Анализ рынков

С колбасы – на картошку

С колбасы – на картошку

Россияне пытаются экономить за счет перехода на более дешевые товары, но экономия получается мнимая.

Самой распространенной стратегией экономии на сегодняшний день является оптимизация расходов на товары повседневного спроса. Каждый третий российский покупатель (34%) сегодня заявляет, что предпочитает покупать более дешевые марки товаров. Еще пять лет назад такой стратегии придерживался только каждый четвертый покупатель (23%). И по прогнозам аналитиков Ромир группа Оптимизаторов в ближайшие пять лет останется достаточно стабильной, сохранившись в пределах 30% от всех отечественных потребителей.

Насколько эффективен переход на более дешевые марки в целях экономии? На основе данных, получаемых от Romir Consumer Scan Panel, было проанализировано потребительское поведение в вопросе покупки дешевых и дорогих марок товаров из случайно выбранных продуктовых категорий, среди которых:

  • Вода ароматизированная
  • Вода бутилированная
  • Сок
  • Пиво
  • Чай
  • Кофе
  • Крупа гречневая
  • Крупа манная
  • Рис
  • Макаронные изделия
  • Масло растительное
  • Масложировые продукты
  • Молоко
  • Кисломолочные продукты
  • Мясо и п/ф охлаждённые
  • Птица и п/ф охлаждённые
  • Рыба замороженная
  • Замороженные полуфабрикаты
  • Колбасные изделия
  • Конфеты
  • Шоколадная плитка
  • Хлеб, хлебобулочные изделия
  • Виноград
  • Яблоки
  • Картофель
  • Томаты свежие

Сравнение стиля покупок проводились за период октябрь 2015 к октябрю 2016, что немаловажно, поскольку именно октябрь является самым «чистым» месяцем для анализа, т.к. в тот период на покупателя не воздействуют сезонные и праздничные факторы.

Дорогие и дешевые товары при анализе были выделены по принципу отклонения на одну треть стоимости конкретной покупки от средней цены такого товара на рынке в ту или иную сторону. То есть если, скажем, различные яблоки в среднем стоят 80 рублей, то товар за 100 рублей и выше будет дорогим, а меньше 60 рублей – дешевым.

Итак, анализ покупок дешевых и дорогих товаров показал, что по сравнению с октябрем прошлого года в октябре текущего сократилась доля семей, которые покупали товары дорогой и средней ценой категории – на 3% и 7% соответственно. Доля семей, покупавших дешевые товары в обоих периодах, почти не изменилась, снизившись всего на 1%. Это говорит о том, что россияне в первую очередь отказываются от более дорогих товаров.

Пенетрация по товарам разной стоимости.

Источник данных: RomirScanPanel, октябрь 2015 и октябрь 2016

При этом две трети семей, которые покупали и продолжают покупать дешевые товары, ощутимо увеличили за год свои расходы на них – в среднем на 38%. Этот подход как раз демонстрирует стратегию оптимизации. Покупатели находят более доступную по цене альтернативу привычным товарам, тем более, что ассортимент позволяет. Однако увеличение объемов покупки дешевых товаров приводит и к общему увеличению расходов.

Траты домохозяйств на дорогие и дешевые товары FMCG.

Источник данных: RomirScanPanel, октябрь 2015 и октябрь 2016

Многие семьи продолжают покупать те же самые продукты, но по меньшей цене. Например, недорогую гречневую крупу в 2016 году приобретают 62% семей, а годом ранее - 59%. Зато дорогую гречку теперь покупает менее 1% россиян, тогда как в 2015 году таких было 7%.

Аналогичная тенденция прослеживается в выборе риса и манки. Если в прошлом году дорогой рис покупали 10% семей, то теперь – опять же менее 1%. А по приобретению дешевого риса наблюдается прирост аудитории – с 77% в прошлом году до 81% текущем. За год на 5% больше домохозяйств начали покупать более дешевую манную крупу. Бакалейным товарам вторит и картошка. За год доля семей, которые предпочитают покупать дешевые сорта корнеплода, увеличилась с 79% до 81%.

Однако даже среди дешевых товаров не по всем категориям наблюдается прирост аудитории. Например, за год сократилось число семей, покупающих дешевый чай (-3%), кофе (-8%), растительное мало (-11%) и масложировая продукция в целом (-5%).

Динамика пенетрации дешевых товаров.

Динамика пенетрации дорогих товаров.

Источник данных: RomirScanPanel, октябрь 2015 и октябрь 2016

Для дорогих товаров сокращение аудитории оказалось за год еще более существенным (см. Диаграмму 4). На треть сократилось число покупателей дорого растительного масла – с 30% до 20%. Вдвое меньше россиян теперь покупают дорогие макароны – сокращение с 18% до 10%. Впятеро сократилась доля семей, которые покупают дорогие конфеты – с 26% до 5%.

В текущем году по сравнению с 2015 произошло снижение доли семей, приобретающих дорогую охлажденную птицу и полуфабрикаты из нее – с 8% до 3%. Однако прироста аудитории у дешевой птицы за год не произошло. А вот по охлажденному мясу и мясным полуфабрикатам есть ощущение, что аудитория, ушедшая из дорогой категории (снижение с 2,3% до 1,5%), перешла в дешевую (рост с 73,7% до 74,3%).

В качестве заключения проведенного анализа можно отметить, что подобная оптимизация расходов в итоге приводит к мнимой экономии. Отказываясь от товаров в высокой и средней ценовой категории, россияне начинают покупать больше дешевых товаров, тратя на них больше, чем сократили на дорогих. В итоге расходы растут со значительным опережением инфляции. Так, за год рост расходов семьи из трех человек на товары повседневного спроса в среднем составил 12%, поднявшись до 23 270 рублей. 

09.12.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам..."Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам...
Нам придется искать и находить трюфели, а то мы слишком засиделись за компьютерами.
Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...
Во вторник власти Москвы решили, что «Шереметьевской», «Рубцовской» и «Стромынки» на карте метро Москвы не будет. А Карачарово, Крюково и еще трем десяткам станций, ставшим частью МЦД, дадут другие названия.
Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

12.11.2019 - 17:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация