Анализ рынков

С колбасы – на картошку

С колбасы – на картошку

Россияне пытаются экономить за счет перехода на более дешевые товары, но экономия получается мнимая.

Самой распространенной стратегией экономии на сегодняшний день является оптимизация расходов на товары повседневного спроса. Каждый третий российский покупатель (34%) сегодня заявляет, что предпочитает покупать более дешевые марки товаров. Еще пять лет назад такой стратегии придерживался только каждый четвертый покупатель (23%). И по прогнозам аналитиков Ромир группа Оптимизаторов в ближайшие пять лет останется достаточно стабильной, сохранившись в пределах 30% от всех отечественных потребителей.

Насколько эффективен переход на более дешевые марки в целях экономии? На основе данных, получаемых от Romir Consumer Scan Panel, было проанализировано потребительское поведение в вопросе покупки дешевых и дорогих марок товаров из случайно выбранных продуктовых категорий, среди которых:

  • Вода ароматизированная
  • Вода бутилированная
  • Сок
  • Пиво
  • Чай
  • Кофе
  • Крупа гречневая
  • Крупа манная
  • Рис
  • Макаронные изделия
  • Масло растительное
  • Масложировые продукты
  • Молоко
  • Кисломолочные продукты
  • Мясо и п/ф охлаждённые
  • Птица и п/ф охлаждённые
  • Рыба замороженная
  • Замороженные полуфабрикаты
  • Колбасные изделия
  • Конфеты
  • Шоколадная плитка
  • Хлеб, хлебобулочные изделия
  • Виноград
  • Яблоки
  • Картофель
  • Томаты свежие

Сравнение стиля покупок проводились за период октябрь 2015 к октябрю 2016, что немаловажно, поскольку именно октябрь является самым «чистым» месяцем для анализа, т.к. в тот период на покупателя не воздействуют сезонные и праздничные факторы.

Дорогие и дешевые товары при анализе были выделены по принципу отклонения на одну треть стоимости конкретной покупки от средней цены такого товара на рынке в ту или иную сторону. То есть если, скажем, различные яблоки в среднем стоят 80 рублей, то товар за 100 рублей и выше будет дорогим, а меньше 60 рублей – дешевым.

Итак, анализ покупок дешевых и дорогих товаров показал, что по сравнению с октябрем прошлого года в октябре текущего сократилась доля семей, которые покупали товары дорогой и средней ценой категории – на 3% и 7% соответственно. Доля семей, покупавших дешевые товары в обоих периодах, почти не изменилась, снизившись всего на 1%. Это говорит о том, что россияне в первую очередь отказываются от более дорогих товаров.

Пенетрация по товарам разной стоимости.

Источник данных: RomirScanPanel, октябрь 2015 и октябрь 2016

При этом две трети семей, которые покупали и продолжают покупать дешевые товары, ощутимо увеличили за год свои расходы на них – в среднем на 38%. Этот подход как раз демонстрирует стратегию оптимизации. Покупатели находят более доступную по цене альтернативу привычным товарам, тем более, что ассортимент позволяет. Однако увеличение объемов покупки дешевых товаров приводит и к общему увеличению расходов.

Траты домохозяйств на дорогие и дешевые товары FMCG.

Источник данных: RomirScanPanel, октябрь 2015 и октябрь 2016

Многие семьи продолжают покупать те же самые продукты, но по меньшей цене. Например, недорогую гречневую крупу в 2016 году приобретают 62% семей, а годом ранее - 59%. Зато дорогую гречку теперь покупает менее 1% россиян, тогда как в 2015 году таких было 7%.

Аналогичная тенденция прослеживается в выборе риса и манки. Если в прошлом году дорогой рис покупали 10% семей, то теперь – опять же менее 1%. А по приобретению дешевого риса наблюдается прирост аудитории – с 77% в прошлом году до 81% текущем. За год на 5% больше домохозяйств начали покупать более дешевую манную крупу. Бакалейным товарам вторит и картошка. За год доля семей, которые предпочитают покупать дешевые сорта корнеплода, увеличилась с 79% до 81%.

Однако даже среди дешевых товаров не по всем категориям наблюдается прирост аудитории. Например, за год сократилось число семей, покупающих дешевый чай (-3%), кофе (-8%), растительное мало (-11%) и масложировая продукция в целом (-5%).

Динамика пенетрации дешевых товаров.

Динамика пенетрации дорогих товаров.

Источник данных: RomirScanPanel, октябрь 2015 и октябрь 2016

Для дорогих товаров сокращение аудитории оказалось за год еще более существенным (см. Диаграмму 4). На треть сократилось число покупателей дорого растительного масла – с 30% до 20%. Вдвое меньше россиян теперь покупают дорогие макароны – сокращение с 18% до 10%. Впятеро сократилась доля семей, которые покупают дорогие конфеты – с 26% до 5%.

В текущем году по сравнению с 2015 произошло снижение доли семей, приобретающих дорогую охлажденную птицу и полуфабрикаты из нее – с 8% до 3%. Однако прироста аудитории у дешевой птицы за год не произошло. А вот по охлажденному мясу и мясным полуфабрикатам есть ощущение, что аудитория, ушедшая из дорогой категории (снижение с 2,3% до 1,5%), перешла в дешевую (рост с 73,7% до 74,3%).

В качестве заключения проведенного анализа можно отметить, что подобная оптимизация расходов в итоге приводит к мнимой экономии. Отказываясь от товаров в высокой и средней ценовой категории, россияне начинают покупать больше дешевых товаров, тратя на них больше, чем сократили на дорогих. В итоге расходы растут со значительным опережением инфляции. Так, за год рост расходов семьи из трех человек на товары повседневного спроса в среднем составил 12%, поднявшись до 23 270 рублей. 

09.12.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Генеральный директор Insight People Алина Зиннатуллина: "Будущее...Генеральный директор Insight People Алина Зиннатуллина: "Будущее...
Социальные сети давно стали не только площадкой коммуникации пользователей, но и эффективным инструментом бизнеса. Компании разного масштаба активно используют инструменты интернет-маркетинга для стимулирования продаж и повышения узнаваемости. С изменением медиаландшафта в связи с событиями прошедшей весны перестроилась структура и сместился фокус, но соцсети как бизнес-актив использовать не перестали и не перестанут никогда.
Кто кого бросил. Как рассказать на собеседовании, за что вас выгнали с...Кто кого бросил. Как рассказать на собеседовании, за что вас выгнали с...
С февраля 2022 года почти четверть представителей малого и среднего бизнеса избавилась от малоэффективных сотрудников, свидетельствуют данные Platforma и «Сравни. ру». Многим из них осенью предстоит пройти непростой квест: найти новое место и не оплошать, объясняя причины увольнения рекрутеру. «Секрет» узнал у экспертов, как провести беседу так, чтобы поставить на дальнейшей карьере жирный крест, и как действовать, чтобы этого не допустить.
Россиянин хотел засудить банк за назойливую рекламу, но попал на 115...Россиянин хотел засудить банк за назойливую рекламу, но попал на 115...
Житель Уфы устал получать рекламные СМС-сообщения от банка. Чтобы привлечь финансовую организацию к ответственности за незаконный спам, он обратился в суд. Но вот незадача: срок давности уже давно прошел, поэтому мужчине отказали в иске. Отказали ему и в том, чтобы банк возместил расходы на юриста, которые составили 115 000 рублей. Почему ВС не согласился с этой частью решения?
"Корпоративный чат - это восьмичасовое собрание 30 человек без..."Корпоративный чат - это восьмичасовое собрание 30 человек без...
6 лет назад я написал важный пост о том, что корпоративные чаты — зло: рассказал про синхронность, небрежность, иллюзию контроля и эффект свидетеля. С тех пор много чего поменялось в худшую сторону. Телеграм, вацап, дискорд и другие чатики потихоньку вытесняют средства нормальной коммуникации.
Исследование Rambler&Co: россияне рассказали о своем отношении к...Исследование Rambler&Co: россияне рассказали о своем отношении к...
46% верят делам и только 4% – словам публичных людей.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

13.08.2022 - 03:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация