Про дизайн

Этикетка в Японии. Саке и сётю

Этикетка в Японии. Саке и сётюЧто такое саке? Когда перечисляют, какие сорта водки встречаются в мире, то наряду с итальянской виноградной (граппа), немецкой картофельной (шнапс), испанской яблочной (кальвадос) ошибочно называют и японскую рисовую водку - "саке".

Но не только низкое содержание алкоголя не дает право саке называться водкой (уровень - от 16–20%). Отсутствие в технологии изготовления перегонки и дистилляции не позволяет говорить о саке, как о рисовой водке. Под этот термин более всего подпадает "сетю" - это уже продукт дистилляции собственно саке, крепостью до 40%. Стоит отметить, что сетю производят не только из риса, но и из других зерновых (пшеницы, гречихи, кукурузы, ячменя), а также из батата - сладкого картофеля, дынь, тыкв, сахара-сырца, черной патоки и …грибов. Но при этом, вне зависимости от того, из чего делают сётю, в качестве ферментирующего агента выступает рисовый солод (он имеет название "коджи"), тот же, что используют для приготовления саке.

Саке также часто называют "рисовым вином". Вкусы европейцев ассоциируют легкий фруктовый аромат саке с вином, но, если говорить о технологии приготовления - это абсолютно неправильно. Существует три самых важных компонента, которые должны соблюдаться при приготовлении саке: качественный рис, хорошая вода, прохладные на протяжении всего года климатические условия созревания. Коджи превращает рисовый крахмал в сахар, а полученная закваска преобразует сахар в алкоголь. Процесс превращения крахмала в сахар и алкогольная ферментация проходят одновременно. Итак, определились с терминами: саке - это рисовая брага.

Как гласят легенды, рецепт приготовления саке возник в одно время с Христианским календарем, то есть более 2000 лет назад. Есть версия, что саке вместе с кимоно, культом чая и иероглифами пришли в Японию из Китая в VII веке. Фруктовые нектары, прошедшие двойную ферментацию, были редкими и драгоценными напитками. Их преподносили сегунам, священнослужителям и сановным особам на самых важных и значимых церемониях. Мастеров Саке традиционно считали искусниками, чьи умения и интуиция почитались богатыми и влиятельными людьми, а секрет приготовления передавался из поколения в поколение. Меняя соотношение воды и риса, управляя временем брожения и температурой, при которой оно происходит, Мастер Саке могли придавать продукции очень необычные вкусовые качества. Не случайно саке до сих пор оценивают по критериям: "сладкий/острый" и "легкий/крепкий". На дне большинства бутылок можно увидеть диаграмму или график, которые показывают характеристику данного конкретного сорта.

Национальная особенность алкогольных напитков. У каждого народа есть свои собственные изыски в области алкогольной продукции. Французы отвечают за коньяк и шампанское, национальным напитком Чехии и Германии является пиво. Ирландия и Шотландия до сих пор до хрипоты спорят о том, кто изобрел виски. Английский эль, грузинская чача, конечно же, русская водка - все эти напитки имеют ярко выраженный местный колорит и подчеркивают особенности национального характера. Так и у Японии среди трех самых известных вещей наряду с самураем и кимоно присутствует саке - есть чем промочить горло в Стране Восходящего Солнца. Вообще, в Японии роль традиционных напитков вот уже несколько веков с успехом выполняют и саке, и сетю. Просто сетю менее известна неискушенному европейскому потребителю.


Этикетки пива - что "Балтика", что "Туборг", что "Асахи".
Поставь их в один ряд, отойди метра на три - не отличишь.

Веселое шампанское, обстоятельное пиво, простая водка, а саке? В традиционном неторопливом потреблении саке есть что-то от "тяною" - японской чайной церемонии. Но, с другой стороны, саке не требует особого обращения с собой, в отличие от дорогих европейских вин со сложной процедурой дегустации. Да, существуют некоторые традиции питья саке, но нет четких правил. Пьют его и со льдом, и подогретым до сорока градусов. В общем-то, легкий и сладкий саке хорош охлажденным, особенно летом, а крепкий и острый - когда он нагрет. В этом случае, саке подается в специальной бутылочке с тонким горлышком и наливается в чашку лишь по чуть-чуть, чтобы избежать быстрого испарения и охлаждения напитка. Содержащее большое количество аминокислот и витаминов саке способствует улучшению кровообращения.

Лаконизм японской беседы подчеркивает специальная посуда (глиняные чашечки величиной с наперсток), простота упаковки (посмотрите сами) и верность традициям. В сравнении с упаковкой других алкогольных напитков этикетки саке сосредоточили в себе, кажется, весь минимализм японской культуры.


Разнообразие винных этикеток, а подход дизайнеров один.
Год урожая, туманный акварельный пейзаж, стандартная форма бутылки…

Глобализм и национальные традиции. Яростные споры сторонников и противников глобализма не утехают, а разгораются в обществе с новой силой. Упаковка - это наглядный пример влияния транснациональных компаний и мировой системы потребления, предложенная миру в первую очередь Америкой, на национальную культуру отдельных стран. Поставьте в один ряд пиво, вино, виски, бренди, и все бутылки в той или иной мере похожи на сложившийся стереотип. Этикетки пива - что "Балтика", что "Туборг", что "Асахи". Этикетки виски - что "Балантайн", что "Никкей". Вино - почти то же самое. Конечно, японское пиво и бренди отличаются от европейских и американских собратьев, но не настолько, чтобы говорить о национальных особенностях этих напитков в Японии. А когда видишь бутылочку саке, то сразу понимаешь - вот она типичная японская этикетка. И не только причудливая каллиграфия японских иероглифов дает тот неподражаемый шарм. Кажется, что производителям достаточно двух–трех слов, чтобы описать товар и выделить его из массы подобных образцов. А надо сказать в Японии существует ни много, ни мало до 3000 различных брендов саке.






Саке в японских магазинах узнаешь сразу: напрочь отсутствует кольеретка
(или этикетка занимает ее законное место), почти нет латиницы, удивительные формы бутылок.

P.S. Хотя, кроме этикетки важную роль в идентификации товара играет и форма бутылки, и материал, из которого она сделана.


Внимание! Стекло бутылки и прозрачное, и черное, и матовое, и черно-матовое.

журнал "ПРОсто дизайн"
Advertology.Ru

09.06.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


CD+DVD Упаковка

CD+DVD Упаковка
CD+DVD Упаковка. Книга "Упаковка CD+DVD. Печать и постпечатная обработка" интересна, не только дизайнерам, специализирующимся на разработке упаковки, но и бизнесменам, для которых она – своеобразный учебник по вопросам торговли, дизайна и рекламы. В издании подробно прослеживается все стадии создания упаковки – от выбора материала и способа печати до технологичности и постпечатной обработки. Помимо традиционных вариантов дизайна упаковки в книге представлены новые решения и интересные подходы к таким понятиям, как: формат, структура, материал, текстура, фурнитура. Для формирования уникального образа продукта, важными элементами является, в том числе упаковка самого CD и DVD-диска. Технологичность упаковки – существенный фактор при разработке. Ведь дизайнер, помимо решения креативных задач, изыскивает способы сократить издержки на изготовление упаковки и привнести нетривиальные решения в производственные вопросы и в выбор высокотехнологичных материалов. Необычная цветовая гамма, оригинальный материал или нестандартная форма обложки CD или DVD сразу привлечет внимание и не позволит покупателю пройти мимо. Диск в яркой, необычной упаковке может стать прекрасным подарком для ценителя музыки, кино или дополнить коллекцию неординарных вещей.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.06.2025 - 06:56
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация