Анализ рынков

Недвижимость дрогнула

Недвижимость дрогнула

Резкое падение арендных ставок и спроса на коммерческую недвижимость в последнем квартале 2014 года заставило участников рынка заговорить о новом кризисе, который, похоже, окажется более глубоким, чем пять лет назад. По оценкам Knight Frank, стоимость аренды офисов уже достигла уровня 2005 года, доля вакантных площадей выросла до рекордных 28%. В торговых центрах аренда подешевела на 16%, а объемы свободных помещений выросли в два раза.

За весь 2014 год в Москве средние заявленные ставки аренды на офисы классов А и В сократились на 20%, до $650 и $360 за 1 кв. м в год соответственно, следует из исследования Knight Frank. Это минимальное значение ставок с 2005 года, отмечает директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Константин Лосюков. Главные причины падения — увеличение доли вакантных помещений класса А до 28% и существенное сокращение спроса, рассуждает эксперт. По его оценкам, ситуация на рынке аренды офисов сегодня выглядит более критичной, чем в кризисный 2009 год, когда уровень пустующих площадей оценивался в 19,5%. «Мы не исключаем дальнейшего снижения ставок»,— заявил господин Лосюков. Он добавляет, что сейчас собственники стараются предоставить арендаторам максимально комфортные условия аренды, как, например, фиксированные ставки в рублях или установление валютного коридора.

Похожие расчеты приводят и аналитики Praedium: по их данным, в конце 2014 года ставки аренды в бизнес-центрах в среднем понизились на 10–15%. Но сейчас на некоторых объектах этот показатель достигает 30%, отмечает директор департамента коммерческой недвижимости Praedium Роман Щербак. Этому способствовало не только ослабление рубля: в прошлом году в Москве был сдан достаточно большой объем офисных площадей (около 1,25 млн кв. м), кроме того, многие компании начали предлагать излишки арендованных помещений в субаренду, объясняет он.

По данным Praedium, уровень свободных офисных площадей за год увеличился на 3% и сейчас составляет 17%. Но, например, в деловом центре «Москва-Сити» этот показатель достигал 30%, добавляет господин Щербак.

По расчетам S. A. Ricci, за последние три месяца арендные ставки в долларовом выражении упали на треть, сокращение в рублевом оценивается в 5–8%. Средняя ставка на аренду помещения класса А сейчас составляет $450 (21,6 тыс. руб.), класса B — $236 (11,4 тыс. руб.) за 1 кв. м в год. Спрос на покупку и аренду офисов, как оценивают консультанты, сократился примерно на 10%, до 550 тыс. кв. м по сравнению с 2013 годом. По прогнозам партнера S. A. Ricci Алексея Богданова, в 2015 году спрос может сократиться еще на 30–35%, до 400–450 тыс. кв. м. Он также не предрекает рынку быстрого восстановления. Объем предложения качественных офисов в 2014 году составил 1,15 млн кв. м и существенно превысил спрос, в 2015 году запланирован ввод еще 1 млн кв. м, это неизбежно приведет к дальнейшему росту вакантных площадей и установлению рублевых ставок, объясняет господин Богданов. Но, по мнению руководителя направления аналитики офисной и складской недвижимости JLL Александра Чурикова, реальный объем ввода объектов в 2015 году может оказаться ниже, так как сложная ситуация в экономике заставляет многих девелоперов пересмотреть свои планы.

Практически аналогичные тенденции сейчас демонстрирует рынок торговой недвижимости. Уровень вакантности площадей в этом сегменте за год увеличился в два раза — с 3% до 6%, максимальные арендные ставки сократились на 16,6% (с $3 тыс. до $2,5 тыс. за 1 кв. м в год), указывается в отчете Colliers International. Причина — в снижении спроса со стороны ритейлеров. Равно как и арендаторы офисов, торговые сети сейчас выдвигают требования по переводу договоров на фиксированную рублевую ставку или установлению валютного коридора, поясняет управляющий партнер Colliers International Николай Казанский. По его словам, к вводу в эксплуатацию в 2015 году запланировано 26 объектов суммарной площадью 1,3 млн кв. м. Если эти планы будут реализованы и новые объекты будут открываться с заполняемостью 75%, то уровень вакантных площадей достигнет 8%, резюмирует господин Казанский.

Александра Мерцалова, Екатерина Геращенко (Коммерсантъ) Advertology.Ru

16.01.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.03.2024 - 19:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация