Анализ рынков

Недвижимость дрогнула

Недвижимость дрогнула

Резкое падение арендных ставок и спроса на коммерческую недвижимость в последнем квартале 2014 года заставило участников рынка заговорить о новом кризисе, который, похоже, окажется более глубоким, чем пять лет назад. По оценкам Knight Frank, стоимость аренды офисов уже достигла уровня 2005 года, доля вакантных площадей выросла до рекордных 28%. В торговых центрах аренда подешевела на 16%, а объемы свободных помещений выросли в два раза.

За весь 2014 год в Москве средние заявленные ставки аренды на офисы классов А и В сократились на 20%, до $650 и $360 за 1 кв. м в год соответственно, следует из исследования Knight Frank. Это минимальное значение ставок с 2005 года, отмечает директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Константин Лосюков. Главные причины падения — увеличение доли вакантных помещений класса А до 28% и существенное сокращение спроса, рассуждает эксперт. По его оценкам, ситуация на рынке аренды офисов сегодня выглядит более критичной, чем в кризисный 2009 год, когда уровень пустующих площадей оценивался в 19,5%. «Мы не исключаем дальнейшего снижения ставок»,— заявил господин Лосюков. Он добавляет, что сейчас собственники стараются предоставить арендаторам максимально комфортные условия аренды, как, например, фиксированные ставки в рублях или установление валютного коридора.

Похожие расчеты приводят и аналитики Praedium: по их данным, в конце 2014 года ставки аренды в бизнес-центрах в среднем понизились на 10–15%. Но сейчас на некоторых объектах этот показатель достигает 30%, отмечает директор департамента коммерческой недвижимости Praedium Роман Щербак. Этому способствовало не только ослабление рубля: в прошлом году в Москве был сдан достаточно большой объем офисных площадей (около 1,25 млн кв. м), кроме того, многие компании начали предлагать излишки арендованных помещений в субаренду, объясняет он.

По данным Praedium, уровень свободных офисных площадей за год увеличился на 3% и сейчас составляет 17%. Но, например, в деловом центре «Москва-Сити» этот показатель достигал 30%, добавляет господин Щербак.

По расчетам S. A. Ricci, за последние три месяца арендные ставки в долларовом выражении упали на треть, сокращение в рублевом оценивается в 5–8%. Средняя ставка на аренду помещения класса А сейчас составляет $450 (21,6 тыс. руб.), класса B — $236 (11,4 тыс. руб.) за 1 кв. м в год. Спрос на покупку и аренду офисов, как оценивают консультанты, сократился примерно на 10%, до 550 тыс. кв. м по сравнению с 2013 годом. По прогнозам партнера S. A. Ricci Алексея Богданова, в 2015 году спрос может сократиться еще на 30–35%, до 400–450 тыс. кв. м. Он также не предрекает рынку быстрого восстановления. Объем предложения качественных офисов в 2014 году составил 1,15 млн кв. м и существенно превысил спрос, в 2015 году запланирован ввод еще 1 млн кв. м, это неизбежно приведет к дальнейшему росту вакантных площадей и установлению рублевых ставок, объясняет господин Богданов. Но, по мнению руководителя направления аналитики офисной и складской недвижимости JLL Александра Чурикова, реальный объем ввода объектов в 2015 году может оказаться ниже, так как сложная ситуация в экономике заставляет многих девелоперов пересмотреть свои планы.

Практически аналогичные тенденции сейчас демонстрирует рынок торговой недвижимости. Уровень вакантности площадей в этом сегменте за год увеличился в два раза — с 3% до 6%, максимальные арендные ставки сократились на 16,6% (с $3 тыс. до $2,5 тыс. за 1 кв. м в год), указывается в отчете Colliers International. Причина — в снижении спроса со стороны ритейлеров. Равно как и арендаторы офисов, торговые сети сейчас выдвигают требования по переводу договоров на фиксированную рублевую ставку или установлению валютного коридора, поясняет управляющий партнер Colliers International Николай Казанский. По его словам, к вводу в эксплуатацию в 2015 году запланировано 26 объектов суммарной площадью 1,3 млн кв. м. Если эти планы будут реализованы и новые объекты будут открываться с заполняемостью 75%, то уровень вакантных площадей достигнет 8%, резюмирует господин Казанский.

Александра Мерцалова, Екатерина Геращенко (Коммерсантъ) Advertology.Ru

16.01.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Конструкции из бумаги. Энциклопедия дизайна из бумаги

Конструкции из бумаги. Энциклопедия дизайна из бумаги
Конструкции из бумаги. Энциклопедия дизайна из бумаги. Книга представляет собой практичный и понятный учебник для дизайнеров которым необходимо создать объемную конструкцию из бумаги. Начиная с простых базовых форм и заканчивая креативными, сложными способами применения конструкций из бумаги в разных вариациях, как самых незамысловатых, так и в составных. Эта книга предлагает широкий спектр проектов на основе бумаги, чтобы помочь профессиональным дизайнерам, студентам и энтузиастам расширить свои навыки работы с бумагой. Проекты классифицированы по технике и показаны вместе с фотографией и простым шаблоном. Более 250 проектов включают пригласительные билеты, объявления о мероприятиях, переездах, открытии нового магазина, поздравительные открытки, рекламные открытки, плакаты, настольные конструкции, материалы для точек продаж и брошюры. Нацуми Акабане — профессиональный графический дизайнер и дизайнер упаковки, преподающий в Университете искусств и дизайна Джошиби и Школе дизайна Кувасава в Токио. Издание знакомит с ярким и своеобразным феноменом современного изобразительного искусства - бумажной пластикой.

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

22.07.2025 - 21:22
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация