Кредиты под шубой
В будущем году обувь, одежда и мебель в кредит будут пользоваться большим спросом у населения, чем лидирующие сейчас в предпочтениях граждан ссуды на электронику и бытовую технику. Крупнейшие игроки рынка кредитования в торговых сетях уже готовятся к смещению акцентов в своем бизнесе. Несмотря на дороговизну шуб и мебели, в кризис спрос на них считается более стабильным, чем на телефоны и телевизоры, не говоря уже об обуви, потребность в которой насущнее. Впрочем, полной уверенности в успехе реформирования портфелей у банкиров нет.
Как показал проведенный “Ъ” опрос топ-5 банков, лидирующих в сегменте кредитования в торговых сетях (ХКФ-банк, ОТП-банк, Альфа-банк, «Русский стандарт», Русфинанс-банк), большинство из них (за исключением «Русского стандарта», он не ответил на запрос “Ъ”) ожидают в первом квартале 2015 года падения спроса на кредитную электронику и бытовую технику. Прогноз ХКФ-банка — минус 10%, Альфа-банка — минус 10–20%, Русфинанс-банка — минус 20%. В ОТП-банке количественный прогноз не предоставили, заявив: «Падение спроса в новом году вполне возможно». Причины — рост цен из-за ослабления рубля и удорожания кредитов для предприятий плюс снижение реальных доходов покупателей (из-за того же рубля и повышения цен на продукты питания и товары повседневного спроса), говорит глава департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александр Воронин.
Все опрошенные “Ъ” представители банков топ-5 готовятся хотя бы отчасти заместить снижающийся спрос на кредиты на технику ссудами на покупку обуви, одежды (наиболее популярное направление — кредиты на покупку дорогостоящих шуб, дубленок, кожи и пр.) и мебели. Эти направления кредитования банки развивали и ранее, но сейчас планируют активизироваться в них.
Снижение спроса на кредитную обувь, одежду и мебель на фоне общей экономической ситуации также прогнозируется, указывают в ОТП-банке, но по разным причинам в меньшей степени.
«Потребность в кредитовании обуви и одежды существует у потребителей с более низким уровнем дохода, нежели в кредитовании дорогой мебели и изделий из меха и кожи, однако спрос на первую категорию товара более стабилен»,— уверен директор по развитию бизнеса потребкредитования и стратегических партнерств Альфа-банка Дмитрий Жиздюк. Кредиты на обувь будут расти, уверены и продавцы обуви. «Будет снижаться покупательная способность населения вследствие роста цен (на обувном рынке в среднем он составит 20% в весенне-летнем сезоне) и замедления роста доходов. Кредитные предложения будут стимулировать снижающийся спрос: для людей будет сложнее сразу оплатить пару, в том числе в случае покупки обуви на всю семью, поэтому покупатели будут чаще прибегать к кредитованию или рассрочке платежа, если обувная сеть предоставляет такую возможность»,— указывают в компании «Обувь России». Там подтверждают, что во втором полугодии столкнулись с ростом интереса банков к предоставлению кредитов на обувь. «Доходы у населения не собираются расти, а цены на обувь и другую кожаную продукцию придется корректировать из-за серьезного роста валютных курсов»,— говорит и директор по маркетингу и рекламе компании «Альба» Станислав Колосков. «В связи с этим не каждый потребитель сможет позволить себе приобрести качественную кожаную обувь и все чаще будет пользоваться удобными кредитами (рассрочками и т. д.)»,— согласен он.
Другая ситуация с кредитами «на шубы». «Кредитование изделий из кожи и меха рассчитано на сегмент потребителей с более высоким доходом, который более устойчив к изменениям макроэкономической среды, а следовательно, будет показывать большую стабильность, чем кредитование электроники и бытовой техники»,— указывает господин Жиздюк. В одном из крупнейших продавцов изделий из кожи и меха компании «Снежная королева» подтверждают — спрос стабилен: «Прогнозируем, что продажи в кредит сегмента одежда в 2015 году будут на уровне 2014 года». Там отмечают, что «банки проявляют значительный интерес к сотрудничеству».
И даже мебель в кризис берут лучше, чем телефоны и телевизоры. «При покупке электроники клиент, как правило, руководствуется импульсным решением, тогда как покупку мебели (средний чек на которую больше, чем при покупке в кредит телефона или бытовой техники) клиент планирует заранее — а значит, спрос на нее более стабилен. Кроме того, по нашим прогнозам, цена на электронику будет расти быстрее, чем цена на мебель, что также скажется на спросе»,— считает Александр Воронин. К тому же продажи мебели (в отличие от одежды или обуви) меньше подвержены фактору сезонности, а значит, более стабильны. «В настоящее время мы наблюдаем рост продаж мебели в кредит. Мы регулярно получаем запросы от банков»,— сообщили в пресс-службе ИКЕА Россия.
У ряда банков планы замещения кредитов на электронику и бытовую технику шубами, обувью и мебелью уже даже имеют количественное представление. По словам вице-президента, директора департамента потребительского кредитования ХКФ-банка Александра Антоненко, в настоящее время на кредиты, выданные на покупку электроники и бытовой техники, приходится порядка 55% портфеля POS-кредитов банка. Оставшиеся 45% портфеля приходятся на кредитование одежды, обуви, мебели, стройматериалов и услуг (медицина, образование, туризм и проч.). «В первом квартале доля кредитов на электронику и бытовую технику к другой части портфеля снизится минимум на 50%, в основном за счет роста кредитования одежды, обуви, мебели и ряда услуг»,— указывает господин Антоненко. В Альфа-банке на бытовую технику приходится около 30% портфеля POS-кредитов, менее 10% составляют ссуды на мобильные телефоны. Остальное — кредиты на другие товары и услуги. Там ожидают сокращения доли сегмента кредитов на мобильные телефоны до 5–6% от портфеля. Это сокращение будет замещено кредитами на обувь, одежду, мебель и др. В Русфинанс-банке на ссуды на телефоны и бытовую технику приходится 30% POS-портфеля. Ожидается снижение доли таких ссуд до 25%, замещать их в банке планируют в основном кредитами на мебель. «В сегменте кредитования мебели мы видим дополнительные возможности для роста, в частности, в 2015 году мы планируем наращивать долю текущих партнеров и открывать новые точки»,— уточняет господин Воронин.
Впрочем, в 100-процентном успехе такого замещения участники рынка не уверены. Здесь тоже многое зависит от внешних и внутренних факторов, а также неопределенности относительно продолжительности действия взаимных санкций и масштаба их влияния на российскую экономику, указывают в «Снежной королеве». Впрочем, в текущих условиях, как указывает господин Антоненко, банкиры рассчитывают, что изменение акцентов в POS-кредитовании позволит хотя бы частично поддержать портфели на прежнем уровне. Обратное чревато ростом просрочки.
Advertology.Ru
10.12.2014
Еще статьи по теме
- Торговые сети назвали главные тренды ритейл-медиа в 2023 году - 26.10.2023
- Подходы агентств к сотрудничеству с торговыми сетями и клиентами - 07.12.2022
- Кредитная нелюбовь - 01.08.2016
- Потребительское поведение россиян в январе - 19.02.2016
- Производители косметики ожидают замедления роста продаж в 2015 году - 07.09.2015
- В России вновь возник ажиотажный спрос на смартфоны - 27.08.2015
- 30 процентов россиян отказываются от услуг коммерческих банков - 10.08.2015
- Кредитование в торговых сетях установило антирекорд - 28.07.2015
- В мире стали пить меньше водки - 13.07.2015
- Дорогие смартфоны в России по-прежнему пользуются спросом - 10.07.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий