Репортажи

Марина Абрамович. Крысолов и Парфюмер

Марина Абрамович. Крысолов и Парфюмер

Марина Абрамович извлекла перформанс из ниши маргинальных, скоропортящихся, немузейных произведений и, очистив его от товарного «результата», сделала не только мейнстримом, но и брендом №1 на рынке арт-услуг.

В Москве, к ЦСК «Гараж» сейчас проходит ретроспективная выставка, идея которой была реализована в прошлом году в Нью-Йоркском ММОМА.

Москва искушена в перформансах: видела и дионисийские мистерии Германа Ницша с копанием во внутренностях животных , и роскошные разломы живых и синтезированных тел в перформансах Мэтью Барни, и перетекание человека в природу в живописных драмах Чжан Хуана,  и контакт человека и израненной его надеждами «священной коровы»  у Элоиз Форниелес, и соитие "толстого" и "тонкого" тел на дискотеках Алекса Грея... не говоря уже о попытках Олега Кулика или Елены Ковылиной вызвать на дуэль «собачью жизнь» в социуме.

Абрамович показала, что все вышеперечисленное - не перформанс в строгом смысле слова. В одном из своих интервью она роняет примерно следующее: я хочу показать, что каждый может быть художником. Не о том, как стать ВЕЛИКИМ художником, а о том, чтобы просто СТАТЬ художником. Потому что великий художник - это совсем другая история. Добавим: разной степени великости художник - это, как максимум, яркий результат трансформации и, как минимум, творческая биография превращений - свои ситуации, инвентарь, антураж, аромат. Плагиату сопротивляются одновременно совесть и рынок.

Но его приветствует образование и воспитание, для которого перформанс становится общедоступным тренингом, практикой. Именно с этой стороны Марина Абрамович видит и строит перформанс, отдавая художественное произведение -  прошлому или будущему, вынося его за кадр и сосредоточившись исключительно на самоподготовке к творческому взрыву.

Абрамович не делает ровным счетом ничего,  кроме одного: вырабатывает в себе и других силу воли. При этом за годы экспериментов пространство преодоления редуцируется до уровня психофизической оболочки с ее пятью чувствами, и становится настолько универсальным, что любые условия - места, времени, действия, будучи идеально избраны, тут же отшелушиваются в метод и устав. В конце концов остается  манифест -  простой, как инструкция для боевой гранаты.  Граната - сам художник. http://present2artist.tumblr.com/post/566505750/abramovic-manifesto

В обширной ретроспективе Марины Абрамович в «Гараже» (последней выставке перед переездом ЦСИ в Парк Горького) - две доминанты. Одна - эта самая учебная граната - Mini Мe маленькая кукла-копия Марины в белой одежде с раскиданным веером длинных черных волос  - в окружении биомассы собственных фотографических и вещественных биографических данных, имеющих отношение к новым и новым идеям «взрыва».

Другая доминанта - застывшие в реперформансах пары российских ребят, приуготовленных за несколько дней к повторению ключевых аскетических «Абрмович-асан». Марина - автор явления и термина «реперформанс», и главная ее цель, плавно вытекающая из художественного кредо самопреодоления и заявленная во всеуслышание - институционализация перформанса и превращение этого вида искусства в мейнстрим. Скажу больше: под крышей перформанса Марина выводит новую породу человека. С уверенностью Дарвина и методичностью Павлова. И для нее важно не освоить чужую форму (видеозаписи демонстрируют, как сама Абрамович «примеряет» перформансы своих предшественников и коллег - Вито Акончи, Вали Экспорт, Йозефа Бойса), а использовать приемы и методы как тотемическую гимнастику.

Было бы неверно искать особого артистизма ни в облике самой художницы, ни в повторах ее «птенцов» - взорвал гранату - положи на место.  Обвинения  типа «ухоженная Абрамович» тут же оборачиваются оксюмороном: эта пышущая здоровьем и отражающая софиты блестящей кожей дева-богатырь «ухаживала» себя так, как этого не делал, кажется, кроме нее, ни один перформер. Олег Мавромати на электрическом стуле не в счет, ибо его провокация, как мы помним, была замешана на процедуре электронного голосования за и против смертной казни. Перформанс же «Ритм 0» Абрамович, проводившийся офф-лайн, сам собой разжигал, как аппетит, страсть к насилию у вполне безобидных граждан, и загасить эту страсть удалось с трудом. Мавромати, что называется, недобрал кликов, а Марина, восстав от 6-часовой пытки, перешла в наступление и одним невозмутимыо-героическим видом разогнала толпу. Различие двух перформансов легко проецируется на различие между током от электрического рубильника и самопроизвольного раскатом грома. Появившаяся после этого у перформерши седая прядь стала частью стиля: Абрамович отныне одета в архаичное черное, красное, белое. Или не одета ни во что.

Школа Марины Абрамович предполагает собственную кухню  (голод), систему дыхания (удушье), положение в пространстве (теснота), физические ощущения (боль, холод, жар, неудобство, обморок), психику (страх, стыд), движение (долгая статика).  В мандалически просто и крепко сшитом космосе сочетаются балканские народные магические практики, с их прямой проекцией частей и функций тела на природные стихии и социальные силы, и братоубийственная бойня в Югославии под эгидой пятиконечной звезды, и непримиримый к католикам и тем более мусульманам православный сербский фундаментализм.

К этим «трем источникам и трем составным частям» Марина Абрамович имеет непосредственное отношение: ее дед - епископ, ее родители - красная партизанская буржуазия, ее мать до 29 лет жестко контролировала каждый вздох дочери, так что пришлось бежать в Амстердам, а до того воспитываться у религиознейшей бабушки... Продукт столь контрастной закалки превзошел все ожидания в перформансах Марины Абрамович с младых ногтей до зрелого мастера - ни одного лишнего, неестественного, «артистического» движения. Ей достаточно довести до пытки  простое утреннее расчесывание волос, чтобы сообщить инквизиторский пафос рефрену: art must be beautiful, artist must be beautiful.

Термин «реперформанс» в этом смысле приобретает еще один смысл - реформации. А сама Марина Абрамович - роль Лютера в перформансе и шире - в искусстве. В высшей степени примечателен ее оммаж Святой Терезе Авильской, основательнице новой ветви кармелитского монашества - «босоногих кармелиток», решивших вернуться к старым максимам Кармеля: строгости и простоте. Оммаж основан на дневниковой записи Терезы, повествующей об одном из мистических опытов святой: возвратившись как-то домой уставшая и голодная, Тереза принялась готовить суп, но почувствовала в себе божественную силу левитации. Суп отчаянно выкипал, взлетающая Тереза злилась, и этот гнев на не вовремя свалившуюся, бесконтрольную благодать, Марину и потряс. На экране  мы видим ее, с трудом стоящую над трясущейся кастрюлей с водой, а на громадной, как икона, фотографии - уже с помощью фотошопа - парящую в большом сводчатом пространстве над блестящими, как человеческие кости, кастрюлями и половниками.  Бессменный спутник Абрамович- череп - достроил бы все это до Дюреровой меланхолии, но в уставе ее монастыря черным по белому написано, что депрессия непродуктивна для художника. Так что прозрачная вода, проливающаяся из кастрюльки - не что иное, как шаманский вызов Небесам с попыткой взять под контроль и то, что человеку не положено. Пожалуй, это самая красивая метафора Абрамович. Съемки велись в громадной, на несколько тысяч ртов рассчитанной кухне испанской детской школы, построенной во времена Франко. Фантастический размах архитектуры «большого стиля», отсутствие у художницы напрочь какого-либо кулинарного опыта (так что обилие посуды, что  называется, «вынесло мозг»), а также память о набожной бабушке из детства, все это переполнило творческий котел, и «родилась Кухня». Почтив о водной диете, которую Абрамович советует и практикует во время своих перформансов, о ее отношении к еде как субстрате энергии, строящей тело и сознание перформера, мы оценим и метафору прозрачного супа, текущего по серебристым сосудам  скелета.

Никакие эксперименты 60-70 годов - с переменой пола, лица и т.п. - не сравнятся по изощренности и натуральности с инкубатором Марины Абрамович. Не понаслышке знакомая с тибетскими практиками, она умудрилась не заплутать в джунглях восточных чаев и поз, но встать перед лицом прозрачной влаги и простой, как дважды два, анти-гравитации.

Лекция Марины Абрамович о перформансе (ее, как и сами перформансы, можно посмотреть на You-tube) оканчивается главой, называемой Body Drama. Это своего рода продолжение истории гнева Терезы: Марина показывает, как не слушается  уставшее тело Элвиса Пресли, Марии Каллас и даже Пины Бауш.  В манифесте Абрамович написано: художник может не владеть своей жизнью, но он должен подвергнуть свое творчество тотальному контролю. Стихия танца Пины, голоса Элвиса и Калласс, по мнению Абрамович - не что иное, как сочетание неуправляемой стихии и высочайшей концентрации воли. Кстати, об этом, а вовсе не об ужасах войны -  перформанс «Балканское барокко», где Марина тщетно и упорно пытается отмыть от крови полторы тысячи коровьих костей. О сохранении как костяка,  истинного присутствия, для которого избыточность страсти - трагически-неизбежное условие. Об этом - и строфа манифеста «художник должен быть эротичен», которой Марина отвечает "на все сто".

На пресс-конференции в «Гараже»  самые стойкие ребята в один голос хвалят статические упражнения Абрамович, которые не только воспитывают выносливость, но расширяют сознание погружением в вечно длящийся момент. Мучения рождают чувство  безграничной свободы, глубокой рефлексии и веры в себя. Марина публично высказывает недоверие, и она права: в блогах слышны жалобы и стоны. Ответы журналистам и посты в блогах - за кадром эксперимента, в этом, повторюсь, концепт Абрамович. На выставке зритель, глядя на реперформанс, частенько ничего особенного не ощущает.  Правильно пишут: обнаженка, контакт со скелетом и энергия прикосновений - позавчерашний день перформанса, да и мало кто из повторяющих перформанс может выдать градус авторской концентрации и красоту зрелища.  Но мы не должны забывать,  что экспонируется не мастер, а мастерская. Не произведение, а метод. Не шедевр, но поток.

С этой точки зрения даже произведения, посвященные любви Абрамович подобны биографии Рамакришны - не предмет для подражания (биографического анализа,  любования), а такая же учебная граната, как и все остальное. Ибо любовь, как и благодать, и война, и  талант, и любая другая стихия, с точки зрения Марины Абрамович, отступает перед «присутствием» художника.

Сбежав от строгой матери в Амстердам в возрасте 29 лет, Абрамович сразу же встречает своего «принца». Улай (немецкий художник Уве Лейсипен), родился с Мариной в один день, но не под коммунистической звездой, а под фашистской свастикой. Они, как это было модно в 70-е, играют в близнецов. Но если Дженезис Пи Орридж, сменивши ориентацию, сочетается со своей Леди Джей единым образом и подобием пышногрудой блондинки, то в союзе Марины и Улая преобладает явно мужское начало. Они садятся в мини-автобус и отправляются в «рыцарский поход», как в свое время 11-летняя Тереза Авильская с братцем Родриго.

Влюбленные доводят машину до поломки, описывая и считая ритуальные круги, воруюут друг у друга изо рта кислород - до обоюдного обморока, приближаются на глазах у публики к грани убийства,  испытывают крепость союза, сидя бесконечно долго со связанными волосами, и его границы, впуская публику в интимное пространство,  разбивая тела о  противоположные стены, и т.д, и т.п., пока, наконец, не предпринимают путешествие с разных концов Великой Китайской стены, чтобы расстаться уже навсегда. Кажется, впервые служившая отрезком Великого шелкового пути, древний памятник архитектуры  пережил обратную трансформацию шелкового пути в безнадежный перекресток и обратно - в стену. Вся творческая биография Марины Абрамович  - путешествие сквозь стены. Будучи Гарри Поттером мирового перформанса, Марина Абрамоввич, как уже было сказано, лишь крепчает телом и духом. Ибо главная стена для перформера - он сам. "Away from the family. Away from friends", - гласит устав.

После 11 сентября Абрамович умудряется спроецироватьстены небоскреба на оболочку тела самым "шахидским" образом: поселившись на глазах у публики в комнатах, откуда выходом служила лестница из ножей. Сидя на водной диете, Марина 12 дней терпит угрозу смертельного перехода. Это самоистязающее исследование хорошо проецируется на вторую и третью пренатальные матрицы Станислова Грофа (когда шок от нехватки кислорода заставляет плод искать выхода и героически преодолевать родовые пути). Симметрия Абрамович нарушена в пользу матрицы удушья, зарезания, предсмертья, которая играет роль накопителя энергии. И если нацеленная в сердце Улаева стрела назывлаась «Энергия покоя», то этот перформанс носит имя «Дом с видом на Океан». Копирайт Абрамович всегда методически точен.

Сам же метод лучше всего изложен в специальном перформансе «Как мы на Балканах убиваем крыс». Сначала рассказывается «как», потом снимаются очки, скидывается белый халат и перед нами оказывается  весело отплясывающая народный танец черная сербка с красным революционным платочком. Эротичная, полногрудая, барочная.

«Мы берем семейство в 30-40 особей и помещаем его в клетку. И даем только воду. После этого зубы отрастают, и голодные крысы, боясь умереть, начинают уничтожать самых слабых. Так продолжается до тех пор, пока не остается одна - самая выносливая крыса. Ее продолжают поить, а зубы продолжают расти. Здесь очень важно уловить момент: когда крысолов видит, что осталось всего полчаса до полного изнеможения крысы, он открывает дверь, выкалывает ей оба глаза и выпускает на свободу. Крыса - напуганная, взбешенная и голодная, бежит и убивает всех крыс на своем пути. Так продолжается до тех пор, пока не найдется более сильная особь и не убьет ее. Это способ, которым на Балканах развязывают гражданскую войну».

Думается, как и в случае с Великой китайской стеной и с безывыходными апартаментами Empire state building, никто еще с такой последовательностью не трансформировал политический режим в «двигатель внутреннего сгорания». Поэтому Абрамович и задыхается в звезде из горящих опилок, и выводит лезвием пентаграмму на собственном животе, и тренируется «в ножички» с собственной пятерней. Но этот «режимный» перформанс абсолютно конгениален всем другим, включая гневливую Терезу на кухне, что сильно отличает работы Абрамович от работ российских акционистов, напоминающих бородатые анекдоты времен перестройки и , как правило, замешанные на силе статуса, а не на статусе силы.

В уставе армии Абрамович, как в первобытной общине, табуированы убийство и самоубийство . И не зря, ибо сознательно выходя за рамки добра и зла, перформер оказывается один на один с энергией и волей.  Если мировая, западная и восточная традиции старается гармонизировать эти начала учением о реинкарнации, специальной драматургией подношений-благодарностей, при всей глубине погружения в хаос изначально настраивающей на благо и свет (даже в "ужасной" «Бордо Тхедол» этому уделено основное внимание), то Абрамович по-ницшеански отдает эту драму на откуп случайной вспышке личного мужества, не вдаваясь в объяснения и не взирая на состояние сознания "пациента". На самом массовом на сегодняшний день музейном перформансе  «The artist is present» она, обмениваясь взглядом с людьми в течение долгих часов и дней,  превращается в «спусковой крючок саморефлексии», и это нередко приводит к серьезным, подчас непредсказуемым реакциям.  На Flicr выложен целый иконостас лиц, по которым можно судить о том, насколько сильна и различна, порой, противоположна, обратная связь. http://www.flickr.com/photos/themuseumofmodernart/sets/72157623741486824/

Нынче в «Гараже» премьера: визуальный контакт сидящих друг напротив друга людей фиксируется энцефаллографами. Что означает возникающий периодически между участками мозга партнеров светящийся мостик - пока никто не ведает. Идет накопление информации для последующей обработки, но сейчас для Абрамович, видимо, важно не столько качество контакта, сколько факт прорыва сквозь стену суетного и никчемного «прошлогобудущего» в вечность «настоящего». И это возникающее свечение  - вполне объективный параметр для лабораторной крысы боевого искусства перформанса.

В этом смысле интересно вспомнить и визуальный контакт, который был устроен не только между Мариной и Улаем, но и между тибетским ламой и австралийским шаманом - представителями близких по характеру и разных по происхождению культов. Это еще один безошибочный шаг к культурной универсализации бренда силы. Безошибочный - из-за верно найденного контекста.

Контекст для Абрамович (и она об этом часто говорит) - это место, время, обстоятельства. Таковым стала лично для нее война на Балканах в 90-х (именно в Югославии появилась ее горящая звезда). Однако, контекст служит не ради неповторимой картинки, не ради месседжа и языка, а ради силы самого контакта.Уставная максима Абрамович «Symbols are an artists language. The language must be translated. Sometimes its difficult to find the key» - ироничное, но конгениальное продолжение знаменитого Ленинского лозунга. Ученики Абрамович в «Гараже» выглядят куколками в лиминальной фазе. Мы никогда не увидим расправившей крылья бабочки. Это не тема для Абрамович. Это не Бойсова шифровка. Абрамович -  не художник, а воин, а воины производят войну или мир. И то, и другое лишены формы, но не силы. А знаком силы всегда служили знаки отличия - вне зависимости, тотем перед нами или генсек.

Вот откуда вызывающие сарказм критики громадные фото-портреты (в смирительной рубашке), символические цвета, торжественные одеяния, шоейфы и флаги, «сильные» интерьеры и невозмутимо-каменная физиономия - весь этот оперный инвентарь - дополнение к боевым орденам Марининого отца-генерала. Точно две армии, встречаются, размахивая флагами,  Марина и Улай на великой стене. Будто египетские монументы, сидят на каменных приступках ее московские перформеры, и без них эти выемки для головы и выступы для седалища выглядят как погребально-утробные ниши для единого во множестве человеческого «модуля». Будто одной крови с сербской художницей - смуглые маленькие вьетнамцы с ружьями наперевес - эмбрион нового человека или ископаемого бога. Эту породу будет скоро выводить Нью-Йоркский центр перформанса (под него Абрамович получила дом), а нынче на пресс-конференции нам показали воспитанную за неделю «с нуля» роту перформеров. Вечером мэтресса, рассказывают, в красных галифе зачитала устав-манифест.

Венцом преград, финальной стеной самой Абрамович, безусловно, является смерть, а сегодня, по признанию  65-летней художницы, это становится реальностью завтрашнего дня.  Она отдает свои архивы и дневники Роберту Уилсону и тот ставит в Мадриде оперу-житие «Жизнь и смерть Марины Абрамович». Где в первом акте закапывают трех Марин, а в третьем она прощается по очереди со всеми смыслами - экстримом и страданиями, заботой и единением, структурой и усилением, слезами и тибетцами. В основе оперы - лаконичная, сосредоточенная на однотонном, долгом звуке, музыка Энтони Хегарти, но финальная сцена прощания Марины с самой собой происходит под Casta Diva в исполнении Марии Каллас. Это забавно: формы, в которых работает Абрамович, все же, европейские, цвилизованные, средневеково-античные. Она безусловный визуалист, и сценография ее «жития» - медленная сюрреалистическая графика, у которой звук торжественно плетется в хвосте визуала.  Хотя все могло быть с точностью до наоборот, но этого не происходит: ни эмбиента, ни индастриала, ни тибетского горлового и дунченного рева или еще чего такого в помине нет. Обезумевшая крыса с выколотыми глазами - не метафора ухода из поля зрения, а отсылка к «Андалузскому псу» Бурюэля и Дали, так же, впрочем, как и один из перформансов Марины, превращающий роговицу глаза перед угрозой иглы в убаюканный паникой ландшафт.  В другом перформансе, сминая бледное, как полотно, лицо художницы,  его исследуетбрюхом узорчатый питон. Само понятие перформанса как представления и зрелища становится красной тряпкой  для быка недеяния. Молчание - один из важных пунктов манифеста Абрамович -  свидетельствует о том, что препятствие важнее прыжка.

Есть у последователя Станислава Грофа, ЛСД-шника и буддиста Алекса Грея, признанного ученым миром анатома тонкого тела человека, перфрманс со скелетом: Алекс и Элис, впереди кукла-младенец, позади скелет - двигаются по кругу. Марина Абрамович тащит свой скелет одна, по прямой, и вдыхает в него жизнь тоже одна. Марина любит прощаться, а значит, ее перформанс скорее предполагает (хотя бы в случае ошибки, неудачи) воскресение во плоти, чем перерождение. Вот почему так важен в ее житийной опере момент "закапывания" главной героини. Визионерство глотателей психоделиков ей тоже чуждо: она охотно ест психотропные вещества, но лишь затем, чтобы проверить на прочность крепость мозговых "лат".  Воистину Марина Абрамович - художник Запада...

Ее называют бабушкой жанра. Но это не так. Абрамович - "непорочная дева" Жанна Д'Арк и Праматерь перформанса. Она - «голый король», в королевстве которого не носят одежд. Но именно потому короля одевают в мантию и венчают короной. На затоваренном арт-рынке Абрамович - "Парфюмер" без запаха, раздираемый толпой вожделеющих аллергиков. И барочная Абрамович разливает воду в дорогие флаконы ММОМА, будто Лиз Тейлор - свой супердемократичный и суперпремиальный Wite Diamond. В ее манифесте художнику запрещены компромиссы с рынком. Это означает одно: цену отныне будет диктовать бренд.







Юлия Квасок
Advertology.Ru

14.10.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Ткань авангарда

Ткань авангарда
Ткань авангарда. Русский текстильный авангард 1920–1930-х годов — явление многогранное. Это сплав экспериментального абстракционизма, законов комбинаторики народного орнамента, функциональности русского конструктивизма и тенденций моды начала ХХ века. Мы предлагаем читателю взглянуть на одежду и ткани авангарда глазами художников-проектировщиков, представителей школы текстильного дизайна революционной эпохи, включая краткий, но яркий период агиттекстиля. Именно этот период подытожил многочисленные дискуссии о стилях, технологиях и роли художника-производственника в «перестройке быта». «Ткань Авангарда» — книга полностью посвященная дизайну текстиля начала XX века. Изданий такого объема и качества проработки материала посвященных теме авангарда в текстильном искусстве нет. Книга разделена на две части: научно-популярную и иллюстративную. Обширная коллекция научно атрибутированных образцов текстильного орнамента представляет ткани в натуральном масштабе 1:1. Многие из них читатель увидит впервые. Альбом такого объема ранее не публиковался.  «Русский текстильный авангард» находится в одном ряду с такими терминами, как «Архитектурный авангард», «Фотоавангард», «Театральный авангард». В каждой из этих областей энергия авангардизма нашла собственное, уникальное воплощение. Но если другие «авангарды» уже в какой-то мере описаны и изучены, то новаторство в области текстильного дизайна только начинает осознаваться. Особое место в книге отведено новой роли конструктивистского опыта дизайна тканей: это не обособленное явление, а один из важнейших стилеобразующих факторов развития искусства, от которого берет начало интернациональный стиль. Читатель легко обнаружит ведущую роль авангардистской геометрии не только в построении орнамента, но и в развитии всей системы выразительных средств искусства XX века. Книга представляет такие знаковые фигуры авангардизма, как Любовь Попова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова, Людмила Маяковская, Александра Экстер...  Именно они разрабатывали эскизы тканей для знаменитой Трёхгорки, «Красной розы» и Первой ситценабивной фабрики в Москве. Создавал эскизы для ткани супрематической орнаментировки и Казимир Малевич. Маяковская, Степанова и Попова преподавали во ВХУТЕМАСе, где впервые был открыт текстильный факультет. Эскизы и крой костюмов созданные Александрой Экстер для журнала «Красная нива» сейчас смотрятся очень актуально, и интересны не только с точки зрения истории костюма. В книге представлены эскизы и реконструкции костюмов, образцы тканей и аксессуаров.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.05.2025 - 06:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация