Статьи

Роботы вместо ларьков

Роботы вместо ларьков

Московские власти решили поставить на улицах киоски-автоматы, поскольку их же победоносная война с обычными киосками обернулась тем, что за бутылкой воды нужно идти в супермаркет. Бизнес, однако, не торопится подхватывать новую инициативу, с интересом наблюдая за экспериментом первых смельчаков.

По киоскам из автоматов

В этом месяце в Москве, на Пушкинской площади, открылась первая палатка-робот. Вместо окошка продавщицы у киоска экран, с которого на покупателя смотрят мультяшные глаза. На широком козырьке пиксельным шрифтом набрано: «Все сам» (автомат изготовило и установило одноименное ООО), на двух витринах — 200 видов товаров, от воды и шоколадок до наушников и обувных щеток.

Аттракцион роботизированной торговли должен был проработать неделю. Киоск установили в качестве эксперимента, чтобы показать мэру Сергею Собянину. Мэру понравилось. 22 июля, когда «Деньги» отправили на Пушкинскую площадь фотографа, киоск был закрыт, его собирались увозить. Но почему-то оставили, и на следующий день он опять работал.

Московские власти еще два года назад рассказали о планах развития вендинговой торговли. Война с традиционными киосками тогда была в самом разгаре. В 2010 году во время «выездного совещания» у входа на станцию метро «Улица 1905 года» Собянин возмутился по поводу множества палаток и лотков, и через несколько дней по всему городу началась их ликвидация. Однако только в 2011 году Москомархитектура разработала единую схему размещения палаток, в которой их число было сокращено вдвое. До реформы в городе было 22 тыс. объектов, после — около 10 тыс. (8,5 тыс. круглогодичных и 1,8 тыс. сезонных).

При участии «Опоры России» и Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), которая объединяет производителей и операторов вендинговых машин, городской департамент торговли и услуг разработал новую концепцию уличной торговли — современную и даже футуристичную. В течение нескольких лет предлагалось установить десятки тысяч уличных вендинговых киосков: 26 тыс.— на улицах, в парках и скверах, столько же — на остановках общественного транспорта, в метро и переходах, 10 тыс.— во дворах, а также рядом с супермаркетами или торговыми центрами.

Департамент торговли и услуг Москвы собирался разработать нормативную базу, которая позволила бы устанавливать торговых роботов на улицах. Документов до сих пор нет. В общем виде установку торговых автоматов регулирует постановление городского правительства «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». Из текста понятно только, что, как и в случае с обычными палатками, департамент торговли и услуг (или, если речь о подземной торговле, Московский метрополитен или «Гормост») будет проводить аукционы.

«Все префектуры представили адресные перечни мест возможного размещения торговых аппаратов, и сейчас Москомархитектура на основе этих данных рисует схемы конкретного размещения автоматов на улицах города»,— сообщила в прошлом году пресс-служба департамента торговли и услуг. Впрочем, тогда же руководитель департамента Алексей Немерюк отметил, что пока заинтересованность в новом формате уличной торговли не проявляют ни бизнес, ни горожане. «Думаю, в ближайшие годы он не будет иметь успеха, в частности, из-за того, что наш климат не позволяет реализовывать продукцию»,— сказал чиновник.

Возможно, проект так долго набирал ход потому, что вендинговая концепция — идея прежнего руководителя департамента торговли и услуг. Алексей Немерюк, его преемник, говорит, что «Все сам» — единственная компания, которая взялась развивать подобный формат, другие производители вендинговых автоматов не готовы или не хотят заниматься изготовлением уличных киосков.

Первый смелый

Киоск «Все сам» c Пушкинской площади — видимая часть проекта предпринимателя Александра Золотарева. Свой первый кофейный автомат он установил еще в 1996 году, а сейчас возглавляет группу компаний ЭПС, которая производит торговые и кофейные вендинговые машины.

Сейчас уличныйвендинг для Золотарева любимая игрушка. Экстерьером, интерфейсом и фирменным стилем киосков «Все сам» занималась студия Артемия Лебедева, которой в последнее время везет на городские проекты (она оформляла парковочные терминалы и адресные таблички, разрабатывала новую схему линий и напольную навигацию для метро, участвовала в создании дизайн-кода, регулирующего размещение вывесок на центральных улицах). Сколько потрачено на «Все сам», Золотарев не рассказывает, но очевидно, что много.

Участники рынка оценивают стоимость одного киоска (их собирают на предприятии вКлину) в €30 тыс. «Город мне не дал ни копейки: я предложил этот проект как москвич, потому что считаю, что он украсит столицу,— говорит Золотарев.— То, что кисок работает, не означает, что мы получили какие-то гранты или что мы теперь золотые партнеры и нам будут выделять места без конкурса. Если завтра город скажет, что ему это не нужно в рамках городских программ, компания все равно будет работать».

Впрочем, Алексей Немерюк сообщил «Деньгам», что город по-прежнему готов выделить места под новые киоски. В ближайшее время появится еще несколько (в течение двух недель производитель может установить четыре автомата), но тоже временно, в рамках пилотного проекта. До конца года компания готова произвести 60 киосков, а если будет нужно, то и все 100. «Задача — проверить, будут ли люди бояться нашего киоска, правильно ли они будут на него реагировать,— рассказывает Золотарев.— 200–300 покупок в день говорят, что люди его совсем не боятся».

По мнению президента НААТ Бориса Белоцерковского (он возглавляет и одну из крупнейших российских вендинговых компаний Uvenco), если вендинговые киоски и станут заметным каналом уличной торговли, то не раньше чем лет через пять. Он отмечает, что большинству вендинговых компаний киоски вроде того, что поставили на Пушкинской площади, не по карману. В то время как самый дорогой торговый автомат для помещений в каталоге компании ЭПС Александра Золотарева стоит 345 тыс. руб.

Впрочем, Золотарев и не собирается продавать свои машины. Сначала «Все сам» хочет их устанавливать самостоятельно, а позднее, возможно, разработает партнерскую программу для желающих работать на условиях франчайзинга. Потребность города в киосках-роботах Золотарев оценивает скромнее, чем департамент торговли и услуг, но все равно довольно смело — в 7,5 тыс. По его подсчетам, один киоск «Все сам» окупается за полтора-два года (при условии, что будет продавать около 200 товаров день). Продолжительность жизни робота — 15 лет.

«Роботорговля»

Доля вендинга в общем обороте розницы в России исчезающе мала, хотя мировой опыт подтверждает, что этот показатель может достигать 5%, а в некоторых товарных группах — 10%. Лидеры автоматизированной торговли — Европа, США и Япония. В Европейском союзе около 4 млн торговых автоматов, в Японии — 6 млн, а в Штатах — 7 млн. В Париже на 2,5 млн жителей — 120 тыс. вендинговых машин, в Нью-Йорке на 8 млн — 200 тыс., а в Токио на 13 млн — 500 тыс. В США, где каждые 15 минут роботам-продавцам скармливают 3,5 млн монет, объем продаж посредством вендинга составляет около $23 млрд в год. И продается все что угодно, в том числе на улице. Весной в Колорадо установили первый вендинговый автомат, торгующий марихуаной (только в медицинских целях).

В России, по данным НААТ, оборот рынка вендинговых аппаратов составляет около 22 млрд руб. Число автоматов — 139 тыс., большая часть их установлена в помещениях. Как и во всем мире, они продают не только напитки и закуски: уже давно есть агрегаты для покупки контактных линз, корма для животных, цветов, чехлов для айфонов и всего на свете. Операторы автоматов были бы рады выйти на улицу, но их останавливает отсутствие правил игры. «Первые этажи домов не рассчитаны для размещения магазинов: в советское время первые этажи были жилыми, потому что одного универсама на микрорайон было достаточно,— говорит президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов.— В Москве втрое меньше торговых площадей, чем нужно. Пусть будут автоматы! Сейчас торговля недоразвита, и чем больше будет разных форм торговли, тем лучше. Дайте только людям работать». Впрочем, даже когда условия для работы появятся, не стоит ждать ажиотажа: опыт киоскеров показывает, что город с поразительной легкостью меняет решения в сфере уличной торговли.

В 2011 году после очистки улиц от палаток конкурсы на их размещение заменили денежными аукционами. К внешнему виду ларьков предъявили новые требования, их разработала Москомархитектура.

В 2013 году город решил избавиться от палаток, расположенных в зонах транспортно-пересадочных узлов. Киоски, установленные в соответствии с недавно принятыми правилами, перевели на другие, менее привлекательные участки. Компенсации никто не получил (только на прошлой неделе Минпромторг предложил законопроект, который обязывает власти находить в таких ситуациях равноценные места для замены). Весной этого года власти решили кардинально изменить принципы установки торговых павильонов в подземных переходах, в результате резко увеличилась стоимость аренды (подробнее об этом см. материал «Крутой переход» в номере «Денег» от 7 апреля 2014 года).

Даже общее направление продолжающейся реформы нестационарной розницы просматривается с трудом. Чиновники мечтают о десятках тысяч вендинговых киосков и одновременно утверждают, что москвичам достаточно 7,5 тыс. действующих палаток. Еще в мае сообщалось, что только в центре Москвы киосков должно стать в 2,5 раза больше. К ноябрю власти собирались разработать схему размещения 1,4 тыс. новых ларьков. По словам Немерюка, всего было закрыто только около 4 тыс. ларьков. «Убрали киоски, которые стояли незаконно,— объясняет чиновник.— Их и раньше сносили, каждый по несколько раз. Но они открывались снова. Теперь система более жесткая». В департаменте торговли и услуг «Деньгам» сказали, что в ближайшее время массовых закрытий не будет.

Большинство операторов вендинга — малые и средние предприниматели. Только 9% американских компаний имеют более двадцати сотрудников, более чем у половины нет и пяти. В России — то же самое. По оценке участников российской индустрии, опрошенных «Деньгами», у нас на долю пяти крупнейших компаний — Uvenco, «СИБА-Вендинга», «Комм Пасса», «Ассорти» и «Вендекса» — приходится около трети рынка. Лидер — Uvenco, которая управляет сетью из 10 тыс. автоматов. Прочие компании — в основном малый бизнес, которому пока комфортнее в помещении. Там — все просто. Участники рынка рассказывают, что инвестиции на единицу техники раньше составляли 200–500 тыс. руб., а в последние годы, после появления российских аппаратов приемлемого качества,— 150 тыс. руб. Средняя выручка автомата, по подсчетам одного из крупных российских операторов, составляет 7–15 тыс. руб. в месяц (все зависит от трафика). Текущие расходы — около 60% выручки автомата, арендная плата — 5–10%. Средний срок окупаемости — год-полтора.

В этой ситуации к эксперименту Александра Золотарева участники вендингового рынка присматриваются с интересом, но вслед за ним не торопятся.

Анастасия Демидова, Олег Хохлов 
Коммерсантъ-Деньги 
Advertology.Ru

25.07.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Дизайн - протест, Дизайн - провокация

Дизайн - протест, Дизайн - провокация
Дизайн - протест, Дизайн - провокация. В эпоху развития всемирной паутины и свободы распространения печатных материалов дизайнеры продолжают активно использовать свои таланты. Считается, что хорошее изображение стоит тысячи слов. На протяжении всей истории дизайнеры использовали этот девиз, создавая простые, но, тем не менее, мощные работы, которые быстро доносили едкие послания до аудитории. В книге "Дизайн – протест, дизайн – провокация" исследуются графические работы, которые создавались как отклик на социальные и политические волнения по всему миру. Безусловно, сейчас самое время для выхода подобной книги. Внимание! Книга на английском языке (imprint)

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.05.2025 - 05:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация