Новости

Материться в фильмах разрешат только на кинофестивалях

Материться в фильмах разрешат только на кинофестивалях

Авторы законопроекта о запрете мата учли поправки Министерства культуры

По информации «Известий», рабочая группа депутатов Федерального собрания одобрила замечания Министерства культуры к готовящемуся ко второму чтению законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка». 

Законопроект предполагает запрет нецензурной брани в фильмах, которые предназначены для показа в кинозалах, в театральных постановках и в иных случаях публичного исполнения произведений литературы и искусства.

В нынешнем варианте законопроект, внесенный год назад главой комитета по культуре Станиславом Говорухиным, предлагает запретить выдачу прокатных удостоверений фильмам, где содержатся нецензурные выражения, и одновременно запретить любой прокат без прокатного удостоверения.

В Минкультуры «Известиям» рассказали, что ведомство предложило не вводить обязательную выдачу прокатных удостоверений на зарубежные фильмы для показа в рамках международных теле- и кинофестивалей. Предложение мотивировано технической невозможностью подобной процедуры — иностранный фильм ввозится на ограниченный срок (а на выдачу прокатного удостоверения предусмотрено 10 рабочих дней) и в количестве одной копии, которую фестиваль арендует и обязан возвратить правообладателю, в то время как по российскому законодательству одним из условий для выдачи прокатного удостоверения является безвозмездная сдача копии фильма на государственное хранение в Госфильмофонд или в Российский государственный архив кинофотодокументов. Также в министерстве считают, что прокатное удостоверение не нужно для однократного телепоказа как российского, так и зарубежного кино. 

Пока сложно сказать, как будет выглядеть итоговый вариант, но уже сейчас многие деятели киноиндустрии отзываются о нем неодобрительно. Глава компании СТВ, продюсер Сергей Сельянов заявил «Известиям», что «депутаты ломятся в открытую дверь».

— Не делается фильмов с матом для широкой публики — продюсеры понимают, что из-за возрастных ограничений они теряют значительную часть аудитории, да и взрослый зритель порой строже депутатов и нецензурную лексику не жалует, — полагает Сельянов.

Более того, продюсер уверен, что «запретительная лихорадка», в сущности, никакой пользы не приносит.

— Мат в искусстве — это далеко не самая животрепещущая тема сегодня, и было бы разумнее обратиться к более насущным проблемам индустрии. Мы надеемся на наш парламент и рассчитываем на эффективную законодательную деятельность, — резюмировал Сергей Сельянов.

И кинематографисты, и законодатели сходятся в том, что от мата следует оградить детей, но это сделано уже сейчас, в рамках существующего законодательства и без запрета мата в кино. В действующем административном регламенте государственной услуги по выдаче прокатных удостоверений указано, что для фильма, содержащего бранные слова и выражения, предусмотрено ограничение «18+».

Стоит отметить, что в стране работает целое направление режиссеров, снимающих социальное кино, где без крепких слов не обойтись — у того же Станислава Говорухина, автора инициативы, в «Ворошиловском стрелке» герои выражаются отнюдь не литературно. Такие фильмы не ориентированы на массовую публику, собирают небольшую кассу, но могут не досчитаться и этого, если за нецензурную лексику будут лишать прокатного удостоверения и, соответственно, проката.

Режиссер Борис Хлебников («Коктебель», «Пока ночь не разлучит») не понимает, «чего именно законодатели хотят этой процедурой добиться». 

— Мат —  часть языка. Для писателя, режиссера — это сильный инструмент и одновременно очень сложный, его нужно очень точно или достаточно остроумно использовать. Никто просто так в фильм мат не вставляет, — заявил режиссер «Известиям». — Когда я показывал деревенским жителям свой последний фильм, снятый в деревне и о деревне («Долгая счастливая жизнь», участвовал в основном конкурсе Берлинале-2012. — «Известия»), где совсем отсутствовал нецензурная лексика, то общее мнение сформулировала одна женщина восьмидесяти лет: «Всё здесь правильно, достоверно, всё нравится, только вот люди так в жизни не разговаривают».

Программный директор Московского кинофестиваля Кирилл Разлогов уверен, что мат может быть органически вписан в художественный замысел, «как, например, в «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова или «Астенический синдром» Киры Муратовой» и здесь наиболее разумно использовать не запретительные меры, а рекомендательные.

Можно также рассчитывать на самоцензуру — в обсуждаемом ныне проекте Этической хартии кинематографистов пункт 4.15 призывает коллег «без крайней художественной и идейной необходимости … не использовать ненормативную лексику». 

Дополнительную сложность применения будущего закона создает неразрешимость вопроса о том, что же  следует считать матом. Учитывая законы развития языка, составить полный список всех бранных слов не удастся — при ограниченном списке лексем вариаций на них может быть неограниченное количество и в сложных случаях требуется независимая лингвистическая экспертиза.

Руководитель Гильдии лингвистов-экспертов, профессор Михаил Горбаневский считает «закон о мате» «имитацией законотворческой деятельности».

— Более конструктивным было бы дополнить уже существующий «Закон о государственном языке Российской Федерации», который, безусловно, хорош по идее, но имеет и ряд недостатков — в частности, там не прописано ведомство, которое следит за его исполнением, — полагает собеседник издания.

Ученый также согласился с Сергеем Сельяновым в том, что закон не несет в себе позитивной новизны, так как уже существует и работает статья 20.1.1 Административного кодекса, устанавливающая штрафы за нецензурную брань в общественном месте. Так как юридический статус понятия «общественное место» не определен, юристы склонны трактовать его расширительно — в частности, подразумевать под «общественным местом» концертные площадки, кинотеатры и театры.

"Известия"
Advertology.Ru

10.04.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

23.12.2025 - 01:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация