильно, ни в одном цивилизованном городе тротуары не покрывают асфальтом. Но в результате клали ее плохо, сама она тоже была так себе, весь город при этом перерыли. Ну и в результате вы получили скандал.

Я не согласен, что все делается некачественно. Того, кто делает заведомо плохо, мы заставляем переделывать. И этого бывает не видно на первый взгляд - например, асфальтирование дорог. Выглядит неплохо, но начинаешь ездить и обнаруживаешь, что щебенка не та, асфальтовая смесь не та. Но мы будем переделывать до тех пор, пока люди не поймут.

А не проще нанять людей, за которыми не надо переделывать?

Нет, не проще. Потому что это не наши люди. Этим занимаются не чиновники мэрии, а подрядчики. А любой подряд мы обязаны выставить на электронный аукцион. Люди, которые туда приходят, даже не оставляют своих имен, им только присваиваются номера, чтобы не дай бог кто-то не пропихнул своих. Играет цена и гарантия на объект, которую ты должен принести от банка. И все. На город работают тысячи подрядных организаций. А с той ментальностью, которая у нас есть, - урвать побыстрее, сделать брак, за счет этого нажиться - это очень частые случаи. Сложнее всего ведь именно добиться того, чтобы твой заказ был качественно выполнен. И здесь роль чиновника очень высока, потому что именно он должен это контролировать. Но так как мы на чиновников не очень надеемся и они не всегда приносят нам достоверную информацию, мы создали систему порталов, куда люди сами могут написать, опубликовать там фотографию, и после того как жалоба придет на портал, чиновнику уже не отвертеться. Я не могу проконтролировать все, мне нужно, чтобы сами жители включались в эту работу. 

«Наверное, у города должен быть бренд. Но это не просто надпись «I love Moscow»» 

Почему у Москвы до сих пор нет бренда?

Наверное, бренд должен быть. Но это не просто надпись «I love Moscow». Это информация о том, чем интересен город для бизнеса, для туристов, для жителей, для граждан России. Это вопрос формирования имиджа города в целом, а не отдельного названия. Конечно, какой-то логотип должен быть, но это далеко не самое главное. И далеко не самое сложное.

Разумеется, никакой логотип нельзя сделать, не понимая, о чем этот логотип. И вот это самый важный вопрос - Москва, она о чем?

Она много про что... Это большой город.

Вы смотрели ролики, которые Департамент туризма снял для Би-би-си? Там какой-то другой город, не тот, в котором я живу. Это почти что Дубай, с огромными небоскребами, дорогими ресторанами, в которых сидят женщины и мужчины в деловых костюмах. Зачем Москву так рекламировать?

Я всегда думал об Америке, что это огромные небоскребы - и в кино, и на плакатах. А Америка - это малоэтажная страна, даже более малоэтажная, чем Россия. Но у нас образ: Нью-Йорк - это огромные билдинги, в которых кипит деловая жизнь. На самом деле там тоже есть огромные районы с щадящей малоэтажной застройкой. И в основном люди именно там живут. И там есть большие районы, которые назвать благоустроенными даже по московским меркам невозможно. Поэтому странно было бы, если бы стали подавать не лучшее, а худшее, что есть в городе. Но то, про что вы говорите, на самом деле еще раз свидетельствует о том, что искусственно ничего нельзя навязать. Это должно происходить естественно.

Мы все к этому привыкли и не замечаем, но когда те же туристы попадают в Москву, их приводит в шок навигационный хаос. В Москве есть десятки видов указателей, табличек с названием улиц, нумерацией домов. Все сделано по-разному, и никакой единой логики, никакого фирменного стиля нет.

Уже в этом году мы сделаем 10 кварталов в Москве, где опробуем системы новой нумерации, указателей. Посмотрим, как это будет выглядеть не в архитектурных разработках, а в реальности. Если этот стиль не пойдет, то что-то откорректируем и в следующем году сделаем уже в массовом порядке. Но на самом деле мы все в электронный век живем. Люди пользуются айпэдами и айфонами. Мы делаем электронный атлас Москвы, которым могут пользоваться все москвичи. С указанием всех адресов, с хорошей инфографикой, с разными слоями - культурными, образовательными, медицинскими... Такой атлас появится уже в этом году.

А зачем вы тратите на это силы и деньги, если до вас это уже сделала компания «Яндекс»?

Если вы посмотрите картинки, которые есть на «Яндексе», то они двухгодичной давности, адреса неточные. И плюс наша карта подразумевает интерактивное пользование. Увидели вы там поликлинику, можно кликнуть на нее и записаться на прием. Если нажать на школу - вам выдадут адрес и возможные вакансии, электронную запись и так далее. То есть это такой атлас для получения городских услуг помимо прочего.

Вы очень бодро начали, но сейчас в активности мэрии чувствуется спад. Вы поменяли ларьки, запретили рекламные перетяжки...

Вы хотите сказать, что скандалов меньше стало? Потому что спада я не чувствую.

Скандалы были связаны с резкими действиями. Сейчас же есть ощущение, что этих действий стало меньше, да и прошлые дела не доведены до конца. В прошлом году вы говорили, что положите плитку в центре за несколько лет. Вы начали бороться с рекламой, но весь город ею по-прежнему завешен.

По поводу рекламы - мы не отступаемся от этого. То, что считали совсем возмутительным, сразу убрали. То, на что город имеет долгосрочные контракты, пришлось отложить. Если бы мы разорвали контракты, это бы привело к достаточно серьезным финансовым потерям, так мы не стали делать. Основные контракты заканчиваются в этом году, и с 2013 года мы будем менять рекламный облик столицы.

А какой для вас рекламный облик столицы?

В центре не должно вообще быть больших билбордов и перетяжек - массированной рекламы. Она должна быть аккуратной, вписанной в архитектуру.

"Бренд города - это не просто надпись "I Love Moscow" 

Только не отговаривайтесь, пожалуйста. Можете назвать свою главную ошибку на посту мэра и то, чем вы больше всего гордитесь?

Собянин (смеется): Вы сами скажите... Честное слово, мне пока нечем еще гордиться. Нужно проработать дольше, чтобы понять, что есть уже большой проект, которым можно гордиться. А чего не стоило делать? Может быть, не стоило какие-то проекты так резко начинать. Нужно было делать их более плавно.

Вы как бы хотели в историю войти?

Я об истории не задумываюсь (смеется). Ну искренне я не задумывался, как именно мне нужно войти в историю. История определит сама.

07.09.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

По одёжке больше не встречают, или Похоронное бюро "Русалка"По одёжке больше не встречают, или Похоронное бюро "Русалка"
Арт-директор Стас Жицкий рассуждает, должен ли логотип соответствовать бизнесу и возможно ли это в принципе.
В 2022 году ритейл будет сохранять маржинальность за счет увеличения...В 2022 году ритейл будет сохранять маржинальность за счет увеличения...
Специалисты Lasmart SpacePlanner (разработчик IT-системы управления торговым пространством) ожидают, что в 2022 году доля СТМ на полках магазинов в некоторых товарных сегментах будет достигать 70% и выше. Речь идет не только о food-ритейле, но и о товарах повседневного спроса.
Маркетологи и дизайнеры стали менее преданы своей профессии, чем в...Маркетологи и дизайнеры стали менее преданы своей профессии, чем в...
Если бы появилась возможность выбрать профессию снова, верны своему делу осталось бы подавляющее число архитекторов и программистов. В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob приняли участие 4800 представителей 24 наиболее распространенных профессиональных групп, в том числе маркетологи и дизайнеры.
АКАР: неэтичные тендеры препятствуют добросовестной конкуренции на...АКАР: неэтичные тендеры препятствуют добросовестной конкуренции на... (1)
По данным АКАР 57% рекламных агентств регулярно сталкиваются с неэтичными и недобросовестными тендерами: большинство таких тендеров проводится в сферах медиа, маркетинговых услуг, креатива и диджитал медиа. Участие в них не проходит бесследно и наносит серьезный ущерб многим компаниям. Одни испытывают временные и финансовые потери, другие подвергаются репутационным рискам. АКАР опросила рекламодателей и рекламные агентства, чтобы выяснить масштаб влияния неэтичных и недобросовестных тендеров на рекламный рынок. 
Сподвигнет ли вас вакцинироваться новый плакат от Мособлштаба?Сподвигнет ли вас вакцинироваться новый плакат от Мособлштаба?
Сегодня в телеграм-канале Мособлштаба опубликовали какую-то дичь. Вернее сказать, картинка изначально появилась в телеграм-канале «Моблач», но канал «Коронавирус.Мособлштаб» репостнул ее. Вместе со словами: «Мы не одобряем грубость, но прививка от ковида сегодня — вынужденная необходимость».

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

27.01.2022 - 09:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация